воскресенье, 21 сентября 2014 г.

«Откуду есть пошла Земля Русская». 8 / 21 сентября 862 года новгородцы призвали на княжение братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора



Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 862 году считается днем рождения Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптор М. Микешин), воздвигнутом в Новгороде в честь этого юбилея.

В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им племени варягов трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было таковым: «Август, кесарь Римский, <...> Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: „О, мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя“. Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» («Сказание о Великих Князьях Владимирских Великой Руси», XVI в.).


В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» об этом же событии говорится так: «<...> Реша сами в себе: „Поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву“ <...> „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами“».

В XVIII веке немецкие ученые выдвинули теорию, согласно которой наше государство основано иностранцами неславянского происхождения. Несостоятельность ее доказывал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. Однако в XIX–XX веках были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию и удостоверяющие, что Рюрик был прибалтийским славянином.

Исторический календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий