Казалось бы, жителей страны, где почти сорок лет идет гражданская война, испугать уже невозможно. Однако созданные американцами отряды так называемой Местной полиции держат в ужасе весь Афганистан.
Еще бы, ведь записавшиеся в них моджахеды благодаря поддержке США получили практически безграничную власть на местах
Еще бы, ведь записавшиеся в них моджахеды благодаря поддержке США получили практически безграничную власть на местах
"В 5 утра вооруженные люди выбили дверь и скрутили всех мужчин в доме, - рассказывает Мухаммед Башир, каменщик из провинции Вардак. - Нас вытолкали на улицу и швырнули в группу из трех десятков односельчан. Было темно, но мы разглядели тех, кто нас арестовал. Отряд состоял из афганцев и американского спецназа. Афганцы были одеты в униформу, на рукаве американский и афганский флаги. А еще у них были нашивки с надписью "Олень пустыни" на фарси.
Нас отвезли в район Нарх, на большую американскую базу, и построили во дворе. Американский офицер выбрал восемь человек, остальным сказали уходить. Меня они тоже отпустили, но трое моих братьев остались на базе.
Через два дня военные освободили младшего из братьев. Он вернулся домой абсолютно истощенным и со сломанной рукой. Он говорил, что его все время продержали в закрытом контейнере, не давали еды и воды. Два старших брата так и не вернулись. Уже скоро год, как я забочусь об их женах и детях".
Мухаммеда и его братьев арестовали представители так называемой Местной полиции (Afghan Local Police, ALP). Пентагон запустил этот проект четыре года назад - летом 2010-го. Идея ALP полностью укладывается в американскую внешнеполитическую и военную концепцию загребания жара чужими руками. Ради защиты от налетов банд талибов американцы вооружили и обучили собственные боевые формирования.
ОФИЦЕРАМИ МЕСТНОЙ ПОЛИЦИИ НАЗНАЧАЮТСЯ КОМАНДИРЫ БАНДФОРМИРОВАНИЙ
На бумаге все выглядит замечательно - новый тип сил поддержания правопорядка состоит из организованных отрядов самозащиты, которые формируются в крупных деревнях из числа местных жителей (отсюда и название - Местная полиция). Будущие полицейские должны получить рекомендации старейшин, муллы и соседей и пройти полный цикл подготовки инструкторами спецназа США.
Глава сил ALP генерал Алишах Ахмадзай, с которым мы встретились в Кабуле, с большим воодушевлением, пересказывает нам официальную легенду: "Кто, как не жители деревни, знает нравы своих соседей и кто, как не они, мотивирован защищать свой дом? К тому же один боец ALP - это на самом деле 50 человек, ведь все его родственники, мулла и соседи - все поддержат бойца ALP".
Причем слова про 50 человек - это не просто фигура речи. Щедро оплаченное американскими долларами оружие роздано родственникам и друзьям бойцов ALP - всем кого они рекомендуют. Генерал и не пытается скрывать, что программа полностью финансируется США. Оружие, амуниция, транспорт, в том числе бронеавтомобили, оборудованные тренировочные базы, зарплата солдат и офицеров - все оплачивается из-за океана.
Зато о реальном положении дел генерал Ахмадзай рассказывать не торопится. О том, что Местная полиция стала удобным способом легализации для бесчисленных банд моджахедов. Зачастую отряды ALP целиком формируются из существующих бандформирований, а офицерами назначаются их полевые командиры. В результате бандиты продолжают заниматься тем же, чем и раньше, только теперь на официальных основаниях.
Неудивительно, что уже через год после формирования ALP Международная правозащитная организация Human Rights Watch выпустила доклад под названием "Только не называйте это милицией. Безнаказанность, милиция и Местная полиция Афганистана" (Just Don’t Call It a Militia. Impunity, Militias, and the Afghan Local Police). В нем перечислено огромное множество преступлений полицейских банд ALP - грабежи, убийства, групповое насилие над женщинами и подростками, сексуальное рабство, прибивание живых людей гвоздями...
При этом, хоть ALP и подчиненна формально национальной полиции, численное превосходство бандитов столь велико, что официальные власти даже не пытаются расследовать подобные преступления.
ПЫТКИ — ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ ALP
Владельцу небольшой лавки Хабибу Нуду, можно сказать, повезло. Его избили до полусмерти, но оставили в живых.
