Раджаб Сафаров,
Специально для Iran.ru
Специально для Iran.ru
Вашингтон и его союзники на Ближнем Востоке – Израиль и саудиты – намерены заставить Россию заплатить за излишнюю, по их мнению, самостоятельность. За робкое сближение с Ираном, за Сирию, Египет, за попытки напомнить о том, что кроме права сильного есть еще и право международное. Этому трио Москва в регионе не нужна ни под каким видом и ни в какой роли. Поэтому сейчас, при полной поддержке США, Тель-Авив и Эр-Рияд начнут атаку на российские позиции. Это новая реальность, которая требует продуманной стратегии, адекватного ответа и отказа от иллюзий.
Зенитно-ракетные комплексы С-300, разумеется, полностью не смогут защитить Иран в случае американской агрессии, в которой, случись эта региональная трагедия, с огромным энтузиазмом примут участие и Израиль, и саудиты со своими вассалами из «Священного союза арабских монархий». Но вполне могут сделать потери нападающих неприемлемыми. Именно это обстоятельство буквально взбесило членов антииранской коалиции – от американских конгрессменов до израильских ястребов и шиитофобов из династии Саудов.
Но куда как большее негодование вызвал у них подтекст указа российского президента об отмене запрета на поставку Тегерану С-300. По сути, Кремль заявил, что у России есть свои интересы на иранском направлении – и политические, и экономические. И продолжать делать эти интересы заложником геополитических интриг США и его союзников Москва больше не намерена. Подобный ход и в Вашингтоне, и в Тель-Авиве, и в Эр-Рияде расценили не как вызов, а как откровенное оскорбление, не побоюсь этого сравнения – как покушение на святое. С 90-х годов прошлого века США считали Ближний Восток своим «задним двором», хозяйством пусть и хлопотным, но стабильно дававшим доход, приличный кусок масла и тарелку икры на подсушенный в тостере кусочек хлеба финансистов, военных, лоббистов, разведчиков и прочих «востоковедов в штатском». А поскольку доверенность на управление этим «задним двором» была выписана на имя израильтян и саудитов, то они тоже в полной мере извлекали прибыль от своего эксклюзивного положения. Порой, конечно, зарывались, критиковали Вашингтон за «ошибки управления» и вмешательство в вопросы, которые считали исключительно своей вотчиной. Но, в целом, все эти конфликты вполне проходят по разряду «милые бранятся – только тешатся».
Для этого трио Тегеран всегда был проблемой, но проблемой привычной, которую, в общем-то, уже научились сдерживать. Более того, разработали целый инструментарий, от «калечащих санкций» до «суннито-шиитского противостояния», которые позволяли рассчитывать, что в конце концов, со временем Иран попросту «сломается» в гонке региональной напряженности. Но появление на ближневосточной арене нового игрока, России, которая в последнее время начала позиционировать себя как «незападная страна», имеющая собственные интересы и свой взгляд на происходящее, в корне поменяло региональный расклад. Тегеран для США и его союзников – это проблема и вызов. Но тот же Тегеран, имеющий партнерские отношения с Москвой, – уже реальная угроза. А если между Тегераном и Москвой установятся стратегические отношения (а это вполне реально, т.к. у них много общего во взглядах и интересах), то это приведет как минимум к резкому сокращению присутствия США в регионе, началу распада Саудовской Аравии как государства, превращение Израиля в балансирующее на грани жизни и смерти карликовое государство в границах 1967 года. Вместе с тем, союз Тегерана и Москвы превратит Россию в реальную супердержаву, совсем по-другому пойдут процессы по линии региональных образований: ШОС, ОКДБ, ЕвраЗЭС, БРИКС и т.д. Россия и Иран будут доминировать в формировании мировой энергетической политики, Россия вернется на Ближний Восток, станет членом Организации исламского сотрудничества (ОИС). Ну, а Иран окончательно утвердится в качестве региональной супердержавы, признанного лидера исламского мира. «Сдуются» амбиции Турции, лишенной поддержки США, Израиля и монархий Персидского залива. Стратегические отношения между Москвой и Тегераном заставят Евросоюз пересмотреть свою проамериканскую ориентацию, в корне изменит отношение к доллару и Бреттон-Вудской финансовой системы.
Израильское «решительное осуждение» России и его последствия
О том, что запрет на поставки С-300 в Иран будет снят, российская сторона проинформировала Израиль за несколько дней до того, как соответствующий указ был подписан Владимиром Путиным. Стремясь смягчить ситуацию и уберечь «неистового Биби» Нетаньяху от потрясения, Сергей Лавров особо отметил, что «С-300 − зенитно-ракетный комплекс, который имеет исключительно оборонительный характер, не приспособлен для целей нападения и не поставит под угрозу безопасность какого-либо государства региона, включая, конечно, Израиль». Впрочем, это было не более чем дипломатической вежливостью, поскольку одновременно Москва дала понять, что данный вопрос не является предметом обсуждения или торга.
Тель-Авив был откровенно шокирован и в первом эмоциональном порыве не придумал ничего лучшего, как не посылать высокопоставленных руководителей в Москву на празднование 9-го мая 70-й годовщины победы над нацистской Германией. Вместо правительственной делегации будет только израильский посол Дорит Голендер. Но это, подчеркну, был только первый порыв, ничего общего не имеющий с реальными ответными мерами, которые сейчас в срочном порядке разрабатывают в Тель-Авиве.
В жесткости и болезненности этих мер для Москвы сомневаться не приходится. Поскольку вопрос о С-300 для Ирана в Тель-Авиве воспринимают куда глубже, чем эпизод военно-технического сотрудничества России с враждебной страной. С 90-х годов отношения с Израилем были своеобразным индикатором истинных внешнеполитических намерений российского правящего политического класса. Союз с Израилем, не приносящий видимых экономических выгод, зависящий от отношений Тель-Авива с Вашингтоном, не отвечающий государственным интересам многонациональной России, был верным признаком того, что Москва лояльна США и готова следовать в кильватере американской внешней политики.
Таким образом, вопрос об отношениях нашей страны с Израилем всегда был вопросом о характере отношений с Америкой и ее союзниками, своеобразным «камнем преткновения» в борьбе российских государственников с западно-ориентированными «антипутинцами». Попытки последних лет хоть как-то договориться с Тель-Авивом об учете российских интересов ни к чему не привели.
Израиль, с одобрения Вашингтона, практически всегда вел антироссийскую политику, нанося реальный ущерб российским интересам. Вспомним его «военно-техническое и разведывательное проникновение» в Азербайджан, передачу суперсовременных беспилотников Грузии в грузино-российском конфликте, убийства иранских ядерщиков и вирусные атаки на компьютеры Бушерской АЭС, уничтожение российских вооружений, только поступивших в Сирию, явную поддержку оппозиционных движений и деятелей России, постоянное очернение России в глазах мирового сообщества через подконтрольные им СМИ в мире и в самой России. Кстати, в настоящее время почти все ведущие телеканалы и радиостанции России контролируются произраильскими и прозападными менеджерами, которые тянут за собой на экран и в информационное поле в первую очередь произраильских, а затем прозападных, точнее проамериканских экспертов. Понятно на формирование какого общественного мнения настроены эти деятели.
Демонстративное пренебрежение, ложь, шантаж и неприкрытые угрозы – то, что Москва получала все эти годы в ответ на свои обращения к Израилю. Поэтому Путин и его команда вполне справедливо решили в вопросе о комплексах С-300 позицию Тель-Авива не учитывать, поскольку хуже уже не будет, а в случае дальнейшего обострения отношений России с США Израиль однозначно, без колебаний примет сторону Вашингтона.
Именно эта политическая подоплека вопроса о снятии запрета на поставку зенитно-ракетных комплексов Ирану воспринимается израильским руководством как основная угроза – Москва выходит из-под контроля. Разумеется, ответ будет комплексным. И чисто военные мероприятия – закупки современных американских самолетов нового поколения F-35, способных, как убеждают их американцы, преодолевать создаваемый С-300 барьер для агрессора. И диверсионно-разведывательные – «зеленый свет» для тайных операций, возрождение печально знаменитой «стратегии Дагана». Но главные усилия будут сосредоточены в политической сфере. Прежде всего, перед лицом новой угрозы – вышедшей из-под контроля и излишне активной на ближнем Востоке Москвы – сойдут на нет разногласия между Обамой и Нетаньяху. А кроме того, с новой силой включится в работу по срыву ирано-российского диалога произраильское лобби в Москве. Сегодняшнее его сдержанное поведение в отношении указа российского президента – явление временное, затишье перед атакой, которую следует ожидать в самое ближайшее время.
Атака на Россию из Эр-Рияда – направления ударов
В феврале нынешнего года незамеченным прошел один юбилей – 35 лет с момента, когда официальный представитель Эр-Рияда, выступая перед лидерами афганских моджахедов сказал: «Знайте, что ваша война против русских – это и наша война. Пусть неверные захлебнуться кровью. За каждый истраченный на русского патрон вы получите от нас десять. За каждый потраченный на джихад доллар вы получите от нас пять». Это было объявление войны, которую саудиты ведут против России с прошлого века, совершенно не обращая при этом внимания на то, как называется наша страна – СССР или РФ.
За эти годы события шли по кругу – финансирование арабских наемников, стрелявших в наших солдат в Афганистане и совместный с США обвал цен на нефть в 80-х. Затем снова – финансирование терроризма на российском Кавказе и новая игра на понижение цен на мировых рынках… Неизменным было одно: откровенная и неприкрытая враждебность. Которую, заметим, не исправить ни призывами «экспертов» к диалогу с Эр-Риядом, ни предложениями о «тесном сотрудничестве», ни холуйским вручением юбилейной медали Совета Федерации саудовскому послу, одному из немногих в дипломатическом корпусе, получивших эту «награду».
После поддержки Башара Асада, после решения по С-300 и инициатив Москвы по Йемену, закончившихся, к сожалению, достаточно бесславно, эта враждебность приняла такой характер, что отброшены в сторону и дипломатический этикет, и протокол. «Россия предлагает мирные решения, но она продолжает вооружать потерявший легитимность сирийский режим, который убивает собственный народ. Россия говорит о трагедии, с которой столкнулась Сирия, однако является ее неотъемлемой частью». Столь резких выпадов в отношении Москвы в ответ на приветствие российского президента саммиту ЛАГ на высшем уровне в арабском мире не позволяет себе никто, кроме Сауда аль-Фейсала, главы МИДа Королевства. Про то, как саудиты в последние недели несколько раз задерживали вылеты российских самолетов, занятых эвакуацией граждан РФ и других иностранных государств из Йемена, и напоминать не стоит.
У саудитов есть три направления атаки на Россию, и на всех из них они начнут действовать в ближайшее время, причем вне зависимости от того, как закончится планирующаяся встреча Владимира Путина с королем Салманом.
Во-первых, Эр-Рияд и дальше будет сдерживать цены на нефть, при этом блокируя любые попытки Москвы договориться с ОПЕК. Намеки, которые делает министр нефти Саудовской Аравии аль-Наими о «возможности переговоров с такими странами, как Россия и Мексика по вопросу координации нефтяных поставок», не более чем «заманивание ложной надеждой». Саудовцы не станут решать чужие проблемы и сокращать добычу. Да, их доходы от экспорта нефти в этом году, по оценкам специалистов, сократятся на треть, но при золотовалютных запасах в 750 миллиардов они могут себе это позволить, играя на перспективу.
Во-вторых, эти же запасы позволят им выдавливать Россию с Ближнего Востока, тупо и без изысков перекупая возможных партнеров Москвы. Свежая история с тремя миллиардами долларов, выделенных Эр-Риядом на перевооружение армии Ливана, – прекрасное тому подтверждение: под нажимом саудитов Бейрут отказался от переговоров с представителями российского ВПК и заключил сделку с французами. Нечто подобное сейчас дипломаты Королевства хотят «провернуть» и в Египте.
Ну и, в-третьих, не по значимости, а по списку – «болевые точки» в самой России, от Кавказа до Западной Сибири, где экстремизм, искусно поддерживаемый как извне, так и отечественными провокаторами, вновь поднимает головы. Как видим, ничего нового и необычного, все, что саудиты делали раньше, они будут делать и сейчас, разве что более активно.
*******
Интервью Сергея Лаврова радиостанциям Sputnik, «Говорит Москва» и «Эхо Москвы» было откровенной данью политкорректности. Впрочем, к чести главного российского дипломата, в своем ответе на вопрос о том, почему ИГИЛ является главным врагом России, он откровенно дал понять, что эта организация – инструмент в руках Вашингтона и его союзников. Именно они готовят сегодня атаку против нашей страны на ближневосточном направлении, именно руками партнеров США – Израиля и саудитов – эта атака будет реализовываться. В преддверии схватки, именно схватки, будем называть вещи своими именами, Москве нужна новая стратегия на Ближнем Востоке, одним из элементов которой должно стать активное и всесторонне продуманное партнерство с Тегераном и другими региональными силами. А от иллюзий в отношении «многовекторности», «диалога» с Тель-Авивом и Эр-Риядом пора бесповоротно избавляться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий