Москва отказалась идти по пути, предложенномупрезидентом Путиным
В последние годы президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно призывал чиновников на всех уровнях идти навстречу малому и среднему бизнесу. А как эти призывы воплощаются в жизнь?
Выступая на Госсовете в прошлом году, президент сказал, что основной целью экономической политики должна стать переориентация экономики на реальный сектор с опорой на емкий внутренний рынок. А уже в этом году на заседании Госсовета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшемся 7 апреля, Владимир Путин подписал 11 поручений по развитию малого бизнеса, среди которых налоговые льготы, доступные кредиты, снижение платежей и сокращение проверок со стороны госорганов.
По всей стране представители бизнеса с воодушевлением встретили новые инициативы. Издатели и дистрибьюторы прессы также надеялись на перемены к лучшему. Восприняв поручения президента как руководство к действию, Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) подготовила документ «Концепция развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года». В нем, основываясь на исследованиях и многолетнем опыте АРПП, был озвучен вывод, что объем рынка распространения печатных СМИ в столице можно было бы увеличить в 2-2,5 раза.
В случае успешного внедрения в жизнь данной концепции налоговые поступления от издателей, распространителей и типографий составили бы около 550 млн рублей. Для этого предполагалось увеличить количество объектов торговли прессой на улицах города почти в два раза. При этом необходимо пересмотреть дислокацию киосков, так как из всех НТО, торгующих прессой, товаром импульсного спроса, лишь 15% расположены в зонах повышенного трафика. По подсчетам АРПП, этот показатель должен составлять не менее 50%. На практике доказано, что если киоск печати вынести за пределы 30-метровой зоны возле путей повышенного пассажиропотока, то его продажи упадут вдвое.
Не следует забывать о существовании приказа №197 Минкомсвязи России по количеству точек продаж прессы в пересчете на тысячу жителей. Москва не может похвастаться соответствием требованиям, перечисленным в приказе: один киоск по продаже прессы на 1500 жителей (сегодня один киоск прессы приходится на 5900 жителей). Кроме того, в январе 2015 года по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по культуре и искусству президент дал органам исполнительной власти поручение «принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения». Поэтому «Концепция развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года» предлагает на 68% увеличить количество точек продаж прессы, в том числе: киосков и павильонов - на 140%, торговых точек в подуличных переходах - на 137%. Таковы были основные предложения участников московского рынка дистрибуции прессы в ответ на поручения Владимира Путина.
Разумеется, идеальные реформы бывают только на бумаге, в реальности неминуемо обнаружатся сложности. И если по всей России чиновники в той или иной степени восприняли поручения президента и начали создавать благоприятную среду для ведения бизнеса, как, например, в Липецке, Томске, Воронеже и др., то в Москве поступили ровно наоборот.
Пока что московские власти движутся по пути уменьшения количества торговых объектов в черте города под предлогом благоустройства и ремонта улиц и площадей. А условия существования оставшихся киосков шаг за шагом делают невыносимыми.
Самым антирыночным решением московских властей следует считать недавние действия по замене киосков прессы на новые, принадлежащие предприятию «Мосгорпечать». Фактически это деприватизация имущества дистрибьюторов, поскольку у операторов рынка изымают торговые места под киоски прессы и передают их государственной структуре. Дистрибьюторы, ставшие арендаторами, лишаются права собственности, однако по-прежнему несут все обязанности владельцев: ремонтировать торговые объекты; самостоятельно заниматься подключением НТО к электросети как на техническом, так и на юридическом уровне; оплачивать вывоз ТБО; вносить ежегодный страховой платеж.
Очевидно, что московское правительство не рассматривает вариант софинансирования или иного минимального соучастия. Взвалив эксплуатационные расходы на плечи бизнеса, городские власти планируют только получать прибыль, предоставляя предпринимателям киоски, которые «вписываются в городскую панораму». И отказаться от них, найти альтернативу невозможно. С учетом того, что практически все распространители прессы балансируют на грани рентабельности, это очень чувствительный удар.
Множество вопросов вызвал приказ Департамента СМИ и рекламы города Москвы от 18.08.2015
№02-55-312/15с «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте со специализацией «Печать». Малый бизнес обеспокоен тем, что на новых условиях очень тяжело получить в свое распоряжение торговую точку. Согласно новым правилам, предпринимателю потребуется сначала внести крупную сумму залога, а затем, в случае победы, внести предоплату за три первых и три последних месяца работы. Для частного бизнеса, чувствительного к единовременному выводу крупных сумм из оборота, эта система является тупиком.
Более того, ставя на первое место стоимостный критерий, власти превращают торги из конкурсного мероприятия в аукцион. А это самый удобный формат для обеспеченных монополистов, которые рады потеснить малый и средний бизнес. Также следовало бы закрепить первоочередное право за операторами, уже работавшими на данном месте и имеющими опыт ведения торговли и положительную деловую репутацию.
Это указывает на отсутствие прозрачности в политике московских властей, да и самой этой политики, как иногда начинает казаться. В Москве ни о какой уверенности говорить не приходится: все недавние законодательные инициативы (замена киосков на утвержденные чиновниками модели, их деприватизация, изменения в правилах размещения объектов и проведения торгов) возникали словно из ниоткуда и посылали бизнес в нокаут. Коммерсанты не понимают, продлят ли им договор аренды в тот момент, когда объект прессы начал приносить прибыль, а если продлят, то на каких условиях. Деприватизация, в свою очередь, лишает предпринимателей мотивации, прививает психологию временщиков, которых не заботит, что станет с их бизнесом по истечении оговоренного в контракте срока. В результате никто не хочет рисковать, бизнесмены уходят в более стабильные регионы или сегменты рынка, а те, кто остался, нервничают и не строят планов по расширению своего дела.
Таким образом, ситуация в Москве идет вразрез с поручениями Владимира Путина. Прекрасные инициативы загублены по той причине, что столичные власти гнут свою линию, упрощая работу чиновникам, а не предпринимателям, накидывая удавку налогов и ограничений, вместо того чтобы дать бизнесу дополнительные импульсы для развития. И происходит это не на окраинах страны, а в Москве, которая должна быть на первых позициях по выполнению президентских поручений. Вместо этого мы наблюдаем откровенное сопротивление. Остается надеяться, что московские власти остановятся в своих разрушительных планах и повернутся лицом к издателям и распространителям прессы.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Фото Ю. Третьяковой
В последние годы президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно призывал чиновников на всех уровнях идти навстречу малому и среднему бизнесу. А как эти призывы воплощаются в жизнь?
Выступая на Госсовете в прошлом году, президент сказал, что основной целью экономической политики должна стать переориентация экономики на реальный сектор с опорой на емкий внутренний рынок. А уже в этом году на заседании Госсовета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшемся 7 апреля, Владимир Путин подписал 11 поручений по развитию малого бизнеса, среди которых налоговые льготы, доступные кредиты, снижение платежей и сокращение проверок со стороны госорганов.
По всей стране представители бизнеса с воодушевлением встретили новые инициативы. Издатели и дистрибьюторы прессы также надеялись на перемены к лучшему. Восприняв поручения президента как руководство к действию, Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) подготовила документ «Концепция развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года». В нем, основываясь на исследованиях и многолетнем опыте АРПП, был озвучен вывод, что объем рынка распространения печатных СМИ в столице можно было бы увеличить в 2-2,5 раза.
В случае успешного внедрения в жизнь данной концепции налоговые поступления от издателей, распространителей и типографий составили бы около 550 млн рублей. Для этого предполагалось увеличить количество объектов торговли прессой на улицах города почти в два раза. При этом необходимо пересмотреть дислокацию киосков, так как из всех НТО, торгующих прессой, товаром импульсного спроса, лишь 15% расположены в зонах повышенного трафика. По подсчетам АРПП, этот показатель должен составлять не менее 50%. На практике доказано, что если киоск печати вынести за пределы 30-метровой зоны возле путей повышенного пассажиропотока, то его продажи упадут вдвое.
Не следует забывать о существовании приказа №197 Минкомсвязи России по количеству точек продаж прессы в пересчете на тысячу жителей. Москва не может похвастаться соответствием требованиям, перечисленным в приказе: один киоск по продаже прессы на 1500 жителей (сегодня один киоск прессы приходится на 5900 жителей). Кроме того, в январе 2015 года по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при президенте по культуре и искусству президент дал органам исполнительной власти поручение «принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения». Поэтому «Концепция развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве до 2020 года» предлагает на 68% увеличить количество точек продаж прессы, в том числе: киосков и павильонов - на 140%, торговых точек в подуличных переходах - на 137%. Таковы были основные предложения участников московского рынка дистрибуции прессы в ответ на поручения Владимира Путина.
Разумеется, идеальные реформы бывают только на бумаге, в реальности неминуемо обнаружатся сложности. И если по всей России чиновники в той или иной степени восприняли поручения президента и начали создавать благоприятную среду для ведения бизнеса, как, например, в Липецке, Томске, Воронеже и др., то в Москве поступили ровно наоборот.
Пока что московские власти движутся по пути уменьшения количества торговых объектов в черте города под предлогом благоустройства и ремонта улиц и площадей. А условия существования оставшихся киосков шаг за шагом делают невыносимыми.
Самым антирыночным решением московских властей следует считать недавние действия по замене киосков прессы на новые, принадлежащие предприятию «Мосгорпечать». Фактически это деприватизация имущества дистрибьюторов, поскольку у операторов рынка изымают торговые места под киоски прессы и передают их государственной структуре. Дистрибьюторы, ставшие арендаторами, лишаются права собственности, однако по-прежнему несут все обязанности владельцев: ремонтировать торговые объекты; самостоятельно заниматься подключением НТО к электросети как на техническом, так и на юридическом уровне; оплачивать вывоз ТБО; вносить ежегодный страховой платеж.
Очевидно, что московское правительство не рассматривает вариант софинансирования или иного минимального соучастия. Взвалив эксплуатационные расходы на плечи бизнеса, городские власти планируют только получать прибыль, предоставляя предпринимателям киоски, которые «вписываются в городскую панораму». И отказаться от них, найти альтернативу невозможно. С учетом того, что практически все распространители прессы балансируют на грани рентабельности, это очень чувствительный удар.
Множество вопросов вызвал приказ Департамента СМИ и рекламы города Москвы от 18.08.2015
№02-55-312/15с «Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте со специализацией «Печать». Малый бизнес обеспокоен тем, что на новых условиях очень тяжело получить в свое распоряжение торговую точку. Согласно новым правилам, предпринимателю потребуется сначала внести крупную сумму залога, а затем, в случае победы, внести предоплату за три первых и три последних месяца работы. Для частного бизнеса, чувствительного к единовременному выводу крупных сумм из оборота, эта система является тупиком.
Более того, ставя на первое место стоимостный критерий, власти превращают торги из конкурсного мероприятия в аукцион. А это самый удобный формат для обеспеченных монополистов, которые рады потеснить малый и средний бизнес. Также следовало бы закрепить первоочередное право за операторами, уже работавшими на данном месте и имеющими опыт ведения торговли и положительную деловую репутацию.
Это указывает на отсутствие прозрачности в политике московских властей, да и самой этой политики, как иногда начинает казаться. В Москве ни о какой уверенности говорить не приходится: все недавние законодательные инициативы (замена киосков на утвержденные чиновниками модели, их деприватизация, изменения в правилах размещения объектов и проведения торгов) возникали словно из ниоткуда и посылали бизнес в нокаут. Коммерсанты не понимают, продлят ли им договор аренды в тот момент, когда объект прессы начал приносить прибыль, а если продлят, то на каких условиях. Деприватизация, в свою очередь, лишает предпринимателей мотивации, прививает психологию временщиков, которых не заботит, что станет с их бизнесом по истечении оговоренного в контракте срока. В результате никто не хочет рисковать, бизнесмены уходят в более стабильные регионы или сегменты рынка, а те, кто остался, нервничают и не строят планов по расширению своего дела.
Таким образом, ситуация в Москве идет вразрез с поручениями Владимира Путина. Прекрасные инициативы загублены по той причине, что столичные власти гнут свою линию, упрощая работу чиновникам, а не предпринимателям, накидывая удавку налогов и ограничений, вместо того чтобы дать бизнесу дополнительные импульсы для развития. И происходит это не на окраинах страны, а в Москве, которая должна быть на первых позициях по выполнению президентских поручений. Вместо этого мы наблюдаем откровенное сопротивление. Остается надеяться, что московские власти остановятся в своих разрушительных планах и повернутся лицом к издателям и распространителям прессы.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Фото Ю. Третьяковой
Ладно бы киоски прессы. Теперь её мало кто покупает. Ураганом имени собянина снесено всё, что не оформлено, как капитальное строение. Не осталось ни ближайших к дому магазинчиков, ни тех, что располагались у остановок транспорта. Я не против сноса табачного ларька, но для чего уничтожать двухэтажный магазин красок, куда ходил весь район? Для чего сносить кондитерские и аптеки, магазины питания для животных и мастерские по ремонту обуви? Наш баскак весь город пытается взять под свою крышу, а чтобы было меньше возни с поборами, укрупняя объекты сбора мзды. Думаю, что у Собянинской шайки преступлений не меньше, чем у губернатора Сахалина или ОПГ в республике Коми.
ОтветитьУдалить