"Всего в отряде было 60—70 человек, большинство афганцы, но были и американские спецназовцы, - вспоминает Хабиб. - Сами они не принимали участия в действиях, а только отдавали распоряжения. Вместе с другими арестованными меня отвезли на военную базу, сняли отпечатки пальцев и отсканировали сетчатку глаза.
Потом один из полицейских попросил мою тазкера (удостоверение личности), я показал. Он говорит: "Это не тазкера!" - "Одно из двух, - ответил я, - либо ты не знаешь, как выглядят документы, либо я дурак". Тот пришел в бешенство и начал меня избивать. Тут же к нему присоединились еще два полицейских с американским и афганским флагами на униформе. Они оскорбляли, избивали и унижали меня. Подошел американец и тоже отвесил несколько ударов.
Потом меня унесли в другую комнату. Били ногами и руками, повалили на землю и стали прыгать на мне. Швыряли меня об стену, били ожесточенно и с удовольствием".
Освободили Хабиба пришедшие на базу старейшины деревни. У него были сломаны ребра, нога и рука. Были и внутренние повреждения, но он боялся, что если расскажет о пытках, то избиение продолжится. Следующие четыре месяца Хабиб провел в больнице, а инвалидом останется до конца своих дней.
В 2010 году против формирования ALP выступало правительство Афганистана, в том числе президент Хамид Карзай. И небезосновательно. ALP - не первая попытка американцев включить банды моджахедов в сферу своего влияния. В 2006 году они уже делали это под вывеской Афганской национальной вспомогательной полиции (Afghan National Auxiliary Police, ANAP). Правда, тот проект пришлось прикрыть всего спустя два года из-за разбоя и торговли наркотиками свежеобращенных полицейских. В этот раз США взялись за дело более решительно - несмотря на творящееся беззаконие ALP скоро отметит четвертый день рождения.
Тем не менее один из самых авторитетных независимых военных аналитиков в Афганистане, бывший глава разведки страны генерал-лейтенант Абдул Вахид Тагат считает создание ALP серьезной ошибкой.
"Их называют ALP или сельская полиция, или арбаки, или просто милиция, но по сути это нелегальные вооруженные формирования, - обреченно говорит генерал. - Мы с самого начала понимали, что это не слишком хорошая идея и результаты могут быть очень печальными".
С ПОМОЩЬЮ БЫВШИХ БОЕВИКОВ ВЫПОЛНЯЮТСЯ САМЫЕ ГРЯЗНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Это просто пустой лозунг - мы даем вам оружие, а вы защищаете свое селение. Это американский проект, США финансируют и контролируют эти банды. Правительство не имеет контроля над ними, несмотря на все декларации, что формирования ALP лояльны центральной власти. Контроль имеет тот, кто платит. А американцы намерены контролировать этот проект и в будущем, даже когда войска НАТО и США покинут страну.
"ALP появилась не на пустом месте, - продолжает свой рассказ генерал Тагат. - Раньше, в Афганистане было множество разных отрядов моджахедов, которые выполняли те же функции. И по-прежнему лучшие бойцы и командиры ALP - это бывшие моджахеды, воевавшие еще с Советским Союзом. Это люди без морали и чести. А американцы только стимулируют их нарушать закон, быть жестокими и зарабатывать деньги на людском горе. Тому же самому они учили моджахедов во времена джихада (войны с СССР), оказывали им финансовую поддержку и вели их к власти".
При этом американцы не только тренируют бойцов ALP, но и используют их в своих целях. С помощью бывших боевиков выполняются самые грязные операции, разрешения на которые невозможно получить от командования ISAF, Международных сил содействия безопасности.
Специально для этого создана элита ALP - отряды быстрого реагирования, существование которых, впрочем, прямо противоречит самой идее сил безопасности деревенского уровня. Мы встретились с этими бойцами на базе ALP в провинции Вардак. Вооруженные до зубов, с необычными для местных полицейских (большинство которых выглядит как бродяги - в драной военной форме и шлепанцах) технологичными устройствами типа GPS-трекеров и компактных тактических раций, в хорошо подогнанной униформе. Они даже не скрывали, что сотрудничают с американским спецназом.
"Конечно, я принимал участие в таких операциях, - рассказал нам подтянутый боец с американским и афганским флагами на рукаве. - Я очень уважаю наших американских друзей, они действительно крутые парни!
Вот видишь, у меня нашивка, - продолжал хвастаться боец, показывая на череп с надписью Eat Shit and Die, - ее мне выдали наши друзья за участие в спецоперациях. По этим нашивкам они отличали нас от врагов".
Содержание нашивки его не слишком тревожило, он просто не знал, что в переводе надпись означает "жри дерьмо и сдохни".
После того как мы угостили его съестным из наших припасов, афганец совсем разоткровенничался.
"А ты знаешь, ведь я еще полгода назад сражался за Талибан?! Но после того, как меня поймали и продержали несколько месяцев на базе Баграм, я понял, что ошибался. Американские друзья убедили меня, что я выбрал не ту сторону, и вот я здесь. И я благодарен им - на этой стороне действительно лучше", - расхохотался спецназовец.
КОМАНДИР ПОЛИЦИИ ЕЗДИТ НА МОТОЦИКЛЕ С ОТРУБЛЕННОЙ ГОЛОВОЙ ОСЛА
Когда счет пропавших без вести в провинции Вардак пошел на сотни, народ вышел на демонстрации. Существенную роль в том, что история получила огласку, сыграли городские жители. У Шукруллы, фармацевта из Кабула, на печально известной базе в районе Нарх погиб брат.
"Они пришли среди бела дня, в 2 часа. Это был большой отряд, состоявший из американцев и афганцев. Я сам в это время был в Кабуле, но соседи опознали среди афганцев известного полевого командира Закрию Кандари. Его люди наводят ужас на несколько провинций, сам он ездит на мотоцикле с отрубленной головой осла, - рассказывает Шукрулла. - Кроме брата, схватили еще несколько человек.
Когда я узнал о происшествии, бросился разыскивать брата. Вместе с семьями других жертв мы отправились на военную базу и стали расспрашивать американцев и афганцев о своих родственниках. Но они отвечали, что всех отпустили, откровенно лгали нам. Мы не сдались и начали протестовать - сначала в провинции Вардак, потом в Кабуле. Мы перекрывали дороги, выходили к стенам парламента и в конце концов достучались до самых верхов. Президент Карзай лично распорядился, чтобы американский спецназ покинул базу".
После ухода американских военных родственники начали раскопки. В первый день нашли одно тело. Еще два - на следующий. И потом в течение месяца продолжали находить по несколько тел ежедневно. Некоторые были расчленены на мелкие кусочки, и опознать убитых можно было только по остаткам одежды и обуви. Другие тела оказались целы, как, например, тело брата Мохамеда Башира, однако все его кости были переломаны. В окрестностях базы были найдены и опознаны сотни пропавших афганцев.
После этого американский спецназ поспешил откреститься от Закрии Кандари. Командира отряда ALP, державшего в страхе всю провинцию, и нескольких его людей арестовали и бросили в тюрьму. Вот только толку от этого показательного жеста было чуть - Кандари далеко не единственный из полевых командиров, получивших от американцев мандат на безнаказанность.
Не менее известен своей жестокостью и другой одиозный командир ALP Хаким Шурджаи. Его преступления в провинции Хас Урузган широко известны, о них писали в афганских газетах, а в Интернете есть записи "допросов", которые он устраивает, забивая людей до смерти. Однако Шурджаи плотно сотрудничает с американцами, а значит, ему наплевать на любые чины в полиции и даже в правительстве страны. Однажды он даже был арестован в Кабуле, но быстро освобожден по прямому приказу министра внутренних дел.
Когда мы назвали имя Шурджаи главе ALP генералу Ахмадзаю, тот устроил показательный взрыв ярости - потрясал кулаками и клялся разделаться с этим преступником, как только сможет до него добраться. И мы уже были готовы поверить главе ALP, если бы за день до этого лично не связывались с Шурджаи. Его местонахождение не является тайной, и, после короткой встречи с его соратниками в Кабуле, Шурджаи с удовольствием согласился ответить на наши вопросы по телефону.
США ПЕРЕДАЛИ БОЕВИКАМ 23 246 АВТОМАТОВ И 4045 ПУЛЕМЕТОВ
Абдулхаким Шурджаи принимает активное участие в боевых действиях еще со времен джихада (то есть с 1980-х годов). Сейчас размер его отряда составляет 153 человека, под его контролем 14 постов, в основном в провинции Хас Урузган. Четыре года назад, в самом начале программы ALP, старейшины и американцы (наши иностранные друзья, как называет их Шурджаи) попросили его, известного полевого командира, вместе со своим отрядом обеспечить безопасность в провинции.
Как рассказал Шурджаи, американцы предоставили униформу, оружие и боеприпасы, а также помогали его бойцам, пока присутствовали в провинции. Взамен его люди участвовали в операциях американцев - 25-30 бойцов Шурджаи были постоянно приписаны к спецназу США. На сегодняшний день американские войска выведены из провинции Хас Урузган, но продолжают снабжать отряд Шурджаи всем необходимым, а он по-прежнему поддерживает порядок и борется с талибами.
"Я враг Талибана, - хвалится Шурджаи. - Я очистил провинцию от талибов, но нажил из-за этого массу проблем. У меня нет тюрьмы, я не беру талибов живыми. Я действую по принципу: поймал - убей! По этой причине у меня масса врагов. И конечно, они обвиняют меня во всех грехах!"
Возражения о том, что среди погибших от рук его бандитов десятки и сотни мирных жителей, Шурджаи не желает даже слышать: "Они все сотрудничали с Талибаном. США поручили мне бороться с талибами, я имел и имею полную поддержку от американцев. Они предоставляют оружие и обмундирование, платят зарплату. Буквально 3 дня назад я получил от них деньги для своих людей".
Тогда возникает другой вопрос: зачем США создавать и поддерживать банды боевиков? Вернее, не банды, а целую армию. В соответствии с отчетом Командования спецопераций NATO в Афганистане (NATO Special Operations Component Command-Afghanistan, NSOCC-A) на 15 марта 2014 года штатный состав ALP составлял 26 647 человек, из которых 25 760 прошли подготовку по программе, разработанной американским спецназом. Боевикам были переданы 23 246 автоматов АК-47 и 4045 пулеметов ПКМ. А к концу года численность ALP планируется довести до 30 тысяч человек, содержание которых, по подсчетам Генеральной инспекции по восстановлению Афганистана (Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction, SIGAR), будет ежегодно обходиться американским налогоплательщикам в 121 миллион долларов.
Если учесть, что правительство Афганистана не только не контролирует местную полицию, но и всячески противится самому ее существованию, очень трудно поверить, что в Вашингтоне действительно пекутся о безопасности и стабильности в регионе. Не особенно убеждают и объяснения самих американцев, что ALP создана для противостояния бандам талибов. Ведь это означает, что в Пентагоне сидят полные идиоты, которые не в состоянии научиться на собственных ошибках тридцатилетней давности. Просто потому, что ударная сила Талибана - это те самые моджахеды, которых США обучили и финансировали в 1980-е для борьбы против советских войск. А когда СССР вывел "ограниченный контингент" из братского Афганистана и надобность в армии "духов" отпала, американцы перекрыли финансовый поток, из-за чего моджахеды окончательно ударились в религию и сформировали движение Талибан.
То же самое мы видим и сейчас. С той только разницей, что крен в сторону радикального ислама у новой бандитской армии наблюдается уже в настоящее время, хотя американцы исправно платят моджахедам зарплату. Human Rights Watch отмечает, что полицейские ALP облагают подконтрольные деревни "исламскими налогами". А в докладе Афганской независимой комиссии по правам человека (Afghanistan Independent Human Rights Commission, AIHRC) прямо делается вывод, что подразделения ALP выступят против правительства сразу после вывода из страны американских войск.
Только в этот раз моджахеды будут значительно лучше обучены и экипированы. Фактически у нас на глазах создается Талибан 2.0 - новая, проапгрейженная версия самой страшной террористической организации нашего времени. Которая сможет не только, как предшественница, с легкостью взять власть в самом Афганистане, но и активно начнет распространять свое влияние в регионе.
И в этом случае мир ждут самые непредсказуемые последствия. В зоне поражения окажется не только граничащий с Афганистаном на западе Иран, но и восточные соседи государства талибов - Индия и Китай. А через Среднюю Азию проблема Талибана 2.0 докатится и до России в виде десятков тонн героина и исламских фанатиков (к тому же не стоит забывать, что оригинальный Талибан активно финансировал и вооружал чеченских террористов). Иными словами, проблемы начнутся у всех государств, усиления которых так опасаются Соединенные Штаты. И чтобы отсрочить неизбежное изменение баланса сил, Вашингтон готов пойти на многое. А уж о том, чтобы пожертвовать ради этого жизнями мирных афганцев, - даже и говорить нечего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий