Уроки Люблинской унии
Часть 2. Начало краха шляхетского государства
Окончание.
Впрочем, ничего особо трагического в согласии Литвы стать младшим партнером Польши в их совместном государстве, Речи Посполитой, на самом деле, не было — даже несмотря на злодейский отъём Короной у Княжества его южных (будущих «украинских») территорий.
И если бы руководство Польши не решило бы после подписания Люблинской унии идти по пути инкорпорации Литвы дальше, от аншлюса политического к аншлюсу вероисповедальному — то, вполне возможно, Речь Посполитая и просуществовала бы много дольше, чем до 1795 года.
Но история, увы, сослагательного наклонения не терпит — католический нобилитет Короны сделал все для того, чтобы превратить в своих врагов жителей Княжества — простых жителей, крестьян, ремесленников, которые, в пику своим вождям, остались верны вере предков — и по одному по этому стали «внутренним врагом» правящей верхушки Речи Посполитой.
После завершения войны с Москвой, в 1583 году, польский король Стефан Баторий незамедлительно распорядился отобрать землю у всех полоцких православных церквей и монастырей и передать её иезуитам, которые развернули здесь после Люблинской унии активную деятельность.
Католические коллегиумы были также открыты во Львове и во вновь приобретенных городах Руси: Каменец-Подольске, Луцке, Виннице, Остроге, Фастове, Новгород-Северске.
Надо сказать, что корни дискриминации некатоликов в Великом Княжестве Литовском и, позже, в Речи Посполитой лежат в самом начале истории Княжества.
Среди наиболее известных документов, начавших ущемление прав православных — грамота великого князя Литовского и Русского Ягайло о привилегиях перешедшей в римо-католицизм шляхте от 1387 года; договор между ВКЛ и Польшей 1401 года, в котором закреплялась монополия на политические и экономические права римо-католиков, запрещались браки между католиками и православными; постановления Городельского сейма 1413 г., развивавшего дискриминационные положения вышеуказанных документов.
В частности, согласно Городельскому привилею 1413 г., право занимать государственные должности предоставлялось только шляхтичам-католикам. Ну а уж после Люблинской унии, отдавшей под власть Польши всю Русь — православные вообще утратили какие-либо права в католическом польском государстве.
Вильгельм Август Стрыевский. Польская шляхта в Гданьске
Но этого полякам показалось до обидного мало. И поэтому они решили пойти по пути Ватикана — который, как известно, в свое время принудил некоторых православных иерархов подписать во Флоренции унию, по условиям которой последние признавали власть папы над всем христианским миром.
Поляки решили, что они тоже вполне в состоянии подчинить католической церкви попавшие под их власть православные епархии — по-быстрому состряпав свою собственную «унию». Такое «объединение» католической и православной церквей на территории Речи Посполитой произошло в 1596 году на церковном соборе в Бресте.
И надо сказать, что большинство украинского епископата поддержало унию.
Ещё бы они её не поддержали! Когда эта уния только готовилась, в июле 1595 года польский король издал жалованную грамоту киевскому митрополиту Михаилу Рагозе, православным епископам и всему духовенству, в которой пообещал предоставить им и их преемникам все льготы, которые до этого были дарованы католическому духовенству в Речи Посполитой — но при условии принятия православным клиром унии.
Да и доселе православные украинские магнаты (Вишневецкие, Острожские, Збаражские, Заславские) резво выбросили на помойку веру предков — поскольку получили возможность, приняв католичество, сделать карьеру при польском королевском дворе.
Неудивительно, что в таких условиях внук первого гетмана реестрового казачества и двоюродный племянник русского православного митрополита Петра Могилы в 1631 году принял католичество.
Его звали Иеремия Вишневецкий — для украинского народа это имя навеки вечные станет синонимом слову «палач»…
Конечной целью этого беспрецедентного давления на русское православное население Литвы и Руси (Украины) являлось полное окатоличивание православных, церковная уния являлась не более чем переходным периодом.
Поэтому простой русский народ ни католичества, ни его софт-версии, униатства — не принял.
Русские люди, попавшие под ярмо католической Польши, видели в православии единственную отдушину, позволявшую им осознавать себя достойными своих предков — и держались своей веры истово, не боясь для защиты её прибегать к оружию.
Да и в Литве накал противостояния между православными и католиками был достаточно велик — о чем красноречиво говорят народные восстания в Минске, Полоцке, Бресте, Витебске, Орше, других городах и деревнях в 1599-м 1601-м, 1618-м, 1621-м, 1627-м, 1633-м, 1646-м, 1653 годах.
Одним из крупнейших из них было восстание в г. Витебске в 1623 году, носившее ярко выраженный антипольский, антикатолический и антиуниатский характер. Вызвано оно было крайней жестокостью мер по насаждению унии — в частности, униатским архиепископом Иосафатом Кунцевичем: доходило до того, что могилы православных по приказу Кунцевича раскапывались, а останки бросались собакам.
В ходе восстания архиепископ был убит, а восстание жестоко подавлено польским королем по требованию Ватикана.
Йозеф Зимлер. «Мученическая смерть Иосафата Кунцевича». 1861 г.
Впрочем, на литовских территориях, отошедших Польше, ситуация была куда круче. Антипольские и антикатолические восстания на Руси (Украине), начиная с двадцатых годов XVII века, вспыхивали все чаще и чаще, принимая характер битв за освобождение «рода Русского», за веру «народа православного».
В 1638 году, например, Яков Острянин, начиная своё восстание, предельно ясно объявил, ради чего он поднялся на борьбу:
«Для вызволення вас, народа нашего православного, от ярма порабощения и мучительства тиранского ляховского и для очищения починенных обид, разорений и мучительных ругательств... всему поспольству рода Русского, по обоим сторонам Днепра мешкаючого».
Ну а в 1648 году началось восстание Богдана Хмельницкого — окончательно уничтожившего власть Польши над Левобережной Украиной и Киевом, и положившее начало краха шляхетского государства…
А теперь оборотимся на восток. Где в это же время проходили примерно схожие процессы — но с совсем другим результатом!
Как известно, Иван IV окончательно и бесповоротно прекратил существование остатков Золотой Орды — взяв Казань и заняв все течение Волги до Астрахани. Став, таким образом сувереном десятка поволжских народов — из которых половина была мусульманами, половина — вообще язычниками, и уж во всяком случае, ни один из них точно не исповедовал христианство (любой конфессии).
Что сделали русские, приняв под свою руку исламские и языческие народы?
Первым делом русские цари раз и навсегда пресекли любые попытки развязать на новоприобретенных территориях религиозную войну — которая в это время шла на западе от русских пределов.
Новые подданные русских царей могли свободно и невозбранно исправлять свои религиозные службы — хоть исламские, хоть языческие, хоть поклоняться Великому Небесному Голубому Бегемоту; вероисповедание новоприсоединенных народов оставалось делом их совести, и верховную власть никоим образом не интересовало.
Как результат подобной политики — с началом Ливонской войны в пределы Лифляндии, Латгалии и Эстляндии вторглась русская армия, на треть состоящая из татарской конницы.
И сражались за русское дело новые подданные царя истово, яростно, беззаветно. И князья татарские не перебегали, подобно Курбскому, на вражью сторону!
В.А.Нечаев. «Подвиг русских пушкарей под Венденом. 1578 год»
Польша, навязав своим православным территориям унию, лишив своих русских граждан права быть людьми первого сорта — развернула на собственной территории тяжелую, изнурительную и бескомпромиссную религиозную войну. В результате которой страна внутренне раскололась — и раскол этот с течением времени только углублялся.
Россия же, приняв под свою руку неправославные народности Поволжья, Урала, Северного Кавказа и Сибири — оставила им право придерживаться той веры, которую исповедали их предки; в результате этого инородческие этносы на равных влились в состав подданных государей Российских, и вместе с русскими продолжили строительство общего дома — России.
Присоединение Украины к Польше и Поволжья к России произошло в одно и то же время — но как разнятся результаты этих присоединений!
http://imhoclub.by/ru/material/uroki_ljublinskoj_unii_2#ixzz4EI9MINNv
Комментариев нет:
Отправить комментарий