politobzor.net
Возглавляемая Дмитрием Медведевым правящая партия готовит для страны альтернативный экономический курс. Одним из главных идеологов этого курса становится советник президента Сергей Глазьев. Вчера в Госдуме прошли широко анонсированные парламентские слушания о новой экономической политике – «О предложениях по ускорению социально-экономического развития России». Предлагаемые единороссами меры прямо противоположны политике правительства Дмитрия Медведева.
Депутаты, в частности, предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. В свою очередь, Сергей Глазьев предложил ввести налог на вывоз капитала.
Предварительный список рекомендаций подготовлен специальным научным советом при партии «Единая Россия». По итогам парламентских слушаний думский комитет по экономической политике обобщит все предложения и выпустит окончательный вариант документа, с которым ознакомятся правительство, федеральные и региональные ведомства, объединения предпринимателей и ведущие ученые страны.
Авторы рекомендаций подчеркивают, что они основываются на озвученных президентом Владимиром Путиным ориентирах. Итак, по их словам, властям сейчас надо преодолеть стагнацию, стагфляцию и рецессию, ускорив экономический рост до 3–4% в год в период с 2015 по 2020-й и до 5–6% в год в период с 2020 по 2025-й. К 2025 году российский ВВП должен вырасти с текущих 67 трлн руб. до 100 трлн руб. в ценах 2013 года.
Главное средство экономического ускорения – «переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал». В период 2015–2020 годов рост инвестиций должен составлять 8% в год, затем – 10% в год. Доля инвестиций в ВВП должна вырасти с 19% в 2014 году до 30% в 2025-м.
Инвестиции пойдут на технологическое перевооружение предприятий, запуск высокотехнологичных производств, создание развитой инфраструктуры в виде скоростных автострад и скоростных железных дорог, удвоение до 2025 года жилищного и социального строительства, развитие «экономики знаний», то есть на научные разработки, образование, здравоохранение, информационные и биотехнологии.
В условиях санкционных ограничений главным источником инвестиций будут внутренние ресурсы – прежде всего федеральный бюджет и резервы страны. В рекомендациях прописан «переход к умеренно-дефицитному бюджету в размере до 3% ВВП». Говорится там и о необходимости тратить золотовалютные резервы с темпом 50 млрд долл. в год в течение пяти лет. Сейчас в резервах аккумулировано 470 млрд долл., через пять лет там останется около 200 млрд долл. Как подчеркивают авторы рекомендаций, эта сумма превышает золотовалютные запасы США, Германии, Франции, Италии, и ее достаточно для финансовой безопасности России.
«Экономический механизм инвестиционного финансирования изложен в основном Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году», – сообщают авторы рекомендаций. Этот механизм предполагает повышение доступности кредитов и снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Особые послабления обещаны малым предпринимателям и компаниям, которые будут внедрять новые технологии и эффективно замещать импорт. Одна из рекомендаций – «ввести мораторий на повышение налогов и обязательных взносов бизнеса и населения». Более того, для малого бизнеса предлагается сократить в два раза размер уплачиваемых взносов.
Примечательно, что каждая из перечисленных рекомендаций абсолютно противоречит решениям нынешнего правительства. В связи с этим возникает и логичный вопрос не только о смене экономического курса, но и об изменении персонального состава правительства.
Так, сверстанный на ближайшую трехлетку федеральный бюджет предполагает дефицит не выше 0,6% ВВП. А в проекте рекомендаций от правящей партии дефицит увеличивается до 3% ВВП.
Еще одно противоречие касается налоговой политики. Нынешнее правительство, так или иначе, повышает налоги – в виде роста страховых взносов или появления новых региональных сборов. В Думе же, напротив, предлагают кратное снижение налогов – в частности для малого бизнеса.
Пикантность ситуации в том, что фактически правящая партия, возглавляемая Дмитрием Медведевым, сейчас вырабатывает альтернативный нынешнему правительству экономический курс. При этом отвергаются даже самые последние тезисы Медведева. Всего два дня назад премьер объявил о невозможности строительства высокоскоростных магистралей – будем строить, когда «будет много денег». А необходимость такого строительства прямо записана в списке рекомендаций парламентариев.
Одним из главных идеологов новой политики, которую обсуждали на парламентских слушаниях, очевидно, является советник президента Сергей Глазьев, который считает, что экономика должна «опираться на собственные силы». Вчера Глазьев назвал и другие меры по спасению экономики от стагнации. Например, он предложил ввести налог на вывоз из России капитала с последующим возмещением его по операциям импорта. Глазьев напомнил, что часто вывоз капитала происходит по нелегальным схемам, и страна теряет не только сам капитал, но и налоговые поступления. Основания для беспокойства у Глазьева есть. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев вчера допустил, что отток капитала из России по итогам года может достичь 120 млрд долл. Пока официальный прогноз на 2014 год – 100 млрд долл. оттока капитала.
Опрошенные эксперты тоже обратили внимание на расхождение рекомендаций с нынешним экономическим курсом правительства. «Предлагаемые механизмы явно не согласуются с существующей налоговой политикой государства, которая сейчас направлена в первую очередь на поиск резервов увеличения доходной части бюджета и не исключает повышения налоговой нагрузки на бизнес. Такое увеличение нагрузки не всегда осуществляется прямым повышением ставок. Часто увеличение нагрузки идет через изменение порядка формирования налоговой базы», – считает партнер компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.
«Предложение по расходованию золотовалютных резервов наверняка вызовет много вопросов. Так же, как и переход к умеренно-дефицитному бюджету. В долгосрочной перспективе в случае падения цен на нефть такие предложения могут создать угрозу для развития», – предупреждает замгендиректора консалтинговой компании Heads Никита Куликов.
«Можно только поприветствовать инициативы, направленные на преодоление рецессии. Но пока они слабо согласуются с недавними попытками ввести налог с продаж или повысить НДС. Сейчас идет противостояние защитников двух разных моделей развития экономики. Первая модель – жесткие бюджетные ограничения и контроль. Вторая – стимулирование бизнеса с помощью низких ставок по кредитам и налоговых льгот», – поясняет финансовый аналитик Lionstone Investment Services Яна Трубникова. При этом эксперт замечает, что сейчас главная проблема даже не столько в поиске источников финансирования, сколько в высоком риске, что выделенные деньги будут потрачены не на заявленные проекты.
Депутаты, в частности, предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. В свою очередь, Сергей Глазьев предложил ввести налог на вывоз капитала.
Предварительный список рекомендаций подготовлен специальным научным советом при партии «Единая Россия». По итогам парламентских слушаний думский комитет по экономической политике обобщит все предложения и выпустит окончательный вариант документа, с которым ознакомятся правительство, федеральные и региональные ведомства, объединения предпринимателей и ведущие ученые страны.
Авторы рекомендаций подчеркивают, что они основываются на озвученных президентом Владимиром Путиным ориентирах. Итак, по их словам, властям сейчас надо преодолеть стагнацию, стагфляцию и рецессию, ускорив экономический рост до 3–4% в год в период с 2015 по 2020-й и до 5–6% в год в период с 2020 по 2025-й. К 2025 году российский ВВП должен вырасти с текущих 67 трлн руб. до 100 трлн руб. в ценах 2013 года.
Главное средство экономического ускорения – «переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал». В период 2015–2020 годов рост инвестиций должен составлять 8% в год, затем – 10% в год. Доля инвестиций в ВВП должна вырасти с 19% в 2014 году до 30% в 2025-м.
Инвестиции пойдут на технологическое перевооружение предприятий, запуск высокотехнологичных производств, создание развитой инфраструктуры в виде скоростных автострад и скоростных железных дорог, удвоение до 2025 года жилищного и социального строительства, развитие «экономики знаний», то есть на научные разработки, образование, здравоохранение, информационные и биотехнологии.
В условиях санкционных ограничений главным источником инвестиций будут внутренние ресурсы – прежде всего федеральный бюджет и резервы страны. В рекомендациях прописан «переход к умеренно-дефицитному бюджету в размере до 3% ВВП». Говорится там и о необходимости тратить золотовалютные резервы с темпом 50 млрд долл. в год в течение пяти лет. Сейчас в резервах аккумулировано 470 млрд долл., через пять лет там останется около 200 млрд долл. Как подчеркивают авторы рекомендаций, эта сумма превышает золотовалютные запасы США, Германии, Франции, Италии, и ее достаточно для финансовой безопасности России.
«Экономический механизм инвестиционного финансирования изложен в основном Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году», – сообщают авторы рекомендаций. Этот механизм предполагает повышение доступности кредитов и снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Особые послабления обещаны малым предпринимателям и компаниям, которые будут внедрять новые технологии и эффективно замещать импорт. Одна из рекомендаций – «ввести мораторий на повышение налогов и обязательных взносов бизнеса и населения». Более того, для малого бизнеса предлагается сократить в два раза размер уплачиваемых взносов.
Примечательно, что каждая из перечисленных рекомендаций абсолютно противоречит решениям нынешнего правительства. В связи с этим возникает и логичный вопрос не только о смене экономического курса, но и об изменении персонального состава правительства.
Так, сверстанный на ближайшую трехлетку федеральный бюджет предполагает дефицит не выше 0,6% ВВП. А в проекте рекомендаций от правящей партии дефицит увеличивается до 3% ВВП.
Еще одно противоречие касается налоговой политики. Нынешнее правительство, так или иначе, повышает налоги – в виде роста страховых взносов или появления новых региональных сборов. В Думе же, напротив, предлагают кратное снижение налогов – в частности для малого бизнеса.
Пикантность ситуации в том, что фактически правящая партия, возглавляемая Дмитрием Медведевым, сейчас вырабатывает альтернативный нынешнему правительству экономический курс. При этом отвергаются даже самые последние тезисы Медведева. Всего два дня назад премьер объявил о невозможности строительства высокоскоростных магистралей – будем строить, когда «будет много денег». А необходимость такого строительства прямо записана в списке рекомендаций парламентариев.
Одним из главных идеологов новой политики, которую обсуждали на парламентских слушаниях, очевидно, является советник президента Сергей Глазьев, который считает, что экономика должна «опираться на собственные силы». Вчера Глазьев назвал и другие меры по спасению экономики от стагнации. Например, он предложил ввести налог на вывоз из России капитала с последующим возмещением его по операциям импорта. Глазьев напомнил, что часто вывоз капитала происходит по нелегальным схемам, и страна теряет не только сам капитал, но и налоговые поступления. Основания для беспокойства у Глазьева есть. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев вчера допустил, что отток капитала из России по итогам года может достичь 120 млрд долл. Пока официальный прогноз на 2014 год – 100 млрд долл. оттока капитала.
Опрошенные эксперты тоже обратили внимание на расхождение рекомендаций с нынешним экономическим курсом правительства. «Предлагаемые механизмы явно не согласуются с существующей налоговой политикой государства, которая сейчас направлена в первую очередь на поиск резервов увеличения доходной части бюджета и не исключает повышения налоговой нагрузки на бизнес. Такое увеличение нагрузки не всегда осуществляется прямым повышением ставок. Часто увеличение нагрузки идет через изменение порядка формирования налоговой базы», – считает партнер компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.
«Предложение по расходованию золотовалютных резервов наверняка вызовет много вопросов. Так же, как и переход к умеренно-дефицитному бюджету. В долгосрочной перспективе в случае падения цен на нефть такие предложения могут создать угрозу для развития», – предупреждает замгендиректора консалтинговой компании Heads Никита Куликов.
«Можно только поприветствовать инициативы, направленные на преодоление рецессии. Но пока они слабо согласуются с недавними попытками ввести налог с продаж или повысить НДС. Сейчас идет противостояние защитников двух разных моделей развития экономики. Первая модель – жесткие бюджетные ограничения и контроль. Вторая – стимулирование бизнеса с помощью низких ставок по кредитам и налоговых льгот», – поясняет финансовый аналитик Lionstone Investment Services Яна Трубникова. При этом эксперт замечает, что сейчас главная проблема даже не столько в поиске источников финансирования, сколько в высоком риске, что выделенные деньги будут потрачены не на заявленные проекты.
23.09.2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий