суббота, 7 ноября 2015 г.

РОССИЙСКИЕ САМОРОДКИ

Олег Цуркан

Ефим Никонов (дата рождения неизвестна — умер после 1728) 

Ефим Прокопьевич Никонов родился в крестьянской семье из села Покровское в Подмосковье. Никаких сведений о его жизни до нас не дошло, не осталось даже примерного года рождения. В историю он вошел как весьма оригинальный изобретатель-самоучка, пытавшийся построить первую в России подводную лодку.В 1718 году Никонов впервые подает царю Петру I челобитную, в которой утверждает, что «…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…».С первого раза достучаться до царя у Никонова не получилось, но на второе послание Петр все же отвечает и приглашает самоучку в Санкт-Петербург. При личной беседе изобретатель рассказывает Петру, что может построить судно, которое будет способно плавать в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно».Царю идея явно понравилась и он приказывает Никонову «таясь от чужого глазу» построить для начала модель с целью испытаний. В 1720 году Никонова направляют в одну из контор Адмиралтейств-коллегии, где его производят в должность мастера и дают все необходимые материалы для строительства.Испытания модели состоялись на Неве спустя год и прошли не слишком удачно. Тем не менее, Петр приказывает Никонову начать строительство уже полномасштабного экземпляра «потаенного судна». Таким образом, в августе 1721 году в Санкт-Петербурге была заложена первая российская подводная лодка.Как мы можем предполагать, лодка была бочкообразной формы, ее деревянный корпус стягивали 15 железных полос. Сверху у лодки имелась рубка с герметичными стеклами, а в движение она приводилась веслами, усилиями экипажа из 4 человек. Внутри лодки хранилось 50 свечей, что соответствует примерно 10-12 часам освещения. Видимо, примерно на такое время планировалось осуществлять погружение.Длина судна, предположительно, составляла около 6 метров, а ширина — чуть более 2. Погружалась лодка за счет набора воды в балластный отсек, а всплывала после ее откачивания с помощью ручных насосов.Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в ходе работы Никонов решил сделать на лодке шлюзовый отсек, через который под воду мог выходить водолаз. Герметичный костюм для него также был придуман Никоновым и представлял собой кожаное одеяние, дополненное деревянным бочонком со смотровым стеклом, надеваемым на голову. Водолаз должен был с помощью специальных инструментов разрушать днище вражеского корабля.Позже судно все же было решено снабдить медными трубами, через которые планировалось выстреливать огнем и поджигать вражеские корабли. По плану, лодка должна была подобраться на максимально близкое расстояние к врагу, после чего из под воды высовывалась батарея медных труб и выстреливала чем-то вроде «греческого огня».Построено первое «потаенное судно» было к осени 1724 года, но его испытания прошли крайне неудачно. Лодка камнем пошла ко дну, в результате чего раскололось днище. Петр велел конструктору все починить и укрепить днище для новых испытаний, а также приказал, чтобы никто «конфуз Никонова тому в вину не ставил».Но уже спустя несколько месяцев царь-новатор скончался. В работе Никонова начали возникать трудности. Тем не менее, к весне лодка была отремонтирована и ее второй раз спустили в воду. Но на этот раз в корпусе сразу же обнаружилась течь и испытания вновь пришлось отложить.Последний раз лодку испытывали в 1727 году и снова неудачно. После этого Никонова разжаловали из мастера и отправили обычным рабочим на Астраханскую верфь. Лодку заперли подальше от чужих глаз в ангаре и через некоторые время она попросту сгнила. О дальнейшей судьбе этого смелого изобретателя-самоучки ничего не известно.
Свернуть

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий