www.mk.ru
Самые разные оппозиционеры и критики российской политической системы не устают напоминать нам о том, что нужно сделать, чтобы страна стала лучше и цивилизованнее. Говорится о необходимости реальной демократии, о верховенстве права, о развитии гражданского общества, просвещении и о многом другом, не менее важном. Все это, конечно, правильно, но все же второстепенно — что выглядит особенно очевидным на фоне двух знаковых событий последних недель.
В середине апреля в Хакасию и Забайкальский край пришла огромная беда — лесные пожары. Огонь уничтожил почти 90 тысяч гектаров тайги, перекинувшись на деревни и города. Сгорело более двух тысяч домов, семь тысяч человек остались без крова. Страшно вспоминать, но около 750 местных жителей пострадали, а более тридцати из них стали жертвами стихии — и это в мирное время, в стране, где существуют десятки структур, призванных предотвращать подобные катастрофы, а количество «надзирающих» и «проверяющих» растет с каждым годом.
Как отреагировали власти? Как традиционно (арестами местных чиновников, может быть, и попавших даже под горячую руку), так и не очень (решив послать в регион поезд-храм с животворящим огнем — вдруг что-то недогорело). Но это не самое примечательное. Интереснее другое.
С конца прошлой недели в пострадавшие регионы пришла финансовая помощь жителям. Всем пострадавшим (таковыми признаны почти семь тысяч человек) выделяется по 10 тысяч рублей. Тем, кто «частично утратил» имущество — по 50 тысяч. Тем, кто потерял всё — по 100 тысяч рублей. Родственники погибших получат по миллиону.
Утрату близкого человека не заменит ничто, но вспомним о тех, у кого сгорел дом — например, в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия. Что они смогут сделать со 100 тысячами рублей, если самая дешевая 30-метровая «вторичка» в Усть-Абакане продается не менее чем за миллион? А если сгорело и нажитое? Ведь 50 тыс. рублей хватит только на новый iPhone6, по которым приехавшие разбираться с проблемами народа чиновники особенно часто общались друг с другом прямо под телекамерами. О десяти тысячах я и не говорю — хватило бы на то, чтобы пропитаться хотя бы месяц.
Возникает вопрос: кем нужно быть, чтобы не понимать вопиющего несоответствия этих цифр и реалий сегодняшней жизни в России? Наверное, чиновником. Но есть и другой аспект вопроса.
Выплаты пострадавшим — если пройдут без проблем и полностью — составят около 250 млн рублей. При этом по программе «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в бюджете на текущий, 2015 год расписано 222,7 млрд рублей. На жертв самого (пока) страшного стихийного бедствия в году уйдет 0,11% от этой сметы. Если не переложат расходы на местные бюджеты, разумеется. Это никого не смущает? На что, простите, направляются остальные 99,89%?
Другой случай. Еще немного дальше на восток разворачивается героическая стройка главного пускового (во всех смыслах) объекта этого года — космодрома «Восточный». Его ориентировочная стоимость составляет 260 млрд рублей, что соответствует 74 ежегодным платежам за аренду космодрома «Байконур», которым можно было бы и дальше пользоваться, не тратясь на непонятный объект в далекой Сибири. Но я сейчас не о геополитике, а о деньгах.
Итак, работники на стройке недавно забастовали и даже начали голодовку, сочтя свой труд слишком уж геройским — ведь зарплату им не платили по 4–7 месяцев. Конечно, сейчас проблемы есть у всех, но забавно даже не это, а то, о какой сумме идет речь. Всероссийский скандал (проблема уже «на контроле» у самого В.Путина!) вызвала спорная ситуация на 19 млн рублей. При этом Счетная палата не так давно просигналила о «нецелевом использовании» на стройке 13 млрд рублей.
Если перевести это на русский язык, окажется, что чиновники и их конфиденты из тщательно отобранных на разного рода тендерах «коммерческих» структур столкнулись с непреодолимыми сложностями, будучи поставленными перед необходимостью изыскать и выплатить рабочим 0,14% украденного! Ведь прояви они такую невиданную щедрость, воздержись от текущего ремонта особняка или яхты — и не случилось бы всей этой истории, дошедшей в итоге до высочайшего государственного уровня. Но нет, у нашей власти сверху донизу, похоже, действует единое правило: что откусил, о том не разговариваю, будь то хоть Крым, хоть любой по размеру кусок бюджетного пирога. Как на фронтах войны: ни шагу назад!..
Не кажется ли вам, что эти две цифры — 0,11% и 0,14% — не случайно очень близки по своему порядку? В них, на мой взгляд, четко отражена степень уважения власти к своей стране, к своему народу. Ведь если даже при ноль-сколько-то-там-сотых процента расходов на население обеспечивается поддержка нынешнего курса со стороны 86% избирателей, то зачем тратить больше? Ведь поддержка может зашкалить и за 100%, а это ни к чему. Пока ни к чему.
Власти нельзя отказать в логике. Пока люди не возмущаются, зачем серьезно принимать их в расчет? Если деньги можно украсть, к чему тратить их по назначению? И ведь любой российский суд хоть сейчас признает рабочих пострадавшими и постановит зарплату выплатить. Но что дальше? Все равно проще обанкротить подрядчика, а работяг разогнать по домам.
Проблема России не в том, что здесь потеряно уважение к закону или нет доверия к демократическим институтам. Проблема ее в том, что в этой стране принадлежность к правящей бюрократии, похоже, исключает всякое наличие совести и морали. Хотя, наверное, не исключает, а только обнаруживает их дефицит. Всего-то на 99,9% от нормы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий