Обновленным законодательством ужесточается уголовная ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, а также усиливаются меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков.
15 января в двух чтениях Палата Представителей приняла, а Совет Республики одобрил изменения в Уголовный кодекс, открывшие новую страницу в святом деле сопротивления черной туче наркотизации, которая нависла над нашей страной и всем русским миром. О том, что это дело именно святое в этот же день заявил и патриарший Экзарх всея Белыя Руси митрополит Павел Минский и Заславский. Как напомнил владыка, сегодня каждый день идет ни много ни мало, но борьба за души молодых людей. Светское общество, включая духовно непросвещенных государственных служащих, отмечает материальный – экономический и телесный – урон народу от потребления наркотиков, рост которого (особенно среди молодежи самых юных возрастов) буквально на глазах приобрел лавинообразный характер экспоненты. Этот урон отражается и в бюджетных статьях, и в показателях сферы трудовой занятости, и в отчетах органов и учреждений здравоохранения. Но при этом часто забывается, что еще и намного более серьезный вред наркопотреблением наносится душам людей. Последние в надежде раскрепощения сознания и достижения чувственных наслаждений и необычных ощущений как суррогатных форм счастья наносят своим душам (причем буквально за несколько дней-недель) страшные, часто смертельные раны – причем не только в пределах земной жизни, – навеки порабощаясь пагубным страстям, а через них – непосредственно духам тьмы. Помимо едва ли поправимого поражения всего своего существа, они наносят подобный многообразный вред и окружающим – ближним и дальним.
Прежде чем, привести основные положения президентского декрета, укажем, что предусмотренные в нем правовые меры носят во многом ошеломительный характер. Общей тенденцией европейских стран является целеустремленная либерализация уже не антинаркотического, а наркотического законодательства с постепенным включением права на наркотическое опьянение (а значит, а на «оказание наркотических услуг», начиная с производства наркотиков) в число неотъемлемых право и свобод человека. В этих условиях в Белоруссии приняты мужественные решения по нанесению удара по самым болевым точкам современного рынка наркотиков. Указанную мужественность следует отметить как со стороны духовно-патриотической общественности во главе с общественными движениями «Город без наркотиков» и «Антимак», проведшие в последнее время несколько крупных международных антинаркотических форумов, настойчиво выступавших в СМИ и тесно взаимодействовавших с правоохранительными органами, так и тех чиновников, которые сумели противостать давлению «прогрессивной общественности» в стране и за рубежом и довести документ до руки главы государства. Честь им и хвала!
Среди самых ярких нововведений нового законодательства, помимо существенного увеличения сроков заключения за разные виды преступной деятельности, следует отметить долгожданное введение административной и уголовной ответственности за само употребление наркотиков (дай Бог добиться расширения этого подхода и в других областях общественного порока, включая проституцию), снижение возрастного порога наступления ответственности за преступления в данной сфере, ответственность за противодействие наркоторговле владельцев площадок (в том числе информационных), на которых осуществляются соответствующие рыночные сделки. Но, возможно, самые яркие решения связаны с переносом центра тяжести оперативных мер в пространство Интернета и переход, по сути, от видового к родовому принципу отнесения конкретных курительных смесей и аналогов к запрещенным. Как передает информационно-аналитический портал Союзного государства, начальник главного Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси Василий Лосич объявил о создании «криминальной разведки для мониторинга и противодействия распространению наркотиков». Из выступления министра внутренних дел Беларуси Игоря Шуневича вполне следует вывод, что данным декретом силовым органам предоставлены новые орудия-полномочия профилактики одной из самых критических криминальных сфер, в которых они нуждались как в воздухе.
Что касается самого декрета, то, согласно ему, по сообщению БЕЛТА, правительство утвердит комплексный план мероприятий, содержащий эффективные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией. При этом правительство будет обязано не менее одного раза в год в целях эффективного противодействия новым формам и методам распространения наркотиков рассматривать состояние работы в указанной сфере на заседаниях Президиума Совета Министров с последующим информированием о результатах Президента Беларуси. Предусмотрены также дополнительные полномочия МВД по координации деятельности государственных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Ужесточается уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Так, увеличивается максимальный срок лишения свободы за действия, связанные со сбытом наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), - с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему - с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, - с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях - с 8 до 20 лет.
Вводится уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет); повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).
Снижается возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, с 16 до 14 лет.
Усиливаются меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков. Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин). Увеличиваются максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин); потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).
Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, "спайсов") и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.
В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Решения о таком ограничении принимаются Мининформом на основании письменных уведомлений МВД и являются обязательными для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Беларуси.
В целях повышения эффективности профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе в сети Интернет, своевременного выявления лиц, занятых в незаконном обороте наркотиков, декретом возлагаются обязанности на владельцев интернет-ресурсов - анализировать содержание принадлежащих им интернет-ресурсов, не допускать их использования для распространения материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках распространения таких материалов.
Также возлагаются обязанности на поставщиков интернет-услуг - обеспечить с 1 января 2016 года формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в порядке, определяемом Минсвязи.
С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги. Вводится обязательная идентификация владельцев электронных кошельков, созданных в электронных платежных системах, действующих на территории Беларуси (независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках).
Правительству предписывается принять меры по созданию отдельных исправительных учреждений для лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией, а также по созданию профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете.
Декрет вступает в силу с 1 января 2015 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий