Владимир Губарев
В России учёных заменили чиновниками
Автор – Владимир Губарев
В эфире видеоканала PravdaRu побывал известный писатель, основоположник советской научной журналистики Владимир Губарев. В беседе с главным редактором PravdaRu Владимир Губарев рассказал о промежуточных итогах реформы РАН, будущем российской науки, губительности копирования западных схем научных и образовательных учреждений и вреде ЕГЭ.
– Владимир Степанович, полтора года назад началось реформированиероссийской Академии Наук, вызвавшее неоднозначную реакцию. Пришло время подвести какие-то итоги. Что вы думаете по этому поводу?
– Я думаю, что нужно посмотреть с двух разных сторон. Первая – положительная. Вот что положительного за эти два года реформирования российской Академии наук? Ну, первое, главное – что есть Академия Наук в России, и что там есть учёные, они работают. Там есть проблемы, но это тоже – первая положительная вещь, потому что на протяжении 20 лет об этом обычно не помнили, знали только специалисты.
И вторая вещь, конечно, – появилось ФАНО (Федеральное агентство научных организаций России), которое руководит всеми учреждениями Академии наук. Положительная вещь – что очень много народу туда дополнительно привлечено. За эти полтора года в ФАНО пришло очень много чиновников. И это – положительная вещь, потому что молодых ребят трудоустроили.
– Когда нарастает чиновничество – это положительно?
– В науке теперь чиновников больше, чем учёных. Конечно, положительная вещь – у ребят появилась престижная работа, хорошая зарплата… Всё остальное – уже детали. Дальше, если говорить серьёзно, ничего не изменилось, кроме одного: все институты Академии наук заняты большой писательской работой. Все пишут документы, с кем бы я ни встречался, он говорит: я занят, потому что пишу в ФАНО документы.
– Он пишет планы по открытиям и отчёты?
– Он пишет, что у него вообще есть и так далее, и так далее, потому что пришли молодые ребята, пришли так называемые менеджеры, которые ничего не знают. Они с удивлением узнали, что там – 1030 научных учреждений, что есть библиотеки, институты, у этих институтов есть центры, лаборатории, установки и так далее, и тому подобное. То есть отечественная наука занимается бумаготворчеством уже полтора года, это я могу совершенно ответственно сказать.
Вторая вещь – страшная штука. Создавалось впечатление, что в Академии Наук – одни бездельники. В СМИ уже осуждены все. Все – негодяи, воры и грабители. Осипов – президент Академии наук, академик, выдающийся учёный. Что бы там ни говорили, сегодня С-300 и С-400 во всём мире просят, а он – один из создателей. А его обвинили в чёрте чем! – Чушь!
Многих выдающихся наших учёных оскорбляют и дискредитируют. Развернули огромную кампанию. Это невольно связано с тем, что, когда было провозглашено реформирование Академии Наук, было сказано, что там сидят бездельники и старики, поэтому они не нужны, нужны молодые. Такая концепция, что Академия Наук – это такая организация, вроде как паразит на теле страны. Эти полтора года – удар по престижу учёных. Неслучайно же сейчас увеличивается количество талантливых ребят, которые уезжают за границу.
Сделана большая стратегическая ошибка. Ну, если недавно Ливанов – министр науки и образования – в ответ на вопрос о том, какое самое высокое достижение отечественной науки за последние четверть века, ответил: реформа Академии наук. Это безобразие.
В декабре была научная сессия Академии Наук, посвящённая Арктике. Выступали учёные самых разных профилей, которые очень чётко говорили, что нужно делать в Арктике, как нужно развивать, как нужно добывать, какие проблемы решать. Был очень глубокий анализ, очень интересные доклады и очень интересные выступления. Ни одного чиновника не было.
Это обычная история. Несколько лет тому назад было большое общее собрание по энергетике. Там с блестящим докладом выступил академик Лавёрнов, который дал очень чёткий прогноз по сланцевой нефти в Америке. Он сказал, как это будет развиваться, сколько это будет стоить. Сегодня всё это сбылось. Но и тогда никого из чиновников не было, а сейчас они удивляются, почему это происходит.
– Раньше в заседаниях нашей академической науки всегда присутствовали представители исполнительной власти, брали на вооружение достижения учёных?
– В советское время обязательно было, а как же. После этого не было, потому что произошла очень страшная вещь для нашей науки в начале 90-х годов. Гайдар, с которым мы полтора года работали вместе рядом в «Правде», за всю историю был самым слабым редактором по экономике. Это такой был бюрократ – не дай Бог было хоть одно свежее слово сказать в газете – он тут же смешивался. А потом он провозгласил: мы теперь боремся за мир, военно-промышленный комплекс нам не нужен. И на много лет прекратили финансирование военно-промышленного комплекса. А что такое Академия Наук?
– Это разработки, в первую очередь – для военно-промышленной отрасли.
– Естественно. В первую очередь, на этом всё поднималось. Ядерное оружие, ракетная техника и все суперсовременные системы шли обязательно через Академию наук. Прекратили финансирование.
Второе – давайте создавать университеты, менять систему образования. И вот была создана такая организация, которая, на мой взгляд, вы знаете, приносит огромный ущерб стране. В истории нашей страны было несколько случаев, когда властьвмешивалась в науку, и это приводило к трагедиям. Наиболее яркий пример – лысенковщина, когда была уничтожена вся биология, были изгнаны все учёные, и вообще наука прекратила своё существование на много лет.
Мы до сих пор за это расплачиваемся в биологии. Потом была борьба с кибернетикой. Опять власть вмешалась, и опять ущерб стране был нанесён огромный. Нечто такое же происходит и сегодня. И это связано, как ни странно, с созданием филиалов по образцу американских университетов у нас. Вот есть Гарвард – прекрасный университет, который занимается всей широтой научных исследований в Соединённых Штатах. У нас взяли экономическую часть. Высшая Школа Экономики – по образу Гарварда у нас создана.
Ввели ЕГЭ, благодаря которому резко упал уровень образования. Не граждан, не людей воспитывают, а пытаются из людей сделать роботов. Не нужно больше творческих людей. А школа всегда у нас отличалась именно воспитанием творческих людей. Там были свои сложности, но основа была – искусство, литература, мышление. Именно на литературе воспитывается творчество, в том числе и техническое. Это элементарно доказать.
Например, я знаю несколько математиков, которые знают наизусть всю «Илиаду». Это способствует математическому, физическому мышлению. Я преподаю в МГИМО, и вижу на приёмных экзаменах, насколько низок стал уровень выпускников.
В процессе реформирования науки решили создать Сколково. Сколково создаётся на полях научно-исследовательского института сельского хозяйства, так называемойНемчиновки. Немчиновка – это единственный институт сельского хозяйства, который производит пшеницу. В частности, недавно выведено несколько сортов озимой пшеницы, которая даёт 100-120 центнеров с гектара в Подмосковье, в нечернозёмной зоне. Теперь эти поля отняли, создавая неизвестно во имя чего, какой-то модели Сколково. Надо бы наоборот, развивать Немчиновский институт сельского хозяйства. Это же величайшее достижение.
В нашей средней полосе, в Нечерноземье добились урожая озимой пшеницы такого же, как на Кубани, в Англии и Америке. Так нет, мы уничтожаем. Просто губят науку.
Как известно, наша страна живёт по рекомендациям Высшей Школы Экономики. Все рекомендации, которые даёт Вышка в экономике, выполняются. В результате – все видят, к чему мы пришли. Сегодня это проявляется наиболее ярко. Какое импортозамещение, когда мы уничтожили военно-промышленный комплекс и сейчас вынуждены заново его создавать? А уничтожили-то по рекомендации этих самых экономистов из ВШЭ.
И в то же время есть Институт экономики. Рекомендации Академии наук абсолютно разумны. Отчёты каждые полгода направляются в Правительство. Я посмотрел около 40 экономических отчётов, созданных в Академии Наук. Потрясающие работы. Всё, что сегодня происходит, там предсказано. Всё.
– Куда эти отчёты деваются?
– Лежат в кабинетах, и никто их не открывает. Это – отношение к Академии Наук. А Высшая школа экономики получает денег больше, чем Академия наук. Сколково получает больше, чем Академия наук. Роснано – чушь вообще полная. То же самое – получает огромные деньги. Это опять – попытка перенести западный опыт. На Западе есть очень много полезных и нужных вещей. Но когда переносишь сюда поверхностную давнюю схему, особенно в науке, то ты теряешь, получаешь совершенно другой эффект.
Когда мы говорим о реформе науки, то мы должны, прежде всего, думать о том, а кто эту реформу должен делать? На кого мы должны полагаться, кому мы должны доверять? Я убеждён, мы должны доверять тем людям, которые что-то сделали в этой науке. Есть у нас, допустим, нобелевский лауреат Жорес Алфёров. Почему мы его не слушаем? Вот он так бился, бился. Даже не прислушались. Хотя он-то понимает в науке больше, чем все чиновники, вместе взятые.
Неслучайно Виталий Гинзбург – другой нобелевский лауреат говорит: Оставьте нас в покое. Мы сами сделаем всё, что нужно, для того, чтобы поднять науку. Но вы нам сформулируйте, для чего нам нужна наука. Если она нам нужна, чтобы получать большой урожай хлеба, то зачем тогда закрывать поля Немчиновки, строить там дачи и сколковские вещи?
Так зачем же мы уничтожаем сейчас то, что у нас есть самое дорогое?!
Задача власти формулировать не как реформировать, не сколько чиновников посадить на науку, а цели поставить. Занимались здравоохранением. Потрясающее было общее собрание, когда собирались лучшие медики страны, крупнейшие учёные. Обсуждали, что нужно делать с медициной. Министр здравоохранения даже не приехал на это общее собрание.
Реформирование науки нужно не для того, что наплодить ещё новых чиновников. Реформирование науки должно начинаться с очень простых вещей – с постановки задач: освоение Арктики, Дальнего Востока, космос, ядерная оборона страны. Я знаю несколько сотен наших крупных учёных. Обеспечат. Элементарно.
В Китае принята программа: до 2049 года всё население Китая от младенцев до старух обучить науке и научно-техническому прогрессу, чтобы они понимали, что происходит. Людям стремятся обеспечить разностороннее образование. Строятся дворцы культуры и многое другое. Идёт жуткое самообразование. На первое место вышло издание книг, посвящённых науке и так далее, и так далее. А у нас всё загоняется под схему, чиновничьи директивы.
Результат – только в увеличении количества бюрократических отчётов. А науки становится всё меньше. А простые люди всё меньше знают. 30% населения нашей страны считает, что Солнце вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Солнца.
Беседовала Инна Новикова
Подготовил Юрий Кондратьев
Владимир Губарев: реформа РАН – ради чинов, а не науки
Комментариев нет:
Отправить комментарий