воскресенье, 29 марта 2015 г.

Информационная война против России: откуда исходят удары


Валентин КАТАСОНОВ | 29.01.2015 | 00:00
 
В ноября 2014 года в одном из своих интервью президент России Владимир Путин сказал, что на саммите «Большой двадцатки» были приняты конкретные решения о повышении квот развивающихся стран в Международном валютном фонде, но Соединенные Штаты их заблокировали, в том числе с помощью СМИ. Уже почти год Вашингтон ведет необъявленную войну против России, используя и экономические санкции, и дипломатическое давление, но, наверное, самым эффективным в этой войне является информационное оружие. 
Это не только мировые СМИ, которые монополизированы Соединенными Штатами, но и многие тысячи журналов, газет, сети распространения печатных изданий, огромное количество электронных изданий, сотни информационных агентств, тысячи телевизионных и радиовещательных компаний, рекламный бизнес, бизнес в сфере Интернета, телекоммуникации, киноиндустрия и кинопрокат и т.д. Попробуем дать самые общие очертания мировой информационной монополии, которую захватили США. 
* * *
Если ещё три десятка лет назад 90 % средств массовой информации в Америке принадлежали пятидесяти компаниям, то сегодня сферу медийного бизнеса США на 90 % контролируют пять мегакорпораций. Это холдинги, под контролем каждого из них находится множество фирм самого разного профиля - от киностудий и кинотеатров до телекоммуникационных систем и социальных сетей, от книгоиздательской деятельности до рекламы и индустрии развлечений. 
Пять крупнейших корпораций США в сфере СМИ
Название
Основные компании и активы, входящие в состав корпорации
Доход в 2012 году, млрд. долл.
Time Warner 
Коммуникационная корпорация Turner Broadcasting System, в которую входит корпорация CNN, а также корпорации TBS, TNT, NBA TV, Cartoon Network и The CW (совместно с CBS Corporation). Другими активами Time Warner являются телеканал HBO, издательства Time Inc. (более130 журналов, в том числе TIME, Life, People, Fortune и Sports Illustrated) и IPC Media, кинокомпании Warner Bros., New Line Cinema и Castle Rock Entertainment.
28,7
News Corporation 
Компания Fox Entertainment Group. К ней относится телесеть Fox Broadcasting с телеканалами Fox News, National Geographic и телесетью Sky, газеты The Sun, The Times, Sunday Times, New York Post, The Wall Street Journal и частично "Ведомости", компания Dow Jones, издательство Harper Collins и кинокомпания 20th Century Fox.
33,7
The Walt Disney Company 
 
"Традиционный" кинобизнес (бренды Walt Disney, Lucasfilm, Pixar Animation,Touchstone Pictures). Также контролирует телесети ABC и ESPN, компанию Marvel Entertainment и многое остальное "по мелочи", вроде 277 радиостанций.
42,3
Viacom/CBS Corporation 
Альянс двух конгломератов, который контролируется структурой NationalAmusements. К их активам относятся сети CBS, Showtime Networks, BET Networks и The CW (совместно с Time Warner), каналы MTV и Nickelodeon, издательский дом Simon & Shuster, интернет-компании Atom Entertainment и Last.fm, кинокомпании Paramount Pictures и CBS Films, а также 130 радиостанций.
28,6
Comcast/NBCUniversal 
Кабельные сети, такие как MSNBC, Bravo, CNBC и TheWeatherChannel. В империю входит также телеканалы NBC и Telemundo, киностудия UniversalStudios и сеть NHLNetwork.
 
62,6
Таблица составлена по источнику: «Кому принадлежат американские СМИ?» (11.06.2013)
Вопрос о собственниках пяти американских гигантов медийного бизнеса - большая загадка. Особенно это касается холдинга Time Warner. В свое время корпорация создавалась Бронфманом, поэтому, как некоторые полагают, владельцев надо искать среди его наследников. Называют также бывшего главу компании Джеральда Левина. Третья фигура, связанная с Time Warner, - влиятельный израильский бизнесмен Авив (Виви) Нево, который является миноритарным акционером холдинга. 
Наиболее понятна картина в отношении альянса Viacom / CBS. Там однозначно ключевой фигурой является миллиардер Самнер Редстоун, которому принадлежит 78 % голосующих акций корпорации CBS. Кроме того, через National Amusements он владеет 79 % голосующих акций «Виакома».
В News Corporation около 39 % голосующих акций принадлежит семье основателя корпорации Руперта Мердока News Corp. Около 7 % - саудовскому принцу аль-Валиду ибн Талалу. На банки и инвестиционные компании приходится еще около 5 %. А вот 38 % принадлежат неизвестным лицам: они распылены среди анонимных инвесторов. Следует иметь в виду, что держатели, имеющие менее 5 % акций по американским законам имеют право не раскрывать информацию о себе, даже имя человека или название компании. 
Примерно такая же ситуация сложилась в Comcast, которую, как считается, контролирует сын её основателя и её нынешний номинальный глава Брайан Робертс, владеющий всего 33 % голосов компании.
Наиболее распыленным можно считать капитал империи Уолта Диснея. Он представлен почти двумя миллиардами акций корпорации. Наиболее крупный пакет находится у фонда Лорен Пауэлл, вдовы Стива Джобса. Пакет имеет рыночную стоимость 6,9 млрд. долл., или 7,3 % всего капитала корпорации. Известно, что десяти директорам корпорации принадлежит менее 1 % капитала. 
За десятками и сотнями анонимных акционеров, скорее всего, скрывается несколько, а может быть, даже один акционер. Судя по тому, как слаженно работают американские СМИ при освещении тех или иных событий, пять гигантских конгломератов управляются из одного центра. 
Следует подчеркнуть, что все эти медиакорпорации являются американскими лишь по юрисдикции своих головных структур. Многие из конгломератов имеют своих дочек и филиалы в разных частях света. Конгломерату Мердока News Corporation, например, в Великобритании принадлежат газеты The Times, The Wall Street Journal Europe, The Sun и The Sunday Times, а также телекомпании SKY Italia (доля 100 %), British Sky Broadcasting (39 %) и Sky Deutschland (49,9 %).
Наиболее успешной чисто европейской медиагруппой сегодня считается германский гигант Bertelsmann SE & Co. KGaA, который с 1835 года контролируется семейством Мон. По своим экономическим параметрам (доход в 2012 году - 16,1 млрд. евро, численность сотрудников - 104000 чел.) он сопоставим с крупнейшими американскими конгломератами (1). Основным его активом является гигантский информационный холдинг люксембургской юрисдикции RTL Group; в нем германскому гиганту принадлежат 75,1 %. RTL Group - это 53 телеканала и 28 радиостанций в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Испании, Венгрии, Хорватии, а также в России. Вторым крупнейшим активом гиганта «Бертельсманн» является крупнейшее в Европе журнальное издательство Gruner + Jahr, издающее свыше 250 журналов в 30 странах мира. Среди них такие издания, как Stern и Geo. Этому же издательству принадлежит Financial Times Germany, а также 25,25 % акций еженедельника Spiegel. Как и в случае с большинством информационных конгломератов США, непонятно, кто реально (а не формально) является конечным бенефициаром германского гиганта. На сайте «Бертельсманн» сообщается, что 19,1 % капитала принадлежит семейству Мон, остальные 80,9 % - фондам Bertelsmann Stiftung, Reinhard Mohn Stiftung, BVG-Stiftung. Характерно, что это фонды, которые заявляют о себе не как о финансовых организациях, а как о структурах, «готовых оказывать помощь в консультировании» в самых разных сферах общественной жизни – политике, образовании, управлении. 
Вторую строчку в списке наиболее влиятельных массмедийных империй Европы занимает французская Vivendi S. A. (доходы в 2012 г. - 30,0 млрд. евро, число занятых 63,1 тыс. чел.). Следующей в списке европейских медиаимперий идет французская Lagardère Media (7,4 млрд. евро, 26,5 тыс. чел.). Для французских медийных гигантов также характерно отсутствие точной информации о конечных бенефициарах. 
Особая роль в проведении единой информационной политики Запада принадлежит информационным агентствам. Уровень монополизации этой сферы является запредельно высоким. Львиная доля всей информации, транслируемой в западных СМИ, приходится всего на три агентства - Reuters, Associated Press и Agence France-Presse. 
На первое из названных информационных агентств, Reuters (одна из старейших в медийном бизнесе компаний, существует с середины XIX века), работают более 14000 сотрудников в 91 стране мира, в том числе 2300 журналистов, фотокорреспондентов и видеооператоров. Reuters насчитывает в общей сложности 197 бюро по всему миру. Принято считать, что это английская компания. Однако в 2008 году она была куплена корпорацией Thomson, после чего последняя стала называться Thomson Reuters. На сайте этой американская корпорации, акции которой котируются на нью-йоркской бирже, вы найдёте что угодно, кроме ответа на вопрос, кому принадлежат компания и агентство. На Западе с его демократией такие вопросы даже задавать неприлично. 
Мы назвали лишь некоторых наиболее крупных участников информационной войны, развязанной Западом против России. Однако и они – всего лишь исполнители. Настоящие организаторы, заказчики и бенефициары этой войны своих имен и своего местоположения не выдают. 
(1) Эти и другие данные по европейским медиахолдингам взяты из источника: Денис Тукмаков. Медиаконцерны Старого Света. Кому принадлежат европейские СМИ? // Русская народная линия, 18.06.2013
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий