22 августа 1939 года Адольф Гитлер, объясняя свое решение вторгнуться в Польшу, спросил: "В конце концов, кто сегодня говорит об уничтожении армян?"
Спустя 100 лет после геноцида армян в Османской империи и спустя 65 лет после этого заявления Гитлера было бы вполне уместно поинтересоваться, в достаточной ли степени мир осведомлен о преследованиях христиан, об их дискриминации, об отсутствии уважения по отношению к свободе вероисповедания и, в целом, о возможном исчезновении христианства на территории арабских и мусульманских стран Ближнего Востока.
Спустя 100 лет после геноцида армян в Османской империи и спустя 65 лет после этого заявления Гитлера было бы вполне уместно поинтересоваться, в достаточной ли степени мир осведомлен о преследованиях христиан, об их дискриминации, об отсутствии уважения по отношению к свободе вероисповедания и, в целом, о возможном исчезновении христианства на территории арабских и мусульманских стран Ближнего Востока.
Несомненно, Всемирный совет церквей, организация Churches for Middle East Peace, архиепископ Дезмонд Туту (Desmond Tutu) и лидеры протестантских церквей, чрезмерно озабоченные нарушениями прав человека в Израиле, либо не знают, либо попросту не обращают внимания на судьбу христианских сообществ в арабских и мусульманских странах. Мне совершенно непонятно, почему эти организации не испытывают никакого беспокойства по поводу этнических чисток христиан, которые проводят исламисты.
Эти организации и западная пресса игнорируют тот факт, что численность христианских сообществ в странах Ближнего Востока (кроме Израиля) стремительно снижается отчасти из-за низкого уровня рождаемости и эмиграции, но в основном из-за дискриминации и преследований со стороны мусульман. Они не обращают никакого внимания на то, что 15 миллионов христиан на Ближнем Востоке столкнулись лицом к лицу с 300 миллионами мусульман и с растущей угрозой со стороны исламских экстремистов.
Эта проблема существует уже очень давно. Христиане долгое время были жертвами дискриминации, насилия, преследований и депортации во всех странах Ближнего Востока, это продолжается по сей день во всех государствах этого региона, кроме Израиля. Можно привести бесчисленное множество примеров подобного преследования. 31 октября 2010 года после захвата заложников экстремисты устроили резню в католическом храме Багдада, в результате которой 58 человек погибли и 75 были ранены. В результате взрыва у коптской христианской церкви в Александрии, Египет, погиб 21 верующий и еще 79 были ранены.
Нынешнее тяжелое положение христиан в Сирии и Ираке — в районе Мосула, православных и католиков, ассирийцев и халдеев — является напоминанием о событиях столетней давности и суровым предупреждением на будущее.
Нынешние преследования христиан очень похожи на печальную историю гонений и тех событий, которые по праву можно назвать геноцидом — несмотря на то, что этот термин появился несколько позже — армян, ассирийцев, понтийских и анатолийских греков, который проводили мусульмане Османской империи. Начиная с 1890-х годов и вплоть до окончания Первой мировой войны мусульмане убивали и переселяли ассирийцев, проживавших в Верхней Месопотамии, которая сегодня является частью юго-востока Турции и северо-запада Ирана. По некоторым оценкам, в ходе геноцида, получившего название Сейфо, погибли 300-750 тысяч ассирийцев. Большинство жертв принадлежали к Ассирийской (несторианской) церкви Востока, расцвет которой пришелся на 9 век. В 14 веке на ее членов начались гонения, и они были вынуждены переселиться в горные районы и в провинцию Хаккяри на территории Турции, в район курдов в Ираке и в западные районы Азербайджана.
История геноцида армян хорошо всем известна, хотя Турция до сих пор отрицает ее. С апреля 1915 года армян истребляли в районах Хаккяри, Курдистане и Азербайджане. Исследователи сходятся во мнении, что в ходе геноцида 1915-1916 годов погиблои 1-1,5 миллиона армян. Здоровых мужчин либо убивали, либо приговаривали к рабскому труду. Женщин и детей отправляли умирать в сирийскую пустыню. Тогда же появились концентрационные лагеря. Турецкие военные насиловали армянских женщин.
Судьба езидов, курдской этноконфессиональной группы, которая исповедует необычную, смешанную форму религии, может служить серьезным предупреждением для всех. Их численность достигает 700 тысяч человек, и они живут в основном на севере Ирака, а также в Турции и на Кавказе. В августе 2014 года они стали жертвами исламского государства Ирака и Сирии. Более 40 тысяч езидов были вынуждены уйти в горы. По крайней мере, 70 тысяч езидов бежали из страны.
Сегодня мозаика христианского сообщества Ближнего Востока состоит из множества кусочков. Коптская церковь имеет 5 миллионов последователей в Египте, где также насчитывается 250 тысяч католиков. Число христиан-маронитов составляет около 4 миллионов, и примерно половина из них живут в Ливане. Число православных греков, проживающих в различных странах, достигает 2 миллионов человек. Численность армян, живущих в Армении и бывших республиках Советского Союза, составляет 6 миллионов. Православная и Католическая церкви Сирии имеют около 350 тысяч последователей. Ассирийская церковь Востока насчитывает около 300 тысяч верующих, а число халдеев (ассирийцев-халдеев) достигает 500 тысяч человек. Представители обеих этих групп говорят на арамейском языке.
Халдеи являются членами автономной Восточной католической церкви и признают власть папы римского. Самым известным халдеем стал Тарик Азиз (Tariq Aziz), бывший заместитель премьер-министра Ирака при режиме Саддама Хусейна.
Христиане во всех странах постоянно подвергались гонениям. После войны в Ираке 2003 года численность христиан-ассирийцев резко снизилась с 1,4 миллиона до 300 тысяч человек. Они оказались в центре борьбы между суннитами и шиитами и были вынуждены либо бежать, либо переселяться. Революция в Египте 2011 года привела к ожесточенным столкновениям между коптскими христианами (10% населения страны) и мусульманами. В Ливане правление христиан-маронитов, которые в настоящее время составляют всего 20% населения, подошло к концу, однако там до сих пор продолжаются столкновения между шиитскими группировками Хезболла и остатками партии фалангистов. Множество христиан продолжают эмигрировать из Ливана.
Самой серьезной угрозой для христиан Ближнего Востока стало Исламское государство. Свидетельства жителей города Мосул на севере Ирака приводят в ужас. После захвата города боевики Исламского государства начали проводить массовые убийства, повсеместно ввели законы шариата, разграбили и сожгли христианские церкви и заставили женщин надеть платки. 24 июля 2014 года боевики Исламского государства разрушили гробницу пророка Ионы, который по преданию оказался в животе у кита. Если в прошлом численность христиан в Мосуле достигала 130 тысяч человек, то сейчас их осталось менее 2000. Вероятнее всего, этих христиан либо заставят перейти в ислам, либо смириться со статусом людей второго сорта, либо просто убьют.
Печально то, что исламский экстремизм не только является физической угрозой для христианства, но и ведет к исчезновению культурного плюрализма и религиозной терпимости. Это стало своеобразной реакцией на процесс модернизации, которую христиане приняли в гораздо большей степени, чем мусульмане.
Господствующие христианские церкви Запада, очевидно, не хотят облегчить страдания христиан Ближнего Востока. Многие испытали радость, когда в 2010 году Сенат и Палата представителей США приняли резолюции, призывающие администрацию Обамы положить конец преследованиям христиан и представителей этнических меньшинств в Ираке. Однако мы уже давно должны были сделать то же самое для всех христиан Ближнего Востока.
Майкл Кертис
Комментариев нет:
Отправить комментарий