понедельник, 19 октября 2015 г.

Дневник Альфреда Розенберга. Часть 4. «На меня попытаются возложить ответственность за прежние неудачи». ОКОНЧАНИЕ


 
ИМХОклуб публикует фрагменты из дневника нацистского идеолога Альфреда Розенберга. Этот уникальный документ впервые переведен на русский язык, снабжен сопроводительными статьями, комментариями и справочным аппаратом группой российских историков, в числе которых и два спикера ИМХОклуба — Александр Дюков и Владимир Симиндей.

Начало — здесь
 





Берлин, 12.11.[19]44
 
Итак, во вторник генерал Власов под патронажем Гиммлера начнет в Праге кампанию как «глава движения Освобождения народов России»1. У этого факта есть две стороны: личная и политически-деловая.
 
Власов особенно продвигался армейскими2. Возмущение среди «власть имущих» в гл[авной] ст[авке] ф[юрера]. Нападки на «лезущих в политику» генералов. У меня был известный скепсис по отношению к Власову, так как его великорусские настроения были ясны — само по себе естественно, но требует осторожного подхода. Беседа д[окто]ра Лейббрандта с В[ласовым] и доклад мне. Указывается на многие народы, по отношению к которым нельзя допускать несправедливости. В[ласов] соглашается. 13.5.43 он передает в отдел Вермахт/Пропаганда свой письменный отказ от Украины и Кавказа, ссылаясь с благодарностью на мое министерство. Прежде (22.4.43) д[окто]р Ламмерс уже проинформировал меня о полученных им отчетах касательно выступления В[ласова] в Могилеве3. Я отвечаю 24.4.43, что тоже получил добрые вести. Фронт в один голос выступает за привлечение В[ласова], позиция, «которую и я в целом разделяю». Я настаиваю на приеме у фюрера, так как вопрос «столь же важен в военном отношении, как и другие, о которых докладывают фюреру». Прием невозможен. 26.5.43 я посылаю Борману заявление В[ласова] и предложение основать национальный комитет4. — Ответ приходит от Кейтеля: отказано5. Тем временем Кох неистовствует в гл[авной] ст[авке] ф[юрера] насчет Власова, жесткого обращения с народами Востока и пр.6 Саботирует декларацию о собственности посредством лжи относительно моей инструкции о порядке ее исполнения. Широкая поддержка позиции Коха Борманом и Гиммлером. Последний в речи перед рейхсляйтерами и гауляйтерами в Познани утверждает, что В[ласов] будто бы заявил: Россия может быть освобождена лишь руками русских. Он как германец отклоняет это. Недвусмысленные нападки на личность и взгляды В[ласова]7.
 
Итак, деятельность в этом направлении невозможна. Я образовываю управления по делам восточных народов, постепенно в них входят и представители легионов. — Затем акция помощников ПВО, задействование белорус[ских] ремесленников, отвод казаков с Дона/Кубани через Белорус[сию] в Северную Италию, учебные курсы в Варшаве и назначение начальников лагерей, обслуживание ставших инвалидами легионеров и пр. Постепенно расширяющаяся работа на случай изменения настроения фюрера. Осенью 1944 года [письменный] доклад фюреру о ней, так как в приеме все время отказывается. Узнаю о деятельности СС вокруг В[ласова]. Прием В[ласова] р[ейхс]ф[юрером] СС. Протокол недоступен, лишь короткое сообщение от Бергера, который принимал участие лишь в заключительной части беседы. Крёгер8 был гораздо словоохотливее и начал разрабатывать манифест В[ласова]9. В принципе фюрер одобрил! Гиммлер редактирует манифест. Потом его получаю я. Отправляю 12.10.44 фюреру памятную записку обо всем предприятии, свою позицию по манифесту В[ласова] и предложения. Ламмерс не в г[лавной] с[тавке] ф[юрера], он отсылает все Борману для передачи [фюреру]. Оба сообщают, что им ничего неизвестно относительно того, что манифест В[ласова] представлен фюреру. В телефонном разговоре 2.11.44 я выясняю, что Борман не передал мою памятную записку. Фюрер болен, «в постели». Не прочитал ее и до 9.11. Тем временем проверена длинная докладная записка В[ласова] и, как я официально услышал 7.11., одобрена10. Хотя я еще ...11 получил телеграмму от д[окто]ра Ламмерса: фюрер не возражает против того, что восточные народы на территории Н[емецкого] рейха будут управляться согласно моим указаниям, однако никаких обещаний относительно политического будущего.
 
Тогда же возражения представителей всех нерусских народов, в том числе казаков12. Они уже много лет сражаются за Г[ерманию]. Они хотят этим заниматься и впредь, но не под началом В[ласова]. Но уполномоченный СС перешагнул через это и обратился к дальнейшей повестке дня. Моя доктрина была признана, но на практике без предварительных переговоров с кем-либо немедленно началась работа по отстранению образованных Восточным мин[истерством] национальных управлений. Возрастающее разочарование. Кто подписал манифест В[ласова], я не знаю по сей день. Главное управление СС — без моего ведома — обратилось ко всем с ясным указанием: подчиниться. Но бессильные сегодня на территории Рейха — в глубине души они, возможно, будут чувствовать себя обманутыми Г[ерманией].
 
Итак: сначала признание моей концепции от апреля 1941 года: задействовать все народы, особенно украинцев. Буря протеста в г[лавной] с[тавке] ф[юрера] (Кох). С ним заодно Борман. Затем отказ от концепции и тем самым выкорчевывание сильнейшей нерусской силы. То есть отсутствие ясной линии в восточной политике.
 
Следует предложение подключить В[ласова]. Снова отказ. С 17.11.43 по сей день все просьбы о [личном] докладе отклонены13. После подключения р[ейхс]ф[юрера] СС Власову дается полный ход. После двух лет ожидания! Тогда было возможно действовать по своей воле, сейчас вынужденно. И подготовка к этому: дилетантская, скороспелая. Жертвы, принесенные другими народами, В[ласов] впишет сейчас в русскую конторскую книгу. То, что кавказцы и остальные еще сражаются — просто чудо. Если все они не оправдают ожиданий, виной тому — подход к вопросу, при котором скачки чередуются с волокитой.
 
О болезненном и возмутительном в личном отношении я напишу позже. Чувства еще слишком свежи. И из-за судьбы Рейха они менее важны. Но образ действий известных господ при фюрере демонстрирует, как сегодня делается политика в Рейхе. Никакого профессионализма, никакого постоянства и никаких знаний, так как для них требуется старание. Я могу лишь надеяться, что несмотря на все Рейх не понесет еще большего ущерба, чем он уже понес из-за политических болванов вроде Коха и других ограниченных, но честолюбивых личностей. В любом случае я могу понять Ницше, сошедшего с ума в его мире: он видел грядущее и не мог его изменить.
 
Итог: на меня попытаются возложить ответственность за прежние неудачи. Как уже говорят с улыбкой, я не мог вести дело Власова, так как Восточное мин[истерство] обрело дурную славу проводника колониальной политики по отношению к России. Об этом наверняка сказали фюреру и добились успеха...
 
 
 
Примечания

1 Так в оригинале. Правильно: Комитет освобождения народов России — был учрежден в Праге 14.11.1944.
 
2 Первоначальное задействование Власова в конце 1942 — начале 1943 г. проходило под патронажем отдела пропаганды вермахта и подразумевало исключительно пропагандистское использование. В этих целях были составлены так называемая «Смоленская декларация» (13 пунктов) и письмо Власова «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом?» (см. «Заря», Берлин, №17 от 3.3.1943).
 
3 В марте и апреле 1943 г. Власову было разрешено совершить пропагандистские поездки на оккупированные территории, он побывал в Смоленске и Могилеве, затем в Пскове и Гатчине. Отчет оперативного штаба Розенберга от 24.3.1943 о выступлении Власова в Могилеве см. IfZ NG-2726.
 
4 Предложение основать русский национальный комитет во главе с Власовым, его предполагаемый состав и организационная схема датируются 8.3.1943, см. BA R6/72.
 
5 См., напр., такое изложение этого отказа, сохранившееся в документах ОКХ:
 
«1) Не разрешается задействовать национальные комитеты для вербовки добровольцев.
 
2) Власову больше не разрешается появляться на оккупированных территориях.
 
3) Разрешение на дальнейшее использование Власова в пропаганде фюрер дал лишь при условии, что ни один из пунктов власовской программы не будет реализован без категорического согласия фюрера. Ни одно немецкое ведомство не должно всерьез воспринимать приманку, содержащуюся в 13 пунктах власовской программы». См. BA-MA RH2/2558.
 
6 См. письмо Коха Розенбергу от 16.3.1943 (Документ 192-PS, IMT, том XXV), а также служебную записку МИДа о беседе Гитлера с Розенбергом, состоявшейся 19.5.43: «Призывы к населению оккупированного Востока могут публиковаться лишь с согласия фюрера, а не по воле каких-то армейских клопов.
 
Ситуация требует от нас жесткого поведения, так как мы никогда не сможем добиться от украинцев политического одобрения наших мероприятий (ср. генерал-губернаторство)...
 
Кроме того, фюрер должен указать на тот факт, что украинцев и русских вовсе не следует противопоставлять, напротив, Украина — это матушка России, и украинцы всегда были первейшими сторонниками великой русской империи.
 
Фюрер продолжал: “Мы подчиняемся суровому закону войны: этот закон требует, чтобы мы получали от Украины продовольствие и рабочую силу. Лишь немощные генералы могут верить в то, что красным словцом можно заполучить рабочую силу”» (IfZ MA 143).
 
7 Слова Шиллера из драмы «Деметриус» часто использовались Власовым и его окружением, в частности они прозвучали в речи Малышкина в Париже 24.7.1943. В речи перед рейхс- и гауляйтерами в Познани 6.10.1943 Гиммлер, в частности, сказал: «И тут идут мысли господина Власова: Германия еще никогда не побеждала Россию. Россия может быть побеждена лишь русскими. Эта русская свинья, генерал Власов, предлагает нам свои услуги. И этому человеку некоторые наши старцы хотят вручить миллионную армию. Этому типу, на которого нельзя положиться, они хотят дать оружие и снаряжение, чтобы он выступил против России, а может, в один прекрасный день, что весьма вероятно, и против нас». Менее чем через год военная необходимость вынудила Гиммлера принять Власова и заключить с ним тактический союз, следствием чего стало образование КОНР.
 
8 Крёгер, Эрхард (нем. Erhard Kroeger, 1905—1987) — юрист из балтийских немцев, возглавлял пронацистское немецкое движении в Латвии. Оберфюрер СС (1941). После переговоров Гиммлера с Власовым назначен Гиммлером связным офицером (фактически куратором от СС) при Власове.
 
9 Впоследствии принятый КОНР в Праге как т.н. «Пражский манифест» (см. «За Родину», Берлин, №1 от 15.11.1944).
 
10 8.11.1944 Розенберг направил Ламмерсу следующую телеграмму: «Как мне только что сообщили из Главного управления СС, фюрер якобы одобрил власовскую акцию. В какой официальной форме это произошло, я не знаю. Вы сообщили мне, что ни Вы, ни рейхсляйтер Борман ничего не знает о том, что фюреру вообще представлялся власовский манифест. Далее, рейхсляйтер Борман дал мне согласие предотвратить то, что фюрера вынудят принять решение путем предоставления односторонней информации и без предварительного (предложенного им и желаемого мной) обсуждения этого вопроса. Я еще раз указываю на мои оценки и предложения и прошу Вас созвать у фюрера совещание руководящих лиц и представить ему эти оценки и предложения перед совещанием. Прошу известить о телеграмме рейхсляйтера Бормана». См. BA R6/72.
 
11 Пропуск в оригинале. Речь идет, по всей видимости, о телеграмме от 22.9.1944, в которой Ламмерс сообщает, что фюрер не сможет в ближайшие недели принять Розенберга лично, не возражает против того, чтобы попечение восточных народов шло в соответствии с директивами Розенберга и рекомендует связаться с рейхсфюрером СС для согласования этих директив. См. IfZ MA 246.
 
12 В немецких архивах сохранились многочисленные документы по этому поводу, напр., служебная записка о переговорах Бергера с С. Бандерой от 6.10.1944 (IfZ MA 327), служебная записка о переговорах Крёгера с президентом белорусской центральной рады Островским от 17.10.1944 (BA R6/165), письмо гетмана П. Скоропадского от 20.10.1944 (BA NS19/544), записка о переговорах с Власовым одного из руководителей азербайджанского национального движения майора Дудангинского от 2.11.1944 (BA R6/72), письмо Розенберга Ламмерсу от 3.11.1944 с изложением переговоров с казачьими атаманами Красновым и Домановым (BA NS8/166) и пр.
 
13 13.11.1944 Ламмерс сообщил Розенбергу, что «обергруппенфюрер Шауб сообщил мне сегодня по телефону, что по причинам, которые я не могу здесь изложить подробно, он не смог передать фюреру Вашу просьбу принять Вас до 16 ноября. В ближайшее время Вам не следует ожидать того, что фюрер Вас примет. Обергруппенфюрер Шауб подтвердил мне, что в деле Власова фюрер принял окончательное решение и сообщил его министру иностранных дел и рейхсфюреру СС. В силу этих обстоятельств должен Вам посоветовать обращаться с Вашими сомнениями в связи с дальнейшим ходом дела Власова к министру иностранных дел и рейхсфюреру СС». См. BA NS8/130.


http://imhoclub.by/ru/material/5299/#ixzz3p2KqSaaS

Комментариев нет:

Отправить комментарий