Правительство выделяет субсидии отечественным производителям в рамках импортозамещения. Это десятки миллионов рублей. Почему эти предприятия почти сразу же банкротятся, на примерах из собственной практики рассказала «МН» президент Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст.
- Казалось бы, предприятия в этом случае должны начать расти как грибы после дождя. А на деле они почему-то разоряются. Что происходит?
- Представьте себе: сидит губернатор, у него своя команда. Скажем, областное отделение банка возглавляет жена, в правоохранительных органах тоже свои люди. И тут из центра приходят деньги на какое-то предприятие. Почему бы и предприятие, и деньги не забрать себе?
- А что, раньше таких рейдерских захватов не было?
- Чтобы по одной и той же схеме за год банкротили сотни предприятий? Нет, раньше такого не было. Все началось с момента выделения субсидий производителям в рамках импортозамещения. Не буду называть сейчас конкретных губернаторов. Но по ряду преднамеренных банкротств мы подали заявления в суд, и, скорее всего, производителям придется идти в Европейский суд по правам человека.
- Но Россия недавно заявила, что сама будет решать, признавать ей юрисдикцию Европейского суда или нет.
- А Европейскому суду совершенно не важно, признает его Россия или не признает. Если решение Европейского суда вынесено, значит, будут арестовываться счета России за рубежом, ее имущество. Комитет министров Совета Европы за этим очень четко следит. Так что те российские чиновники, которые придумали не исполнять решения Европейского суда, они просто юридически неграмотные.
- Можете привести примеры преднамеренных банкротств?
- Регионы называть пока не буду - идут суды. Но это и банкротство одного из стеклозаводов. Было перспективное предприятие, работало на современных итальянских станках, каких в России не так много. Банк дал кредит, потом инициировал банкротство, все станки сдали в металлолом. Или молочный комбинат. Банк уговорил предприятие объявить себя банкротом: мол, вам не придется тогда платить проценты по кредитам, наоборот, обещали дать еще дополнительно денег. Вместо этого ввели конкурсного управляющего и выставили предприятие на торги.
У одного сельхозпроизводителя отобрали и обанкротили три совхоза-миллионера общей стоимостью
1 млрд рублей. До этого он занимался поставкой в Россию белорусской сельхозтехники, в 2003 году купил три убыточных предприятия. За несколько лет в 18 раз увеличил поголовье, сделал хозяйства прибыльными.
- Его тоже подвела «помощь от государства»?
- Причем помощь, которую он не получил. Ему предложили льготный кредит на сумму 196 млн руб. Причем еще до получения денег почти 2 млн руб. ему пришлось заплатить банку за открытие счета. Как вам такой грабительский национальный проект? Идет время, а деньги банк не выдает.
Дальше - больше: банк требует погасить первую процентную ставку. И это с невыданного кредита! Предприниматель продает партию свиней, но задерживает выплату на несколько дней. На основании этого банк отказывает ему в господдержке и инициирует процедуру банкротства. В итоге человека через суд заставляют продать предприятия за 2% от рыночной стоимости. Новые хозяева вырезают весь скот, все распродают, и тут банк выдает им те самые 196 млн рублей, которые благополучно исчезают в неизвестном направлении.
К сожалению, право собственности у нас плохо признается государством. Вот если хотя бы 500 производителей на всю страну не испугались и подали бы в суд, то бизнес так бы не кошмарили. Пока в людях сидит этот холопский страх, ничего путного с импортозамещением мы не дождемся.
Анна Александрова
Комментариев нет:
Отправить комментарий