www.za-nauku.ru
Человек – народ – культура – судьба Отечества.
1 Первое слово в размышлении о здоровом и достойном бытии человека – народ. Народ (нация) – издревле сложившееся общественно-историческое и духовно-мистическое единство. Предметное и духовное.
Единство людей, связанных: этнической общностью, языком, преобладающей верой, укладом жизни (лад), культурой, глубинными традициями и корневыми духовно-нравственными представлениями, вековой общностью судьбы, обретённым пространством («родная земля»), наконец – историческим предназначением*.
Отсутствие у человека каких-то из названных признаков нации – восполняется иногда глубинной укоренённостью в остальных. Глубинная укоренённость означает преимущественную и несомненную духовную склонность по реальному родству, природной и исторической близости и осознанной причастности – к одному народу и его культуре. Становление людей, с детства возрастающих и воспитываемых одновременно из источников двух самобытных культур, – не исключение. Будучи счастливым наследником этих культур, такой человек актом своего волеизъявления по духовно-национальной ориентации, по своей деятельности и судьбе принадлежит какой-либо одной нации. […]
* * *
Многообразие сосуществующих и взаимодействующих самобытных народов и культур России стало возможно благодаря получившей мировое признание великой русской культуре, восходящей к ДревнейРуси и сформировавшейся в лоне Православия (это и есть именно таобщерусская культура, триединые ветви которой составляют великороссы, малороссы и белорусы). Несомненное этно-историческое, культурно-историческое, языковое, духовно-религиозное, историко-культурное, судьбоносно-историческое и провиденциально-предначертанное единство триединого русского народа – этоцивилизационная тождественность, «обладающая в раскрытии общей для всех сущности индивидуальной неповторимостью»[1].Корневые свойства и традиции общерусской культуры имеют основание в соборном миросозерцании, чувстве совести, стремлении к правде-истине и правде-справедливости и вере в несомненную победу добра. Черты культуры государствообразующего народа определили благодатные условия для со-бытия культур народов России. […]
Наш долг сегодня – на незримом поле великой битвы – быть русскими, сохранить и укрепить в сознании поколений осиянные правдой и добром национальные принципы и идеалы. Наша задача – вернуть в сознание молодых поколений достойно изложенную историю России, имена наших великих предков и славу того великого, что совершено ими. Наше дело – наполнить сознание молодёжи живым представлением о деяниях и подвигах людей прошлого, сынов и дочерей Русской земли, которым мы, нынешние граждане России, обязаны всем лучшим – в настоящем…
3
Защитить и сохранить отечественную культуру – значит сохранить народ и Россию. Неслучайно наши «недруги в законе» и недруги скрытые, разного рода наёмники информационной войны, информационные террористы, активно и открыто разрушают и уничтожают «официальными средствами» систему государственного образования в России и иные культурные учреждения. Они знают, что урон, нанесённый современной школе умалением знания родного языка и уничтожение на деле литературного образования, – чреват подрывом культурного потенциала всей страны. Они знают, что уже проведённые «изъятия» из школьных программ, умаление и подмена в них классики за счёт введения «новых», но ни в коей мере не подходящих для изучения в школе произведений, – вполне отвечают геростратовским задачам ослабления и разрушения здорового национального, в том числе – патриотического, сознания новых поколений в нашем Отечестве...
Русской культуре присущи прирождённые идеи и образы,воссоздающие коренные черты русского мира. Они проникнуты православным миропредставлением, мыслью о радении Великой русской земле, осиянной светом истинной веры, чаянием стремления к правде-истине и правде-справедливости, ощущением исторического долга и верного служения Отечеству земному и Небесному, наконец – энергии духовного единения, соборности, чистоте человеческих помыслов, всечеловечности и всемирной отзывчивости. Это отразилось и в русском фольклоре, и в литературе, и в изобразительном искусстве. И всё это духовное наследие нашего народа всеми способами стараются «выскоблить» сегодня из современной информационной среды наши недруги.
Президент России В.В.Путин недавно заметил, что «настоящий патриотизм – это образованный патриотизм». Справедливо, что цель школы – готовить «не только любящих родину, но и знающих…какие накопленные в ней долгими веками ценности нужно охранять и отстаивать»[2]. Перед Великой отечественной войной в отечественном образовании было достойно представлено литературное наследие русского народа и его героическое прошлое. И мы вправе сказать, что ту войну выиграла школа и русский учитель словесности. Нынешние программы не годятся даже для формирования сознания «средненького», убого мыслящего обывателя. Это важно понимать во время разрушения отечественного образования «на государственном уровне»[3]. Будем же помнить: в ХХ веке у нас была школа, достойная великой страны.
Не случайно один из крупнейших учёных США вице-адмирал Г.Дж.Риковер в 60-х гг. ХХ в. заявил: «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам системойобразования»[4]. Отлично понимали за рубежом также и другое: «…Сила нации, – писал в своё время, оценивая гуманитарные достижения школы в России, советник президента США по образованию Морис Стерлинг, – заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её достижениях в области физики, химии и электроники. Тот, кто полагает, что знание мировой поэзии и классической литературы не является существенным не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры, пренебрегает уроками прошлого»[5]…
Борьбу с Россией в третьей мировой информационно-психологической войне недруги наши ведут упорно и настойчиво, «изымая» из нашего образования идеи русского национального созидания и уходящую в глубины национального самосознания идею народного патриотизма, наследие нашей культуры. Патриотические идеи, пронизывающие русскую литературу, нынешние «реформаторы-образованцы» пытаются во всех источниках, где только могут, – обойти или подменить, подменить чем угодно, но толькочужим и противным русскому созидательному духу, стремятся всеми средствами выхолостить их смысл, отвлечь от них молодёжь.
Всеми силами отодвигая здоровую и естественную опору на русскую литературу, на взаимодействие и взаимообогащениенациональных культур России, протаскивают они всюду чуждый нам«свальный грех» растлевающего смешения культур и ихпротивоестественного, искусственного и беспорядочного спутывания. Познакомившись со многими современными школьными книгами по литературе – легко убедиться в этом…
Сегодня учащийся лишён полноты знания русской классики, необходимой для формирования первоначального фундамента полноценного гражданина России. Это свершившееся «преобразование» требует решительного ответа разрушителям отечественной культуры на административном и законотворческом уровне! Уклонение от кардинального решения названного вопроса ставит любую власть в России, имеющую отношение к образованию, в ряд с врагами народа и предателями Отечества.
Необходимо «отдавать себе отчёт: проводимая последние годы политика жёстко предполагает денационализацию русского сознания и российской государственности, утрату нашей религиозной и культурной индивидуальности, «унификацию» русской жизни согласно«общемировым» стандартам и превращение страны в один из плацдармов создания «нового мирового порядка», то есть единого масонского мирового сверхгосударства»[6]. Эти слова, сказанные в конце прошлого века, остаются в силе, особенно в свете церковной встречи «в верхах».
«Теневая власть» стремится путём откровенных и скрытых геополитических и государственно-административных манипуляций «растворить в азиатском потоке русский народ, чтобы он не имел права называться государствообразующим и чтобы не было в России восьмидесяти процентов русских»[7]. Нынешние господа-товарищи-предводители то и дело публично, демонстративно, нарочито ставят, где только можно, «командирами» в важных государственных учреждениях представителей национальных меньшинств, весьма часто глубоко равнодушных к общим интересамвсей России, а бывает иногда (так «получается» в итоге!) и – враждебных этим интересам... е сопротивляясь этой подлой политике, русские сегодня недопустимо молчат, будто лишённые совести, остерегаясь «показательных» упрёков в каком-то «экстремизме».
Десять с лишком лет назад Г.А.Зюганов с болью заявил: «Русофобия превратилась в основу информационной политики. Русских продолжают изгонять из многих структур управления и средств массовой информации»[8]. С тех пор не произошло сколько-нибудь заметных изменений; только изощрённее стала эта преступная кадровая политика. Невольно вспоминаются известное стихотворение А.Н.Майкова, написанное полтора столетия назад, но, как видно, в подобной же обстановке позорного принижения русского духа чужеродными запевалами:
Благодарю Тебя, Творец, благодарю,
Что мы не скованы лжемудростию узкой!
Что с гордостью я всем сказать могу: я – русский!
Что пламенем одним с Россией я горю,
Что слёзная о ней в душе моей забота,
Что тот же мощный ветр расправил парус мой,
Которым движимы неслися под грозой
Громады кораблей Нахимовского флота!
Сегодня русским должно во имя защиты всей России самоотверженно отстаивать свою самобытность, защищать свои святыни, отзываясь сокрушительными ответами на подлые и изощрённые посягательства явных и тайных врагов отечественной культуры и их пособников, засевших в иных высших эшелонах власти!.. И начать нужно, как справедливо было замечено, с ликвидации«инородческого засилья в ключевых сферах русской жизни»[9]. Народы должны иметь пропорциональное представительство в органах центральной власти! Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу историческую «святую Русь», многонациональную, монолитную, единую Россию.
Россия – цветник национальных культур. Выражение«российская культура» – отражает элементарную неграмотность в понимании культуры, ибо национальность, а не интернациональная свалка и мешанина является непременным, корневым, органическим её признаком. Ведь «племена и нации на протяжении столетий сохраняют присущий им характер, и даже когда он подвергается большим изменениям, в нём всё же видны следы исходного состояния»[10]. Культуры могут сосуществовать и обогащать друг друга, лишь оставаясь самобытными.
Для наглядности приведу такую аналогию: люди, имеющие разные группы крови, могут сотрудничать и дружить, а мужчины и женщины – вступать в брак, иметь детей и т.д. Но если одному из супругов перелить кровь другой группы, – он умрёт.
Культуры сосуществуют, успешно взаимодействуют ивзаимообогащаются, но! (аналогично): искусственное или насильственное «смешение» и «навязывание чужого» уничтожает культуры. Это особенно необходимо помнить нам, в России, в нынешних обстоятельствах искусственно создаваемого с помощью продажных СМИ, работающих на территории страны, «вавилонского столпотворения» и отравления отечественного эфира блевотиной западной массовой культуры, засильем маниакально-агрессивной рекламы, и тошнотворного навязывания английского языка – в условиях поистине колониального угнетения родной речи и практического разрушения отечественного образования, прежде всего его гуманитарной составляющей…
Во имя и для сохранения и развития существующего в России многообразия культур нам необходимо ответственно решать задачу, поставленную ещё И.А.Ильиным: продолжать «творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием в русской свободе». Нужно помнить, что основой внутренней энергией и общественного устройства русской нации (так сложилась историческая судьба) является Православие, державная государственность и весь народ как соборный носитель духовно-нравственных представлений и преданий.
Достойно вспомнить сказанное П.И. Новгородцевым в обстоятельствах, имеющих много общего с современностью: «Теперь перед всеми русскими людьми стоит задача…сделать родину нашу из умирающей – живою. И для этой новой задачи…нужно решительное изменение нашего отношения к нашей родине-матери…Воссоздание России может быть совершено только подвигом и порывом общего национального объединения, только духом связанности высшими началами и святынями, сознанием ответственности перед целым…
Для возрождения России нужно знамя – «восстановления святынь», –– и прежде всего «восстановления святыни народной души, которое связывает настоящее с прошлым, живущие поколения с давно отошедшими и весь народ с Богом, как жребий, возложенный на народ, как талант, данный Богом народу»[11].
Это требует возрождения национального достоинства, чувства национальной чести и национального долга русских. Сегодня словно забыты нами слова великого А.В.Суворова: «Я – русский! Какой восторг!»Русские должны помнить, что они, русский народ, дважды «своею кровью искупили Европы вольность, честь и мир!» (А.С.Пушкин).Русские должны помнить, что никто другой как они, русский народ, «громили псов-рыцарей на Чудском озере в 1241 году, секли полчища Мамая на Куликовом поле в 1380-м, очищали Москву от интервентов-поляков в 1612-м, насмерть стояли на Бородинском поле в 1812-м!..Русскими костями на 90 (да как бы не поболее!) процентов усеяны с нашей стороны поля сражений первой и второй мировых войн.»[12]Нужно держать в памяти: после победы в Великой отечественной войне И.В.Сталин решительно свидетельствовал о ведущей роли русского народа, назвав его руководящей силой страны «потому, что у него имеются…общеполитический здравый смысл и терпение»[13].
Русские обязаны помнить, что не с кого-нибудь, а прежде всего – с них, с русских, будет спрошено потомками за всё, что было и будет с Россией!..
4
В России любовь к Отечеству – главное качество настоящего человека. Мы ведём разговор о настоящих людях, или, так можно сказать, – о нормальных…Нормальное, здоровое, образование у нас должно быть глубоко проникнуто воспитанием любви к Отечеству. Эту азбучную истину, кажется, не нужно бы и повторять в нормальных условиях. Но мы живём и действуем в условиях тяжелейшей информационной войны, к воздействию которой многие недопустимо привыкли. Такая привычка опасна, а может стать и смертельной. Не от этой ли «привычки» возникает наше равнодушие к нынешнему разрушению разных областей нашей духовной Родины?..
За четверть века хорошо организованного, квалифицированного и системного разрушения образования в России, осуществляемого через командные образовательные учреждения, наша молодёжь в значительной своей части уже не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне, а весьма многие из окончивших школу затрудняются в грамотном выражении своих мыслей. Вместе с тем мыпотеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных ныне «реформами» условиях почти невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир произведения…
Нетрудно понять, к чему привело такое «реформирование».
Ведь художественный мир русской литературы нёс в себе главное содержание: «разумное, доброе, вечное», то, что возвышало и укрепляло в читателе человеческое начало. Литература наша воспевала стремление к идеальному и отторжение от неправды и зла; она воспламеняла чувство священного благоговения перед великим прошлым Отечества и направляла к добрым намерениям и делам, достойным чести, соприродным истинной человечности. Она учила любви к человеку, к народу, воспитывала глубокое уважение к труду, к благородному подвигу, к народному единству и достоинству нации. Она призывала к духовной брани и очищению от скверны грехов во имя возрождения страны, её святынь и достойного будущего.
Отечественной культуре присущи прирождённые идеи и образы,воссоздающие коренные черты русского мира. Они проникнуты православным миропредставлением, радением о Великой русской земле, осиянной светом истинной веры, чаянием природного стремления правды-истины и правды-справедливости, ощущением исторического долга и верного служения Отечеству земному и Небесному, наконец – энергии духовного единения, соборности, чистоты человеческих помыслов, всечеловечности и всемирной отзывчивости. Это отразилось и в русском фольклоре, и в литературе, и в искусстве…
Намеренное ограничение, принижение, замалчивание и вытеснение явлений русской культуры из повседневной действительности, из учебных программ и прочих средств духовного жизнеобеспечения – вот преобладающая политика, проводимая в России агентами и резидентами информационной войны…
В России под прикрытием «хороших слов» и благостной политической трескотни о возрождении – продолжается de factoдуховный геноцид русского народа. Об этом ранее, и не так давно, писал В.Г.Распутин:
«…Отечество наше во всех его материальных, духовных и нравственных ипостасях извращено так, что и смотреть нет сил, когда тысячелетние его приобретения выбрасываются на свалку или, как вторчермет, идут в переплавку в печах мирового порядка, когда культура отдана в руки разнузданных шоуменов, а образование преобразуется в функциональное натаскивание и программное выскабливание родного духа…»[14] Мне также приходилось неоднократно свидетельствовать об этом в своих статьях и книгах [15].
Преступное «выскабливание родного духа», русского духа, в иных случаях приобретает чудовищные размеры. Русский народ оказывается при этом самым незащищённым и постоянно испытывающим никак не заслуженные упрёки и оскорбления. А иные представители нынешней власти то и дело обнаруживают своё невежество (или политическую тенденциозность?) не только в знании его истории, но и в понимании его миссии и государственной значимости (или нарочито выражают презрение к нему?).
Экстремистская антирусская политика разрушения и угнетения русской культуры и образования в действии. Невозможно «не замечать» этого. Отсюда – рождается предположение: возможно, что некая группировка во власти хочет спровоцировать бурный протест,который, несомненно, возникнет когда-то, если не изменится в этом отношении реально проводимая национальная политика. Протест возникнет, несмотря на то что «подручные» СМИ, «представляющие (говоря словами одного из честнейших публицистов – В.Т.) – бастион тотальной лжи, средоточие инородческих кадров, главный инструмент оболванивания доверчивых русских простаков»,[16] будут продолжать прикрывать благопристойнейшими словами – грандиозный и наглый погром…
Мы же обязаны добиться восстановления полноценной школы в России, школы, научающей видеть целостно, разуметь главное, чувствовать по-человечески, любить Отечество, хранить святыни народа и осознавать себя в историческом строю преемников и защитников великого русского духовного наследия. Мы обязаны вернуть русскую созидающую культуру в лоно государственной жизни!
Но пока что продолжается разрушение.
Вот лишь немногие примеры нынешней откровенной разрушительной политики в области русской культуры и образования и только в прошлом 2015 году, объявленном Годом литературы.
В начале года были значительно повышены цены на бумагу, а значит, на печатную продукцию, на литературу.
В том году были «сверху» ликвидированы кафедры литературыво многих «провинциальных» вузах. По некоторым гуманитарнымвузам были нанесены разрушительные удары путём противоестественного «объединения», подрывающего их уклад, целостность и научный статус.
В том году продолжалось, диктуемое «сверху», разрушительноенасильственно-обязательное сокращение гуманитарных программ(прежде всего по русскому языку и литературе) и сокращение часовпо гуманитарным предметам в вузах; санкционировано также несомненно разрушительное увеличение «нагрузок» профессуры и преподавателей вузов.
В том году продолжались стимулируемые архитекторамиразвала заведомо бесплодные словопрения «б улучшении» преподавания в школе литературы и русского языка. Однако улучшение разрушенного – нелепость. Продолжалось поспешное обсуждение новых «кустарных» заведомо ущербных и совершенно не пригодных для полноценной школы концепций и нелепых новых программ по литературе, обсуждение, нарочито отданное по преимуществуруководству непрофессионалов! Да и какой может быть толк, когда, например, начальственное «важное лицо», имеющее техническое образование, человек совершенно невежественный в гуманитарной сфере, «авторитетно» рассуждает о программах по гуманитарным предметам или «авторитетно» оценивает эти программы?..
Произведённое «перестройщиками» разрушение нормального (полноценного) образования в России – тягчайшее государственное преступление и прежде всего – преступление перед русским народом, молодые поколения которого нагло ограблены «реформаторами», ибо у них отняли имевшиеся в школьных программах ХХ века, законно принадлежащие им сокровища русской национальной культуры, в объёме, необходимом ныне для становления сознания гражданина независимой России!
Школу лишили должной полноты фундаментальных знаний,базовых образовательных дисциплин, составляющих основу русского просвещения ХХ века периода его расцвета. Тем самым господа, активно содействовавшие разрушению отечественного образования, все этиДнепровы, Асмоловы, Адамские, Калины, Любимовы, Ливановы и иже с ними – в сущности проявляют себя на деле как недруги русской культуры и нашего Отечества… Когда враги буквально «обложили»Россию со всех сторон чуждой и ложной информацией, из их лагеря вызывающе провокационно было провозглашено, что нужно избавиться от маниакального «образа врага» в сознании людей…Доколе же будем мы терпеть таких «руководителей»?!..
В том году продолжались никем не запрещённые издевательства над русской классикой в иных театрах России, о чём некогда писал Ю.Селезнёв, определяя иные режиссёрские «новации» словом: геростратизм.
В том же году не прекращались разнузданные «преобразования» в Главной библиотеке страны, проводимые вопреки необходимому бережному её сохранению и укреплению, «преобразования», следствием которых легко может стать со временем и уничтожение накопленного веками каталожно-справочного фонда этого замечательного книгохранилища…
Большинство СМИ, игнорируя год литературы, продолжало активно «демонстрировать» нелитературную речь и ничуть не заботилось о том, чтобы в Год литературы звучала в эфире (так было в ХХ веке!) грамотное литературное слово.
Из информационного пространства России нарочито вытеснены духовные потоки родной культуры, ранее животворно омывавшие наше бытие и дававшие народу энергию жизни и созидания: русские песни, русская народная музыка, русская музыкальная классика, русская классическая литература. Всё это если и блеснёт случайно в СМИ, то обязательно будет «потоплено» последующим шквалом пошлой, банальной и вульгарной информационной стихии. Упомянутое должно определённо назватьантинародной политикой или актами преступного духовного поражения масс!
Такое духовное насилие не получает сколько-нибудь действенного законного препятствования, то есть разрешается«властными структурами» разных уровней вопреки существующей Концепции национальной безопасности, вопреки национальныминтересам, и у нас нет практических средств изменить эту беспредельно наглую самоуправную душевредительную деятельность!..
Не пора ли в условиях жестокой информационной войны ввести наконец государственным законом ответственность СМИ за распространяемую ими нравственно растлевающую и разрушительную информацию, за использование эфира в разрушительных целях? У нас нет до сих пор даже законов, которые могли бы прекратить эту варварскую антикультурную вакханалию, исполняемую вполне в соответствии с фашистской доктриной А.Даллеса!
Обозначенные негативные явления никак не соотносятся со словомсвобода. Свобода – это право выбора за пределами постановлений и законов, защищающих безусловные общие интересы человека, народа, государства (в целом).
Свобода зиждется на защите непременных свойств человека, включающих: духовность, слово (словомыслие), историческое бытие, веру и культуру. Всё противоречащее этим свойствам и национальным духовно-нравственным традициям и нормам – выходит за пределы понятия свободы.
Свобода – обеспечивается абсолютным и безусловным запрещением любого плюрализма в вопросах, в основании которых лежат подтверждённые традицией народа духовно-нравственные константы (основополагающие «традиционные духовные ценности»).
Подлинная свобода зиждется на обязанности государственной власти выражать интересы несомненного созидающего большинства и ограничивать произвол везде, где он приносит или может принести ущерб всему народу, национальным и общегосударственным интересам. В обществе, не придерживающемся такой естественной установки, – и власть и подвластные становятся толпой, стадом или бандой. Интересы же большинства в духовной сфере заключаются прежде всего в возможности осуществлять всеми и каждым устроение жизни на основе национальной культуры, гарантированного обеспечения условий её существования, развития и её государственной защиты. Всё, противоречащее такой политике, называется свободой разрушения.
Геноцид наций получил в ХХ веке название фашизма. В отношении к современной России он ясно спланирован в упомянутой даллесовской доктрине. Скажем «нет!» ползучему фашизму в духовной сфере, не находящему должного противодействия властей и законотворцев в России! Вернём школам и вузам страны сокровища русской культуры, входившие в программы гуманитарных дисциплин в ХХ веке! «Нет!» – политике «улучшения разрушенного»! Культурный и научный потенциал программ школ и вузов России должен быть всесторонне и решительно восстановлен!
Те, кто «командовал» в учреждениях, содействовавших разрушению, культуры и образования, должны быть выявлены, названы и отстранены от руководства! Любое реформирование крупных образовательных и культурных учреждений и структур должно впредь обосновываться, исходя из интересов России.
Каждое из вносимых изменений должно иметь персональных ответственных, с которых можно было бы официально спросить (в том числе и в судебном порядке!) за произведённые преобразования и за их последствия…Закон истории таков: каждый из сидящих «у власти» рано или поздно ответит за навязанную «сверху» политику!
Отечество в опасности!.. Люди русские, «сейчас, когда другой враг угрожает Родине – враг, пытающийся растоптать её душу, разве мы не обязаны защищать Россию, не щадя жизни?»31 Восстанем жепротив экстремистского тоталитарного разрушения образования и культуры в России! Станем наконец во главе защиты нашей великой культуры и образования! Во главе защиты страны от наглой духовной оккупации навязываемой нам «массовой культуры»! Эта антикультура сегодня – основное оружие против духовного здоровья нации.
Наши героические предки ждут от нас достойных подвигов! Подвигов, исполненных трезвости, мудрости, настойчивости, победных подвигов против оккупационного устроения нашей жизни во имя любви к своему народу, к многонациональной России и её достойному будущему!
Русский человек! Помни имя своё и свой долг перед Отечеством!
В.Ю.Троицкий,
доктор филологических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Председатель комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе Отделения литературы и языка РАН, член Комиссии РАН по образованию. Заслуженный деятель науки Российской Федерации
См. также предыдущее крупное выступление автора на нашем сайте:
<hr align="left" size="1" width="33%"/>
[1] В.Н.Тростников. Кто мы? Русские, украинцы, белорусы. М.2011. С.239.
[3] См.:О.Н.Четверикова. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. 2015, а также: В.Ю.Троицкий Защита русской школы. Российское образование перед судом истории. М. 2015.
[5] M. Mc Murrin Sterling. Education. // “Art Education”, vol. 15, №7. October, 1960,August, 22 (выделено мной – В.Т.).
[6] Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. Спб. 1995. С.192.
[7] Валерий Хатюшин. Протуберанцы. Размышления и воспоминания 2005 – 2013. Москва. Алгоритм. 2013, с.298.
[8] «Советская Россия», 2002, №7 (12203), 22 января, с. 2.
[9] Любомудров Марк. Русское сопротивление на рубеже тысячелетий // Марк Любомудров. Каноны русского мира. Идеология. Культура. Искусство. М. 2014. С.232.
[10] Вильгельм фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. М.Прогресс. 1985. С.328.
[11] П.И.Новгородцев. Восстановление святынь // П.И.Новгородцев. Об общественном идеале. М.1991. С.570,575 (выделено мною – В.Т.).
[12] Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. Спб. 1995. С.100.
[13] «Выступление товарища И.В. Сталина на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии 24 мая 1945 года». Неправленая стенограмма (Материалы РГАСПИ).
[14] Виктор Кожемяко. Валентин Распутин. Боль души. Алгоритм. М. 2007. С.216.
[15] См.мои книги: «Пути русской школы» М.,1994; «Судьбы русской школы» М., 2010;«Слово и культура», Свято-Алексиевская пустынь,.2010; «Слово и образование», Свято- Алексиевская пустынь, 2013; «Защита русской школы», М.,2015; «Словесность в школе» Изд. 2-ое. М.2015.
[16] Марк Любомудров. Каноны русского мира. Идеология. Культура. Искусство. М. ИРЦ. 2014. С.156.
Комментариев нет:
Отправить комментарий