воскресенье, 3 мая 2015 г.

Инфраструктура жизни в России: от рассвета до заката


www.muromraion.ru



Все мы пользумеся газом, отоплением, водой и светом. Но думаю мало кто задумывается откуда это берется, представление о работе системы ЖКХ лишь приблизительное.
Тем более почти никто не помнит как все начиналось, как содаваласЬ система делающая нашу жизнь комфортной. Ранее ведь люди жили совсем по другому, многие не имели света, отопления и водопроводов.
В моем городе не было никаких водных коммуникаций, свет и тепло доставались старыми путями--свчами и дровами. Только в 30--е годы началось сооружение в 1930-х годах, в 1339 соорудили первые водокумуникационные сисстемы. И так далее.
До этого более-менее работающая инфраструктура имелась только в крупных городах и блага цивилизации доставались отнюдь не всем жителям крупных городов Российской Империи.

ПРЕДИСТОРИЯ
В апреле 1649 года Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было — иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния» (чинить благо обществу). Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».
В 1718 году указом Петра I запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а с 1722 года — и в Москве.

Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в середине XIX века была построена и первая канализация.
В 1802 году создается Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) — единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.
Александром II 1 января 1864 года были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и другие.
Московский водопровод

В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.
В 1898 году в Москве сооружена первая канализация.
До революции в Российской империи насчитывалось 866 городов, весь жилищный фонд царской России составлял 150 млн. кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях и землянках.
Московский водопровод
Здание водонасосной станции 1885 г. в Москве
В 1912 г. в Москве проживало около 1 миллиона человек, в том же году была проведена перепись и учтено 24,5 тысячи коечно-коморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% — водопровода, 85% — канализации. Доля жилищного фонда с центральным отоплением составляла около 1%.
К 1917 году на примерно 800 городов страны приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных

НАЧАЛО СОЗДАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
После революции 1917 года дело сдвинулось с мертвой точки и началось создание инфраструктуры жизни.
В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.
Декрет «Об учреждении Комиссариата по местному самоуправлению» для объединения деятельности всех городских и земских учреждений, в распоряжение которого из НКВД было передано Главное управление по делам местного хозяйства, подписан в декабре 1917 года.
Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 года Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в отдел местного хозяйства органов внутренних дел
С 1918 г. новая власть начала конфискацию у домовладельцев доходного жилья, приносившего более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по «классовому признаку»: рабочие за квадратный аршин площади платили 10—40 коп., люди свободных профессий — 1—2 руб., нетрудовые элементы — 3—10 руб.
Нa VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами.
В январе 1920 г. по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.

Нa VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 году принят первый Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).
В 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет «Об отмене квартплаты». Ввиду полного обесценивания рубля операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя окупать, и квартплата с рабочих и служащих была отменена. В Москве за период отмены квартплаты обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, пришло в полную негодность 6,8 тысячи домов с более чем 40 тысячами квартир.
Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР создано в 1921 году.
В 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений предпринята попытка восстановить оплату жилья, которая встретила устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги.
Принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50%, постепенно «приучая» жителей к необходимости этих расходов. Последнее повышение было в 1926 г., а далее с 1927 г. величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. На протяжении почти всей советской истории взималась только ее часть и производились государственные дотации в жилищную сферу.
За 1923—1925 годы в городах и рабочих поселках городского типа было построено почти 5,5 млн. кв. м жилья. За 1923—1927 годы городское хозяйство было восстановлено до уровня 1913 года.
СТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД
Реформы и форсированное строительство продолжалось.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.
По состоянию на 1 января 1931 года на долю коммунального хозяйства приходилось 30% основных фондов страны, оценивавшихся в 78 млрд. руб.

В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР — Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы.
Сталин лично вмешивался в строительство ЖКХ.
Например 1924 году мытищинская насосная станция была электрифицирована:каждый из двух электронасосов качал в сутки 2 млн. 100 тыс. ведер воды.
Московский водопровод

Сухарева башня, она стала препятствием для инфрструктуризации столицы

В 1934 году группа деятелей культуры, узнав о намерении снести Сухареву башнюв целях расширения проезжей части улицы, обратились лично к Сталину с просьбойотменить это решение. От «вождя народов» последовал ответ следующего содержания:
«Тт. Щусеву, Эфрону, Жолтовскому и другим.Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил.Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством.Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеютсоздать более величественные и достойные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня.
Жалею, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможности в данном случае оказать вам услугу.Уважающий вас И. Сталин».
Московский водопровод
Схематический план трех мытищинских водопроводов
Вскоре ерритории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.
В мае 1939 г. строительные функций были частично выделены из Наркомата коммунального хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное строительное ведомство СССР. Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства.
За годы Великой Отечественной войны в СССР полностью или частично было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади, около 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 362 коммунальные электростанции и большое число других предприятий и учреждений городского хозяйства.
В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства.
Как раз при Сталине Москва получила неограниченное количество чистой воды благодаря постройке водохранилищ и каналов.
Без этих великих водных строек 1930-х 1960-х Москва страдала бы  от холеры и чумы. Истринское, Рыбинское, Можайское водохранилище. Канал имени Москвы — это все за подписью сталинских наркомов.
30 кубов питьевой воды в секунду — это большое достижение

Источник: РГАЭ 1562.41.65 Статистические динамические ряды 1913-1951 гг.
ПОСТСТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД
В России начала осуществляться программка массового жилищного строительства. За два десятилетия "хрущовские" пятиэтажки покрыли всю страну. Тогда же была сооружена большая часть эксплуатируемых сейчас инженерных сетей. Система управления ЖКХ, сложившаяся в те годы, сохранялась до 1990-х гг.
Единственным новшеством было движение жилкооперативов в 1970-х. В государственном секторе домохозяйства были не собственниками и не арендаторами, а, по сути, бессрочными пользователями. Изменения начались с Закона "О приватизации жилищного фонда РФ", принятого в 1991 г. Он определил право жильцов получить квартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства, вытекающие из права собственности: полное возмещение издержек по поддержанию этой собственности и оплате коммунальных услуг.
Быстрыми темпами ведется газификация жилого фонда и предприятий городского хозяйства на базе использования природного и сжиженного газа; к концу 1969 года в городах и поселках городского типа насчитывалось около 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960 году).
К концу 1968 года городской обобществленный жилой фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центральным отоплением — на 66%, электрическим освещением — почти на 100%.
К началу 1969 года 1714 городов (96%) и 2511 поселков городского типа (63%) имели водопроводы. Общая суточная мощность всех водопроводов превышает 49 млн. куб. м, из них 30 млн. куб. м приходится на долю коммунальных водопроводов.
Общая (полезная) площадь городского жилого фонда на конец 1969 года составила 1469 млн. кв. м (в том числе обобществленный фонд — 1014 млн. кв. м), а на одного городского жителя составляла 10,8 кв. м, в 1969 году в СССР на 1000 чел. населения было построено 9,3 квартиры.
К 1971 году более 93 млн. жителей страны пользовались газом для бытовых целей, за год в стране было газифицировано 3,4 млн. квартир.
В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года.

В 1980 году жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд. кв. м и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией — на 90%, центральным отоплением — на 87%, ванными и душами — на 83%, газификация достигла 80%.
Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование».

ВРЕМЯ ЕЛЬЦИНА-ПУТИНА
С начала либеральной эпохи развитие отрасли ЖКХ почти остановилось и единственным новшеством стало постоянное повышение цен на услуги ЖКХ.
При либерализации цен в 1992 г. было решено не трогать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и квартплата оказалась на уровне 1928 г. До 2000 г. власти придерживали тарифы ЖКУ на фоне роста всех остальных цен, а затем начался их ускоренный рост, хотя госрегулирование неизменно сохранялось.
Стоимость газа и электроэнергии составляет львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, необходимость регулирования цен и регламентация этих рынков неизбежны.

В 1997 г. Ельцин подписал указ "О реформе ЖКХ", согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г. Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакция закона "Об основах федеральной жилищной политики" (2003 г.) вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением.
В 2001 г. был принят документ, до сих пор определяющий государственную политику в отрасли - подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., а в конце 2004 г. был утвержден новый Жилищный кодекс который ввел новую форму гражданско-правового договора - договор об управлении многоквартирным домом.
Согласно новому кодексу, с 1 января 2007 г. жильцы домов могут отказаться от услуг государственных Дирекций единого заказчика (ДЕЗов), при этом они обязаны до конца 2007 г. выбрать один из 3-х вариантов: договориться управлять домом самостоятельно, создать ТСЖ, которое организует подобие ДЕЗа в отдельно взятом доме; или подписать договор со специализированной управляющей компанией (УК).
Для тех, кто не определится с выбором, в I пол. 2008 г. чиновники должны на конкурсной основе отобрать управляющие организации. Наравне с ДЕЗами в конкурсах смогут участвовать и частные компании.
Большинство остановилось на тех же ДЕЗах, которые управляли их домами и раньше. По существу, это был отказ от выбора. Только 16% процентов выбрали какую-то форму самоуправления. Большинство жителей не знают, что такое ТСЖ и испытывают трудности в понимании механизма управления собственным домом.
Небольшая часть осведомлена о товариществах достаточно подробно, но при этом проявляет резко негативное отношение к идее создания ТСЖ в своем доме. Причем все сходятся во мнении, что через ДЕЗы управлять домом невыгодно.
Частные УК сразу оговариваются, что им интересны дома не старше 15 лет, где пока не требуется капитального ремонта, а значит, и больших затрат на содержание.
Пока единственный источник доходов УК - взносы жильцов.
Во всем мире УК зарабатывают за счет размещения рекламы на фасадах домов и сдачи в аренду нежилых помещений в домах. Если первый вариант в России еще возможен, то второй почти исключен. Обычно нежилые помещения находятся либо в собственности города, либо в собственности застройщика. Поэтому УК намерены брать в управление не отдельные дома, а целые кварталы, зарабатывая на масштабе.
Самое сложное в бизнесе УК и ТСЖ - это общественная составляющая. Она является спецификой рынка ЖКХ. Жильцов трудно собрать вместе. Среди них нет единства. У них разная материальная база, разные жизненные приоритеты, поэтому они по-разному смотрят на то, куда и в каких количествах пойдут средства, вносимые ими в общий котел. 
Особенно это касается случаев, когда часть квартир в доме является муниципальными или неприватизированными. Обычно в доме 7-8% жильцов составляют неплательщики. УК или ТСЖ, конечно, могут подать на них в суд. Однако, по российским законам выселить собственника-неплательщика из приватизированной квартиры нельзя, эта мера актуальна только для муниципальных квартир.
И все же, если мы хотим избежать административной иерархии контрольных органов, обычно быстро приходящих к вырождению, речь должна идти об общественном, гражданском контроле. Отсюда нужда в самоуправлении, прежде всего на низовом уровне. Можно ли в таких условиях говорить о рынке. Мировой опыт показывает, что можно и нужно.
ДЕГРАДАЦИЯ ЖКХ
Так, с 1995 по 2012 год в стране почти удвоилась протяженность водопроводных, канализационных и тепловых сетей, требующих замены. Это официальные данные Росстата.
Если в 1995 году изношенными были 70,6 тысячи км водопроводных сетей, то к 2012 году таковых стало почти 155 тысяч км.  Из-за ветхости теплосетей потери тепла удвоились и достигаю 11 процентов.
Таким образом, при многократном росте тарифов за последние десятилетия состояние коммунальной инфраструктуры в стране ухудшилось.
 
Из графика видно что развитие отрасли ЖКХ несмотря на огромные поборы с населения практически заступорилось, я сам хорошо вижу разницу между советским и современным российским обслуживанием.
Раньше вода шла чистая, а сегодня такая что даже при кипячении пить не рекомендуется.
Все достижения советской власти обнуляются либеральной, капиталистической властью
Несмотря на то, что ЖХ предназначо для жизнеобеспечения населения, рыночных отношений здесь никаких ограничений быть не должно. А вот в КК конкуренция совершенно неуместна. Именно поэтому имеющиеся здесь монополии признаются естественными.
Ценовая политика естественных монополий, казалось бы, подлежит государственному регулированию, однако тарифы на КР имеют устойчивую тенденцию к росту. Это объясняется тем, что целью поставщиков этих ресурсов является... прибыль.
Сказанное подтверждает не только упомянутое постановление, но и вся, на мой взгляд, совершенно порочная новейшая российская экономическая политика. А порочна она уж потому, что обеспечивает легкую прибыль «естественным» монополиям, вдруг оказавшихся в рыночных условиях.
Предприятия, действующие в сфере ЖХ, будучи коммерческими структурами, стремятся к прибыли, что в рыночных условиях, когда главным критерием успешности является эффективность, представляется вполне естественным.
Гораздо меньше ясности с естественными монополиями, которые до перестройки финансировались государством и предназначались преимущественно для поддержания устойчивости экономики и народного хозяйства в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий