понедельник, 21 сентября 2015 г.

История наша – не водки поллитра, на троих не делится


Люблю на мир посмотреть с необычной стороны. Не беря голый факт на веру, норовлю покопаться в нём. Причину, следствие и суть события найти и понять. Многое на свои места становится и предстаёт в свете, ранее не освещённом.
В основе любого исторического события скрыта  психология и мотивация конкретного человека или группы людей. Просчитав мотивацию, мысленно окунувшись в соответствующую эпоху, вкусив дух её и тайны, можно ответить на вопросы "почему?", "что двигало?". И открываешь для себя то новое, что называется хорошо забытое старое.
Стоит в древнем городе Новгороде памятник "Тысячелетию Руси". Стоит  с 1862 года и представляет из себя громадный колокол с многочисленными барельефами личностей, в историю российскую вписавшихся как строители, созидатели государства. Смотрим группу фигур, объединённую темой "Государственные люди".
Рядом с Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом находим и трёх Великих князей литовских Гидимина, Ольгерда и Витовта. И в группе "Военные люди" находим ещё двух. Это Довмонт, княжившим во  Пскове, и Кейстут, князь Трокский и Жемайтский.
К чему я? Вернёмся в настоящее, в 1988 год. Глянем картину Ильи Глазунова"Русь. Сто веков". По сути, это такой же памятник, как в Новгороде, только на холсте. Множество лиц государственных российских, начиная  с Перуна заканчивая Лениным со Сталиным. Но никаких князей литовских среди них нет. Позиция живописца объяснима.  Глазунов почти мой ровесник, по одним книжкам историю учили. И менталитет у нас схож.
Не было в 1988 году, в отличие от 1862 года, в исторической науке и государственной идеологии мысли, что литовские князья – есть Руси мужи государственные.
Искусство говорят, отражение действительности. Частично соглашусь. Уж если не действительности, то представлений художника о действительности и истории.
А теперь вопросы без ответов. Какой логикой руководствовались создатели памятника  в Новгороде, поместив туда пятерых литовских князей? Ведь более там никаких князей, кроме русских, нет. Ни польских, ни финляндских, ни баронов курляндских, ни вождей украинских.
Зачем только литовских князей к избранным причислили? Было логика у создателей. Государственный памятник к круглой дате — это вам не личное волеизъявление автора. Тут, как я понимаю, комиссия была. Споры, проекты, эскизы, расчёт финансов и окончательное повеление Государя Императора. Он, кстати, не сомневался, что князья литовские были ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ РОССИИ?
Что такое в канун 1862 года люди знали, а мы — утратили? Подскажи, любезный читатель, если в курсе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий