После инцидента с премьер-министром Сербии А.Вучичем, произошедшего 11 июля в Сребренице [1], президент Республики Сербской (часть Боснии и Герцеговины) заявил о готовности боснийских сербов провести референдум о независимости.
[2] В российском медийном пространстве основной причиной, по которой руководство РС якобы решилось на такой демарш, называлось нападение на А.Вучича со стороны боснийских мусульман во время церемонии памяти жертв Сребреницы.
Однако это происшествие стало лишь удобным предлогом для проведения референдума о независимости, о котором лидеры Республики Сербской продолжали заявлять с 2011 года. Каковы же главные мотивы такого шага со стороны руководства РС и потенциальные сценарии развития событий в регионе.
Республика Сербская, являясь энтитетом в составе Боснии и Герцеговины, не вписывалась в рамки искусственно созданного государства по нескольким причинам. При всей позитивной составляющей порядка, установленного Дейтонскими соглашениями[3], у него есть существенные недостатки, которые дают основания говорить о нефункционирующем государственном механизме БиГ.
Кроме того, многие экономические контракты, которые заключаются руководством РС с иностранными компаниями, блокируются на уровне Федерации Боснии и Герцеговины, зачастую неоправданно с точки зрения экономической выгоды.
Причем, под пересмотром понимается создание унитарного государства Боснии и Герцеговины, что автоматически лишило бы Республику Сербскую тех привилегий и полномочий, которыми она обладает сейчас в качестве автономного объединения.
Наконец, суверенность БиГ фактически сводится к нулю вследствие сохранения поста Верховного Представителя ЕС по Боснии и Герцеговине, который наделен широкими полномочиями в вопросах государственного управления; иными словами, международный наднациональный институт контролирует практически весь процесс принятия решений.
Таким образом, сохранение государства Боснии и Герцеговины и нынешней структуре не отвечает стратегическим интересам Республики Сербской в долгосрочной перспективе. В 2011 году руководство РС уже поднимало вопрос о проведении референдума о независимости, но он был отклонен при усиленном нажиме со стороны лидеров ЕС И США.
В 2015 году Милорад Додик вновь заявил о референдуме, который ориентировочно назначен на сентябрь. Данное решение уже подверглось критике со стороны Б.Изетбеговича, лидера боснийских мусульман[4], а также Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини, которая назвала проведение референдума в РС «чрезвычайно проблематичным»[5]
Представляется очевидным, что европейские и американские лидеры в очередной раз усилят нажим на РС и будут вести политический торг, пока не установлена окончательная дата референдума. Брюссель понимает, что если допустить референдум, РС, апеллируя к праву народов на самоопределение и прецедент Косова, объявит себя независимой, так как по социологическим опросам подавляющее большинство жителей Республики выступает за отделение. [6]
Так, в сложившейся ситуации обострения противоречий между сербами и боснийцами можно выделить два сценария развития событий: 1) выход РС из состава Боснии и Герцеговины и объявление себя независимым субъектом; 2) сохранение структуры БиГ с расширением отдельных полномочий для РС.Первый вариант представляется маловероятным в силу следующих обстоятельств: а) отсутствие у руководства РС экономических и политических ресурсов необходимых для выживания на международной арене в качестве независимого субъекта; b) перспектива изоляции РС со стороны Запада и большинства балканских стран (за исключением, возможно, Македонии); c) риск нарастания антисербских настроений в самой Боснии и Герцеговине, а также в странах бывшей Югославии с общинами компактно проживающих сербов.
Реализация второго сценария является более реалистичной в силу таких определяющих факторов, как использование руководством РС административного ресурса для того, чтобы способствовать проведению реформ по организации государства на уровне Федерации БиГ; а также демонстрация экономической независимости и самодостаточности РС за счет укрепления экономических связей с Россией и Китаем.
Таким образом, в краткосрочной перспективе Республика Сербская вероятнее всего останется в составе Боснии и Герцеговины, что не снижает вероятность независимости в долгосрочной перспективе. Планируемый референдум — это своеобразный сигнал Федерации БиГ и западным странам о то, что политическая элита и общественность Республики Сербской не намерены продлевать " жизнь фактически нежизнеспособного государства», а готовы на справедливую и разумную трансформацию государственных структур. Стратегия РС на данный момент заключается в продвижении идеи конфедерации как реалистичной альтернативы сепаратистским и унитаристским тенденциям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий