среда, 5 сентября 2012 г.

Бегущие по лезвию или чей "Феррари" все-таки краснее и длиннее


 crustgroup.livejournal.com

Сняться ли андроидам электрические овцы? Ответ на этот риторический вопрос, поставленный Филипом Диком в 1968 году в его одноимённом рассказе, мучает думающих людей до сих пор. Заменит ли электрическая овца нам овцу настоящую — или мы всего лишь будем обманывать себя, гордясь своим вымышленным статусом и скрывая от других очевидное нам самим? Можно ли жить за счёт другого человеческого существа, даже считая его андроидом (рабом, существом низшей расы, необразованным аборигеном)? Как материальное влияет на тонкий мир социальных взаимоотношений и как социальные взаимоотношения вдруг отражаются назад, в грубый материальный мир, который хочет жить по своим инерционным законам? Как символ влияет на вещь, а вещь влияет на символ?

Сделаем "Приближение №0". Первый шаг итерации симплекс-метода. Мир материальный.
Бегущий по лезвию. Blade Runner.


Даже если это - просто горящий попутный нефтяной газ, то всё равно - это круто. Риддли Скотт когда-то умел снимать культовые фильмы.

Вот текст последнего официального доклада об электроовцах. Восемь с половиной мегабайт убористого текста, графиков, таблиц и диаграмм. Всего 48 страниц, включая официальный цветастый титул — "BP Statistical Review of World Energy. 2012"

Цена каждого в этом ежегодном отчёте нефтяного мира, как и в романе Филипа Дика определяется по "последней проданной особи". Как только у страны заканчивается нефть (а это неизбежно находит своё отражение в отчёте ВР) — она становится неинтересна для отображения на этих 48 страницах и навсегда переходит из категории "production" в категорию "сonsumption".

Страны, отражённые в категории "сonsumption" тоже интересны для мира большой нефти, но — лишь в том случае, если они что-то могут за эту большую нефть предложить. Утром деньги, вечером нефть. Или — вечером деньги, на следующее утро — нефть. Но деньги всегда вперёд. Нефть в долг не дают. Стулья, станки, самолёты или автомобили — всё это с удовольствием предложат Вам купить в долг. А нефть — нет. Потому что нефть и, гораздо шире — первичная энергия, всё больше и больше становится деньгами этого мира. А где есть большие деньги, там есть и большая политика.

Вот список наших нефтяных электрических овец. Безусловно, это официальный список — компании ВР незачем ссориться с владельцами овец и пытаться доказать кому-то, что чья-то овца "ненастоящая". Компания ВР лишь транслирует нам то, что согласны заявить об овцах их сиятельные владельцы.




Великолепная десятка. Не совсем десятка, но куда же без Империи Добра.

Как мы видим, номер один (сюрприз, сюрприз!) у нас уже не старый сказочник и заслуженный нефтяной художник — Королевство Саудовская Аравия, а... Венесуэла!

Однако, в случае Венесуэлы, источник художеств, призваный показать всю мощь венесуэльской "электроовцы" — несколько иной, нежели у Саудовской Аравии. Собственно говоря, даже ВР, в общем-то понимает причины внезапного богатства, обрушившегося на Венесуэлу в прошлом году. Данный источник скромно поименован внизу таблицы, чуть пониже "рядового ИТОГО" из старого армейского анекдота. Вот он, красуется внизу страницы 6 отчёта: "Venezuela: Orinoco belt: 220,0". Это так называемая "тяжёлая нефть бассейна реки Ориноко". По сути дела — это природный битум, разобранный детально вот в этом материале. Эдакая "осетрина второй свежести", немножко с душком, но смело посчитаная в единый зачёт вместе с первосортной рыбой (лёгкой нефтью). Без тяжёлой нефти пояса Ориноко Венесуэла по-прежнему обладает лишь 79 млрд. баррелей запасов лёгкой нефти, согласно её отчётам в рамках ОПЕК. Что такое ОПЕК и его практика учёта запасов — я расскажу ниже.

Если посмотреть на карту разведки и разработки тяжёлой нефти "пояса реки Ориноко", то по ней реально можно выучить политическую географию мира. При всём моём уважении к камраду Чавесу — задача у него не из лёгких. Толком с этой тяжёлой нефтью работать никто не умеет и сейчас, а все усилия освоить её в сколь-либо значительном объёме привели пока к реальной эксплуатации лишь четырёх небольших участков — Ayacucho, Junin, Carabobo и Boyaca (до национализации носивших названия Hamaca, Zuata , Cerro Negro и Machete).

Исторически эксплуатация этих участков началась ещё в 1979 году. Сколь-нибудь значительных успехов в построении на них стабильной добычи не было вплоть до 1999 когда, наконец-то, новые комплексные технологии позволили сделать прорыв в объёмах добычи. Сейчас эти четыре участка обеспечивают Венесуэле выдачу "на гора" около 700 тысяч баррелей в день, что составляет около 25% от добываемого в стране.

Нефть эта капризная, тяжёлая и затратная в добыче (в России похожими параметрами обладает нефть многих месторождений Татарстана и, например, Русского месторождения на Ямале). Собственно говоря, Россия занимает третье место в мире по запасам тяжёлых и вязких нефтей и природных битумов. Точная цифра извлекаемых запасов таких "неудобных" нефтей в России, как и другие цифры запасов нефти, не подлежит разглашению, но, судя по косвенным источникам — такой нефти в России от 6 до 7 млрд. тонн, что соответствует 40-50 млрд. баррелей. Запомним эту цифру, она потом пойдёт в "общий зачёт" нашей оценки по России.

Проблемы добычи и переработки такой нефти в России на удивление неплохо разобрали в фильме "Тяжёлая нефть". Скажу лишь, что сама Венесуэла планирует к 2020 году достигнуть в поясе реки Ориноко производства нефти в 3 миллиона баррелей в день (Мбд), а Международное энергетическое агенство, в котором, я так понимаю, окопались закоренелые пессимисты и пораженцы, не против, чтобы Венесуэла смогла добыть в поясе Ориноко к 2035 году хотя бы 2,2 Мбд нефти. В таком темпе добычи эту тяжёлую нефть и в самом деле можно будет качать ещё около 200 лет, правда, "цивилизованному" миру от этого легче не станет — как я писал, многим странам Запада не нужна нефть "послезавтра и по чуть-чуть", а надо "вчера и много".

Неоспоримым преимуществом камрада Чавеса остаётся то, что при прочих равных, касательно параметров вязкости и текучести — температура резервуара пояса реки Ориноко составляет всё-таки около 55 С˚, что очень облегчает жизнь нефтяников — нефть там надо лишь немного подогревать. Близость же "Большого Уго" к основному потребителю венесуэльского добра — "Большому Сэму" ещё больше подогревает и без того активный и, в целом, нездоровый интерес иностранных правительств к венесуэльской "электроовце". Поэтому камрад Чавес, безусловно — в первых рядах бегущих по лезвию. И, судя по всему, чёткое осознание данного факта у него присутствует.

Второй случай неожиданного богатства, случившийся в прошлом году — это история "Золушки североамериканского континента" — Канады. Если Венесуэле подфартило приплюсовать в резервы тяжёлую нефть, то Канаде прибавили в общий зачёт другую субстанцию — нефтеносные пески бассейна реки Атабаска. Они тоже вынесены в отчёте ВР за строку "ИТОГО" и поименованы отдельно: "Canadian oil sands: 169,2". Без канадских нефтяных песков запасы обычной, лёгкой нефти Канады тоже сразу ужимаются до весьма скромной цифры... в 6 млрд. баррелей. Был осётр — и нет его.

Кроме того, даже ВР в своём отчёте вынуждено признать, что отработка нефтеносных песков Канады сейчас только стартовала, указав отдельно цифру "разрабатываемых нефтяных песков" (under active development). Таковых на сегодняшний день оказалось тоже гораздо меньше общей цифры запасов — всего лишь 25,9 млрд. баррелей. Какая-либо активность пока ведётся только на площадях, разрабатываемых наиболее дешёвым финансово и энергетически способом — добычей экскаваторами в открытых карьерах.

Добыча же канадских нефтяных песков путём бурения (in situ), которая позволяет вовлечь в эксплуатацию оставшиеся 85% запасов, сопряжена, как я писал, с совершенно невообразимыми затратами тепла на прогрев нефтеносного пласта. Ведь, в отличии от камрада Чавеса, нефтяное богатство Канады ещё и основательно подмёрзшее — температура нефтяного пласта там не превышает 5 С˚, а зимой на поверхности может быть и -35 С˚.
В общем, ситуация Канады похожа на венесуэльскую — в теории мы, сынок, миллионеры, а по факту у нас дома две б... запасов Канады при её существующем уровне добычи в 3,52 Мбд хватает ещё на 130 лет, но реально нефть из нефтеносных песков нужна всем завтра, а лучше — позавчера.

Причём "злая мачеха" канадской Золушки, с удобством расположившаяся южнее своей замерзающей падчерицы, по сути дела, является пока монопольным потребителем канадского битума. Все усилия Канады диверсифицировать свой экспорт пока не увенчались успехом — из 2,8 Мбд канадского экспорта США потребляет 2,7 Мбд — или 96% произведенного. Ни Китай, ни Европа пока не смогли получить сколь-либо значительного количества канадской нефти. В общем, такая корова электроовца нужна кое-кому, кто посильнее в Западном полушарии.

Дальше, на второй, четвёртой, пятой, шестой и седьмой строчках нашего "рейтинга электроовец" расположились наши давние знакомцы — члены картеля ОПЕК: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты. Все эти страны, в основном, имеют в своих запасах хорошую, лёгкую нефть с достаточно низкой себестоимостью извлечения и транспортировки к потребителю, но вот ситуация с остаточным количеством этой нефти в их недрах гораздо больше напоминает проблемы Рика Декарда с его окочурившейся от столбняка последней овцой на многострадальной Земле.

Всё дело в одной давней и очень скользкой истории. В результате двух нефтяных кризисов — 1973 (войны Судного дня) и 1979 (исламская революция в Иране), в конце 1970-х годов на Западе были предприняты беспрецендентные меры по экономии жидкого топлива. В результате, к началу 1980-х годов, на фоне стагнирующего потребления топлива на Западе и стремительного роста производства нефти в странах, не состоящих в ОПЕК (напомню, что тогда СССР шёл к своему первому пику в 12 Мбд, случившемуся чуть позднее — 1988 году, а добыча Северного моря ещё не начала падать), ОПЕК столкнулся с парадоксальной ситуацией — страны ОПЕК начали сами сами ограничивать своё и без того падающее производство нефти выверенным и исправно действовавшим до сих пор механизмом квот.

Поскольку, согласно механизмам самого ОПЕК, добыча любой страны-члена ОПЕК привязывалась к его запасам, это вызвало так называемую "гонку запасов", когда за период 1982-1988 годов страны ОПЕК "нарисовали" себе чуть ли не 300 млрд. баррелей извлекаемых запасов. При этом никакие крупные открытия за этот период роста запасов в странах ОПЕК отмечены не были.

Саудовская Аравия, как мы понмним, в своём творчестве пошла даже дальше — она вообще предпочла перестать информировать кого-либо о своих реальных запасах, решив навечно остаться с молодой, застывшей ботоксной улыбкой образца 1988 года: "Господа, у нас по-прежнему 265 млрд. баррелей запасов. Не беспокойтесь". Однако, есть авторы, которые дотошно оценили, кто и когда поменял свою живую овцу на её электрический аналог.
Причём, источник этих оценок — профессиональнее некуда, инсайдер и специалист в одном лице — бывший вице-президент саудовской Aramco, отвечавший в ней за геологоразведку и развитие — Садад Аль-Хуссейни. Собственно говоря, товарища Ассанжа нерукопожимают в том числе и за слив информации об этих фактах.

Понятным образом, это "грязное бельё" ОПЕК, да ещё и вывернутое наизнанку в столь неприглядном виде столь высокопоставленным лицом, не устраивало абсолютно никого из власть имущих. Садада немедленно убрали со всех официальных и неофициальных постов и, по факту, он бежал из КСА, основав сейчас в Бахрейне частную компанию, носящую его имя. В общем, степень его нерукопожатости теперь сравнима с основателем WikiLeaks. Приспособленцы честность не любят.

Мы же просто используем данные, оглашённые Сададом Аль-Хуссейни на конференции Eneggy Intelligence в Лондоне в 2007 году и приведём их к состоянию 2012 года, учтя накопленное производство нашей ОПЕКовской пятёрки за семь лет. С открытиями новых нефтяных месторождений в странах Залива и Венесуэле по-прежнему туго, поэтому ростом запасов от цифр, приведенных вице-президентом Aramco, можно пренебречь. Причём, что интересно, гонка "арабских электроовец" продолжается и до сих пор, так, например, между Ираком и Ираном до сих пор всё никак не установится согласие, чей же "Феррари" таки краснее и длиннее.




Много, по-прежнему очень много резервов нефти. Венесуэла - только лёгкая нефть.
Но, товарищи арабы, зачем врать-то столь безбожно? Берите пример с Венесуэлы!

Ну, и на закуску нашего экскурса, Россия. В прошлом обзоре, если помните, я оценил лишь потенциал новых месторождений нефти, газа и конденсата. Получилось, согласно неполному анализу месторождений, запланированых к освоению в ближайшие годы или освоенных несколькими годами раннее, кругом-бегом около 48 млрд. баррелей нефти.

Оценка же старых, работающих месторождений и Западной Сибири и Поволжья на предмет остаточных запасов нефти и небольших месторождений, которые могли быть введены в эксплуатацию в последние годы, представлялась просто-таки титаническим трудом. Речь ведь могла идти не о какой-то сотне объектов, а о приблизительно 2 000 месторождений нефти, гази и газоконденсата, которые находились на балансе полезных ископаемых по состоянию на 1991 год — плюс возможные открытия 1990-2000 годов.

Российских оценок остаточных запасов нефти в стране Вы не найдёте (это уголовное дело), а западные оценки различаются просто в два раза - от 88 млрд. баррелей в отчёте ВР до 200 млрд. баррелей в отчёте западного аудитора DeGolyer & MacNaughton (делавшего, кстати, аудит российскому подразделению ВР - компании ТНК-ВР!). Кроме того, надо было понимать, что российская система АВ+С1+С2, ориентированная на оценку геологии месторождение очень отличается от международной системы SPE 2P+3Р и по факту принятой в США очень жёсткой системы SEC, соответствующей категории 1Р системы SPE. В общем, там всё очень непросто.

Мне был нужен русский Садад Аль-Хуссейни. И, мне кажется, я его нашёл. Знакомьтесь, Рей Леонард, бывший вице-президент компании "Юкос" по геологоразведке и развитию. Ну вот неймётся этим вице-президентам по разведке что-нибудь весёлое озвучить!

Собственно говоря, давняя презентация Рея (представленная им ещё в 2002 году на конференции в Уппселе) привлекла меня сразу несколькими моментами: всё той же констатацией убогости арабских членомерок по-поводу нефтяных запасов, чётким и непредвзятым подходом к оценке российских запасов нефти и, самое главное — ретроспективно безумно точным прогнозом будущего развития российской нефтяной отрасли.

В 2002 году, напомню, российское производство нефти болталось на уровне 6-7 Мбд и надо было обладать очень хорошим даром предвидения, чтобы сказать — да, мы можем к 2010 году выйти на уровень 10,5 Мбд. Это сейчас "русский верблюд" уже история, тогда это был лишь смелый, но очень точный прогноз.

По оценке Рея Леонарда, в 2002 году остаточные запасы российской нефти составляли только по компаниям "большой десятки" 93 млрд. баррелей (приведенных к категории 2Р). В более поздней презентации 2005 года Леонард, уже будучи работником венгерской нефтяной компании MOL, оценил российские запасы нефти, приведенные к категории 2P, как 119 млрд. баррелей нефти - лёгкой, качественной нефти.

Если мы просто отнимем от данной цифры накопленную добычу, то мы сможем принципиально оценить запасы нефти в России на 2012 год. Это составит около 93 млрд. баррелей нефти. Без новых открытий 2005-2012 годов, без тяжёлой нефти, без потенциальных открытий арктического шельфа, без открытий в новых континентальных нефтегазоносных провинциях. Это всё — категория 3P классификации SPE или категории D1 и D2 российской классификации. Теперь, исходя из проведенного анализа, я просто позволю себе перерисовать верхнюю табличку. Это чисто художественное упражнение, но мне его очень хочется сделать:




Вот как выглядят настоящие овцы. Рик Декард передаёт всем большой привет.
Однако, самым интересным в информации, донесенной публично нам Реем Леонардом было его заявление о политике правительства России касательно добычи нефти, которую он озвучил в интервью на конференции ASPO-USA в 2008 году, когда его бывший руководитель, российский олигарх с фамилией на букву Х, уже сидел в местах, не столь отдалённых: "Russia has simply decided that they will control production growth at 10 million barrels per day; they may well both be able to and decide to produce close to that level for a decade".

С Вашего позволения, я даже не буду переводить эту фразу. Выделение жирным не моё, а корреспондента Energy bulletin. "Россия просто решила" — ну и дальше, прямо по тексту, начиная с ареста "мистера Х" в 2003 — и по день сегодняшний. Это не фатум, это уже выбор судьбы.

Да, наш мир до сих пор в чём то похож на мир The Colony, показанный в Total Recall 2




Культовые вещи не умирают. Их всегда создают заново, но уже в новом обличьи.

И в мире Blade Runner'а, и в мире Total Recall'а в колонии всегда идёт дождь и небо постоянно затянуто тучами. Но, оглядываясь назад, ты осознаёшь, что твоя колония всё меньше и меньше зависит от Прыжка, который, подобно пуповине, привязывает её к Метрополии. И пусть в ней ещё горят факела нефтяного газа — но это всё меньше и меньше замкнутый мир нового "Вспомнить всё", в котором нет даже Марса — и всё больше и больше — мир "Бегущего по лезвию". Мир, в котором есть надежда увидеть Марс, а не Останкинскую башню, затянутую токсическим смогом.

Мир, где нет фатума, а концов, как минимум два. И второй, настоящий конец истории — всегда начало, он всегда открыт. Хэппи-энд придумали трусы. В жизни никогда не бывает конца. У вечности нет конца. И — Россия бежит по лезвию. Потому что — по-другому не может. А те, кто не готов к этому — пусть гордятся своими электроовцами. По крайней мере, у них будет видимость владения чем-то очень важным. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий