суббота, 8 сентября 2012 г.

Конфуз Медведева: гвардия взбунтовалась


 Иван Гладилин


Членов экспертного совета при премьер-министре России рекрутировали без их согласия

Дмитрий Медведев, утвердив в минувший понедельник «свою» квоту создаваемого по его же инициативе Экспертного совета при Правительстве РФ (призванного, кстати, заменить его же провалившийся проект создания «Большого» или «Открытого» правительства), дал повод разве лишь для горьких шуток и насмешек.

«А кто сегодня не член экспертного совета?» - «веселится» Рунет. «Каких только экспертов нет в стране! Плюнуть некуда! А жизнь в стране для большинства - поганая, для меньшинства - «по потребностям»!.. – справедливо замечает блогер pinkhasik1. - Как отучить их врать безответственно, если в стране свобода слова? Есть предложение: если политик, экономист, депутат, журналист с экономическим образованием, ученый, особенно политических наук, инженер, депутат, чиновник, любитель опубликовал свою оценку, прогноз, заключение, доступное для более трех человек, а его труд ошибочен или жизнью опровергнут, то любой гражданин имеет право требовать возбуждение уголовного дела, для чего в Уголовный Кодекс страны ввести этот вид преступления».

Но разве подвигнутся наши власти на столь решительную борьбу с собственной же безответственностью? Да нет, конечно. И потому впору не шутить, а горевать. К тому же корень бед не в экспертах, как таковых, пусть они и преимущественно безответственные, а в самих властях.

«Основные наши проблемы, которые предопределяют все остальное, они не экспертные, а чисто политические, - считает ученый Сергей Кара-Мурза, о чем он заявил в интервью «Накануне.ру». - Это должны бы понимать ведущие политики, верховные власти. Эксперты могут в рамках, заданных властью, что-то улучшить. Но они не могут обосновать исторический выбор. А должен быть и выбор цивилизационный, нельзя болтаться туда-сюда под действием разных внешних сил, не зная, куда мы идем. В этом наша главная проблема».

Между тем состав Экспертного совета, подобранный окружением Медведева и им утвержденный, свидетельствует как раз о том, что наша власть только и способна, что продолжить это «болтание туда-сюда». Впрочем, с явным уклоном в сторону «вестернизации» России.

На первый взгляд, медведевский Экспертный совет, включающий сразу 200 (!) имен, получился довольно разношерстным - в него вошли не только либеральные эксперты, но и, например, председатель Московского городского совета ветеранов Владимир Долгих, входивший в прошлом в высшее руководство СССР. Тем не менее основной костяк «списка Медведева» - все те же сторонники «модернизации» России по западным образцам (сплошь и рядом сводящейся, как известно, к слепому копированию далеко не самого лучшего зарубежного опыта). К тому же команда Медведева позвала в свое новое «Большое» правительство и немало оппозиционеров явно «болотного розлива».

Казалось бы, отечественной либеральной публике осталось только радоваться. Ан нет! Едва появившись, «список Медведева» тут же изрядно властей и оконфузил. Уже в первый же день с момента публикации на сайте большоеправительство.рф по меньшей мере три члена новоявленного совета заявили, что не собираются в нем работать. При этом многие члены новой правительственной структуры узнали в выпавшей на их долю чести из… сообщений СМИ. «Я не в курсе, не знаю, о чем речь идет. И почему вы мне об этом сообщаете, а не премьер-министр? – ответил «Независимой газете» вопросом на вопрос член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов. – Впрочем, может, они мне и звонили, но ведь я в отпуске...»

Ну а депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков, на стадии создания совета давший было свое согласие войти в новую правительственную структуру, узнав ее окончательный персональный состав, напрочь отказался иметь с ней дело. «Теперь же я увидел список из двухсот человек, где много тех, с кем я никак не могу допустить перечисления себя через запятую из соображений элементарной человеческой брезгливости», - заявил он «Коммерсанту». По словам Волкова, он готов сотрудничать с советом и заниматься разработками в области, которую он назвал «электронной демократией», если совет будет вновь разделен на рабочие группы, в состав которых войдут реальные эксперты в конкретной области.

Сомнение по поводу работоспособности новой структуры со столь разношерстным составом высказала и издатель журнала The New Times Ирена Лесневская, к своему удивлению обнаружившая себя в списке членов совета: «Есть люди, которые для меня нерукопожатны, но есть фантастические люди, которых я люблю, ценю, уважаю. И все это в одной куче».

«Конечно, народ балдеет, потому что экспертных советов столько, что уже невозможно найти специалиста, который бы никуда не входил», – заявила «Независимой газете» директор Института прикладной политики, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская. «Когда она (эта структура) создавалась, – замечает эксперт, – подразумевалось: есть правительство малое, которое в оперативном режиме управляет экономикой, и аналитические службы, объясняющие людям, почему принято то или иное решение. Чтобы общество лучше понимало политику правительства». Но получилось как всегда, сетует Крыштановская: «У нас каждый политик создает свою обойму, как это было в советское время. Пристраивает туда своих людей, которые копошатся, что-то делают... Но другой политик уже не хочет пользоваться структурой своего предшественника – он свою создает».

Упомянутый выше Алексей Арбатов также считает, что давно пора заняться инвентаризацией бесчисленных, дублирующих друг друга и взаимно налагающихся по персоналиям советов, комитетов и палат: «Пора подвести итоги, а не плодить все новые и новые организации. И я бы хотел Дмитрию Анатольевичу посоветовать провести сейчас такую работу».

Между тем министр по связям с Открытым правительством (без портфеля) Михаил Абызов, изначально подбиравший «медведевскую» квоту Экспертного совета, рассчитывает, что вскоре она пополнится второй своей половиной – экспертами, избранными сложным рейтинговым голосованием в Интернете уже по общественной квоте. Порядок (если здесь вообще уместно это слово) будет таков: для начала по 10 номинантов выдвинут региональные и федеральные власти, Общественная палата, РАН, политические партии и 20 ведущих российских вузов - всего не более двух тысяч человек. Лица, вошедшие в лонг-лист, будут голосовать друг за друга и в итоге определят состав второй половины совета, который также окончательно утвердит премьер Дмитрий Медведев.

Этот-то Экспертный совет и призван будет заменить собой «Большое» (как его изначально назвал в октябре 2011 года Медведев) или «Открытое» (как потом Дмитрий Анатольевич его перекрестил) правительство, идея которого была фактически похоронена с приходом в президенты Владимира Путина. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий