воскресенье, 20 мая 2012 г.

По ком звонит колокол



("Reflex", Чехия)
Кажется, что к евро мы относимся примерно так же, как к авиации. Уже сложно представить себе жизнь без евро, но если что-то где-то ломается, мы сразу же представляем самое страшное.

GREXIT, please

Не сказочное ли это слово? Выход (exit) капризной Греции (Gr) из еврозоны уже не табу. Министр финансов Австрии даже предрекала выход Афин из ЕС. Надеюсь, что греков в итоге не исключат из Европы.

Мы благодарны им за многое. Например, за слово exit, которое происходит от греческого «exodus». А еще за «Европу» (ее когда-то выбрал в подруги Зевс) и «экономику» (изначально «oikonomia» - управление хозяйством). А еще за анализ, атлас, бюрократию, цирк, диету, дилемму, драму, график, хаос, математику, политику, систему и трагедию.

Если бы не было греческого, наше заключительное обращение к провинившимся южанам звучало бы примерно так: «Мы благодарим братьев из оливковых рощ за старания. Народ тундры больше не может давать им деньги, даже на покупку собственных орудий. Так пусть им сопутствует удача, когда они будут учиться плавить железо».

С ЕССССР на вечные времена

На самом деле Афины не будут спешить выходить из еврозоны, даже с премьером-анархистом. Главный банкир Союза европейских социалистических республик, а именно проф. Берлин, тоже не будет подгонять греков. Если кто-то конкретный и виноват во всем кризисе, это сам г-н профессор. Не верите?

Это были немцы (их ВВВ на 40% составляет экспорт), кто выступал за как можно более многочисленный клуб пользователей евро, которых Берлин защитил, пообещав собственную фискальную сдержанность? На практике это работало примерно так же, как если бы вы дали золотую кредитную карту несовершеннолетнему брату. Что он с ней сделает? Будет тратить и тратить.

На самые лучшие немецкие товары, на которые в драхмах он бы не накопил. Если кто-то когда-то говорил, что Греция напоминает скорее Македонию-переростка, а не настоящую страну еврозоны, он, однозначно, был прав. Кредиторам, конечно, дуло к виску никто не приставлял. Они давали деньги, потому что на кредитке было написано «Берлин».

Испанская задница

Другие участники клуба, конечно, вели себя аналогично. Например, Испания, для которой в английском языке теперь есть термин SPAIN IN THE ASS (как же это перевести, может, испанская задница?). В одном можно быть уверенными: все эти государственные траты, казалось, были везде.

Смешно, что с помощью тех же государственных трат расшевелить застывшую экономику хочет новый президент Франции Олланд. Он ввел новую моду, которую восторженно подхватила и ЧССР. Логика очевидна: все лучше затяжной рецессии, даже растущий долг и падающий рейтинг.

Еще смешнее то, что ту же политику уже четыре года проводит Барак Обама, и за последний год он даже добился некоторого успеха. В США привыкли, что индекс Dow Jones может подпрыгнуть и от новостей о растущем дефиците торгового баланса, ведь это можно интерпретировать как желание американцев тратить (внутреннее потребление составляет около 70% ВВП США).

Идеи милого еретика 

О том, что долг лучше рецессии, наши власти не хотят слышать даже при рецессии. В чуде политики трат мы можем быть уверены так же, как шаман племени в том, что его манипуляции действительно вызовут дождь – иногда это в самом деле работает. Может быть, в итоге мы скажем вместе с Виктором Черномырдиным: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

И все же я не могу не задать вопрос: а что, собственно, такого плохого во внутреннем спросе (не путать с государственными расходами)? Почему этот спрос наши экономисты государственного уровня должны душить налогами и ставить все на продажи «Шкоды» в Китае? Может быть, по примеру американцев, попробовать пожить с не таким большим дефицитом торгового баланса?
Оригинал публикации: Komu zvoní euro

Комментариев нет:

Отправить комментарий