среда, 19 сентября 2012 г.

Еврозона начнет умирать у российской границы

Андрей Миловзоров
Размежевание Европы на Север и Юг становится все более очевидным. Причем нагляднее всего эти полюса представляют не Германия и Греция, а Финляндия и Италия. В их взаимоотношениях во всей красе проявляется закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Тем временем еврозона неумолимо приближается к распаду.


Финляндия традиционно занимает самую жесткую позицию по отношению к партнерам по еврозоне, оказавшимся в долговой яме. Италия же долго и упорно залезала в эту яму и теперь по объему госдолга (€ 2 трлн) занимает первое место в ЕС. Недавно финские и итальянские политики вступили в заочную полемику по поводу судьбы еврозоны и роли своих стран в преодолении кризиса. В частности, в июле итальянский премьер-министр Марио Монти упрекнул финский истеблишмент в расшатывании валютного союза. Ведь, как заявила ранее министр финансов Финляндии Ютта Урпилайнен, "Финляндия не станет цепляться за евро любой ценой, и мы готовы к любому сценарию, в том числе к выходу из еврозоны". Ее страна, дескать, и так сделала достаточно для спасения валютного союза.

Однако уже в начале августа премьеры двух стран провели конструктивные переговоры и, кажется, сняли все идейные разногласия. А недавно Финляндия направила в Рим группу высокопоставленных чиновников из Минфина в качестве бесплатных консультантов по выводу Италии из долгового кризиса. Правда, тот вариант действий, который Хельсинки предлагает всем проблемным членам еврозоны, не слишком-то им нравится: закладывать государственное имущество и даже земли под получаемые кредиты. Впервые Финляндия выдвинула такое предложение на саммите ЕС в июне. Тогда Италия его отвергла, но не исключено, что теперь к нему прислушается.

А Хельсинки жестко гнет свою линию: с должниками – по всей строгости! Финляндия – единственная из стран ЕС, которая, участвуя в оказании финансовой поддержки партнерам по еврозоне, вынуждает их заключать двусторонние соглашения о гарантиях возврата предоставляемых средств. В прошлом году такое соглашение она заключила с Грецией, этим летом – с Испанией. На переговорах с Мадридом Хельсинки настоял на том, чтобы 40% кредита на общую сумму в € 2,2 млрд были предоставлены в качестве залога. Таким образом, правительству Испании пришлось внести € 800 млн на финские счета, чтобы получить взамен € 1,4 миллиарда. Хельсинки даже предложил сделать такие залоги общеевропейской практикой, но не нашел понимания у партнеров. Еще бы, ведь, не располагая лишними средствами, страны-должники вынуждены давать финнам в залог деньги, полученные у других кредиторов. То есть у тех же немцев или французов, которые, естественно, не в восторге от того, что им приходится быть не только спасителями южан, но и гарантами сохранности финских кредитов. Альтернативное же предложение – давать в залог землю или госсобственность – не находит поддержки у стран-должников.

Зато финская принципиальность была по достоинству оценена международными рейтинговыми агентствами. Недавно Moody's выдало "негативный" прогноз по рейтингам ряда, казалось бы, наиболее устойчивых европейских экономик – Германии, Нидерландов и Люксембурга. Однако рейтинг Финляндии остался "стабильным" – именно из-за того, что страна подстраховалась гарантийными соглашениями с должниками. Это решение авторитетного агентства дало повод финским властям еще более увериться в своей правоте и углубило идеологическую трещину между Севером и Югом Евросоюза.

Что же касается Италии, то в июле Moody's понизило ее рейтинг сразу на две ступени – до "Baa2" с "A3" и сохранило негативный прогноз по нему. Италия в настоящее время переживает сильнейшую рецессию. Согласно официальным данным, во втором квартале этого года итальянский ВВП сократился на 2,5% в годовом исчислении (хуже только в Греции). Что, в общем, не удивительно в условиях строжайшей экономии бюджетных средств: программа сокращения госрасходов на €20 млрд обернулась полным прекращением стимулирующих мер и государственных инвестиций, а также повышением налогов и снижением платежеспособного спроса населения. Неуверенность рынков в перспективах итальянской экономики выражается в повышении доходности по государственным облигациям этой страны: Италия вынуждена платить за них уже более 6% годовых. Собственно, обслуживание гигантского госдолга (более 120% ВВП) приводит к образованию бюджетного дефицита. Правда, правительство Марио Монти не теряет надежды в ближайшие два года решить эту проблему: вогнав страну в рецессию и усилив социальную напряженность, оно намерено добиться практически бездефицитного бюджета. В 2013 г. дефицит составит каких-то 0,5% ВВП, а в 2014-м – 0,1% (в предшествующие два года этот показатель составлял, соответственно, 4,5% и 3,8% ВВП).

Финляндия, напротив, являет собой образец экономности и хорошего менеджмента. В то время как средний уровень госдолга по ЕС приближается к 90% ВВП (согласно прогнозу МВФ, в следующем году он достигнет своего пика в 91%), Финляндия задолжала миру лишь около половины своего годового валового продукта. По этому показателю она входит в пятерку стран, до сих пор укладывающихся в нормативы европейского валютного союза (госдолг – не более 60% ВВП). Не превышает она его лимиты и по уровню бюджетного дефицита (3%). Правда, растет финская экономика медленно: в этом году ожидается рост всего на 1%, а в следующем на 1,2% – 1,5%. Но это все же рост, а не падение. К тому же Финляндия развивается на основе высоких технологий: если в среднем по ЕС расходы на НИОКР составляют менее 2% ВВП (а в Италии еще меньше), то в Финляндии – 3,5%.

Однако важнее всего другое. Хотя сейчас Финляндия и возится с Италией, но в принципе ей немного дела до всех этих банкротов-южан. Финская экономика и банковская система почти ничем не связана с ними, кроме общей валюты. Вообще, Финляндия слабо интегрирована в еврозону: пять из семи крупнейших торговых партнеров этой страны не являются членами валютного союза (а один даже не входит в ЕС – это Россия). На еврозону приходится лишь 30% внешней торговли Финляндии – меньше, чем даже у Великобритании.

Немецкие и французские банки держат большие пакеты долговых обязательств Италии и Греции, и поэтому правительства этих стран ищут пути выхода из нынешнего кризиса общими усилиями, вплоть до рассмотрения возможности объединения долгов стран еврозоны. В Хельсинки к таким идеям относятся крайне отрицательно: одно дело поучать отстающих уму-разуму и совсем другое – платить по их долгам. Финляндия настолько жестко оппонирует идеям введения еврооблигаций, что ее выход из еврозоны в случае принятия Еврогруппой такого решения представляется вполне реальной перспективой. И кто тогда последует за ней – южане или северяне – большой вопрос. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий