понедельник, 9 февраля 2015 г.

Как треска «обогнала» быка

ruskline.ru

09.02.2015
Писатель Геннадий Сазонов о том, как из высоких кабинетов никак не могут разглядеть цены на рынках и в магазинах России …
В народе ещё жива байка про императирицу Екатерину II.
Молва приписывала ей следующее поведение.
Рано утром достопочтимая правительница просыпалась в Зимнем Дворце на берегу Невы и сразу требовала доклад о ценах на рынке на главные товары - зерно, сено, дрова. Если цены превышали условно допустимый уровень, скажем, в 2 раза, то имепратрица приказывала нещадно сечь тех, кто задирал цены, а иногда даже и отбирать у них товары.
Помните, у поэта Николая Некрасова есть короткое стихотворение о том, как на Сенной площади в Петербурге били кнутом крестьянку молодую, которую он сравнил со своей Музой. А за что били? Тут Николай Алексеевич умолчал. Может, она продавала творог втридорога?
Ученые-экономисты ХХI-го века мудрёно называют действия, которые совершала Екатерина II, «государственым регулированием».
Насчёт «регулирования» ничего не могу сказать. Но то, что императрица заботилась о том, чтобы купцы грубо не обирали население Российской империи, это очевидно.
Подобное в русской истории можно найти, как до Екатерины II, так и после неё.
К слову, великий князь Владимир, тот самый креститель Руси, тоже проявлял интерес к ценообразованию в Древней Руси. Кроме того, он открыто занимался благотворительностью: раздавал малоимущим жителям Киева обозы хлеба и всякой другой еды.
Люди старшего поколения помнят и такой «феномен». После Великой Отечественной войны, в ходе которой фашисты уничтожили едва ли не половину советской экономики, рарушили тысячи промышленных и социальных объектов, жилось людям трудно. Но Сталин каждую весну поручал правительству СССР снижать цены по продукты и товары массового спроса. И их снижали. И те, у кого было немного сбережений, ждали таких дней, чтобы купить что-то и про запас.
Но вот уже 25 лет мы живем в своей родной стране, которая имеет странное название «Российская Федерация», в которой цены ни на что никогда не понижаются, а только растут.
Растут они изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, независимо от экономических успехов или провалов, от хорошей или плохой погоды.
Растут они, как сорянки на удобренном поле.
Никого не интересует, какая же практика ценообразования была при великом князе Владимире или при императирице Екатерине-II? Потому что в РФ есть, был и всегда будет «величайший ученый» всех времен и народов - Е. Гайдар.
Этот «гений» однажды изрёк: «Рынок всё расставит по местам».
Заметье особенность постулата: не человек, не личность, а РЫНОК.
Иначе говоря, ЧЕЛОВЕК - нуль, а РЫНОК - всё, потому что он «расставляет».
Что рынок «расставил» за 25 лет - всем известно.
Но кое-что всё-таки напомню.
44 миллиона гектаров пашни, включая чернозёмы в Центральной России, выведены из оборота, их не пашут, не засевают, большая часть их заросла лесами, чертополохом.
Тысячи предприятий, среди них - уникальные, просто разрушены. Появились даже фирмы и специалисты, которых так и называют - «похоронная команда советской экономики».
«А что вы возмущаетесь? - возразят мне. - Вот у нас кризис, а магазины завалены и продуктами, и товарами. Или вы хотите пустые полки, как при Горбачёве?».
Нет, я не хочу.
Хотя я на 100% знаю, что при Горбачеве «пустые полки» создали специально, чтобы обрушить СССР. Было много фактов, когда, к примеру, колбасу машинами вывозили на свалку и там сжигали. Значит, чтоб «совкам» не досталось.
Но это - особая тема.
А мы говорим о том, что в кризис, который нам устроил якобы Вашингтон, Россия не ощущает его последствий в смысле наполнение товарной массой всяких торговых точек.
Это, вне сомнения, хорошо.
Но, к сожалению, не для всех.
Для гражданина, обладающего средним достатком, каждый поход в магазин становится обескураживающим событием.
Всё дело в ценах.
Несколько конкретных примеров.
Год назад на рынке в Вологде килограмм трески стоил 120-150 рублей, а в феврале 2015 года - 253 рубля. Рядом с рыбным отделом - мясной, там килограмм говядины стоит 248 рублей.
Невероятно, но факт: морская треска перегнала бычка.
Чтобы выловить треску, потребуется месяц, два, ну, пусть полгода. А чтобы откормить бычка и сдать - минимум два года. Затраты на лов рыбы и откорм бычка несоизмеримые. Откуда же взялась цена? Об этом никто не знает. Треску привозят в Вологду из Мурманска, посольку там траловый флот, в Архангельске его нет, не такое великое расстояние. Но вот ещё загадка. Рыба красная горбуша, доставленная в Вологду с Камчатки, за 8 тысяч километров, дешевле мурманской трески, хотя и гобуша подорожала примерно на 150 процентов.
Сегодня в торговле нет ни одного товара, начиная от коробка спичек, и заканчивая бытовой техникой, на которые бы не были подняты цены на 100, 200, 300 или 500 процентов.
Примеров таких, как с треской, можно привести море.
Торговля объясняет безудержное вздорожание лишь одним: в России кризис.
Банка рыбных консервов стоила 54 рубля, через три дня она уже стоит 68 рублей. Каждый день эта банка растёт на 5 рублей.
Вот вам и кризис!
А что случилось-то с этой банкой, чтобы она увеличивалась в цене каждый день?
А ничего не случилось. Стоит себе на полке и стоит.
Подобное происходит во всех сферах бытия.
Мужики, да остановитесь же вы, наконец!
Нельзя, в самом деле, допускать, чтобы обыкновенный медицинский препарат - фуруцилин в таблетках - вместо 20 рублей стоил 120! Каким образом затраты на его изготовление возросли на 600 процентов? И возросли ли?
Самые элементарные медицинские препараты, причём, отечественного производства, подорожали в разы.
И никто не может объяснить: почему?
В народе ценовую политику, которую с января 2015 года усиленно внедряет правительство, называют очень точно: «грабеж среди бела дня».
Какова же цель политики?
Думаю, догадаться не трудно.
Она в том, чтобы срочно обогатить тех, кто уже не знает, куда девать капиталы, предоставить им возможность получать сверхприбыли исключительно за счёт народа, причём той части народа, которая едва сводит концы с концами.
Из высоких кабинетов, увы, не видно, какие цены в магазинах и на рынках.
Похоже, там рассуждают по-гайдаровски: зачем вмешиваться, «рынок всё расставит по местам».
И рынок «расставляет»!
Геннадий Сазонов, член Союза писателей России, Вологда

Комментариев нет:

Отправить комментарий