суббота, 9 марта 2013 г.

Кто завладеет транзитом нашего сжиженного газа? К планируемой приватизации «Совкомфлота»


Александр Собко

Мы неоднократно уделяли внимание будущему российских проектов по производству сжиженного природного газа. Сегодня резко актуализировался вопрос приватизации средств его доставки. Если для обычного газа ключевое значение в успехе предприятия играют трубопроводы, то для газа сжиженного такую роль приобретают танкеры-газовозы. Как организована перевозка СПГ и каковы не вполне понятные перспективы в этой сфере в нашей стране – ниже.

Если «обратиться к международному опыту», то есть посмотреть на страны-экспортеры СПГ с историей, то, как правило, ситуация следующая. Перевозкой СПГ занимается специальная компания, которая и является владельцем флота газовозов, а также обеспечивает техническое управление судами. В свою очередь, сами экспортеры СПГ заключают с подобными компаниями соглашения (как правило долгосрочные – на 20-25 лет) о фрахте этих судов. Так, экспорт катарского газа преимущественно обслуживает катарская же Nakilat (крупнейший в мире флот СПГ-танкеров), а экспортом малазийского СПГ занимается малазийская же MISC (второй по величине флот). Разумеется, в некоторых случаях экспортеры СПГ могут фрахтовать суда и у третьих сторон, равно как и компании-перевозчики обслуживать грузопотоки в других странах. Но основная связка «национальный перевозчик – экспортер» сохраняется.

В России на роль такой компании претендует «Совкомфлот» («Современный коммерческий флот»). В составе флота 158 судов – преимущественно нефтяные танкеры, а также суда обеспечения. Как четко сформулировано на сайте компании, она «специализируется на транспортировке углеводородного сырья из районов со сложной ледовой обстановкой». То есть пока «Совкомфлот» -- это в первую очередь нефтяные перевозки, причем из «сложных» районов. В то же время уже сейчас понятно, что с планируемым бурным развитием СПГ-отрасли в России «Совкомфлот» будет наращивать свой флот газовозов. Тем более, что все новые российские СПГ-проекты находятся в сложных условиях, то есть именно там, где у «Совкомфлота» уже есть неплохой опыт работы.

В настоящее время «Совкомфлот» владеет шестью СПГ-танкерами, а еще четыре находятся в стадии строительства. СПГ-танкеры пока «наперечет» даже в мировом масштабе, поэтому более детально рассмотреть российские газовозы представляется интересным.

1. Два танкера – Grand Aniva и Grand Elena (вместимость 145 тыс. кубометров) находятся в совместном владении «Совкомфлота» с японским перевозчиком NYK и обеспечивают экспорт газа с пока единственного российского СПГ-завода в рамках «Сахалина-2».

2. Ещё два танкера SCF Polar и SCF Arctic (относительно небольшой вместимостью – по 70 тыс. кубометров) также работают на Сахалине, но полностью принадлежат «Совкомфлоту».

3. Наконец, третья пара - Tangguh Batur и Tangguh Towuti - занимаются перевозкой СПГ c индонезийского завода Tangguh и, как и в первом случае, принадлежит совместному предприятию «Совкомфлота» и NYK.

Теперь перейдем к строящимся танкерам.

4. Два судна – газовозы «Псков» и «Великий Новгород» (вместимость 170 тыс. кубометров, танкеры ледового класса) строятся по заказу «Совкомфлота» для нужд «Газпрома» (долгосрочный тайм-чартер подписан с дочерней Gazprom Marketing&Trading). Сдача одного из судов запланирована уже на конец текущего года, второго – на следующий. Эти суда строятся на корейских верфях. Но уже были заключены договоренности о создании СП и передаче опыта российской стороне, с тем, чтобы в будущем новые газовозы спускались на воду с российских верфей.

5. Еще два судна - SCF Melampus и SCF Mitre (вместимость 170 тыс. кубометров, ледовый класс) строятся для последующей сдачи в аренду Shell. Вероятно, они будут использоваться для вывоза СПГ с Сахалина.

Но даже эта «десятка» судов – самое начало. Для «Ямал СПГ» потребуется не менее 16 судов, 4 газовоза необходимо для «Печора СПГ», еще до 10 судов – для завода СПГ во Владивостоке. По всей видимости, принять на себя весь портфель заказов компания не сможет – рост слишком стремительный. Так, для «Ямал СПГ» «Совкомфлот» готов заказать два танкера. В то же время, «Совкомфлот» хочет взять в управление весь флот «Ямал СПГ», то есть стать компанией-оператором в области транспортировки. Таким образом, даже если перевозкой российского СПГ будут заниматься несколько компаний, системообразующая роль «Совкомфлота» сохранится. Итак, перспективы роста компании налицо, причем в самой динамично развивающейся области морских перевозок.

Но кое-что как минимум неоднозначное -- уже виднеется на горизонте. Дело в том, что «Совкомфлот», наряду с ВТБ и «Алроса», рассматривается правительством в качестве первоочередного объекта для приватизации, которая может пройти уже в текущем году. В настоящее время 100% компании принадлежит государству. Пока речь идет о приватизации пакета 25% минус одна акция, хотя ранее сообщалось, что к 2016 года государство может полностью выйти из капитала компании. Кстати, выручит государство за 25%-ный пакет совсем немного – от 15 до 25 млрд рублей. Учитывая, что рост СПГ-перевозок пока только ожидается, как раз сейчас компания может оказаться недооцененной. Конечно, многое зависит от того, кто станет новым инвестором, и главное, остановится ли приватизация на этих 25%. Но весь предыдущий опыт приватизации в нашей стране заставляет относиться к подобным инициативам с серьезной настороженностью.

Вновь обратимся к международному опыту в этой сфере. После того как Nakilat несколько лет назад провела IPO, половина акций катарской компании действительно обращаются на бирже. А вот с малазийской MISC ситуация интересней. 62,27% уже принадлежат государственной нефтегазовой компании Petronas (то есть по сути, перевозчик является дочерним предприятием Petronas). Но компания намерена выкупить и оставшуюся долю у миноритарных акционеров. То есть сделать перевозчика своей 100%-ной «дочкой». К сожалению, в российском случае подобный подход вряд ли сможет быть реализован. Petronas – это нефтегазовая монополия, а у нас существует конкуренция нефтяных, а теперь уже и газовых компаний.

P.S. редакции: приватизация растущих и перспективных сырьевых отраслей, напомним, не объяснима никакими рациональными основаниями – кроме нашумевшего премьерского «Это вопрос идеологический».


Комментариев нет:

Отправить комментарий