Виктор Ефремов:
В начале августа из Литвы прозвучали новые материальные претензии к России. Согласно резолюции "ссыльных, политзаключенных и борцов за свободу Литвы", Россия должна выплатить им "утерянные пенсии и компенсации им за испорченное здоровье". При этом нелишне напомнить, что месяцем ранее Литва попросила Европейский Союз посодействовать в возмещении ей со стороны Российской Федерации "оккупационных" денег. Под "оккупацией" в Литве подразумевают время от начала установления в республике советской власти в 1940-м году до объявления независимости в 1990-м году, с перерывом на немецкую оккупацию 1941-1944 гг.
В связи с этими непрекращающимися претензиями стоит разобраться: кто же все-таки кому на самом деле должен. Вот только несколько объективных статистических данных. К моменту вступления в СССР Литва являлась аграрной страной, в которой 74% населения занималось сельским хозяйством, около 7% было занято в промышленности, выпускавшей несложное сельскохозяйственное оборудование и некоторые потребительские товары. Однако и этот нехитрый экономический потенциал страны был практически полностью уничтожен в годы Великой Отечественной войны. После присоединения к СССР в Литве были созданы химическая и нефтехимическая отрасли промышленности, атомная энергетика, причем достигалось все это усилиями всей страны. Например, в строительстве станкостроительного завода "Жальгирис" и электротехнического - "Эльфа" принимали участие предприятия более 40 городов других республик Союза. Оборудование для каунасского завода "Пяргале" поставлялось из 50 городов СССР, в строительстве Каунасской ГЭС принимали участие многие российские города, в сооружении Литовской ГРЭС участвовали 200 предприятий, а оборудование для Кедайняйского химического завода поставляли более 300 предприятий страны. В итоге Литва вышла из СССР в 1991 году, отнюдь не бесприданницей... К слову, усилиями Советского Союза она еще и получила территорию, на треть большую, чем до периода "советской оккупации", присоединив себе благодаря "тирану Сталину" свою столицу Вильно (Вильнюс) и незамерзающий порт на Балтике Мемель (Клайпеду)...
Так что же там происходит сейчас? Неужели Литве так отчаянно нужны деньги, что, не стесняясь мнения мирового сообщества, ее деятели готовы идти на откровенную подтасовку фактов? По мнению экспертов, одним из ярких показателей социально-экономического неблагополучия страны является поток желающих покинуть ее пределы. Как ранее сообщало ИА REGNUM, согласно только официальными цифрами декларации отъезда, в 2011 году из Литвы уехало почти 54 тыс. человек. Однако декларирует свой отъезд по закону, только небольшая часть эмигрантов. Специалисты предполагают, что с 2004 года, когда Литва вступила в Евросоюз, на постоянное место жительства уехало до 1 млн человек. А это - почти одна треть населения, т.к. после распада СССР, численность жителей Литвы составляла около 3,5 миллионов человек.
С другой стороны, хоть и не в таких масштабах, Литва постоянно пополняет свое народонаселение за счет мигрантов, многие из которых обладают довольно сомнительной репутацией, предоставляя им политическое убежище. В числе наиболее известных в России личностей, среди находящихся под защитой Литвы: вдова, дети и родственники первого президента самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева (сын которого, кстати, в прошлом году был задержан с десятком поддельных литовских паспортов), банкир Игорь Бабенко, которого Генпрокуратура РФ подозревает в тяжких преступлениях, в том числе в легализации денег и имущества, приобретенных преступным путем, а также экс-префект САО Москвы Юрий Хардиков, находящийся под следствием по уголовному делу о мошенничестве, совершенному по отношению к супруге экс-мэра Москвы Елене Батуриной.
На примере последнего очень хорошо прослеживается система литовских двойных стандартов. История вопроса следующая. Согласно сообщению "Интерфакса", в мае 2009 г. супруга экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина была признана потерпевшей в рамках уголовного дела, возбужденного московскими следователями в отношении Юрия Хардикова по статье "мошенничество" и гражданским истцом на сумму причиненного ей ущерба в размере более 824 млн. руб. Предметом расследования является сделка, в результате которой Батурина в апреле 2007 года приобрела у матери Хардикова - Зинаиды Садовниковой 90% долей ООО "Олимп-2014" - компании, якобы владеющей пятью объектами незавершенного строительства в Сочи, а также несколькими земельными и прибрежными участками в Краснодарском крае. В ходе сделки представителем данной компании выступал сын Садовниковой - Юрий Хардиков. Впоследствии Батуриной стало известно, что Хардиков намеренно ввел ее в заблуждение, так как "Олимп-2014" не имеет законных прав ни на строительные объекты, ни на земельные участки. Летом 2009 г. постановлениями Тверского районного суда г. Москвы был наложен арест на денежные средства и имущество Хардикова, а в ноябре того же года Юрий Хардиков был объявлен в международный розыск. Через некоторое время он оказался в Литве, где попросил политического убежища.
Но вот что интересно. Как пишет Полит.ру, вскоре после этого известия появилась информация, что у экс-префекта и здесь начались проблемы с законом: пресс-секретарь Вильнюсской окружной прокуратуры Гинтаутас Стальненис заявил, что Хардиков был задержан по подозрению в попытке легализации крупной суммы, полученной незаконным путем. По данным СМИ, речь шла о $39 млн. Несмотря на подозрение в отмывании денег, литовский департамент миграции все-таки предоставил экс-префекту искомое им политубежище сроком на год. Выпущенный на свободу Хардиков еще около двух лет находился там под следствием, и только в середине июня этого года дело против него было неожиданно прекращено.
Что же касается аферы с ООО "Олимп-2014", то, опять же по сообщениям СМИ, литовские власти так и не нашли времени перевести на литовский язык полученные из России 1500 страниц материалов этого дела, освоив за это время всего 140 страниц... В итоге литовский суд также принял удивительное по своей логике решение: вначале велел прокуратуре закончить это дело до 10 июня, но позднее передумал и постановил, чтобы прокуратура прекратила его и возместила г-ну Хардикову все понесенные им убытки.
Недавно адвокат Хардикова заявил в прессе, что его доверителю Литва продлила свою защиту еще на год. Возникает вопрос - от кого же страна так последовательно защищает этого человека? Если раньше, в бытность супруга потерпевшей Юрия Лужкова мэром Москвы, можно было при желании представить данное дело в качестве некоего политического преследования ни в чем не повинного экс-префекта всесильным столичным градоначальником, то сейчас у Хардикова нет подобной "отмазки". Тем не менее, Литва, очевидно, в пику России продолжает укрывать у себя подозреваемого по уголовному делу, скрывающегося от российских правоохранительных органов.
Так что на фоне подобных двойных стандартов очередные материальные претензии Вильнюса к Москве уже не кажутся абсурдом, а выглядят частью продуманной системы. Давая приют мошенникам всех мастей, Литва наглядно демонстрирует миру, что мошенничество - это не преступление, а норма жизни. Так почему бы литовским функционерам не перетасовать факты и не попробовать стрясти с России "оккупационные" денежки за тот период, когда усилиями всего СССР Литва из отсталой аграрной страны превратилась в страну с мощной экономикой? Кстати, по мнению экспертов, во многом, именно эксплуатация промышленного наследия советского периода позволяет и сегодня держаться на плаву этой "маленькой, но гордой" прибалтийской державе.
Постоянный адрес новости: belarus.regnum.ru/news/1564882.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий