nethistory.su
Рижский историк Игорь Гусев в "русской теме" человек не случайный. Его авторский багаж уже насчитывает несколько книг и документальных фильмов, цикл ТВ–передач и исторический вестник Klio. А теперь полку ценностей прибыло: Гусев снял документально–публицистический фильм "Латвийские русские: десять веков истории". 104 минуты экранного времени в четырех частях.
Как на острове Руяне…
— В основу рассказа о далеких предках латвийских русских с древнейших времен и до середины XVII века положены работы профессора С. А. Гедеонова, профессора А. К. Кузьмина, академика РАН В. В. Седова, профессора О. М. Рапова, В. А. Чивилихина, латвийских профессоров Б. Ф. Инфантьева и П. Т. Тюрина, — говорит Игорь "Вести Сегодня". — На сегодняшний день существуют десятки противоречивых научных версий происхождения русского народа, но именно с этого нужно начинать поиски "русского следа" в Латвии.
Исследования перечисленных мною людей логично и последовательно опровергают популярную в академических кругах норманскую теорию возникновения русских, согласно которой наши предки ведут свою линию от норманов, варягов: будучи не в состоянии управлять своим государством из–за вечных расколов, призвали на царствие викинга Рюрика со товарищи, которые и пришли ими "володеть и править".
— Ну о том, что Рюрик — скандинав, писали и советские учебники…
— Верно. А Гитлер использовал норманскую теорию как доказательство исконной дикости и неполноценности, присущих русскому народу. Но это так, к слову… Между тем было немало корифеев, категорически не разделяющих эту теорию, — тот же академик Седов, профессор Гедеонов, Ломоносов. И я склоняюсь к версии, что Рюрик был выходцем с острова Рюген (Риген, Руян), который считался сакральным местом для язычников балто–славян: там на горе Арконе находилась их святыня — скульптура четырехликого Святовита, главного бога в славянском пантеоне.
Кстати, миниатюрные четырехликие статуэтки пока еще хранятся в Музее истории Риги и мореходства. А, например, российский историк Аполлон Кузьмин вообще был сторонником того, что эстонский остров Сааремаа сотни лет назад был островом Рутения (или тот самый "Мокрый-сырой Остров из знаменитого рассказа Ибн-Фадлана о русах- xor), а городок Роталия, на нем расположенный, являлся одним из центров русского автохтонного населения. В своих работах он указывал на целый ряд средневековых источников, хронистов, которых очень мало в научном обороте потому, что их сведения не вписываются в существующие исторические концепции. Ведь если некие ученые сделали имя и научный вес на норманской концепции, то как же они откажутся от своих взглядов, от своих трудов — пусть даже и под влиянием новых фактов! Мне ближе мысль Жан–Жака Руссо: "Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее".
Близнецы–братья?
— Игорь, в чем состоит ваша правда касательно русских Латвии?
— В том, что протославяне и протобалты были единым народом. Предки латышей и предки русских совершенно не разделялись. Это был почти единокровный народ, сохранявший свое родство плоть до прихода на землю Балтии крестоносцев. Именно тогда прибалтийские земли были ввергнуты в культурно–ментальное поле Запада и произошел разрыв, плоды которого мы пожинаем сегодня. А до тех пор… По утверждению профессора Яниса Эндзелиня, балтийские и славянские языки ближе друг к другу, чем любые другие индоевропейские. Лингвисты подсчитали, что славян и балтов роднят 1600 общих языковых корней и тысячу лет назад они вполне могли обходиться без переводчика. Именно этим объясняется наличие предметов балтской культуры в самых отдаленных местах, что дало основание национально озабоченным историкам утверждать, что балты некогда населяли весьма обширную территорию. Да, населяли, но только не вместо славян, а вместе с ними!
Своим фильмом я пытаюсь усомниться в стереотипах, навязываемых не только русским Латвии, но и всему внешнему миру. Взять хотя бы историю Ерсики и Кокнесе — первых государственных образований на территории Латвии. В своей работе знаменитый генеолог Европы Михаил Таубе бесспорно обосновал русское происхождение властителя Ерсики Всеволода (Вячко), князя Кукенойса. В том же Кукенойсе (Кокнесе) обнаруженная при раскопках керамика на 98 процентов состояла из горшков и кувшинов традиционно славянской формы. А древние рижанки — тоже судя по раскопкам — почему–то носили стеклянные браслеты и бусы, то есть украшения, характерные для русских женщин…
Мало кто знает, что в 80–е годы ХХ века под Даугавпилсом проводились раскопки, в ходе которых были найдены длинные курганы–могильники, бесспорно свидетельствующие о нахождении здесь славян. Именно так хоронили своих усопших кривичи и новгородские словени тысячу лет назад. Так вот, в этих краях находится более 100 длинных курганов — родовых усыпальниц кривичей, и самые древние относятся к VIII веку. С какого же времени надо вести отсчет истории русских в Латвии? Полагаю, с самых первых дней появления здесь восточно–славянских племен. И если курши и земгалы считаются предками современных латышей, то почему не признать древних кривичей предками русских — тем более что их в Латвии называют "криеви"?
Страшная латышская тайна
— А история вендов? Одни утверждают, что это балты, другие — что славяне…
— А это как раз очень важно — кто и что утверждает! Согласно многочисленным и убедительным источникам ученых разных стран, венды являются бесспорными славянами. Этот факт не признается только в одной стране — Латвии. Венды — это древний этноним, которым обозначали славян в немецком и финском языках. Vendish, Vennaja, Venelainen, Vene — все эти слова связаны с обозначением понятия "русский". О вендах многократно упоминал знаменитый хронист Генрих Латвийский как о жителях устья Западной Двины (Даугавы). Река Вента, город Вентспилс, старое немецкое название Цесиса — Венден, старое название Балтийского моря — Вендское…
Эти названия уходят корнями к вендам. В немецком оригинале автор рифмованной хроники, повествуя об отряде леттов, прибывших в Ригу из замка Вендена под красным флагом с белой полосой, утверждал, что этот флаг — по вендскому обычаю. Такой флаг младолатыши в конце XIX века избрали своим символом, а национальным латвийским он станет в 1917 году. Похожий флаг у Австрии, столицей которой является город Вена — Виндебош в древности. Флаги в красно–бело–красном сочетании и в соответствующих пропорциях распространены на территориях древнего проживания славян — вендов.
Это и есть страшный секрет латвийской истории — тот самый неудобный факт, на признание которого никогда не пойдут национал–радикалы. Им проще и политически выгоднее игнорировать роль славянского фактора в истории и культуре Прибалтики, изображая русских недавно прибывшими колонистами, не имевшими в Латвии ни корней, ни традиции.
Описывая жителей Цесиса (Вендена), Генрих Латвийский отмечает: "Венды в то время были бедны и жалки. Прогнанные с Винды, они сначала жили на древней горе, на которой построен город Рига. Но оттуда были опять изгнаны куршами". Цесисский могильник вендов датируется XI веком, а значит, с уверенностью можно предположить, что в окрестностях Риги венды жили уже примерно в середине IX столетия. То есть древняя гора могла быть первым поселением людей на территории Риги. Где она находилась? Примерно там, где теперь Эспланада, высились когда–то холмы Куббе, или Древняя гора. Еще в XVI веке немецкий историк и гуманист Филипп Меланхтон предположил, что название Риги произошло от древнего славянского поселения — острова Риген (Рюген), что находится у германского побережья Балтийского моря. По его мнению, выходцы оттуда — балтийские славяне венды — первыми поселились на Древней горе, назвав городище именем своей исторической родины. Так же как выходцы из Орлеана основали Нью–Орлеан, а пришельцы из Йорка — Нью–Йорк.
Вот мой дом родной…
— А потом в древней Риге, прямо чуть ли не у стен нынешнего сейма, появился — страшно сказать! — Русский квартал…
— Или, по–другому, Русская деревня. В 1212 году, когда был заключен договор о торговых отношениях между Ригой и Псковом, здесь начали селиться торговцы, приезжавшие с Руси, — здесь у них были дома, склады, стояла небольшая церковь Св. Николая. Границы Русской деревни шли от здания сейма до Пороховой башни и от Шведских ворот до улицы Смилшу. А улица Алдару так вообще называлась Русской. Понятно, что сегодня все историки об этом "забыли".
Я листал путеводители, которые нынче выходят в большом количестве, — ни одного упоминания об этом! Я не раз примыкал к группам туристов возле Шведских ворот в надежде услышать от экскурсовода хоть что–нибудь о Русском квартале — ни звука! В Таллине, кстати, сохранилась улица Венне, то есть Русская. А между тем русские рижане — неотъемлемая составляющая древнейшей истории Латвии. Можно даже не углубляться в дебри протоистории — один лишь факт наличия Русской деревни в самом сердце современной Вецриги говорит сам за себя. То есть мы можем совершенно официально утверждать, что в XIII веке русские рижане составляли огромную часть населения Риги.
— Ну не нужна ваша правда в Латвии — она глаза колет! К тому же у латышских историков своя правда.
— В Латвии наука перекраивается в угоду политике. Как когда–то президент Карлис Улманис упрашивал археолога Балодиса "найти корону древнего латышского короля", что само по себе смешно, так и сегодня латвийские политики, а вслед за ними и официальные историки утверждают, что русские Латвии — это не что иное, как последствия советской "оккупации".
Комментариев нет:
Отправить комментарий