www.segodnia.ru
9 ноября в Санкт-Петербурге состоится открытая лекция исполнительного директора Института Айн Рэнд Ярона Брука на тему «Зачем читать Айн Рэнд в России?».
Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) — эмигрантка из Санкт-Петербурга, ставшая в США узнаваемым человеком благодаря своим книгам и философским работам. А. Рэнд — основательница философии объективизма, снискавшую множество поклонников в Соединённых Штатах, автор таких культовых для поклонников либерализма книг и статей, как «Атлант расправил плечи», «Что такое капитализм» и др.
Вкратце суть объективизма в следующем: бытие можно постичь только рациональным путём, для чего человеку даётся разум; все ценности имеют объективный характер, т.е. являются таковыми без учёта мнения стороннего наблюдателя о них; неприятие объективных ценностей — это субъективизм, т.е. подгонка объективных категорий под свои субъективные, личные симпатии/антипатии.
Объективизм рассматривает эгоизм, как положительное явление (одна из книг Рэнд называется «Добродетель эгоизма»), а альтруизм, как порок. Альтруизм — это идеология слабых и никчемных. Тех, кто лишен творческого начала и лидерских качеств, неспособных к прогрессу слоёв населения. Такие выживают за счёт прогрессивных и богатых: богатые дают им работу и деньги, и без этого серая масса давно бы умерла с голоду, ибо неспособна ни на что, кроме как на наемный труд. Следовательно, богатые — это высшая каста.
Деконструкции идеологии объективизма надо производить с философских позиций, что формат данной статьи сделать не позволяет. Поэтому подойдём к этой теме с другой стороны.
Популяризация взглядов Айн Рэнд в России — не случайное, а глубоко идеологическое явление. Это попытка сделать Российскому обществу прививку либерализма и эгоизма. Признавая за автором «Добродетели эгоизма» частичную правоту во взглядах на природу экономических отношений, укажем, что только ею её взгляды и ограничивались.
Философия Айн Рэнд — это философия торгового сословия, которое до господства либерализма никогда не занимало правящего положения в структуре общества. В философии Айн Рэнд нет метафизических глубин, ей не хватает духовности. Громкость голосов в защиту её взглядов не соответствует их масштабам.
Торговцы в духовном отношении всегда стояли на ступень ниже воинов и на две ступени ниже жрецов. Ниже торговцев в индуистской духовно-кастовой системе стояли только шудры (те, кто был не способен заниматься даже своим ремеслом) и чандалы (опустившиеся социальные элементы, неприкасаемые).
Впервые в истории человечества «венцом» мироздания торговцы стали с приходом буржуазного государства и породившей его идеологии либерализма. В лоне торгового сословия эгоизм, действительно, из порока превращался в добродетель, ибо с опорой на эгоизм можно было скорей достичь богатства и процветания. Это хорошо знал Чингисхан, который был воином, окружённым мудрецами (история знает имя китайского философа Елюй Чуцая, находившегося всегда рядом с Чингисханом).
Чингисхан, зная изворотливость и беспринципность торгашей, часто в захваченных городах вырезал их чуть ли не под корень. Торгаши первыми требовали сдать город на волю победителя, первыми готовы были бежать навстречу захватчику с поднятыми руками, когда другие ещё сражались (во время бомбардировок НАТО Югославии югославские богачи, чьи дома попали под бомбежку, громче других требовали от Милошевича капитулировать). Торгаши готовы были предать Чингисхану на растерзание своих соотечественников, надеясь выторговать у великого монгола себе прощение.
Спишем поведение Чингисхана на его высокие морально-волевые качества и нравы того времени, и вернёмся к Айн Рэнд.
Воспевая капитализм, Рэнд периодически приводит как отрицательный образец антикапитализма Советскую Россию, где население поколениями ждёт лучшей жизни. Её вывод: разумный эгоизм — это когда я сам решаю, что мне делать, и не жертвую собой ради каких-то чуждых мне идеалов.
Здесь сказано все верно. Надо бы только определить, что является чуждым, и для кого. Для американца будет чуждым вовсе не то, что для русского или араба. За своим объективизмом Рэнд позабыла об объективности. Не умаляя преступных промахов советской власти того периода, стоит напомнить, что бедственному положению населения Советской России способствовали не только насильственные экономические проекты большевиков, но и антироссийские действия США, страны, где объективизм Айн Рэнд пользуется большим интеллектуальным спросом.
Страны Запада, во главе с США, устраивали России торговую блокаду, посылали свои экспедиционные войска отнюдь не для процветания последней. По периметру российских границ стоял такой лязг орудий, что советской власти приходилось думать об обороне, в первую очередь.
Поляки, чехи, японские, американские, французские, английские, германские, венгерские интервенты: Россия в 1920-х была похожа на Ирак 2013 г., куда вторглась коалиция западных и не западных стран. Против нас вели тогда открытую войну и на поле боя, и в экономике. Айн Рэнд была современницей этих событий (в США она эмигрировала в 1925 г.) и не знать о них не могла.
Объективизм Айн Рэнд крайне материалистичен с явными антихристианскими чертами. Вот почему его сравнивают с идеями Карла Маркса и других материалистов. В своём объективизме Рэнд довольно радикальна, что дало повод сравнить её стиль поведения с теми, кого она так нещадно критиковала — с большевиками.
Объективизм не сделает наше общество мудрее, и духовно богаче. Айн Рэнд считала, что Элвис Пресли справедливо зарабатывал больше Эйнштейна, потому что производимый им товар (песни) пользовались большим спросом, чем теории Эйнштейна.
А как же двигатель прогресса, предмет постоянной заботы Рэнд? Ведь на эту роль Эйнштейн годился больше, чем Пресли. Да и пропаганда морально-деловой ориентации не на ученого, а на «короля рок-н-ролла» — это пропаганда посредственности, узости и развлекательного мышления, не умеющего по достоинству оценить то, что выше и глубже сценических движений. Такая позиция ведёт к оглуплению и интеллектуальному измельчанию, а не мудрости и духовному богатству.
И не стоит забывать, что в объективизме Айн Рэнд просматривается силуэт идеологии универсальных ценностей, под прикрытием которых США вмешиваются в дела суверенных государств.
Вы осуждаете такую политику США? Тогда вы больны субъективизмом, с которым объективизм Айн Рэнд вёл беспощадную интеллектуальную борьбу.
Владислав Гулевич
Комментариев нет:
Отправить комментарий