пятница, 5 сентября 2014 г.

Конец большой Новороссии?

Конец большой Новороссии?
Обсуждать содержательную часть семи пунктов Путина практически бесполезно. Во-первых, потому, что они абсолютно стандартны для подобной ситуации. Что-то эдакое выдумывать бессмысленно. Во-вторых, как всегда, тут же последовали уточнения и разъяснения, из которых следует, что пункты были сочинены буквально на коленке в полете в Монголию, и по сути, могут меняться и дополняться — при соблюдении единственного условия — прекращения огня.
Разговор между Порошенко и Путиным, заявление Порошенко о прекращении огня и семь пунктов Путина — полностью связанные между собой события и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. При этом видно, что все было сделано самими президентами — так как шероховатости и немалое количество уточнений обеих пресс-служб в формулировках однозначно свидетельствуют — никакой предварительной проработки сегодняшних решений не было, все принималось ситуативно.
Тем не менее, перед Путиным и Порошенко стоят примерно похожие задачи. Несмотря на то, что Россия специально уточнила, что она не является и не может считаться стороной конфликта, от ее возможностей влиять на ополчение и руководителей восстания зависит, насколько они согласятся с происходящим.
Происходящее, похоже, их не радует. Наступление развивается, и прерывать его до наступления критической точки совершенно не хочется. Украинская армия терпит поражение, но до разгрома еще неблизко. Так просто отпустить раненного зверя — дать возможность ему залечить раны. Понятно недовольство ополчения, и теперь наступает час истины — смогла ли Москва, убрав самостоятельные фигуры восстания, взять под контроль все ополчение.
Судя по приходящей информации — смогла. Ополчение заявило, что не намерено переносить боевые действия на территорию других областей и не претендует на них. Фактически это означает, что Киев теперь никто брать не будет. Мало того — идея Большой Новороссии прекращает свое существование. В таком случае Порошенко может вздохнуть спокойно и обещать мятежникам хоть небо в алмазах. Рецепт Филатова, который заканчивается "...а вешать будем потом", вновь востребован и будет применен к Донбассу.
Отказ от строительства Большой Новороссии означает только то, что теперь ополчение окончательно превращается в объект политики и отдает инициативу в руки взрослых дядь. Ему в такой ситуации будет отведена скромная роль у стенки и в прихожей. Ему лишь дадут подписать то, что будет согласовано. То есть, конечно, восставшим будут рассказывать, что они тут самые главные, без них никто бы не собирался — но в целом им отведена роль статистов.
Обвинять Москву и Киев, кстати, совершенно бесполезно и бессмысленно. У ДНР и ЛНР нет политической структуры и политических лидеров — о чем говорилось чуть ли не с мая. Ну, а раз нет — то кто вам доктор? В данном случае вина всех этих мелькающих калейдоскопом лидеров восстания, сидевших сиднем в Донецке и Луганске, очевидна. Претензий к Порошенко и Путину как раз нет. Военные обеспечили победу — но воспользоваться ею некому. Поэтому судьбу восстания и будут решать другие. А если Пургин или Захарченко пойдут против линии партии — уволят без выходного пособия. Харизмы и медийного ресурса, как у Стрелкова, у них нет, особой поддержки "на местах" — тоже, поэтому вариантов у них не остается.
Не нужно иллюзий — все крестьянские восстания становились народной войной только в том случае, когда восставшие ставили перед собой цели, выходящие за рамки помещичьего фольварка и своих огородов. Как только оно затихало за пределами околицы — его судьба была предрешена. Отказ от расширения территории Новороссии означает отказ от субъектности. Других толкований нет.
Понятно, что у восставших нет ресурса противостоять совместной политике Киева и Москвы. Однако в этом они могут обвинять только себя.
Как именно будут проходить переговоры, насколько долго и трудно — сказать пока нельзя. Однако первый шаг уже сделан. Рамки послевоенного мира уже установлены. Переговоры лишь оформят содержание.
Это, конечно, не исключает того, что боевые действия будут продолжаться какое-то время, а также и то, что они обязательно через какое-то время вспыхнут снова, но в целом восставшие на нынешнем этапе сами сделали шаг к сдаче своей победы.
Парадоксально, но примерно то же самое относится и к нацистам-бандеровцам. Они тем более не будут счастливы прекращением войны, которую они так и не сумели выиграть. Счастье было так близко — но не случилось.
Порошенко может говорить что угодно, но злоба и ненависть проигравших никуда не деваются. Спонсоры Майдана могут быть довольны — горючий материал сгорел не весь, инструмент давления и влияния на ситуацию остается.
Особых сомнений в том, что Порошенко сейчас удастся как-то прибить своих ястребов, нет. Во всяком случае, мир он заключить еще успеет. Это никак не исключает всех остальных проблем — и экономической катастрофы, и набухающего социального взрыва — и скорее всего, к весне Украина пойдет на новый круг. Поэтому никакого мира сейчас никому заключить не удастся — речь идет только о перемирии.
Полувойна, которую Россия так и не смогла выиграть, сдавая сейчас политически то, что достигнуто военным путем, будет продолжена. И в этом сомнений тоже нет.


Единственное, что с надеждой вспоминается, так это референдум в ДНР и ЛНР после "просьбы" Путина пока референдум не проводить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий