среда, 30 мая 2012 г.

Коса на камень



24 мая Православный мир отметил день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. К торжествам в Успенский собор из Новодевичьего монастыря была доставлена для первого, по словам патриарха, "народного моления" Иверская икона Божией Матери, долгие годы хранившаяся в фондах Государственного исторического музея и переданная Церкви несколькими неделями ранее. Церемония торжеств открыла в столице Дни славянской письменности и культуры. Два события накануне Дней славянской культуры обратили мое внимание. 
Первое. Обсуждение вопроса «Крах рынка русского актуального искусства» в рамках передачи «Тем временем» Александра Архангельского на телеканале «Культура».
Второе. Открытие выставки «Архитектура стран славянской культуры» и круглый стол «Коммуникации в сфере культуры» в Московском Доме Национальностей.
Начну со второго. Пресс-релиз круглого стола «Коммуникации в сфере культуры» был разослан по социальным сетям. Он заявил участие в обсуждениях Президента Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Алявдина Виссариона Игоревича, Заместителя директора библиотеки Украинской литературы Крикуненко Виталия Григорьевича, Президента Российского общества портретистов, академика Осипова Александра Ивановича, Председателя Творческого Союза профессиональных художников Игнаткова Ивана Владимировича.
Начало заседания «Круглого стола» - 15.00. Публика собиралась не спеша. Публики оказалось человек пятнадцать. Начало переносилось уже ближе к 16.00 часам. Зато была возможность, не торопясь, снова и снова просмотреть выставку картин под названием «Архитектура стран славянской культуры». Задумчивые полотна с ротондами старинных усадеб, осенним прудом, яркие акварели архитектуры Белграда, оригинальные фантазии на тему Православных праздников, ну и конечно, зарисовки храмов, полуразрушенных и восстановленных, славянских стран. Художники проекта – члены Творческого Союза Профессиональных Художников. Летом 2011 года они совершили арт-вояж по странам Балканского полуострова, и настоящая выставка - не только своего рода обмен своими впечатлениями, эмоциями и видениями со зрителем, но и акцентирование важной в художественной культуре темы «пленэра», как способа фиксирования и сохранения памятников архитектуры.
«Круглый стол» оказался понятием фигуративным. Организаторы мероприятия арендовали конференц-зал в Московском Доме Национальностей. По тем или иным причинам ни господин Крикунов, ни господин Осипов участия в заседании не приняли. Председатель Творческого Союза Профессиональных Художников Иван Владимирович Игнатков и Президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссарион Игоревич Алявдин – главные фигуранты. Красной нитью выступлений стала боль за современное искусство в России. Понятие «современное искусство» вытеснено «актуальным искусством», и если в 20 веке добро и зло еще противостояли друг другу, еще велась ожесточенная борьба с идеологией модернизма, то 21 – зло в огранке «актуальное искусство» просто себя манифестирует. И все уже понимают подмену смыслов: «толерантность» - варварство, «демократия» - террор, но продолжают смыслами играть. «Даже белый цвет украли! – еще удивился господин Алявдин. – Белый цвет – цвет традиции, монархии присвоили себе те, кто выступает против традиций». Парадокс теперь еще в том состоит, что главным противником сохранения культуры в России оказывается носитель культуры. Знаменитый дирижер Валерий Гергиев, к примеру, дает добро на снос конюшен 19 века, дабы артистам Мариинского театра было удобнее по театру перемещаться. Как это можно объяснить?
Поддержать дискуссию «за круглым столом» оказалось желающих немного. Два-три человека. Художница, лет 25-ти, пыталась выяснить для себя: какие возможности сегодня у молодых художников, которые не хотят вступать в ряды «актуальщиков», но хотят выставляться, продавать свои работы, реализовываться, как-то жить. Ответы последовали без претензий на оригинальность. Если ты хочешь быть художником, то будь художником, вокруг тебя искусство и твори искусство. Художник – значит бедный. Тут, верно, добрым словом вспомнили советское время, когда художники имели госзаказы. Заказы и сегодня существуют, но несколько иного толка. Сегодня вместо двух союзов художников, условно говоря, двести. И каждый что-то делает и хорошо, что что-то делает.
Призыв к самоорганизации и духовности – вот выход из окопов и возможность дать бой «актуальщикам», мошенникам от искусства. Нужно выходить в город, на бульвары, в парки, устраивать пленэры и заявлять, открыто заявлять о себе. Говорить: «мы, то есть традиционное искусство, - есть!» Тогда может быть и чиновник призадумается. Чиновник, он шуганный, боится потерять работу, куратор, какой-нибудь Дёготь, приедет к нему в глухую провинцию, объяснит кто сегодня «фашист», так он разом о «Трех богатырях» Васнецова забудет.
По мере роста воззваний клонило к безысходности, ко сну. Но вот как гром среди ясного неба прозвучала резолюция, резюме, своего рода итог круглого стола «Коммуникации в сфере культуры». Верно, формулировалось оно уже что называется, на колене. Но! Предполагалось с этим резюме обратиться в Министерство культуры, к правительству Москвы, чтобы государство скорректировало, наконец, культурную политику. Ибо негоже, когда Михаил Швыдкой, в прошлом министр культуры заявляет на всю страну: «Всякое искусство бесполезно». Так вот, пункт резюме – создать общественный совет, в который пригласить всех! пригласить ГЕЛЬМАНА, пусть включается в работу.
***
Днем раньше тему современного искусства обсуждал Александр Архангельский в авторской передаче «Тем временем» на телеканале «Культура». Гости передачи: Анатолий Голубовский - социолог, искусствовед,Елена Пантелеева - директор ЦСИ «Винзавод», Виктор Бондаренко - бизнесмен, коллекционер; Василий Церетели - исполнительный директор Московского музея современного искусства, Михаил Каменский – гендиректор «Сотбис Россия», Айдан Салахова – художник. Лейтмотив – обеспокоенность закрытием галерей современного искусства Марата Гельмана и Айдан Салаховой. Правда ли, что актуальное искусство покупать сегодня некому, ибо покупатели свалили на Запад? – один из вопросов передачи.
И вот «цеховики-галеристы», кто в 90-х кричал громче всех: «актуальное искусство – всё! государство – ничто!» выставляет теперь счёт государству. Что это за государство такое, если оно не в состоянии даже содержать актуальное искусство? В пример пошли страны Европы и Китай, которые тратят оглушительные суммы на новые музеи современного искусства, поддерживают художников. Тот факт, что Гельман давно «поставил на бабки» мэрии и управы русских провинциальных городов, пилит в свой карман «бюджет» – как бы мимо. Не то, чтобы подивил, но как-то заставил призадуматься Виктор Бондаренко.
Виктор Бондаренко – с позволения сказать – бизнесмен, коллекционер-неофит, обладатель внушительной коллекции икон. Чуть кондратий не хватил его на передаче! До падучей бился он, объяснял: русское искусство на хрен никому не нужно! За искусством едут в Париж, в Россию - никто не едет! Все эти бревна, кирпичи, лютики-цветочки, Алёнушки да Шишкины – даже не нафталин уже! Просто позор! Художница Айдан Слахова посетовала, что Суриковка не учит современному искусству, она как выпускала ремесленников для оформлений советских клубов и коровников, так и выпускает. Бондаренко подхватил наживку, завопил об ужасах введения православного воспитания в школах! Впервые авангард начала ХХ века вывел русского художника в масштабы вселенной, все только и знают, что авангард, а теперь поповские традиции будут в школах навязывать! Куда катимся?! Выдержанный, толерантный Александр Архангельский не полюбопытствовал почему-то: в каких традициях, школах учились Лентуловы и Клюны?
***
Подобные разговоры, так или иначе, вспыхивают и угасают лет двадцать как. И всякий раз с одним и тем же успехом. Круглый стол «Коммуникации в сфере культуры» собирает аудиторию меньше, чем позволяет студия передачи «Тем временем». А на вечер поэзии Юрия Кузнецова, к примеру, в Литературном институте пришел вообще один человек… Тогда как кинь Гельман клич: «Айда на Винзавод!» массовки будет – не протолкнуться! Почему так? вспоминаю Валентина Распутина: «лучше всего мы, русские люди, можем разъединяться».
Марина Алексинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий