Витаутас Плечкайтис: Стокгольмский синдром в Литве и в ее внешней политике
VYTAUTAS PLEČKAITIS / 15MIN.LT / 15min.lt
Немалая часть литовских политиков больше опасаются Польши, чем России. Возможно, потому, что под опекой России прожито более полувека. У кое-кого, возможно, развился Стокгольмский синдром, когда жертвы влюбляются в палача. А может быть, кто-то не улавливает, откуда идет настоящая, а не мнимая опасность?
Часть общества, настроенная против Польши, игнорирует то, что Польша является нашим союзником по НАТО и ЕС, что литовцы без виз ездят в Польшу, чтобы купить более дешевые продукты, или пересекают ее на автомобилях по дороге в Западную Европу. У нас есть не один общий экономический проект, который может нас приблизить к Западу и укрепить безопасность нашего государства. Первая помощь, предусмотренная в планах НАТО в случае нападения, должна прийти именно из Польши.
Очевидно, что хорошие межгосударственные отношения с Польшей не нравятся неприятелям нашего государства как в самой Литве, так и за ее пределами. Всем тем, кому не нравится западный вектор Литвы и ее укрепление в Европейских структурах.
Литовцев вечерами кормят российскими телеканалами, в Вильнюсе полно российской прессы, но здесь не найдешь крупнейшее ежедневное издание в Центральной Европе Gazeta Wyborcza или другое польское издание, кроме Kurier Wilenski.
Сейчас, до председательства Литвы в Совете ЕС, им было бы забавно посмотреть, как литовцы не могут цивилизованно решить элементарные вопросы ни с соседями, ни со своим нацменьшинством.
Между тем империалистические цели России за века нисколько не изменились, несмотря на то, что менялось название этого государства. Россия болезненно отреагировала на то, что Балтийские страны стали членами НАТО, что границы стран НАТО продвинулись на восток на 1000 км. С этим она никогда не могла смириться, и ее политика по отношению к Балтийским странам остается однозначной. Россия стремится к доминированию во всех странах, а ее влияние, по крайней мере в общественном пространстве Литвы, с каждым годом лишь усиливается.
Литовцев вечерами кормят российскими телеканалами, в Вильнюсе полно российской прессы, но здесь не найдешь крупнейшее ежедневное издание в Центральной Европе Gazeta Wyborcza или другое польское издание, кроме Kurier Wilenski.
Мы дожились до того, что творчество литовских писателей и поэтов некому перевести на польский язык. Не хватает профессиональных переводчиков с литовского языка на польский. Полонистика в Вильнюсском университет довольно запущена, поскольку порочная политика просвещения либерала Гинтараса Степонавичюса привела в упадок так называемые неприбыльные отрасли науки.
Благодаря некоторым правым политикам в Литве распространяются антипольские и даже антиевропейские настроения, а старания правительства нормализовать отношения с соседями вызывает сопротивление националистов и правой оппозиции.
Об этом свидетельствует весьма холодная встреча президента Польши В.Коморовского на празднике 16 февраля. Это было замечено в Варшаве и широко прокомментировано в польских СМИ, а польские политологи заявили, что литовцев все еще мучает комплекс маленькой нации и унаследованные с предвоенного времени фобии, а социал-демократы точно не такие националисты, как часть правых. А также, что нужно быть терпеливыми в отношениях с литовцами.
Все более частые антипольские, провинциальные и националистические по своему характеру заявления духовного лидера консерваторов В.Ландсбергиса и его последователей приводя в активность оппозицию. Даже может сложиться мнение, что чем напряженнее отношения с Польшей, тем у литовских консерваторов лучше на душе. Будучи вместе с либералами у власти в течение четырех лет, они все так испортили, что новой власти понадобится не только время, но и больше желание их нормализовать.
Кстати, это не первый случай, когда правые вставляют палки в колеса развития отношений с Польшей. 20 лет назад, когда были выдвинуты нереальные требования, затягивалось подписание межгосударственного договора Литвы с Польшей. Только после смены власти и решительного вмешательства президента А.Бразаускаса в 1994 году он был подписан и ратифицирован.
Националистически настроенные правые кричали тогда о предательстве Литвы. На самом деле договор с Польшей открыл дорогу к Западным структурам, к НАТО и ЕС, к безопасности нашего государства. После его подписания у нас были хорошие отношения с соседней Польшей в течение 10-12 лет.
Этот период был самым плодовитым в нашей внешней политике. Начатое А.Бразаускасом, а потом продолженное В.Адамкусом интенсивное двустороннее, а потом и трехстороннее сотрудничество с Польшей и Украиной оценили и соседние страны, и страны ЕС, и США.
Мы можем вспомнить, как Литве было трудно лавировать между крупными государствами в межвоенное время, когда мы объявили, что придерживаемся нейтралитета и не имеем союзников, и как все кончилось в 1940 году. Сегодня геополитическая ситуация в корне различается, но наше неумение общаться с соседями, адекватно оценивать политические реалии удивляет многих аналитиков.
Одна Литва, без поддержки и одобрения Польши, мало что сможет сделать при решении вопросов Восточного партнерства во время председательства в Совете ЕС.
Голос Литвы при решении вопросов Украины, Грузии или Молдовы будет услышан лишь в том случае, если его поддержит Польша, у которой в ЕС намного больше влиятельных друзей, нежели у Литвы. Не секрет, что у Польши прекрасные отношения с Германией и ее канцлером. Как пишет в журнале политической культуры бывший министр обороны Германии Фолькер Рюэ, возможно даже рассмотрение идеи создания единого Балтийского морского флота Германии и Польши.
Польские журналисты и комментаторы однозначно поддержали литовцев Пуньска, требуя, чтобы Министерство образования Польши нашло средства для содержания литовских школ.
Для Польши политика Восточного партнерства ЕС важнее, чем для Литвы. У нее есть граница не только с Россией и Белоруссией, но и с Украиной, и для нее весьма важно, чтобы Украина выбрала путь сближения с ЕС и последовательно шла по нему, а не вступала бы в Евразийский блок, создаваемый Россией. Конечно, это актуально и для Литвы, но ее возможности повлиять на Украину несоизмеримо меньше, чем Польши. На лучший результат можно надеяться, только работая вместе.
Вместе с Польшей у Литвы есть намного больше возможностей решить выгодные для себя вопросы внутри ЕС. Но когда в течение почти 4 лет, когда у власти были консерваторы, не мог произойти нормальный диалог ни среди министров, ни среди парламентариев, очевидно, что эта возможная поддержка и не была получена.
Национальные меньшинства не должны быть заложниками во внешней политике. Польское нацменьшинство в Литве – это в первую очередь граждане Литвы, у которых здесь свои корни. Каждый образованный литовец должен это знать.
Предоставляя им право писать названия местностей, имена и фамилии на своем языке, Литва не потакала бы Польше. В первую очередь она протянула бы руку своим согражданам. Литва поступила бы цивилизованно, показывая себе и другим, что мы в своем государстве доверяем своим гражданам, что у нас нет комплекса перед теми, кто говорит и мыслит иначе, что мы достаточно сильные.
В Литовском государстве с давних времен рядом с литовцами жили и другие нации. Среди них и поляки, с которыми нам не всегда удавалось договориться, но в течение 200 лет у нас было общее государство, и мы гордимся общим культурным наследием.
Литовцы надеются, что в Польше польское общество так же уважает и наших соотечественников. Хорошо, что они могут писать свои фамилии, если хотят, по-литовски. Что названия местностей, где литовцы составляют большинство, пишутся на польском и литовском языках. Однако плохо, что из-за нехватки финансирования возникла угроза закрытия трех литовских школ.
Польские СМИ на прошлой неделе уделили этому немалое внимание, а телеканал Polonia TV показал голосование совета литовской общины, интервью председателя П. Лишкаускаса и реакцию литовцев на закрытие литовских школ. Польские журналисты и комментаторы однозначно поддержали литовцев Пуньска, требуя, чтобы Министерство образования Польши нашло средства для содержания этих школ.
Это дает надежду на то, что общими усилиями поляков и литовцев школы можно будет сохранить, что будут найдены средства, и у литовцев Польши появятся условия для развития своей культуры и образования, которые будут не хуже, чем у поляков в Литве.
Мы обречены быть соседями и жить рядом, решая проблемы, которые постоянно возникают и будут возникать в будущем.
Уговоры, уговоры... слово к слову тянется. Разговоры стихнут скоро, нелюбовь останется! Когда автор задумывается о Стокгольмском синдроме, лучше бы он вспомнил памятник 1000 России в Новгороде, где среди важнейших фигур Русской истории - 3!!! литовских князя!!! Да и хорошо бы лучше изучать историю Ржечи Посполитой, начинавшейся как Великое Княжество Литовское, и украденной польской шляхтой у Литвы. Я уж молчу о притязаниях на Виленский край, оккупации, насильственной полонизации белорусов и литовцев, латгальцев... В результате, как минимум половина поляков Литвы генетически к полякам никакого отношения не имеют.
И на что ещё я хотел бы обратить ваше внимание, так это на то, что среди всех народов, населяющих этот "уголок" Европы, только литовцы и белорусы никогда не страдали комплексом неполноценности. Остальные малые, да и крупные народы вплоть до русских на протяжении веков ни как не могут расстаться со своими комплексами, доказывая всем и вся своё "величие", "незалежность", "несгинелость" и особую меткость стрелков из ССсовских подразделений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий