Борьба с Газпромом и голый энтузиазм
Около трех лет во всех трех странах Прибалтики власти прививают моду на энергетическую независимость через строительство терминалов сжиженного газа. Вот так, именно во множественном числе. В разное время говорилось о строительстве сразу трех терминалов - двух в Литве, и одного регионального в Латвии. Латвия и Литва в этом вопросе, впрочем, как и во многих других, конкуренты насмерть. Вначале Литва как бы поддерживала строительство одного большого терминала сразу для трех стран, однако позже власти передумали. Посчитали, что они де построят его, а какой-нибудь коварный "Газпром" возьмет его и купит! Поэтому решили строить свой собственный, как выразилась президент Даля Грибаускайте, "терминальчик". Пусть маленький, но зато свой. Частный бизнес в этой стране тоже не сидел сложа руки. Империя одного из богатейших людей Прибалтики, главы концерна Achema и фактически хозяина Клайпедского порта Бронисловаса Лубиса, тоже решила строить свой "терминальчик". Причем по мощности он не должен был уступать государственному. Однако в прошлом году Лубис умер, а его наследники отказались от идеи местного олигарха.
Литва
О поисках энергетической независимости от России в Литве говорят регулярно вот уже на протяжении десяти лет. Главным раздражающим фактором этих разговоров является стоимость природного газа, который Литва получает исключительно из России и по одной из самых высоких цен в Европе. Выше, чем в Германии, хотя Германия находится гораздо дальше от поставщика, чем та же Литва. Считается, что таким образом большой восточный сосед Литвы наказывает ее за своенравную политику по отношению к России. Однако в публичном пространстве стараются не вспоминать, что именно литовская законная власть в лице ныне покойного премьер-министра Альгирдаса Бразаускаса, подписала долгосрочный договор о покупке газа у "Газпрома", где очень четко прописана формула, как именно формируется цена. Сейчас официальный Вильнюс пытается представить ситуацию с ценами как энергетическую агрессию Москвы против Литвы. А в последнее время стал модным новый тренд: высокая плата - это месть за реализацию Третьего энергетического пакета ЕС, самый жесткий вариант которого подразумевает разделение собственника газотранспортной системы и поставщика "голубого топлива". В Литве поставщик - "Газпром", а собственник газотранспортной системы компания Lietuvos dujos, которая на треть также принадлежит "Газпрому". Эту треть и хочет фактически национализировать Литва. Высокие цены, мол, месть за исполнение европейской директивы.
И в этом эпизоде также замалчивается простой факт: формула цены действовала задолго до разработки Третьего энергетического пакета, да и Литва сама выбрала самый жесткий вариант, хотя могла реализовать концепцию без разделения собственников. Соседние Латвия и Эстония воспользовались щадящими моделями, и только одна Литва с шашкой наголо бросилась в бой. К тому же, в Литве никто и никогда еще не сказал, а сколько будет стоить стране выкупить акции у "Газпрома"? Особенно после модернизации всей системы и тех сотен миллионов, которые были инвестированы в нее со стороны российского монополиста.
Отсутствие цифр - главная особенность в принципе всех энергетических проектов Литвы. Это касается и газового терминала. Местные СМИ шутят, что единственная цифра, которую осмеливаются называть власти - это 2014. Именно в этом году планируется ввести в эксплуатацию терминал.
Он из себя будет представлять судно-хранилище. Его будут арендовать у Норвегии за 60 млн долларов США в год. Построит хранилище южнокорейский концерн Hunday HI. Эксперты в Литве сразу задумались: а сколько тогда будет потрачено за 10 лет аренды? Ответ - гораздо больше, чем стоимость всего судна. Однако в коридорах власти это, похоже, никого сильно не смущает - помимо терминала ведь еще свою АЭС строить, а на все денег не напасешься.
Следующий немаловажный вопрос, а сколько всего газа будет импортировано через терминал? Сейчас говорится, что он должен будет покрыть около 25% потребностей Литвы. Зная, что страна в год потребляет 3,1 млрд кубических метров газа, подсчитать несложно.
Еще один вопрос: откуда? Литва собирается договориться с Катаром, однако он, вероятно, пойдет через Норвегию по системе взаимозачета. Мелькали и конкретные компании. Декларировалось, что поставщиком может стать Statoil, однако недавно уже Израиль говорил, что мог бы поставлять свой газ Литве.
Нельзя забывать, что к конечной стоимости необходимо прибавить цену регазификации. Вот какие цифры приводят местные СМИ: "если через терминал будет импортироваться один миллиард кубических метров газа, а норвежцам придется ежегодно платить 50 млн. долларов США (131 млн. литов), то регазификация 1000 кубических метров природного газа будет стоить 50 долларов США (131 лит). Их придется добавить к себестоимости газа, а в окончательную цену включить и часть прибыли". Они же замечают: "В начале января текущего года Испания платила за сжиженный природный газ, поставляемый из Алжира по долгосрочному договору, 28 евро за мегаватт-час (96 литов). Тем временем российский газ, поставляемый Германии также по долгосрочному договору, стоил 31 евро за мегаватт-час (107) литов. На одной из самых ликвидных нидерландских бирж ТТФ цена срочных сделок о покупке газа в начале января достигала 22 евро за мегаватт-час (около 76 литов)" (в обоих местах данные еженедельника "15 минут" - прим. ИА REGNUM).
При всем этом раскладе, не зная большинства цифр, а они держатся в секрете как коммерческая тайна, трудно предположить, что газ будет таки стоить в конечном итоге на 25-30%дешевле, чем сейчас. Такие заявления публично и неоднократно звучали из уст самых высших руководителей страны.
Между тем, соседняя Польша, которая намерена ввести в эксплуатацию аналогичный терминал, как раз декларирует открытость и уже заявила, что купит корабль-хранилище за 200 млн евро. Зная эту цифру, получается, что аренда терминала становится золотой жилой для отдельных предпринимателей и компании Klaipedos nafta, которая и ответственна за строительство. Косвенно это подтверждал и покойный олигарх Бронисловас Лубис, который в своем последнем интервью, совсем незадолго до кончины, говорил, что в настоящий момент правительство проводит меры, которые закончатся отбиранием у населения Литвы одного миллиарда литов. "Что вы имеете в виду?", - спросил у него тогда ведущий. Лубис начал иронизировать о том, что Литва во что бы то ни стало стремится заплатить за газ больше и помочь держаться на плаву российскому "Газпрому". При этом сам "Газпром" не просит этих денег, но нынешнее правительство делает все, чтобы цена на газ была выше. За год из-за переплаты за газ жители Литвы заплатят полмиллиарда литов. Вторые полмиллиарда - в налоге, который взимают для развития "зеленой энергетики". Общая сумма - опять даже более полумиллиарда, хотя такой вид энергетики составляет ничтожный процент из всех видов используемой энергетики. Эти законы были приняты под руководством действующего министра энергетики Литвы Арвидаса Сякмокаса, которого Лубис при жизни критиковал, пожалуй, больше всего. "Ладно, - говоря о том, что жители в год, сами того не зная, переплачивают один миллиард литов, шутил предприниматель. - Лубис как-то еще заплатит, но как быть с простым пенсионером?".
Ведущий тогда спросил своего собеседника о том, верит ли он вообще в такое понятие как "энергетическая независимость". "Без сомнения", - с серьезным лицом ответил он и привел пример, как к этой независимости стремится правительство Литвы, выделив консультантам по строительству терминала сжиженного газа в Клайпеде 34 млн литов. "Потом на консультантов потратят еще больше, а до этого тоже тратили, так что реальные шаги делаются. Только результатов пока никто не видел, но будем надеяться", - сказал он. "Так что же это, воровство?", - спросил на это ведущий. Лубис от вопроса ушел, сказав, что для оценки таких решений существуют компетентные органы. "Это их хлеб, пусть разбираются. Я, как 10-процентный акционер Klaipedos nafta, грустно смотрю, как эти деньги утекают. Но давайте не будем этому мешать. Пусть потратят еще 50 млн, тогда, может, обратят на это внимание", - говорил предприниматель, добавив, что ровно по такой схеме было принято решение его концерна строить собственный терминал, параллельно планам правительства. На это было потрачено всего два миллиона литов. "Но мы же бедные, не такие богатые, как Klaipedos nafta, им позволено", - продолжал иронизировать один из самых богатых людей Литвы.
Он подробно рассказал, не называя фамилий, как некие силы саботировали строительство совместного терминала, когда Лубис должен был контролировать 20% акций терминала сжиженного природного газа, а государство - 80%. В итоге этот проект умер не начавшись, а Литва заявила, что построит терминал самостоятельно. Как и Бронисловас Лубис, который объявил о планах собственного строительства.
Латвия
С самого начала участие Латвии в проекте терминала по приему сжиженного природного газа сопровождалось многочисленными спорами и разногласиями. Изначально латвийские представители отстаивали идею единственного терминала, обслуживающего все три прибалтийских государства. По мысли латвийской стороны, подобный проект должен быть объявлен региональным и мог бы претендовать на финансовую помощь Евросоюза. Однако, данная точка зрения встретила решительный отпор с литовской стороны. Президент Литвы Даля Грибаускайте доказывала, что Литва нуждается в терминале, в первую очередь, для собственных нужд. Поэтому, по ее мнению, хоть идея одного терминала, за которую выступает Латвия, может развиваться и далее, но Литва и Эстонии также намерены самостоятельно построить подобные объекты. К тому же, литовская сторона выражала опасения, что терминал, построенный на территории Латвии, со временем мог бы оказаться продан России.
В июле 2011 года президент Андрис Берзиньш, едва успевший вступить в должность, одним из первых своих зарубежных мероприятий сделал визит в Литву, где обсудил с Грибаускайте разные аспекты строительства будущего терминала. В ходе визита он заявил журналистам, что реализация данного проекта - это вопрос времени, который будет решен в ближайшие годы. Он напомнил, что неоспоримым преимуществом Латвии является наличие подземного газохранилища, способного хранить почти весь объем газа, нужный странам Прибалтики. Тогда же, в июле 2011-го, министр экономики Латвии Артис Кампарс сообщил новостному агентству LETA, что наиболее подходящим местом для строительства регионального терминала СПГ должна быть признана Рига. Именно ее привлеченные министерством иностранные эксперты в ходе предварительного исследования сочли наиболее подходящим местом - с точки зрения издержек и временных затрат на реализацию проекта. Кроме того, в Риге имеется развитая инфраструктура, которая существенно облегчит задачу. Вообще, в Латвии лучше развита сеть газопроводов, имеется большое подземное газохранилище в Инчукалнсе - а это удешевляет транспортировку газа. К тому же, хотя та же Литва не связана газопроводами ни с одной из стран ЕС за пределами Прибалтики, у нее имеются соединительные газопроводы с Латвией. По мнению экспертов, создание в Риге одного регионального терминала позволит создать конкуренцию на газовом рынке стран Прибалтики и обеспечить более выгодные тарифы на газ - как для промышленных потребителей, так и для домашних хозяйств. Опять же, по их прикидкам, региональный терминал смог бы на 25% снизить зависимость прибалтийских республик от монопольного поставщика газа - в том случае, если проект окажется реализован до 2016 года.
По словам Кампарса, возведение терминала (без соединения с подземным хранилищем газа в Инчукалнсе) обошлось бы в 300-400 млн. евро (210-280 млн. латов). Также министр проинформировал, что направил представителям Литвы и Эстонии приглашение для обсуждения политического соглашения о дальнейшей координации действий в сфере энергетики. В итоге, три прибалтийских республики договорились вернуться к обсуждению проекта регионального газового терминала наступающей осенью - после того, как все три государства завершат свои предварительные исследования данной проблемы.
Осенью латвийские должностные лица демонстрировали несокрушимый оптимизм. В начале октября 2011 года Кампарс сообщил новостному агентству ВNS, что договор о строительстве в Риге терминала может быть подписан в ближайшее время, "в течение ближайших недель, самое позднее, в течение месяца". Однако, в ходе заседания Совета министров транспорта, телекоммуникаций и энергетики стран ЕС, прошедшем 24 ноября 2011 года, Прибалтийские страны так и не пришли к единому мнению о строительстве регионального терминала в Латвии. В итоге, решение этого вопроса доверили Еврокомиссии - представители которой обещали подготовить свое заключение к середине 2012 года.
Ко всему, месяцем раньше, в октябре, план строительства регионального терминала СПГ подвергся достаточно серьезной критике - с экономической точки зрения. Агентство BNS взяло интервью у председателя правления компании Itera Latvija (занимающейся импортом газа), члена совета газотранспортной компании Latvijas gāze Юриса Савицкиса. Савицкис считает, что с появлением терминала цены на газ не снизятся, а наоборот - повысятся: "Сейчас многие говорят, что терминал сжиженного газа может быть использован для того, чтобы вынудить "Газпром" и Itera Latvija снизить цену на поставки газа, но из этого ничего не выйдет. Каждое государство заинтересовано в том, что энергоресурсы поступали из разных источников, поэтому данный проект, главным образом, связан с энергетической безопасностью Латвии, а не с ценами на газ. В свою очередь, безопасность стоит денег..." Савицкис признал, что на биржах энергоресурсов в летнее время сжиженный газ дешевле, чем поступающий по трубопроводу, но обратил внимание на то, что газопотребление всегда увеличивается зимой. Он доказывает, что сжиженный газ в долгосрочном периоде не дешевле газа, поставляемого по трубопроводам: "Издержки, связанные с использованием терминала и закупкой сжиженного газа, придется покрывать потребителям. Это означает, что к нынешним тарифам на газ придется прибавить сумму, которая пойдет на возврат вложений в создание терминала. Ни одна сравнительно дорогостоящая техническая установка не может снизить цену на газ, а наоборот - может ее повысить... Не надо обманывать народ рассказами о том, что сжиженный газ будет дешевле. Надо, наконец, четко сказать: "Господа, мы хотим увеличить надежность поставок, поэтому желаем диверсифицировать каналы поставок, но за это нам придется доплатить 10%. Хотя в этом случае цена на газ вырастет на 10-15%, у нас будет несколько источников поставки газа, и несколько путей доставки". Если мы готовы платить больше за свою безопасность, то вперед, давайте сделаем это!"
Однако, помимо критики экономического толка, проекту терминала в глазах общественного мнения Латвии существенно вредит рассогласованность действий его участников. Так, главное латвийское официозное издание Diena бьет тревогу: по его мнению, намерения Литвы развивать собственный морской терминал в Клайпедском порту превращается в негативный фактор. Ведь оно серьезно угрожает возможности воспользоваться софинансированием из еврофондов для создания общего для стран Прибалтики терминала сжиженного газа. А это, в свою очередь, ведет к помехам в воплощении данного проекта, имеющего огромное значение для обеспечения энергетической безопасности страны. Правда, портал Delfi.lv возложил часть ответственности за возникшие помехи на саму Латвию. Дескать, затянувшийся спор Латвии, Литвы и Эстонии о возможном местонахождении регионального терминала позволил литовским политикам принять решение о создании собственного объекта такого рода. Ведь именно Литва после закрытия Игналинской АЭС сильнее всего зависит от поставок российского газа и получает его по самой высокой цене в Прибалтики. Портал приводит точку зрения депутата Европарламента от Латвии Кришьяниса Кариньша (блок "Единство"): "Мы сами им [Литве] дали основания для сомнений в решимости Латвии прекратить монополию Газпрома".
Впрочем, Латвия и по сей день настаивает на том, что терминал нужно строить в Риге. Теперь уже экс-министр экономики Кампарс в начале марта 2012 года дал интервью газете "Час", в котором, среди прочего, высказал следующие доводы: "Три терминала в Прибалтике не нужны. А в Латвии серьезные преимущества: у нас есть уникальный объект - Инчукалнское газохранилище, всего в 40 километрах от Рижского порта, создана развитая инфраструктура. Подходит для строительства терминала и Вентспилс - незамерзающий порт. И Литва, и Эстония пытались доказать, что терминал надо строить у них. Литва предложила Клайпеду. Но терминал в Клайпеде требует строительства 200 километров газопровода, что делает проект дороже на 200 миллионов долларов. Эстония полагает, что терминал надо строить в Палдиски, неподалеку от Таллина. Но с Эстонией связана другая проблема: в этой стране потребление газа является очень низким - порядка 10 процентов от общего потребления в Прибалтике. Так что наше предложение объективно является более выгодным". В то же время, Кампарс признал, что, возможно, Латвии "надо было жестче" отстаивать свои интересы в этом вопросе.
В начале 20-х чисел марта 2012 года президент Берзиньш вновь посетил Литву, чтобы встретиться со своей литовской коллегой. В ходе встречи опять затрагивался вопрос строительства терминала СПГ. Берзиньш продолжал настаивать, что в прибалтийском регионе наиболее подходящим географически и экономически местом строительства данного объекта является Латвия. В свою очередь, Д. Грибаускайте отметила, что хотя Литва и продолжает продвигать строительство своего национального терминала СПГ, но также заинтересована и в возможности в будущем использовать латвийское газохранилище в Инчукалнсе. Как сообщил журнал The Baltic Course, глава Литвы даже посетит хранилище в Инчукалнсе во время государственного визита в Латвию в июне 2012 года. Однако лидеры двух стран подтвердили, что результаты предварительного исследования Еврокомиссии будут учтены независимо от национальных проектов. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс сообщил, что в том случае, если Евросоюз выскажется за строительство терминала на территории Латвии, то и его государство возражать не станет. "Мы строим не региональный терминал, а строим для своих нужд. Хотя мы тоже видим перспективу, что если инвестировать в магистральные трубопроводы немного севернее в Литве, то можно было бы по обновленным трубопроводам поставлять газ и на находящиеся в Латвии газохранилища, решая таким образом хотя бы частично проблемы региона", - сказал Кубилюс в интервью радиостанции Ziniu radijas. Он подчеркнул, что для Литвы важно как можно раньше получить альтернативные поставки газа, поскольку "в Латвии дела продвигаются медленнее. Сколько доводилось разговаривать с премьер-министром Латвии, они до 2017 года изменить ситуацию не могут, потому что они подписали такие договоры с "Газпромом". Это означает, что любые планы относительно строительства регионального терминала где-нибудь в Латвии, в Риге, против чего мы тоже не возражаем, могут быть реализованы только после 2017 года. Этот промежуток между сейчас и 2017-2018 годами будет для нас действительно сложным".
Несмотря на вышепроцитированные доводы, известие о том, что 27 марта вступил в силу договор аренды судна будущего литовского терминала сжиженного газа с норвежской компанией Hoegh LNG сроком на 10 лет, вызвало в Латвии новую волну критики в адрес соседей. Delfi.lv приводит резкие слова госсекретаря Министерства экономики Юриса Пуце: "Неприятно, что Литва, которая часто говорит о региональном сотрудничестве и солидарности, сама их игнорирует". По мнению Пуце, "можно только спекулировать на тему, почему Литва в данный момент выбрала путь, который противоречит предыдущим договоренностям". Чиновник также довольно прозрачно намекнул на то, что именно Россия окажется главным победителем, если прибалтийские республики не смогут договориться об общих альтернативных поставках природного газа.
В свою очередь, министр экономики Латвии Даниэль Павлютс в интервью порталу Baltic Business Service заявил, что у клайпедского терминала сжиженного газа нет потенциала стать главным в Прибалтике - в то время, как Литве он обойдётся очень дорого: "Учитывая, что он [терминал в Клайпеде] будет больше направлен на литовский рынок, то расходы будут такими, каких латвийская сторона постарается избежать. Я опасаюсь, что клайпедский проект обойдётся литовским потребителям очень дорого. Латвия настаивает на том, что этот вопрос надо решать регионально, потому что терминал должен получить такую мощность, чтобы быть способным обеспечивать все три Прибалтийские страны. К тому же, у нового терминала должны быть также разумные вложения в структуру управления. Должна иметься и техническая возможность обеспечивать газом остальные страны. В случае с Клайпедой эти вложения намного больше, чем они были бы, если бы терминал создать, например, в Латвии". Далее, Павлютс напомнил: "В Литве предвыборный год, и с этим надо считаться. Я думаю, что у Литвы сейчас есть желание принять важные решения и показать результаты нынешней политики. Как мы, так и другие европейские страны начали указывать, что одностороннее движение является не очень приветствуемым действием. При осуществлении каких-то односторонних действий ослабляется позиция солидарной энергетической политики Прибалтики". В целом же, по мнению Павлютса "по сути, не имеет большого значения, в какой стране будет находиться намеченный терминал; важно, чтобы страны Прибалтики договорились о том, что этот проект будет региональным. Странам надо договориться о том, что надо создать один достаточно мощный терминал для обеспечения газоснабжения всех трёх Прибалтийских странах".
С другой стороны, у латвийской стороны появились и новые потенциальные возможности. 19 марта 2012 года портал Delfi (со ссылкой на польское информационное агентство PAP) опубликовал информацию о том, что польская газотранспортная компания Gaz-System рассматривает возможность построить в Латвии или в Польше хранилище природного газа вместимостью 2,5-3 миллиарда кубических метров. Его возведение может обойтись в 2,5 миллиарда польских злотых (данная сумма эквивалентна 423 млн. латов). При этом, по словам председателя ее правления Яна Хадама, Gaz-System готова получить 70-80% акций в совместном проекте. По свидетельству Хадама, Gaz-System намеревается реализовать данный план совместно с иностранным партнером, имя которого пока не разглашается. "По реалистичным оценкам, хранилище может быть построено в 2017 году... Мы рассматриваем более десяти возможных мест в юго-восточной и центральной Польше", - пояснил Хадам, добавивший, что компания также принимает во внимание возможность создания хранилища газа в Латвии. Необходимость этого проекта он обосновал следующим образом: "В Польше не хватает мощностей для хранения природного газа. По нашим расчетам, суммарная мощность хранилищ должна составлять около 5 млрд. кубических метров. Если мы сможем закрыть этот разрыв, то только тогда можно говорить о создании реальной конкуренции на газовом рынке, поскольку это позволяет закупать газ тогда, когда он дешев и хранить его хранилищах". Будущее покажет, сумеет ли Латвия реализовать данную возможность из потенциальной в использованную.
то же касается регионального терминала СПГ, то его судьба по-прежнему зависит от решения Еврокомиссии, которое будет принято после проведения всестороннего технико-экономического анализа и маркетинговых исследований.
Эстония
Наступление на "Газпром" в Эстонии идет поступательно и сразу по нескольким направлениям - СПГ здесь важная, но не главная часть... 17 июня 2010 года парламент Эстонии утвердил в окончательном, третьем чтении Закон "О ценовом ограничении монополий", который предусматривает ограничение экспорта газа из России эстонским концерном-монополистом Eesti Gaas. Помимо ограничения экспорта российского газа в Эстонию, данный закон предоставил государственному Департаменту конкуренции Эстонии больше прав при контроле за поставщиками тепла и энергоносителей в Эстонии.
Закон был инициирован возглавляющими "правительство меньшинства Эстонии" Реформистской партией и союзом правых партий "Отечество - Рес Публика" и поддержан Партией зеленых Эстонии. За принятие данного закона проголосовали 52 депутата из 94 присутствовавших, три депутата голосовали против, 39 депутатов - воздержались. Среди воздержавшихся - практически вся фракция крупнейшей оппозиционной Центристской партии Эстонии.
29 ноября 2011 года министерство экономики Эстонии сообщило со ссылкой на заказанную у английской фирмы Pоyry Management Consulting программу развития газового рынка Эстонии, что "необходимо преодолеть ситуацию, когда с одной стороны, из-за малости газового рынка Эстонии имеется малое количество желающих продавать здесь газ, а, с другой стороны, расширение использования природного газа ограничивается одним поставщиком и одной цепочкой поставок". По мнению авторов доклада, лучшим решением для этого станет создание терминала сжиженного газа СПГ одновременно с объединением газовых рынков стран Прибалтики и Финляндии, а также внедрение новых моделей рынка.
По утверждениям министра экономики и коммуникаций Эстонии, члена союза правых партий "Отечество - Рес публика" Юхана Партса, такой терминал при мощности в 2,5 млрд кубометров сжиженного газа в год обойдется в 375 млн евро. Согласно договору, данный терминал и его мощности должен быть доступен для прибалтийских стран и Финляндии, отвечать евронормам по обеспечению безопасности доставки газа и охраны окружающей среды. По его словам, позиция Европейской комиссии такова, что прибалтийские государства и Финляндия должны между собой договориться о месте расположения такого терминала. Лишь после этого можно рассчитывать на софинансирование из фондов ЕС. Сообщалось, что в рамках программы BEMIP (Baltic Energy Market Interconnection Plan) принято решение о финансовой поддержке из фондов ЕС строительства терминала СПГ в одной из прибалтийских стран. Партс подчеркнул, что реализация плана строительства СПГ поможет уничтожению газовой монополии российского концерна "Газпром" и положительно повлиять на цены для газовых потребителей региона.
После этого связанная с правыми партиями газета Eesti Ekspress сообщила, что спецслужбы Эстонии подозревают Россию в попытке помешать строительству терминала сжиженного газа на территории Прибалтики. Так, известный эстонский предприниматель в сфере нефтетранзита Хейки Хяэль был приглашен летом 2011 года на "чашку кофе" в здание эстонских спецслужб Полиции безопасности КаПо. Спецслужбы Эстонии интересовались связями предпринимателя с россиянами, в частности, с "Газпромом" и предпринимателем в сфере нефтетранзита Геннадием Тимченко. В сферу интересов КаПо входит также голландская нефтетранзитная фирма Vopak, осуществляющая нефтебизнес с Тимченко. По мнению ряда эстонских изданий, истинная цель "кофепития" - получение из первых уст подробностей проекта возведения при содействии еврофондов в Эстонии крупного терминала для сжиженного газа, который продвигают Хяэль, Vopak и предприниматель, бывший политик Хейки Краних. Эстонские спецслужбы хотят исключить возможности российской стороны негативно влиять на предстоящее строительство терминала сжиженного газа и помешать России взять его под свой контроль.
13 мая 2011 года в Таллине прошел международный форум под красноречивым названием "Подарим ли мы терминал СПГ соседям?", на котором Эстония презентовала себя в качестве единственной альтернативы по созданию на территории Прибалтики терминала сжиженного природного газа (СПГ), для чего готова и дальше вести разъяснительную работу в соответствующих органах власти Европейского Союза и с соседями - Латвией и Литвой. Эстонская сторона считает, что именно ее заявка отвечает всем необходимым требованиям, выражая беспокойство по поводу того, что одновременно с Эстонией приготовления к строительству терминала СПГ идут также в Латвии и Литве, в то время как экономически оправданным является создание терминала лишь в одном из этих государств.
На форуме выступили председатель правления эстонского государственного энергоконцерна Eesti Energia Сандор Лийве, председатель правления эстонского госпредприятия - распределителя энергосетей Elering Таави Вескимяги, председатель правления эстонского государственного портового концерна Tallinna Sadam Айн Кальюранд, вице-канцлер по энергетике Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Эйнари Кизель, президент Союза инженеров Эстонии Арви Хамбург, а также Урмо Мянни, член правления эстонской газовой фирмы Balti Gaas, которая и развивает проект терминала LNG на полуострове Пакри (северная Эстония).
О том, что Эстония поддерживает этот проект на самом высоком уровне, говорит тот факт, что Эстония внесла поддержку строительства данного объекта в число приоритетов нового коалиционного соглашения правительства, утвержденного в апреле нынешнего года.
Попытка организовать терминал СПГ в Эстонии идет параллельно с попыткой отобрать у "Газпром" как владельца "АО "Эстонский Газ" его газопроводов в Эстонии и отдать их эстонской ГАО Elering, ныне являющейся сетевым энергомонополистом Эстонии (владеет всеми ЛЭП страны). В апреле 2011 года в разделе о национальной безопасности Эстонии коалиционного правительства страны прямо говорилось, что для обеспечения поставок газа и роста конкуренции на газовом рынке Эстонии следует создать национальную газовую сеть "через разделение собственности", то есть по сути забрать под свой контроль собственность (газопроводы) компании Eesti Gaas. 21 марта в парламенте Эстонии прошло первое чтение законопроекта, целью которого является отделение газовых сетей от компании Eesti Gaas до 2015 года. По мнению правящих в Эстонии и имеющих большинство в парламенте правых партий, отделение газовых сетей, расположенных в Эстонии, от их нынешнего владельца концерна "Эстонский газ" (Eesti Gaas) способствует возникновению конкуренции на газовом рынке Эстонии и, соответственно, увеличивает энергетическую безопасность Эстонии.
AО Eesti Gaas представляет собой акционерное общество, собственниками которого являются три крупные европейские газовые компании - ОАО Газпром (Россия), Ruhrgas GmbH (Германия) и Fortum Heat & Gas OY (Финляндия), а также мелкие акционеры, среди которых есть как частные, так и юридические лица.
Литва
О поисках энергетической независимости от России в Литве говорят регулярно вот уже на протяжении десяти лет. Главным раздражающим фактором этих разговоров является стоимость природного газа, который Литва получает исключительно из России и по одной из самых высоких цен в Европе. Выше, чем в Германии, хотя Германия находится гораздо дальше от поставщика, чем та же Литва. Считается, что таким образом большой восточный сосед Литвы наказывает ее за своенравную политику по отношению к России. Однако в публичном пространстве стараются не вспоминать, что именно литовская законная власть в лице ныне покойного премьер-министра Альгирдаса Бразаускаса, подписала долгосрочный договор о покупке газа у "Газпрома", где очень четко прописана формула, как именно формируется цена. Сейчас официальный Вильнюс пытается представить ситуацию с ценами как энергетическую агрессию Москвы против Литвы. А в последнее время стал модным новый тренд: высокая плата - это месть за реализацию Третьего энергетического пакета ЕС, самый жесткий вариант которого подразумевает разделение собственника газотранспортной системы и поставщика "голубого топлива". В Литве поставщик - "Газпром", а собственник газотранспортной системы компания Lietuvos dujos, которая на треть также принадлежит "Газпрому". Эту треть и хочет фактически национализировать Литва. Высокие цены, мол, месть за исполнение европейской директивы.
И в этом эпизоде также замалчивается простой факт: формула цены действовала задолго до разработки Третьего энергетического пакета, да и Литва сама выбрала самый жесткий вариант, хотя могла реализовать концепцию без разделения собственников. Соседние Латвия и Эстония воспользовались щадящими моделями, и только одна Литва с шашкой наголо бросилась в бой. К тому же, в Литве никто и никогда еще не сказал, а сколько будет стоить стране выкупить акции у "Газпрома"? Особенно после модернизации всей системы и тех сотен миллионов, которые были инвестированы в нее со стороны российского монополиста.
Отсутствие цифр - главная особенность в принципе всех энергетических проектов Литвы. Это касается и газового терминала. Местные СМИ шутят, что единственная цифра, которую осмеливаются называть власти - это 2014. Именно в этом году планируется ввести в эксплуатацию терминал.
Он из себя будет представлять судно-хранилище. Его будут арендовать у Норвегии за 60 млн долларов США в год. Построит хранилище южнокорейский концерн Hunday HI. Эксперты в Литве сразу задумались: а сколько тогда будет потрачено за 10 лет аренды? Ответ - гораздо больше, чем стоимость всего судна. Однако в коридорах власти это, похоже, никого сильно не смущает - помимо терминала ведь еще свою АЭС строить, а на все денег не напасешься.
Следующий немаловажный вопрос, а сколько всего газа будет импортировано через терминал? Сейчас говорится, что он должен будет покрыть около 25% потребностей Литвы. Зная, что страна в год потребляет 3,1 млрд кубических метров газа, подсчитать несложно.
Еще один вопрос: откуда? Литва собирается договориться с Катаром, однако он, вероятно, пойдет через Норвегию по системе взаимозачета. Мелькали и конкретные компании. Декларировалось, что поставщиком может стать Statoil, однако недавно уже Израиль говорил, что мог бы поставлять свой газ Литве.
Нельзя забывать, что к конечной стоимости необходимо прибавить цену регазификации. Вот какие цифры приводят местные СМИ: "если через терминал будет импортироваться один миллиард кубических метров газа, а норвежцам придется ежегодно платить 50 млн. долларов США (131 млн. литов), то регазификация 1000 кубических метров природного газа будет стоить 50 долларов США (131 лит). Их придется добавить к себестоимости газа, а в окончательную цену включить и часть прибыли". Они же замечают: "В начале января текущего года Испания платила за сжиженный природный газ, поставляемый из Алжира по долгосрочному договору, 28 евро за мегаватт-час (96 литов). Тем временем российский газ, поставляемый Германии также по долгосрочному договору, стоил 31 евро за мегаватт-час (107) литов. На одной из самых ликвидных нидерландских бирж ТТФ цена срочных сделок о покупке газа в начале января достигала 22 евро за мегаватт-час (около 76 литов)" (в обоих местах данные еженедельника "15 минут" - прим. ИА REGNUM).
При всем этом раскладе, не зная большинства цифр, а они держатся в секрете как коммерческая тайна, трудно предположить, что газ будет таки стоить в конечном итоге на 25-30%дешевле, чем сейчас. Такие заявления публично и неоднократно звучали из уст самых высших руководителей страны.
Между тем, соседняя Польша, которая намерена ввести в эксплуатацию аналогичный терминал, как раз декларирует открытость и уже заявила, что купит корабль-хранилище за 200 млн евро. Зная эту цифру, получается, что аренда терминала становится золотой жилой для отдельных предпринимателей и компании Klaipedos nafta, которая и ответственна за строительство. Косвенно это подтверждал и покойный олигарх Бронисловас Лубис, который в своем последнем интервью, совсем незадолго до кончины, говорил, что в настоящий момент правительство проводит меры, которые закончатся отбиранием у населения Литвы одного миллиарда литов. "Что вы имеете в виду?", - спросил у него тогда ведущий. Лубис начал иронизировать о том, что Литва во что бы то ни стало стремится заплатить за газ больше и помочь держаться на плаву российскому "Газпрому". При этом сам "Газпром" не просит этих денег, но нынешнее правительство делает все, чтобы цена на газ была выше. За год из-за переплаты за газ жители Литвы заплатят полмиллиарда литов. Вторые полмиллиарда - в налоге, который взимают для развития "зеленой энергетики". Общая сумма - опять даже более полумиллиарда, хотя такой вид энергетики составляет ничтожный процент из всех видов используемой энергетики. Эти законы были приняты под руководством действующего министра энергетики Литвы Арвидаса Сякмокаса, которого Лубис при жизни критиковал, пожалуй, больше всего. "Ладно, - говоря о том, что жители в год, сами того не зная, переплачивают один миллиард литов, шутил предприниматель. - Лубис как-то еще заплатит, но как быть с простым пенсионером?".
Ведущий тогда спросил своего собеседника о том, верит ли он вообще в такое понятие как "энергетическая независимость". "Без сомнения", - с серьезным лицом ответил он и привел пример, как к этой независимости стремится правительство Литвы, выделив консультантам по строительству терминала сжиженного газа в Клайпеде 34 млн литов. "Потом на консультантов потратят еще больше, а до этого тоже тратили, так что реальные шаги делаются. Только результатов пока никто не видел, но будем надеяться", - сказал он. "Так что же это, воровство?", - спросил на это ведущий. Лубис от вопроса ушел, сказав, что для оценки таких решений существуют компетентные органы. "Это их хлеб, пусть разбираются. Я, как 10-процентный акционер Klaipedos nafta, грустно смотрю, как эти деньги утекают. Но давайте не будем этому мешать. Пусть потратят еще 50 млн, тогда, может, обратят на это внимание", - говорил предприниматель, добавив, что ровно по такой схеме было принято решение его концерна строить собственный терминал, параллельно планам правительства. На это было потрачено всего два миллиона литов. "Но мы же бедные, не такие богатые, как Klaipedos nafta, им позволено", - продолжал иронизировать один из самых богатых людей Литвы.
Он подробно рассказал, не называя фамилий, как некие силы саботировали строительство совместного терминала, когда Лубис должен был контролировать 20% акций терминала сжиженного природного газа, а государство - 80%. В итоге этот проект умер не начавшись, а Литва заявила, что построит терминал самостоятельно. Как и Бронисловас Лубис, который объявил о планах собственного строительства.
Латвия
С самого начала участие Латвии в проекте терминала по приему сжиженного природного газа сопровождалось многочисленными спорами и разногласиями. Изначально латвийские представители отстаивали идею единственного терминала, обслуживающего все три прибалтийских государства. По мысли латвийской стороны, подобный проект должен быть объявлен региональным и мог бы претендовать на финансовую помощь Евросоюза. Однако, данная точка зрения встретила решительный отпор с литовской стороны. Президент Литвы Даля Грибаускайте доказывала, что Литва нуждается в терминале, в первую очередь, для собственных нужд. Поэтому, по ее мнению, хоть идея одного терминала, за которую выступает Латвия, может развиваться и далее, но Литва и Эстонии также намерены самостоятельно построить подобные объекты. К тому же, литовская сторона выражала опасения, что терминал, построенный на территории Латвии, со временем мог бы оказаться продан России.
В июле 2011 года президент Андрис Берзиньш, едва успевший вступить в должность, одним из первых своих зарубежных мероприятий сделал визит в Литву, где обсудил с Грибаускайте разные аспекты строительства будущего терминала. В ходе визита он заявил журналистам, что реализация данного проекта - это вопрос времени, который будет решен в ближайшие годы. Он напомнил, что неоспоримым преимуществом Латвии является наличие подземного газохранилища, способного хранить почти весь объем газа, нужный странам Прибалтики. Тогда же, в июле 2011-го, министр экономики Латвии Артис Кампарс сообщил новостному агентству LETA, что наиболее подходящим местом для строительства регионального терминала СПГ должна быть признана Рига. Именно ее привлеченные министерством иностранные эксперты в ходе предварительного исследования сочли наиболее подходящим местом - с точки зрения издержек и временных затрат на реализацию проекта. Кроме того, в Риге имеется развитая инфраструктура, которая существенно облегчит задачу. Вообще, в Латвии лучше развита сеть газопроводов, имеется большое подземное газохранилище в Инчукалнсе - а это удешевляет транспортировку газа. К тому же, хотя та же Литва не связана газопроводами ни с одной из стран ЕС за пределами Прибалтики, у нее имеются соединительные газопроводы с Латвией. По мнению экспертов, создание в Риге одного регионального терминала позволит создать конкуренцию на газовом рынке стран Прибалтики и обеспечить более выгодные тарифы на газ - как для промышленных потребителей, так и для домашних хозяйств. Опять же, по их прикидкам, региональный терминал смог бы на 25% снизить зависимость прибалтийских республик от монопольного поставщика газа - в том случае, если проект окажется реализован до 2016 года.
По словам Кампарса, возведение терминала (без соединения с подземным хранилищем газа в Инчукалнсе) обошлось бы в 300-400 млн. евро (210-280 млн. латов). Также министр проинформировал, что направил представителям Литвы и Эстонии приглашение для обсуждения политического соглашения о дальнейшей координации действий в сфере энергетики. В итоге, три прибалтийских республики договорились вернуться к обсуждению проекта регионального газового терминала наступающей осенью - после того, как все три государства завершат свои предварительные исследования данной проблемы.
Осенью латвийские должностные лица демонстрировали несокрушимый оптимизм. В начале октября 2011 года Кампарс сообщил новостному агентству ВNS, что договор о строительстве в Риге терминала может быть подписан в ближайшее время, "в течение ближайших недель, самое позднее, в течение месяца". Однако, в ходе заседания Совета министров транспорта, телекоммуникаций и энергетики стран ЕС, прошедшем 24 ноября 2011 года, Прибалтийские страны так и не пришли к единому мнению о строительстве регионального терминала в Латвии. В итоге, решение этого вопроса доверили Еврокомиссии - представители которой обещали подготовить свое заключение к середине 2012 года.
Ко всему, месяцем раньше, в октябре, план строительства регионального терминала СПГ подвергся достаточно серьезной критике - с экономической точки зрения. Агентство BNS взяло интервью у председателя правления компании Itera Latvija (занимающейся импортом газа), члена совета газотранспортной компании Latvijas gāze Юриса Савицкиса. Савицкис считает, что с появлением терминала цены на газ не снизятся, а наоборот - повысятся: "Сейчас многие говорят, что терминал сжиженного газа может быть использован для того, чтобы вынудить "Газпром" и Itera Latvija снизить цену на поставки газа, но из этого ничего не выйдет. Каждое государство заинтересовано в том, что энергоресурсы поступали из разных источников, поэтому данный проект, главным образом, связан с энергетической безопасностью Латвии, а не с ценами на газ. В свою очередь, безопасность стоит денег..." Савицкис признал, что на биржах энергоресурсов в летнее время сжиженный газ дешевле, чем поступающий по трубопроводу, но обратил внимание на то, что газопотребление всегда увеличивается зимой. Он доказывает, что сжиженный газ в долгосрочном периоде не дешевле газа, поставляемого по трубопроводам: "Издержки, связанные с использованием терминала и закупкой сжиженного газа, придется покрывать потребителям. Это означает, что к нынешним тарифам на газ придется прибавить сумму, которая пойдет на возврат вложений в создание терминала. Ни одна сравнительно дорогостоящая техническая установка не может снизить цену на газ, а наоборот - может ее повысить... Не надо обманывать народ рассказами о том, что сжиженный газ будет дешевле. Надо, наконец, четко сказать: "Господа, мы хотим увеличить надежность поставок, поэтому желаем диверсифицировать каналы поставок, но за это нам придется доплатить 10%. Хотя в этом случае цена на газ вырастет на 10-15%, у нас будет несколько источников поставки газа, и несколько путей доставки". Если мы готовы платить больше за свою безопасность, то вперед, давайте сделаем это!"
Однако, помимо критики экономического толка, проекту терминала в глазах общественного мнения Латвии существенно вредит рассогласованность действий его участников. Так, главное латвийское официозное издание Diena бьет тревогу: по его мнению, намерения Литвы развивать собственный морской терминал в Клайпедском порту превращается в негативный фактор. Ведь оно серьезно угрожает возможности воспользоваться софинансированием из еврофондов для создания общего для стран Прибалтики терминала сжиженного газа. А это, в свою очередь, ведет к помехам в воплощении данного проекта, имеющего огромное значение для обеспечения энергетической безопасности страны. Правда, портал Delfi.lv возложил часть ответственности за возникшие помехи на саму Латвию. Дескать, затянувшийся спор Латвии, Литвы и Эстонии о возможном местонахождении регионального терминала позволил литовским политикам принять решение о создании собственного объекта такого рода. Ведь именно Литва после закрытия Игналинской АЭС сильнее всего зависит от поставок российского газа и получает его по самой высокой цене в Прибалтики. Портал приводит точку зрения депутата Европарламента от Латвии Кришьяниса Кариньша (блок "Единство"): "Мы сами им [Литве] дали основания для сомнений в решимости Латвии прекратить монополию Газпрома".
Впрочем, Латвия и по сей день настаивает на том, что терминал нужно строить в Риге. Теперь уже экс-министр экономики Кампарс в начале марта 2012 года дал интервью газете "Час", в котором, среди прочего, высказал следующие доводы: "Три терминала в Прибалтике не нужны. А в Латвии серьезные преимущества: у нас есть уникальный объект - Инчукалнское газохранилище, всего в 40 километрах от Рижского порта, создана развитая инфраструктура. Подходит для строительства терминала и Вентспилс - незамерзающий порт. И Литва, и Эстония пытались доказать, что терминал надо строить у них. Литва предложила Клайпеду. Но терминал в Клайпеде требует строительства 200 километров газопровода, что делает проект дороже на 200 миллионов долларов. Эстония полагает, что терминал надо строить в Палдиски, неподалеку от Таллина. Но с Эстонией связана другая проблема: в этой стране потребление газа является очень низким - порядка 10 процентов от общего потребления в Прибалтике. Так что наше предложение объективно является более выгодным". В то же время, Кампарс признал, что, возможно, Латвии "надо было жестче" отстаивать свои интересы в этом вопросе.
В начале 20-х чисел марта 2012 года президент Берзиньш вновь посетил Литву, чтобы встретиться со своей литовской коллегой. В ходе встречи опять затрагивался вопрос строительства терминала СПГ. Берзиньш продолжал настаивать, что в прибалтийском регионе наиболее подходящим географически и экономически местом строительства данного объекта является Латвия. В свою очередь, Д. Грибаускайте отметила, что хотя Литва и продолжает продвигать строительство своего национального терминала СПГ, но также заинтересована и в возможности в будущем использовать латвийское газохранилище в Инчукалнсе. Как сообщил журнал The Baltic Course, глава Литвы даже посетит хранилище в Инчукалнсе во время государственного визита в Латвию в июне 2012 года. Однако лидеры двух стран подтвердили, что результаты предварительного исследования Еврокомиссии будут учтены независимо от национальных проектов. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс сообщил, что в том случае, если Евросоюз выскажется за строительство терминала на территории Латвии, то и его государство возражать не станет. "Мы строим не региональный терминал, а строим для своих нужд. Хотя мы тоже видим перспективу, что если инвестировать в магистральные трубопроводы немного севернее в Литве, то можно было бы по обновленным трубопроводам поставлять газ и на находящиеся в Латвии газохранилища, решая таким образом хотя бы частично проблемы региона", - сказал Кубилюс в интервью радиостанции Ziniu radijas. Он подчеркнул, что для Литвы важно как можно раньше получить альтернативные поставки газа, поскольку "в Латвии дела продвигаются медленнее. Сколько доводилось разговаривать с премьер-министром Латвии, они до 2017 года изменить ситуацию не могут, потому что они подписали такие договоры с "Газпромом". Это означает, что любые планы относительно строительства регионального терминала где-нибудь в Латвии, в Риге, против чего мы тоже не возражаем, могут быть реализованы только после 2017 года. Этот промежуток между сейчас и 2017-2018 годами будет для нас действительно сложным".
Несмотря на вышепроцитированные доводы, известие о том, что 27 марта вступил в силу договор аренды судна будущего литовского терминала сжиженного газа с норвежской компанией Hoegh LNG сроком на 10 лет, вызвало в Латвии новую волну критики в адрес соседей. Delfi.lv приводит резкие слова госсекретаря Министерства экономики Юриса Пуце: "Неприятно, что Литва, которая часто говорит о региональном сотрудничестве и солидарности, сама их игнорирует". По мнению Пуце, "можно только спекулировать на тему, почему Литва в данный момент выбрала путь, который противоречит предыдущим договоренностям". Чиновник также довольно прозрачно намекнул на то, что именно Россия окажется главным победителем, если прибалтийские республики не смогут договориться об общих альтернативных поставках природного газа.
В свою очередь, министр экономики Латвии Даниэль Павлютс в интервью порталу Baltic Business Service заявил, что у клайпедского терминала сжиженного газа нет потенциала стать главным в Прибалтике - в то время, как Литве он обойдётся очень дорого: "Учитывая, что он [терминал в Клайпеде] будет больше направлен на литовский рынок, то расходы будут такими, каких латвийская сторона постарается избежать. Я опасаюсь, что клайпедский проект обойдётся литовским потребителям очень дорого. Латвия настаивает на том, что этот вопрос надо решать регионально, потому что терминал должен получить такую мощность, чтобы быть способным обеспечивать все три Прибалтийские страны. К тому же, у нового терминала должны быть также разумные вложения в структуру управления. Должна иметься и техническая возможность обеспечивать газом остальные страны. В случае с Клайпедой эти вложения намного больше, чем они были бы, если бы терминал создать, например, в Латвии". Далее, Павлютс напомнил: "В Литве предвыборный год, и с этим надо считаться. Я думаю, что у Литвы сейчас есть желание принять важные решения и показать результаты нынешней политики. Как мы, так и другие европейские страны начали указывать, что одностороннее движение является не очень приветствуемым действием. При осуществлении каких-то односторонних действий ослабляется позиция солидарной энергетической политики Прибалтики". В целом же, по мнению Павлютса "по сути, не имеет большого значения, в какой стране будет находиться намеченный терминал; важно, чтобы страны Прибалтики договорились о том, что этот проект будет региональным. Странам надо договориться о том, что надо создать один достаточно мощный терминал для обеспечения газоснабжения всех трёх Прибалтийских странах".
С другой стороны, у латвийской стороны появились и новые потенциальные возможности. 19 марта 2012 года портал Delfi (со ссылкой на польское информационное агентство PAP) опубликовал информацию о том, что польская газотранспортная компания Gaz-System рассматривает возможность построить в Латвии или в Польше хранилище природного газа вместимостью 2,5-3 миллиарда кубических метров. Его возведение может обойтись в 2,5 миллиарда польских злотых (данная сумма эквивалентна 423 млн. латов). При этом, по словам председателя ее правления Яна Хадама, Gaz-System готова получить 70-80% акций в совместном проекте. По свидетельству Хадама, Gaz-System намеревается реализовать данный план совместно с иностранным партнером, имя которого пока не разглашается. "По реалистичным оценкам, хранилище может быть построено в 2017 году... Мы рассматриваем более десяти возможных мест в юго-восточной и центральной Польше", - пояснил Хадам, добавивший, что компания также принимает во внимание возможность создания хранилища газа в Латвии. Необходимость этого проекта он обосновал следующим образом: "В Польше не хватает мощностей для хранения природного газа. По нашим расчетам, суммарная мощность хранилищ должна составлять около 5 млрд. кубических метров. Если мы сможем закрыть этот разрыв, то только тогда можно говорить о создании реальной конкуренции на газовом рынке, поскольку это позволяет закупать газ тогда, когда он дешев и хранить его хранилищах". Будущее покажет, сумеет ли Латвия реализовать данную возможность из потенциальной в использованную.
то же касается регионального терминала СПГ, то его судьба по-прежнему зависит от решения Еврокомиссии, которое будет принято после проведения всестороннего технико-экономического анализа и маркетинговых исследований.
Эстония
Наступление на "Газпром" в Эстонии идет поступательно и сразу по нескольким направлениям - СПГ здесь важная, но не главная часть... 17 июня 2010 года парламент Эстонии утвердил в окончательном, третьем чтении Закон "О ценовом ограничении монополий", который предусматривает ограничение экспорта газа из России эстонским концерном-монополистом Eesti Gaas. Помимо ограничения экспорта российского газа в Эстонию, данный закон предоставил государственному Департаменту конкуренции Эстонии больше прав при контроле за поставщиками тепла и энергоносителей в Эстонии.
Закон был инициирован возглавляющими "правительство меньшинства Эстонии" Реформистской партией и союзом правых партий "Отечество - Рес Публика" и поддержан Партией зеленых Эстонии. За принятие данного закона проголосовали 52 депутата из 94 присутствовавших, три депутата голосовали против, 39 депутатов - воздержались. Среди воздержавшихся - практически вся фракция крупнейшей оппозиционной Центристской партии Эстонии.
29 ноября 2011 года министерство экономики Эстонии сообщило со ссылкой на заказанную у английской фирмы Pоyry Management Consulting программу развития газового рынка Эстонии, что "необходимо преодолеть ситуацию, когда с одной стороны, из-за малости газового рынка Эстонии имеется малое количество желающих продавать здесь газ, а, с другой стороны, расширение использования природного газа ограничивается одним поставщиком и одной цепочкой поставок". По мнению авторов доклада, лучшим решением для этого станет создание терминала сжиженного газа СПГ одновременно с объединением газовых рынков стран Прибалтики и Финляндии, а также внедрение новых моделей рынка.
По утверждениям министра экономики и коммуникаций Эстонии, члена союза правых партий "Отечество - Рес публика" Юхана Партса, такой терминал при мощности в 2,5 млрд кубометров сжиженного газа в год обойдется в 375 млн евро. Согласно договору, данный терминал и его мощности должен быть доступен для прибалтийских стран и Финляндии, отвечать евронормам по обеспечению безопасности доставки газа и охраны окружающей среды. По его словам, позиция Европейской комиссии такова, что прибалтийские государства и Финляндия должны между собой договориться о месте расположения такого терминала. Лишь после этого можно рассчитывать на софинансирование из фондов ЕС. Сообщалось, что в рамках программы BEMIP (Baltic Energy Market Interconnection Plan) принято решение о финансовой поддержке из фондов ЕС строительства терминала СПГ в одной из прибалтийских стран. Партс подчеркнул, что реализация плана строительства СПГ поможет уничтожению газовой монополии российского концерна "Газпром" и положительно повлиять на цены для газовых потребителей региона.
После этого связанная с правыми партиями газета Eesti Ekspress сообщила, что спецслужбы Эстонии подозревают Россию в попытке помешать строительству терминала сжиженного газа на территории Прибалтики. Так, известный эстонский предприниматель в сфере нефтетранзита Хейки Хяэль был приглашен летом 2011 года на "чашку кофе" в здание эстонских спецслужб Полиции безопасности КаПо. Спецслужбы Эстонии интересовались связями предпринимателя с россиянами, в частности, с "Газпромом" и предпринимателем в сфере нефтетранзита Геннадием Тимченко. В сферу интересов КаПо входит также голландская нефтетранзитная фирма Vopak, осуществляющая нефтебизнес с Тимченко. По мнению ряда эстонских изданий, истинная цель "кофепития" - получение из первых уст подробностей проекта возведения при содействии еврофондов в Эстонии крупного терминала для сжиженного газа, который продвигают Хяэль, Vopak и предприниматель, бывший политик Хейки Краних. Эстонские спецслужбы хотят исключить возможности российской стороны негативно влиять на предстоящее строительство терминала сжиженного газа и помешать России взять его под свой контроль.
13 мая 2011 года в Таллине прошел международный форум под красноречивым названием "Подарим ли мы терминал СПГ соседям?", на котором Эстония презентовала себя в качестве единственной альтернативы по созданию на территории Прибалтики терминала сжиженного природного газа (СПГ), для чего готова и дальше вести разъяснительную работу в соответствующих органах власти Европейского Союза и с соседями - Латвией и Литвой. Эстонская сторона считает, что именно ее заявка отвечает всем необходимым требованиям, выражая беспокойство по поводу того, что одновременно с Эстонией приготовления к строительству терминала СПГ идут также в Латвии и Литве, в то время как экономически оправданным является создание терминала лишь в одном из этих государств.
На форуме выступили председатель правления эстонского государственного энергоконцерна Eesti Energia Сандор Лийве, председатель правления эстонского госпредприятия - распределителя энергосетей Elering Таави Вескимяги, председатель правления эстонского государственного портового концерна Tallinna Sadam Айн Кальюранд, вице-канцлер по энергетике Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Эйнари Кизель, президент Союза инженеров Эстонии Арви Хамбург, а также Урмо Мянни, член правления эстонской газовой фирмы Balti Gaas, которая и развивает проект терминала LNG на полуострове Пакри (северная Эстония).
О том, что Эстония поддерживает этот проект на самом высоком уровне, говорит тот факт, что Эстония внесла поддержку строительства данного объекта в число приоритетов нового коалиционного соглашения правительства, утвержденного в апреле нынешнего года.
Попытка организовать терминал СПГ в Эстонии идет параллельно с попыткой отобрать у "Газпром" как владельца "АО "Эстонский Газ" его газопроводов в Эстонии и отдать их эстонской ГАО Elering, ныне являющейся сетевым энергомонополистом Эстонии (владеет всеми ЛЭП страны). В апреле 2011 года в разделе о национальной безопасности Эстонии коалиционного правительства страны прямо говорилось, что для обеспечения поставок газа и роста конкуренции на газовом рынке Эстонии следует создать национальную газовую сеть "через разделение собственности", то есть по сути забрать под свой контроль собственность (газопроводы) компании Eesti Gaas. 21 марта в парламенте Эстонии прошло первое чтение законопроекта, целью которого является отделение газовых сетей от компании Eesti Gaas до 2015 года. По мнению правящих в Эстонии и имеющих большинство в парламенте правых партий, отделение газовых сетей, расположенных в Эстонии, от их нынешнего владельца концерна "Эстонский газ" (Eesti Gaas) способствует возникновению конкуренции на газовом рынке Эстонии и, соответственно, увеличивает энергетическую безопасность Эстонии.
AО Eesti Gaas представляет собой акционерное общество, собственниками которого являются три крупные европейские газовые компании - ОАО Газпром (Россия), Ruhrgas GmbH (Германия) и Fortum Heat & Gas OY (Финляндия), а также мелкие акционеры, среди которых есть как частные, так и юридические лица.
Комментариев нет:
Отправить комментарий