Станислав Стремидловский
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган отправляется в большое зарубежное турне. 11-12 сентября он посетит Баку, где примет участие в заседании азербайджано-турецкого Совета стратегического сотрудничества. Ожидается встреча премьер-министра Турции с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и другими официальными лицами. 15 сентября Эрдоган отправится с визитом в республику Боснию и Герцеговину. А в промежутке, 12-14 сентября турецкого премьер-министра ожидают на Украине, где запланирована его встреча с Виктором Януковичем. Также Эрдаган планирует побывать на очередном саммите Ялтинской европейской стратегии в Крыму (это мероприятие организовывает украинский бизнесмен Виктор Пинчук), где выступит на конференции "Украина и мир: отвечая на завтрашние вызовы вместе". Возможно, что в Крыму турецкий лидер встретится и с представителями крымско-татарского народа.
Аналитики уже начали гадать, с чем связана смена парадигмы внешнеполитических контактов Анкары. До сих пор точкой приложения Эрдагана и его министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу были Сирия, Иран, Тунис, Египет и Израиль. Конечно, не все получалось. Более того, скажем прямо, не получалось очень многое. Может быть поэтому, доведя до финала созданную собственными усилиями напряженность с былыми партнерами на юге, премьер-министр Турции пытается взять реванш на севере? Предполагаемый маршрут турне Эрдогана вызвал определенную обеспокоенность в Европейском союзе. "Кстати, некоторые европейские страны также крайне подозрительно воспринимают усиление роли Турции хотя бы в региональном масштабе", - отмечает в этой связи азербайджанская газета "Зеркало". В первую очередь, речь идет о действиях Турции на Южном Кавказе в районе треугольника Азербайджан - Нагорный Карабах - Армения. Здесь Анкара, исполняя "политическое танго" с Баку, чаще оказывается ведомой, чем ведущей. Однако с Киевом роль Анкары, похоже, складывается в иной плоскости.
Одна из главных проблем Украины - обеспечение ее энергетической безопасности. До сих пор Киев возлагал большие надежды по этой части на Европейский союз, полагая, что его политического влияния будет достаточно, чтобы с помощью ЕС обеспечить себе более выгодный контракт с российским "Газпромом". Но весной сего года украинские власти предприняли ряд шагов в энергетической сфере, последствия которых пока просчитываются с большим разбросом вероятностей. Киев начал формировать новую геополитическую реальность, в которой среди его партнеров оказались Катар, Китай и Турция. Так, президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров широко разрекламировали программу замещения природного газа углем отечественной добычи. Кредит на эти цели в размере нескольких миллиардов долларов был предоставлен Китаем. В закон о государственном бюджете Украины на 2012 были внесены соответствующие поправки, которые увеличивают сумму гарантированного государством долга только в текущем году на 50,7%.
До того, в мае 2012 года, Украина и Катар подписали меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики. Стороны намерены изучить пути взаимовыгодного сотрудничества в поставках сжиженного природного газа (СПГ) и строительстве терминала по его регазификации (LNG-терминала). 8 августа правительство Украины утвердило ТЭО строительства LNG-терминала. Доля государства в этом стратегическом предприятии составит 25%, остальное придется на частных инвесторов. Стратегическом потому, что на сжиженный газ официальный Киев возлагает очень большие надежды. Высокопоставленные украинские чиновники неоднократно утверждали, что успех этого проекта приведет к значительному снижению объема закупаемого газа от "Газпрома", в перспективе, не исключено, что и к полному отказу от контракта с российской монополией.
Но одного терминала мало, требуется еще доставлять к нему газ. В украинской прессе высказывались различные предположения. Назывался, в частности, Азербайджан. Это был бы оптимальный вариант для Киева - короткий маршрут для танкеров во внутреннем Черном море. Однако Баку уже ввязался в столько проектов газопроводов, что вряд ли здесь нашлось бы место и для украинского проекта. Прочие возможные пункты отправки топлива - Катар, Алжир, США - требуют прохождения двух узких морских "горлышек", Гибралтара и Босфора. Последний принадлежит Турции, которая, регулируя правила прохода судов через пролив, полностью контролирует входы и выходы в Черном море.
Соответственно, разрешение на подход танкеров того же Катара в район LNG-терминала будет находиться полностью в руках Турции. В интервью газете "Зеркало недели" председатель Координационного совета национального проекта Украины "LNG-терминал" Виталий Демьянюк заявил по этому поводу следующее: "Если это поставка извне бассейна Черного моря, то этот аспект, безусловно, нужно учитывать. К примеру, россияне абсолютно спокойно с учетом требований прохождения через проливы возят ежегодно свыше 90 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. В том числе и продукт значительно опаснее LNG. Бывали несчастные случаи. Но надо отметить, что с LNG-танкерами в мире до сего момента не было несчастных случаев. Существуют две конвенции, которые регулируют в том числе судоходство через Босфор и Дарданеллы. Одна конвенция называется "Монтре", вторая - Лозанская, и эти документы регулируют порядок и условия прохождения иностранных судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Когда разрабатывались эти конвенции, LNG еще не было. Эти документы говорят немного о другом - о том, что существует только ряд условий и ограничений, которые может накладывать турецкая сторона на прохождение судов. Это касается военных судов, военного времени, участия или неучастия турецких судов в военном конфликте. Ограничений для прохождения гражданских судов нет в принципе. Чем, собственно, наши российские коллеги успешно пользуются.... Для нас прохождение судов через Босфорский пролив - это вопрос энергетической независимости. Мы надеемся, что будет взаимопонимание. Консультации Украины с турецкой стороной на самых высоких уровнях показывают, что такое понимание есть".
Понимание - вещь хорошая. Однако оно не относится к геополитическим категориям. А Украина, хочется думать, все-таки нацелена на такое выстраивание своей внешней политики, при которой ее энергетическая безопасность будет обеспечена на десятилетия. Сегодня Анкара не демонстрирует экспансионистских устремлений на северном направлении. Но можно ли гарантировать, что так будет всегда? В 2010 году Турция декларировала политику "ноль проблем с соседями". Прошло всего каких-то два года. Попытки Анкары бежать впереди "арабской весны" вызвали серьезную напряженность не только с Ираном, Сирией и Израилем, но и ощутимые колкие удары со стороны европейских стран, например, Франции. Более того, перед Турцией встала проблема набирающего силу проекта создания "Большого Курдистана", что грозит в потенции фрагментацией пространства, распадом страны.
В результате к власти могут придти радикалы как светского толка (военные), так и исламского, что приведет к непредсказуемым последствиям в регионе. Сомнительно, что в этом случае кто-то сможет гарантировать Украине режим свободного прохода танкеров со сжиженным газом через Босфор. Начнется торг. Причем, у Киева здесь будут заведомо слабые позиции. Контракт с "Газпромом", как ни крути, в силу фактора Европейского союза, не дает возможности полностью лишить Украину газа, что было не раз продемонстрировано в ходе так называемых "газовых войн". В случае же отказа пропускать танкеры через проливы в Черное море, Киев останется с Анкарой один на один, без союзников. В свое время, в 1649 году гетман Богдан Хмельницкий, подданный Речи Посполитой и вассал Крымского ханства, уже пытался столкнуть между собой своих сюзеренов, чтобы получить автономию от польского короля и лично для себя сенаторское место в Сейме. Однако в ходе битвы под Зборовом два правителя договорились. Потомок чингизидов, крымский хан Ислам-Гирей получил хороший выкуп и ясырь от короля Яна Казимира. Кое-что досталось и Богдану Хмельницкому, но совсем не то, на что он рассчитывал - попытки худородного гетмана встать вровень с августейшими особами вызвали негодование Ислам-Гирея. Ну а потом Хмельницкий лишился и того, что получил. Как бы и на сей раз не вышло чего-нибудь такого.
Аналитики уже начали гадать, с чем связана смена парадигмы внешнеполитических контактов Анкары. До сих пор точкой приложения Эрдагана и его министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу были Сирия, Иран, Тунис, Египет и Израиль. Конечно, не все получалось. Более того, скажем прямо, не получалось очень многое. Может быть поэтому, доведя до финала созданную собственными усилиями напряженность с былыми партнерами на юге, премьер-министр Турции пытается взять реванш на севере? Предполагаемый маршрут турне Эрдогана вызвал определенную обеспокоенность в Европейском союзе. "Кстати, некоторые европейские страны также крайне подозрительно воспринимают усиление роли Турции хотя бы в региональном масштабе", - отмечает в этой связи азербайджанская газета "Зеркало". В первую очередь, речь идет о действиях Турции на Южном Кавказе в районе треугольника Азербайджан - Нагорный Карабах - Армения. Здесь Анкара, исполняя "политическое танго" с Баку, чаще оказывается ведомой, чем ведущей. Однако с Киевом роль Анкары, похоже, складывается в иной плоскости.
Одна из главных проблем Украины - обеспечение ее энергетической безопасности. До сих пор Киев возлагал большие надежды по этой части на Европейский союз, полагая, что его политического влияния будет достаточно, чтобы с помощью ЕС обеспечить себе более выгодный контракт с российским "Газпромом". Но весной сего года украинские власти предприняли ряд шагов в энергетической сфере, последствия которых пока просчитываются с большим разбросом вероятностей. Киев начал формировать новую геополитическую реальность, в которой среди его партнеров оказались Катар, Китай и Турция. Так, президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров широко разрекламировали программу замещения природного газа углем отечественной добычи. Кредит на эти цели в размере нескольких миллиардов долларов был предоставлен Китаем. В закон о государственном бюджете Украины на 2012 были внесены соответствующие поправки, которые увеличивают сумму гарантированного государством долга только в текущем году на 50,7%.
До того, в мае 2012 года, Украина и Катар подписали меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики. Стороны намерены изучить пути взаимовыгодного сотрудничества в поставках сжиженного природного газа (СПГ) и строительстве терминала по его регазификации (LNG-терминала). 8 августа правительство Украины утвердило ТЭО строительства LNG-терминала. Доля государства в этом стратегическом предприятии составит 25%, остальное придется на частных инвесторов. Стратегическом потому, что на сжиженный газ официальный Киев возлагает очень большие надежды. Высокопоставленные украинские чиновники неоднократно утверждали, что успех этого проекта приведет к значительному снижению объема закупаемого газа от "Газпрома", в перспективе, не исключено, что и к полному отказу от контракта с российской монополией.
Но одного терминала мало, требуется еще доставлять к нему газ. В украинской прессе высказывались различные предположения. Назывался, в частности, Азербайджан. Это был бы оптимальный вариант для Киева - короткий маршрут для танкеров во внутреннем Черном море. Однако Баку уже ввязался в столько проектов газопроводов, что вряд ли здесь нашлось бы место и для украинского проекта. Прочие возможные пункты отправки топлива - Катар, Алжир, США - требуют прохождения двух узких морских "горлышек", Гибралтара и Босфора. Последний принадлежит Турции, которая, регулируя правила прохода судов через пролив, полностью контролирует входы и выходы в Черном море.
Соответственно, разрешение на подход танкеров того же Катара в район LNG-терминала будет находиться полностью в руках Турции. В интервью газете "Зеркало недели" председатель Координационного совета национального проекта Украины "LNG-терминал" Виталий Демьянюк заявил по этому поводу следующее: "Если это поставка извне бассейна Черного моря, то этот аспект, безусловно, нужно учитывать. К примеру, россияне абсолютно спокойно с учетом требований прохождения через проливы возят ежегодно свыше 90 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. В том числе и продукт значительно опаснее LNG. Бывали несчастные случаи. Но надо отметить, что с LNG-танкерами в мире до сего момента не было несчастных случаев. Существуют две конвенции, которые регулируют в том числе судоходство через Босфор и Дарданеллы. Одна конвенция называется "Монтре", вторая - Лозанская, и эти документы регулируют порядок и условия прохождения иностранных судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Когда разрабатывались эти конвенции, LNG еще не было. Эти документы говорят немного о другом - о том, что существует только ряд условий и ограничений, которые может накладывать турецкая сторона на прохождение судов. Это касается военных судов, военного времени, участия или неучастия турецких судов в военном конфликте. Ограничений для прохождения гражданских судов нет в принципе. Чем, собственно, наши российские коллеги успешно пользуются.... Для нас прохождение судов через Босфорский пролив - это вопрос энергетической независимости. Мы надеемся, что будет взаимопонимание. Консультации Украины с турецкой стороной на самых высоких уровнях показывают, что такое понимание есть".
Понимание - вещь хорошая. Однако оно не относится к геополитическим категориям. А Украина, хочется думать, все-таки нацелена на такое выстраивание своей внешней политики, при которой ее энергетическая безопасность будет обеспечена на десятилетия. Сегодня Анкара не демонстрирует экспансионистских устремлений на северном направлении. Но можно ли гарантировать, что так будет всегда? В 2010 году Турция декларировала политику "ноль проблем с соседями". Прошло всего каких-то два года. Попытки Анкары бежать впереди "арабской весны" вызвали серьезную напряженность не только с Ираном, Сирией и Израилем, но и ощутимые колкие удары со стороны европейских стран, например, Франции. Более того, перед Турцией встала проблема набирающего силу проекта создания "Большого Курдистана", что грозит в потенции фрагментацией пространства, распадом страны.
В результате к власти могут придти радикалы как светского толка (военные), так и исламского, что приведет к непредсказуемым последствиям в регионе. Сомнительно, что в этом случае кто-то сможет гарантировать Украине режим свободного прохода танкеров со сжиженным газом через Босфор. Начнется торг. Причем, у Киева здесь будут заведомо слабые позиции. Контракт с "Газпромом", как ни крути, в силу фактора Европейского союза, не дает возможности полностью лишить Украину газа, что было не раз продемонстрировано в ходе так называемых "газовых войн". В случае же отказа пропускать танкеры через проливы в Черное море, Киев останется с Анкарой один на один, без союзников. В свое время, в 1649 году гетман Богдан Хмельницкий, подданный Речи Посполитой и вассал Крымского ханства, уже пытался столкнуть между собой своих сюзеренов, чтобы получить автономию от польского короля и лично для себя сенаторское место в Сейме. Однако в ходе битвы под Зборовом два правителя договорились. Потомок чингизидов, крымский хан Ислам-Гирей получил хороший выкуп и ясырь от короля Яна Казимира. Кое-что досталось и Богдану Хмельницкому, но совсем не то, на что он рассчитывал - попытки худородного гетмана встать вровень с августейшими особами вызвали негодование Ислам-Гирея. Ну а потом Хмельницкий лишился и того, что получил. Как бы и на сей раз не вышло чего-нибудь такого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий