life.ru
Лайф выяснил, каким образом несовершеннолетних русских парней вовлекают в фанатское движение.
"Если бойцы тухлые — обычно обходится без больницы"
Проблема фанатского экстремизма — это не только мат, файеры и драки на матчах. Это — жуткое социальное явление, прочно пустившее корни в российскую действительность. Только в Москве существует несколько десятков фанатских группировок-"фирм", к деятельности каждой из которых применим целый букет УК.
Самое ужасное — то, что процесс вовлечения подростков в фанатские ряды поставлен на поток. Отслеживанием и последующим промыванием мозгов юным фанатам занимаются циничные и безжалостные люди, зачастую имеющие психологическое образование. И, разумеется, обладающие незаурядной лидерской харизмой.
Через какое-то время 15-летние дети превращаются в полноценных зомби. Жестоких отморозков-беспредельщиков, у которых в головах нет ни одной мысли — только инстинкты. Ударить. Добить упавшего. Похвастаться подвигами перед друзьями. Выпить или уколоться.
А зачем думать, когда в каждой группировке есть так называемый лидер? Главный идеолог, вдохновитель и тренер по совместительству. Обычно ему даже не требуется "накачивать" подчинённых.
Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев
Использовать малолетних бойцов можно где угодно. На политических митингах или охране концертов (собственно, глава ВОБ Александр Шпрыгин, задержанный полицией на недавней конференции РФС, активно занимался такими вещами в 90-е); для силовых акций против конкурентов по бизнесу — сжечь магазин или машину, забросать квартиру или офис бутылками или кирпичами... Кроме того, отдельной статьёй монетизации деятельности лидеров "фирм" является тиражирование записей драк подростков.
Знаете, как пополняются фанатские "фирмы"? Лидеры собирают 10—15 человек из числа только что присоединившихся к "секте" — и, как толпу баранов, везут на бойню с такими же баранами в майках другой расцветки. И пока будущие "солдаты" избивают друг друга в кровь и в мясо, их "офицеры" стоят вместе, общаются и делают "скаутские" заметки.
"Так, вон тот жирный ничего, годится — как он на лицо лысому наступил-то..."
И вот это циничное "тренерство" во всех этих историях, на мой личный взгляд, — самое мерзкое.
Просто взгляните на эти кадры. На самом деле — очень и очень мягкий вариант запланированной драки. Или, как называют сами фанаты, — "темы". Руки по-спортивному бинтуются, "команды" приветствуют друг друга и относятся к соперникам с уважением... Да-да, то, что вы видите, это очень "уважительный" вариант!
Лайфу удалось пообщаться с одним из несовершеннолетних фанатов ЦСКА, за плечами которого уже несколько участий в подобных побоищах.
— Как организовываются драки?
— Драки называются "темами". Их проводят фанатские группировки, которые, в свою очередь, называются "фирмами" или "конторами". Если "тема" намечается серьёзная, перед ней устраиваются "просмотры"...
— То есть?
— Руководители "фирм" созваниваются и договариваются о месте тренировочной "темы". С каждой стороны собирается примерно по 15 подростков. Это так называемые нулевые ребята, которые ничего толком не знают и не умеют.
Соответственно, лидер "конторы" оповещает их о месте и времени. По итогам этой драки в формате стенка на стенку лидеры кого-то выделяют и переводят в "основной состав". Попасть в основу — очень почётно!
— Что происходит дальше с игроками "основы"?
— Их уже начинают серьёзно тренировать. Для этой цели снимается спортивный зал, или просто все едут в подмосковный лес. Собственно, "темы" тоже чаще всего происходят в лесу — на больших и чистых полянах.
— Есть какие-то специальные инструкторы или обучение проводят лидеры "контор"?
— По-разному. Тренировки "околофутбольщиков" больше всего походят на драки в формате ММА. Точнее даже — это сочетание ММА и регби.
— Как происходят "темы" "основных составов"?
— Примерно так же, как и "просмотры". Лидеры обговаривают время, место и количество бойцов с каждой стороны. Причём очень важный момент: до самого начала "темы" вожаки не говорят своим подчинённым, с кем предстоит сражаться.
— Что представляет собой лидер "фирмы"? Если взять усреднённый портрет — каков возраст и социальный статус подобных людей?
— Вывести какое-то среднее арифметическое невозможно, поскольку "конторы" растут как грибы. Только в Москве их несколько десятков.
Например, у "Спартака" топовой "фирмой" считается "Школа", которая в этом году отметила 11-й день рождения. Ещё из известных: "Банда мясника", Union. У ЦСКА одна из старейших группировок — Kids, ей недавно исполнилось 18 лет. Также выделяются "Ярославка" и "Люди в чёрном".
— Чем крутая "фирма" отличается от некрутой?
— Количеством побед, репутацией. Есть специальный фанатский сайт, на котором сообщаются результаты "тем". Самые сильные группировки обычно имеют в составе не так много народу, человек 15, но славятся тем, что за счёт хорошей подготовки могут победить оппонентов, имеющих значительное численное преимущество. Кроме того, они часто ездят драться за границу.
Например, Kids по настоящему прославились после выездов в Лондон и Гамбург. Там в основном молодые ребята, и их не слишком много — человек 20. Но это не помешало им жестоко избить превосходящих в количестве немецких и английских фанатов.
— Есть у фанатов какой-то кодекс чести? Считается ли этичным бить, например, соперника по затылку? Или добивать упавшего? Или нападать впятером на одного?
— Никаких ограничений нет. Хоть по затылкам, хоть по яйцам, хоть лежачего. Конечно, человека, потерявшего сознание, обычно не трогают. Но бывает, что кто-то войдёт в раж и всё равно добивает. Приходится оттаскивать и успокаивать... В принципе, если боец из другой группировки говорит "стоп" — в идеале полагается прекратить его избивать. Но прекращают не всегда.
— Используются ли во время драк подручные средства — бутылки, велосипедные цепи, ещё что-нибудь?
— Обычно этот момент оговаривается лидерами "фирм" специально. Стандартные "темы" проходят в формате "только кулаки". Это называется — "приходить на тему без г...на". То есть без ножей, бейсбольных бит, цепей. Но при этом в околофутболе существуют ещё и "накрывы". Это когда "фирма" подкарауливает другую группу фанатов и атакует без предупреждения. Обычно это практикуется против фанов иногородних команд. Но иногда "накрыв" — это результат недобросовестности одного из лидеров...
— Например?
— Допустим, лидеры договорились о "теме", оговорили число бойцов. Оппоненты приезжают на электричке, выходят на платформу — и тут их "накрывают" соперники, имеющие значительное превосходство в силе и количестве.
— Насколько часто "темы" заканчиваются смертью или инвалидностью?
— Редко, но бывает. Даже со смертельным исходом. Зависит от серьёзности мероприятия. Если "тема" просмотровая и бойцы неопытные, тухлые — в общем, никакие, — обычно тяжёлых травм не бывает. Ну а если участвуют основные составы — дело нередко доходит до больницы. Например, две недели назад был такой случай: парня без сознания пришлось вести в неотложку.
Но всё-таки в большинстве своём "тема" завершается как боксёрский поединок. Если всё было достойно — можно даже помочь сопернику подняться, пожать руку...
— Какая лично у вас мотивация участия в "темах"?
— Многие говорят: "Мы бьёмся за честь клуба". Раньше, когда я был совсем маленьким, дрался тоже из этих же принципов — цвета ЦСКА, все дела, бла-бла-бла. Сейчас стал повзрослее, и для меня это стало как фильм "Бойцовский клуб". То есть эдакое крутое времяпрепровождение.
— Существует какая-то стратегия групповых битв? Или просто все против всех, куча мала — и как получится?
— Обычно перед началом темы бойцы выстраиваются друг напротив друга в шеренгу и начинают что-то скандировать. Причём угрожающе, пытаясь запугать оппонентов. В среднем, если у одной из контор серьёзное преимущество, "тема" длится минуты полторы. Если составы примерно равные по силе и быстро всех положить не удаётся, может продлиться минут пять.
— Насколько всё это дело добровольное?
— Добровольное, конечно. Все знают, на что идут и за что стоят.
— И за что же?
— Все по-разному. Кто-то за честь клуба, кто-то за дружбу, кому-то просто нравится. Про себя уже сказал: мне кажется, это круто и здорово.
— Участвуют группировки в политических или силовых акциях?
— Конечно. Многие группировки делают акцент на нацизм. То есть стоят против "чёрных"...
— Лидеры фирм помогают "рядовым" финансово? Например, оплачивают билеты на стадион или поезд в другой город, если команда играет на выезде?
— Нет. Каждый зарабатывает сам как может. Иногда все скидываются, чтобы заказать единые футболки или символику "фирмы".
— Как происходит вербовка новых членов фирм?
— В основном через социальные сети. Сами лидеры ищут пополнение в соцсетях "ВКонтакте" или "Фейсбук" — смотрят, чем парень увлекается, чем живёт. На меня, например, вышли именно таким образом. Написали что-то типа: "Привет, я представитель такой-то конторы, не хочешь за нас встать?" Ну и дальше идёт цепная реакция. Если твой близкий друг этим занялся — он обязательно постарается и тебя привлечь. Будет рассказывать, как это классно, как офигенно...
"Самому из этого адского круга не выскочить"
Лайф попросил поделиться мнением о проблеме вовлечения подростков в экстремальные и хулиганские группировки известного психолога Анетту Орлову.
Фото: © РИА Новости/Екатерина Чеснокова
— На ваш взгляд, за счёт чего вербовщикам фанатских "фирм" удаётся постоянно пополнять свои ряды новым "материалом"?
— Самый сложный возраст с точки зрения становления собственной идентичности — именно подростковый. В этом возрасте люди ищут ответы на многие вопросы и не могут найти.
Для мальчиков этот период особенно важен. Им надо отстаивать своё место в мужской иерархии. И, конечно, самоутверждение идёт в первую очередь через агрессию. Таким образом подростки пытаются выразить своё мнение, донести его до окружающих. Очень важно при этом чувствовать себя частью какой-то сплочённой группы, проповедующей какую-то глобальную идею.
К сожалению, часто эта объединяющая идея является вещью весьма негативной. Как, например, фанатский экстремизм. Или, если помните, в 90-е подростки дрались район на район... То есть они объединяются не сколько из любви к условному "Спартаку" или рок-группе, сколько на почве ненависти к какому-то "внешнему" врагу.
Им необходимо доказать: именно моя группа — самая сильная и лучшая! Это явление в психологии носит название групповой фаворитизм.
Мужчины по своей природе — гораздо более командные существа, чем женщины. Ещё с архаичных времён привыкли охотиться или воевать группой, стаей. Именно поэтому футбол и хоккей гораздо более популярны, чем индивидуальные виды спорта.
И ведь сейчас в России — весьма благодатная почва, чтобы направить всю эту агрессию в позитивное русло! Возрождается институт ГТО, осуществляется масса детских спортивных программ...
— Какие конкретно психологические "крючки" забрасывают лидеры фан-группировок в отношении детей?
— В период, когда сам ребёнок не знает, что хорошо и что плохо, есть целая технология прививания ему правильных ценностей. Разумеется, за эту самую благодатную аудиторию идёт постоянная война. Со стороны фанатских группировок войну против семей ведут самые харизматичные персонажи, наделённые ярко выраженными лидерскими качествами.
Подростки в возрасте 14—15 лет характеризуются повышенной агрессивностью, очень низким самоконтролем и лёгкой втягиваемостью в авантюры любого характера. Поэтому они в опытных руках — идеальный материал, из которого можно слепить группировку, занимающуюся откровенно криминальными вещами.
Чаще всего ребята клюют на образ эдакого всезнающего и много повидавшего мужчины, который учит их "правильной жизни". У него обязательно должна быть какая-то красивая легенда, чтобы морочить юные головы. Эти манипуляторы очень ловко используют желания подростков стать частью важной и сильной группы, поднять за счёт этого свою значимость в собственных глазах.
Часто вожак оказывает на подростков психологическое давление. Иногда берёт "на слабо", а иногда откровенно запугивает. Подавить волю ребёнка взрослому мужчине несложно.
Очень важно, чтобы родители всё время держали руку на пульсе! Были в курсе, с кем сын дружит, чем увлекается.
— Как и где именно чаще всего происходит процесс "вербовки"?
— Социальные сети задачу вербовщиков облегчили очень сильно. Сейчас легко проникнуть сквозь семейные и школьные границы. Чтобы определить "болевые точки" жертвы, понять, чем ребёнок живёт и дышит, достаточно проанализировать его странички в соцсетях.
— Можно ли говорить применительно к этой проблеме о принципе домино или цепной реакции: достаточно "заболеть" фанатизмом одному ребёнку, и он заражает всех своих друзей?
— В подростковом возрасте очень высока потребность быть похожим на друзей, разделять их увлечения. А ещё — поклоняться чему-то, творить себе идолов. Это может быть футбольная команда, музыкальная группа...
— Или нацистская идея?
— В том числе... То есть всё, что требует активной и агрессивной формы "поклонения". И распространяется это со скоростью пандемии. Дети, открывшие для себя новый смысл жизни, поначалу выглядят такими счастливыми и одушевлёнными, что заражают остальных.
Если же возвращаться к проблеме нацизма... Как я уже сказала, для подростков очень важна идея собственной особенности. Эту идею опытный оратор и психолог легко может увязать в детском сознании с главными ценностями нацизма. Налицо действительно серьёзная социальная проблема.
— Подростки каких социальных групп наиболее уязвимы?
— Гипотетически жертвой может стать совершенно любой подросток — если он поддаётся влиянию окружающих. Но, конечно, в самой большой зоне риска находятся дети из неблагополучных семей. Они не могут опереться на авторитет собственных родителей — и потому особенно уязвимы. У них формируется злость против всего мира, потребность себя этому миру противопоставить, выместить на ком-то свои проблемы.
Также экстремальным фанатизмом увлекаются подростки, склонные к самодемонстрации. Им всё равно, что о них говорят, — главное, чтобы говорили как можно больше.
И наоборот, ребята, у которых есть чёткие цели и жизненные ориентиры, у которых выстроена линия собственного будущего, в сети фанатских завывал попадут с меньшей вероятностью. Собственно, таких детей гораздо реже трогают — потому что это сопряжено с большими рисками. Ребёнок может пожаловаться родителям, на которых привык полагаться.
Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов
Комментариев нет:
Отправить комментарий