суббота, 1 апреля 2017 г.

Почему этому рынку нужно обрушиться


Почему этому рынку нужно обрушиться
Как старая заезженная виниловая пластинка, на которой иголка раз за разом перескакивает на одну и ту же дорожку, мы повторяем: сегодняшние рынки слишком переоценены и этим опасны.
Будучи приверженцами фундаментального анализа, уверенными в том, что процветание нельзя напечатать из чистого воздуха, мы все время со скепсисом относились к интервенционистской политике центральных банков. Начиная с 2009 года, они влили в мир $12 трлн. новых денег, сконцентрировав богатство в руках немногочисленной элиты и надув пузыри в различных активах (см. нашу недавнюю публикацию “Матерь всех финансовых пузырей”).
По нашему глубокому убеждению, все пузыри всегда лопаются. А значит мы считаем, что финансовые рынки ожидает грандиозный крах, в результате чего исчезнут рабочие места, надежды, мечты, экономики и политические карьеры.
 
Когда это случится, руководители центральных банков испугаются не на шутку (а может просто смутятся, поскольку являются законченными эгоистами) и ответят на этот кризис еще более агрессивным печатанием денег – и это вызовет взрыв всей монетарной системы. Вначале в виде направленного внутрь дефляционного взрыва, потом в виде гиперинфляционного ядерного гриба (см. нашу недавнюю публикацию “Когда все это полетит к чертовой матери…”).
Все это просто не может закончится по-другому. Деньги – это не богатство; деньги – это требование на богатство, а долги – это требование на будущие деньги. Тот, кто верит в текущую монетарную политику, должен верить в то, что долги могут бесконечно долго прирастать темпом, вдвое превышающим рост ВВП. И подобный рост означает двоекратное превышение требований над доходами, начиная с сегодняшнего дня и впредь.
Это все равно, что, если бы баланс вашей кредитной карты увеличивался бы на 10% каждый год, при том что ваши доходы ежегодно увеличивались бы всего лишь на 5%.
На национальном уровне США – это страна-банкрот, и это означает, что обязательства страны превышают ее активы. Америка жила не по средствам уже многие десятилетия и накопила к настоящему моменту огромную сумму публичного и частных долгов (также, как и социальных обязательств). И, да, нации могут становиться банкротами.
Но статус банкрота присваивается в результате судебного процесса, и такой процесс невозможен для целой экономики. Так, что же мы подразумеваем, говоря о приближающемся банкротстве США? Проще говоря, все эти требования, представленные долгами и напечатанной валютой должны быть уничтожены или уменьшены, чтобы система вновь вернулась к балансу.
Австрийский экономист Людвиг фон Мизес сформулировал эту мысль, как нельзя лучше: “Нет способов избежать финального коллапса бума, вызванного кредитной экспансией. Есть две альтернативы: либо кризис придет раньше в результате добровольного отказа от дальнейшей кредитной экспансии, либо он придет позже в виде полной катастрофы, включающей крах валютной системы.”
К сожалению, нет даже и намека на то, что наши национальные лидеры рассматривают возможность “добровольного отказа от дальнейшей кредитной экспансии”. Фактически, ситуация развивается в абсолютно противоположном направлении. “План”, формулируемый Федеральным Резервом, заключается в том, чтобы добровольно, используя все свои силы попытаться расширить кредит еще более агрессивно, чем раньше.
Чтобы понять, насколько велика опасность от уже достигнутого прогресса в этом направлении, нам нужно посмотреть на следующую диаграмму:
Наши текущие долги и прочие национальные обязательства теперь превышают отметку в 1000% (!) от ежегодного дохода страны, то есть ВВП.
Рост американской экономики начал замедляться вследствие проблемы “слишком много долга” еще в районе 2000 года. Вместо того, чтобы позволить естественным рыночным силам расчистить излишек долгов, Федеральный Резерв решил перейти в режим овердрайва с тем, чтобы “решить” проблему. Но является ли это решением? Монетарный регулятор понизил процентные ставки до нуля, уменьшив тем самым стоимость обслуживания накопившихся долгов, и напечатал триллионы новых долларов, чтобы подстегнуть новые заимствования.
Конечно же, проблема слишком большого количества долгов не может решаться еще большим их увеличением. Это примерно то же самое, что и лечение рака увеличением метастаз. Или алкоголизма – еще большим потреблением алкоголя. Но такова причудливая логика наших монетарных регуляторов.
Единственный способ решения этой проблемы, эффективность которого доказана историей, включает бюджетную экономию и сокращение долгов. Или, как писал фон Мизес, “добровольный отказ от дальнейшей кредитной экспансии”. Но такой подход требует политической смелости и готовности общества терпеть невзгоды вследствие снижения уровня жизни, которое компенсирует завышенные жизненные стандарты прошлых лет, ставшие возможными в результате непомерных трат. Ожидаете ли вы, что подобное произойдет в ближайшем будущем? Мы тоже не ждем этого…
Возвращаясь к диаграмме вверху, стоит отметить, что ни одна страна за всю историю никогда не избавлялась от такого огромного количества долгов, не испытав серьезнейшие трудности. Ни разу. Ни при каких обстоятельствах.
Единственный возможный способ избежать кризис – это, если экономика внезапно вернется к очень быстрому экономическому росту, и этот рост будет продолжаться чрезвычайно долго. И если — И ТОЛЬКО ЕСЛИ — в этот период быстрого роста, мы используем открывшееся окно возможностей, чтобы оплатить накопившиеся долги и обязательства, а не продолжим жить с прежними привычками.
Оглядываясь назад, мы видим, что никто и никогда не предпринимал попыток “добровольного отказа” от следования за кредитным циклом. Наоборот, все усилия были направлены на дальнейшее его расширение. Проще говоря, мы забираемся по кредитной лестнице все выше и выше, и придет день, когда мы свалимся с нее. Мы давно уже миновали высоту, упав с которой, мы испытали бы умеренную боль; теперь мы находимся на высоте, которая, вероятно, является смертельно опасной.
Но не сомневайтесь, нулевые процентные ставки предназначены лишь для того, чтобы толкать нас выше в нашем восхождении по этой кредитной лестнице. Блуждая в неизведанных водах невиданных доселе нулевых и отрицательных процентных ставок, наши центральные банки и не скрывают, что пытаются придать новый импульс процессу увеличения долгов (и расходов).
Федеральный Резерв, похоже, ни на минуту не встревожился тем фактом, что сберегатели и пенсионные фонды понесли большие потери вследствие этих низких (а в некоторых странах и отрицательных) процентных ставок. Его единственная цель – заставить кредит расширяться так быстро, как это возможно. Тем же заняты Европейский Центральный Банк, Банк Англии, Банк Японии и Народный Банк Китая.
План каждого из них: Расширение!
Но этот план несбыточен. Его цифры не сходятся в краткосрочной перспективе, о чем свидетельствует вялый рост ВВП в последние десять с лишнем лет, а в долгосрочной перспективе дела обстоят еще хуже. Почему? Потому, что в природе не существует бесконечного экспоненциального увеличения чего бы то ни было. Ученные заявляют, что даже наша вселенная однажды прекратит свое расширение, а затем сожмется, достигнув состояния сингулярности.
К сожалению, в настоящее время каждый главный центральный банк руководствуется в своих действиях подобным “планом” расширения.
Поскольку несложные расчеты говорят о том, что политика центральных банков гарантированно провалится, наша задача, как частных лиц, заключается в том, чтобы правильно разобраться в ситуации, а затем предпринять действия, которые помогут уменьшить ущерб от неизбежного обрушения текущей порочной системы. Если мы не можем остановить сумасшедших, мы, по крайней мере, можем предсказать последствия их действий и попробовать как можно больше отклонится от их безумной траектории.
Насколько далеки от реальности наши руководители центральных банков?
Адам Таггарт недавно написал: 
Джанет Йеллен только что плеснула еще больше бензина в мое сердце, пылающие огнем ненависти к центральным банкам…
Выступая на десятой Конференции Федерального Резерва в Вашингтоне, проводимой раз в два года, она произнесла короткую речь, озаглавленную “Крепкий фундамент: Экономическое будущее детей и обществ”. В этой речи она сфокусировалась на трудностях, с которыми сталкивается дети, растущие в бедных семьях. Сама себя при этом она выставляла в качестве адвоката, выступающего за рост благосостояния этих семей.
На самом деле, Джанет? На самом деле???
А как на счет рекордно низких процентных ставок, которые удерживает Федрезерв, руководимый тобою?
Тех самых ставок, которые полностью уничтожили мотивацию к сбережениям?
Тех самых ставок, которые лишили американские домохозяйства доходов на накопления, особенно фиксированных доходов на накопления?
Тех самых ставок, которые породили пузыри во всех активах и сделали покупку дома почти недостижимой мечтой для молодых семей?
Тех самых ставок, которые обусловили чрезвычайно дешевое кредитование компаний, воспользовавшись которым последние инвестировали в автоматизацию, чем подорвали будущий спрос на неквалифицированный/низкоквалифицированный труд?
Тех самых ставок, которые привели к самому большому имущественному неравенству в истории нашей страны?
Это классический пример бесстыдного патологического лицемерия тех, кто руководит нашей монетарной и фискальной системами. Это все равно, что, если бы серийный киллер читал лекцию своим умирающим жертвам: “Знаете ли, кто-то должен сделать что-нибудь, чтобы уменьшить количество убийств в этом городе.”
У Джанет есть очень сильная привычка “винить жертв”, что она и сделала несколько лет назад, прочитав нотацию американскому рабочему классу о том, что их невзгоды не имеют ничего общего с политикой Федерального Резерва, буквально раздающего деньги большим банкам и влиятельным инсайдерам. Вместо этого, она усмотрела причины бедности американцев в плохом образовании, в отсутствии у них предпринимательской жилки и в том, что у них не было богатых родителей, которые могли бы оставить после себя приличное наследство. Я не шучу, она действительно сказала все это в 2014 году.
Приводит в замешательство? Еще бы! Но если вы только считаете, что Джанет Йеллен волнуется о катастрофических последствиях своих действий для реальных людей. Однако, как только вы поймете, что Джанет Йеллен и ей подобные психологически неспособны сопоставить персональные взгляды на самих себя и последствия, предпринимаемых ими действий, ваше удивление пройдет. И вы скорее опечалитесь и впадете в уныние.
Но такое поведение вполне присуще человеку. В течение всей истории угнетатели-маньяки, устраивавшие геноциды, всегда преуспевали в создании замысловатой психологической самозащиты, охраняющей их хрупкое эго от разрушения психики, которое непременно бы состоялось, взгляни они беспристрастно на самих себя и совершаемые ими действия. Очень сложно совершить переход от осознания себя добродетельным супергероем до признания, что ты являешься источником бесчисленных страданий и горестей.
В Peak Prosperity мы раздаем людям хоть и слабую, но надежду на то, что эти банкиры и их купленные политики будут привлечены к ответу за все те жизни, которые они превратили в руины, а также за все безнравственные и преступные действия, которые они совершили. Без привлечения этих лиц к ответственности никогда ничего не изменится, поскольку вы увидите повторение тех же пороков, которые привели к беде в этот раз.
Самые отъявленные злоупотребления системой со стороны банковской элиты начались при Гринспене, когда тот провел бэйл-аут Уолл Стрит в 1998 году (после краха LTCM). Вскоре за этим событием в 1999 году состоялась отмена Гласса-Стиголла. С тех пор эксплуатация только нарастала. После небольшой паузы во время Великой Рецессии (во время которой банкиры заплатили себе рекордные бонусы, в то же самое время получая бэйл-ауты из денег налогоплательщиков), ситуация ухудшилась до невероятной степени.
Заключение
Все попытки еще больше увеличить сегодняшние непомерно завышенные цены активов вскоре потерпят неизбежный провал. И конец этой истории будет очень скверным. По мере коррекции цен на рынках изумленные инвесторы потеряют триллионы долларов своих денег и, вероятно, достаточно быстро.
Но разве может это все закончится иначе? Сама мысль о том, что у Федерального Резерва могло бы получится что-то путное, абсолютно нелепа. Они игнорировали (или, что еще хуже, были не осведомлены) буквально все, начиная от рисков недобросовестного поведения, исторических прецедентов, роли мотивации в человеческом поведении и заканчивая здравым смыслом.
Как и в 2008 году, накапливающаяся нестабильность в системе достигнет переломной точки, после которой эта нестабильность уже не сможет подавляться. Дефляционный монстр выпрыгнет из клетки, в которой центральные банки так отчаянно пытались его удерживать, и он очень скоро наверстает свое упущенное время. Очень большое количество богатства будет уничтожено в очень короткий промежуток времени.
Может это и прозвучит странно, но, по нашему мнению, чем скорее это случится, тем будет лучше. Произойди крах сейчас, у нас хотя бы был шанс собрать кусочки разрушенного, с помощью которых мы могли бы попытаться построить что-то полезное, когда пыль осядет. Чем дальше мы отодвигаем неизбежную коррекцию, тем более деструктивной она окажется в итоге, и тем сложнее будет восстановление после нее.
Зачем доводить ситуацию до таких пределов, когда будущее целых поколений будет лежать в руинах? Или его вообще не будет в результате какой-нибудь мировой войны, в которую будут втянуты нации с травмированными экономиками лишь только потому, что их лидеры не хотели вести себя ответственно?
Представители власти, относящиеся к поколению бумеров, должны будут ответить на многие вопросы, в числе которых будут и вопросы касательно их неспособности управлять страной смело, а также о том, почему они так эгоистично возложили ответственность за свои плохие решения на плечи будущих поколений.
Проще говоря, нам не только нужен рыночный крах, но мы его еще и заслужили.
Таким образом, трезво оценив перспективы, что нам следует сделать? Что ж, наш самый главный совет таков: позиционируйте себя к кризису, пока этот кризис не наступил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий