суббота, 22 сентября 2012 г.

Россия рискует стать колонией Европы

Павел Святенков
Чтобы этого не случилось, нужно создавать собственную интеграционную группировку с участием России, Украины и Белоруссии

Европейский союз может стать федеративным государством. Такую новость сообщили на днях средства массовой информации. В ходе заседания министров иностранных дел 11 государств ЕС были выработаны предложения, которые должны превратить Европу из аморфного образования, которое одни специалисты считают международной организацией, а другие – конфедерацией, в современную сверхдержаву. Представители Германии, Франции, Италии, Австрии, Португалии, Испании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Дании и Польши предложили революционные изменения.

Во-первых, председателя Еврокомиссии будут избирать все жители объединенной Европы. Таким образом, ЕС получит своего президента, независимого от национальных правительств. Председатель Еврокомиссии будет назначать европейских министров. Таким образом, в его распоряжении окажутся полномочия, схожие с теми, которые имеет президент в США.

Во-вторых, Европарламент получит право принимать законы. Будет создана верхняя палата Европарламента, задачей которой станет представительство интересов стран-членов ЕС. Иначе говоря, Европарламент также будет похож на американский конгресс, где есть палата представителей, представляющая народ, и сенат, который отстаивает интересы штатов.

В-третьих, будут увеличены полномочия Верховного представителя ЕС по иностранным делам. Тем самым объединенная Европа сможет проводить согласованную внешнюю политику.

Конечно, пока все вышеизложенное – лишь предложения. «За» высказались представители 11 стран, в то время как в Европейский союз входят 27 государств. Это значит, что пока у сторонников реформы нет даже большинства в ЕС. Однако если мы прочтем список «подписантов» внимательнее, мы обнаружим в нем все «локомотивы» современной Европы – Германию, Францию, Италию, Испанию, государства-члены Бенилюкса, а также, ко всеобщему удивлению, Польшу. Из великих держав вне списка – только Великобритания, традиционный евроскептик и «тормоз» единства Старого Света.

 Что означает все вышеизложенное? Европейские элиты наконец-то «созрели» для понимания простого факта: современный мир есть мир крупных экономических и политических субъектов. ВВП США – $ 15 трлн, а население – 300 млн человек. ВВП Китая – $ 11 трлн, а население – 1,3 млрд человек. Единая Европа с ее 500 млн жителей и $ 15 трлн ВВП неплохо смотрится на их фоне, но это если считать Европейский союз единым государством. По отдельности же члены ЕС не смотрятся на фоне США и Китая. Крупнейшая экономическая держава Европы, Германия, имеет лишь $ 3 трлн ВВП, прочие – и того меньше. Равноправные переговоры Польши с Китаем или Америкой немыслимы, а вот переговоры Европы с Китаем вполне возможны и даже естественны с точки зрения «весовой категории».

Так что мировой экономический кризис, который, как пророчили многие, мог развалить Европейский союз, на деле, скорее всего, приведет к его консолидации, и это вполне объяснимо. Наличие единой валюты всегда диктует создание единого государства, а единая валюта у большинства европейцев есть – евро. Кризис евро вызван тем, что национальные правительства еврозоны, лишенные возможности печатать собственные деньги для затыкания «дыр» в бюджете, стали делать долги. В итоге финансовые проблемы чуть было не погребли под собой Грецию и поставили под угрозу стабильность Испании и даже Италии.

Конечно, не все в Европе будут рады превращению Европейского союза в федерацию. Так, Британия будет всеми силами тормозить процесс консолидации, ибо он может идти только на основе объединения Европы вокруг извечного врага британцев – Германии.

Но возражения Британии и нескольких государств, которые могут к ней примкнуть (например, Швеции), не могут быть приняты во внимание. Если британцы не согласятся, федерация будет создана в более узком составе, чем нынешний ЕС. Например, в нее могут не включить Грецию, Швецию, Ирландию, Румынию, Болгарию, Чехию, Словакию, Словению, да и саму Британию. Вряд ли ЕС от этого ослабнет – скорее усилится, ибо ему приходится тащить «на буксире» слишком многие государства Восточной и Южной Европы. Заниматься экономическим развитием Румынии европейцам не очень хочется, не говоря уже о бесконечном финансировании богатой жизни в Греции.

Так что создание федерации – хорошая идея. И Европа усилится, и всякого рода дармоедов европейцы смогут безболезненно «послать», ссылаясь на их неготовность к созданию единого государства и экономическую слабость.

Что означает все вышеизложенное для России? Для России это означает появление на наших границах мощной сверхдержавы с населением в 300-400 млн человек. При этом больше половины российской торговли приходится на Европу. Потенциально Россия может стать «задним двором» или протекторатом Европейской Федерации. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо уже сегодня создавать собственную интеграционную группировку на постсоветском пространстве, с включением в нее России, Украины и Белоруссии. Нечто подобное советовал Солженицын еще в 90-е годы прошлого века. Быть может, союзником станет и Казахстан. Сейчас прообраз такого альянса уже существует в лице Таможенного союза. Но Украина по-прежнему смотрит в сторону Европы и никак не решится, в каком направлении идти, хотя довольно очевидно, что в союзе с Россией она обречена быть привилегированным партнером, а в отношениях с Европой – обычной полуколонией в стиле «млеко-яйки».

Так что проект европейской федерации, о неизбежности которого автор этих строк предупреждал еще несколько лет назад, приобретает конкретные очертания. Для нашей страны объединенная Европа – это испытание и вызов. Россия слишком велика, чтобы быть принятой в ЕС, но сотрудничество с европейцами может как помочь вытянуть нашу страну из экономического кризиса и индустриализовать ее, так и превратить в полуколонию европейского «ядра». Как пойдет процесс, во многом зависит от воли российского руководства, от способности Кремля модернизировать экономику нашей страны, ибо сырьевая Россия в Европе не нужна, и недавнее дело, возбужденное Еврокомиссией против «Газпрома», – тому свидетельство.

Россия должна вернуться в Европу, но не как представительница мирового «халифата» (во что начинают играть некоторые наши политики), а как полноценная европейская держава, которая хоть и находится за пределами ЕС, но, тем не менее, является органической частью европейской культуры.

А в отдаленной перспективе нам нужно стать экономически сильнее Германии. Эта схема существовала в первой половине XIX века и во второй половине ХХ века и принесла Европе мир. Россия и сегодня может играть эту роль. К признанию нашего статуса великой европейской державы, полноправно участвующей в делах этой части света, и следует стремиться. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий