РОССИЯ. ДЕМОГРАФИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1772–1917)
В 1772 г. в результате первого раздела Польши к России отошла Восточная Белоруссия с 60-тысячным еврейским населением. В 1783 г. к России был присоединен Крым, где жило около трех тысяч
караимов и евреев-раббанитов. В 1793–95 гг., после второго и третьего разделов Польши, в состав России вошли Правобережная Украина, Центральная и Западная Белоруссия, Литва и Курляндия, где было сосредоточено около пятисот тысяч евреев. В 1801–10 гг. российскими подданными стали около шести тысяч евреев
Грузии, в 1806–28 гг. — около пятнадцати тысяч евреев Дагестана и Северного
Азербайджана, в 1812 г. — около двадцати тысяч евреев Бессарабии, в 1815 г. — около трехсот тысяч евреев Герцогства Варшавского. В 1864–76 гг. к России были присоединены территории Кокандского и части Бухарского ханств, где к тому времени насчитывалось около двух тысяч евреев.
Наряду с присоединением территорий, где издавна существовали еврейские общины, в последней четверти 18 в. – первой четверти 19 в. важным фактором роста численности евреев в Российской империи была их миграция из-за рубежа. Так, в 1770–80-х гг. в Россию переселялись евреи из Польши и Галиции, отошедшей после первого раздела Польши к Австрии. Миграция евреев из Галиции и Герцогства Варшавского в Россию продолжалась и в начале 19 в. По приблизительной оценке, в 1772–1827 гг. в Россию иммигрировали минимум несколько десятков тысяч евреев, большинство которых расселилось в Новороссии, в том числе в Бессарабии.
Однако основным фактором увеличения численности еврейского населения Российской империи в 19 в. был высокий естественный прирост. По наиболее обоснованным оценкам, он составлял в конце 18 в. – начале 19 в. около 1,5%в год, в середине 19 в. около 2,2% в год, в конце 19 в. около 1,8% в год. Столь высокий естественный прирост был результатом строгого следования религиозным нормам иудаизма в семейно-брачной сфере (см.
Половая жизнь;
Семья); немаловажную роль играли и предписания средневекового еврейского религиозного права в отношении личной гигиены и воспитания детей, что обеспечивало сравнительно низкий уровень смертности.
В конце 18 в. медианный возраст вступления еврейских женщин в брак составлял около 17 лет; в возрасте 20–24 лет только четыре процента еврейских женщин не состояло в браке, а к 45–49 годам этот показатель снижался практически до нуля. Хотя во второй половине 19 в. медианный возраст вступления в брак у евреев европейской части России стал повышаться, его уровень вплоть до конца 1880-х гг. оставался одним из самых низких в Российской империи, а также среди еврейских общин
диаспоры. Лишь в последней четверти 19 в. в результате постепенного распада традиционного образа жизни (см. выше), под воздействием секуляризации и урбанизационных процессов возраст вступления еврейских женщин в брак резко возрос (см. табл. 1), а уровень брачности снизился. Эти тенденции усилились в начале 20 века.
Таблица 1. Медианный возраст вступления в брак евреев европейской части России
Годы | Мужчины | Женщины |
1867–71 | 22,6 | 21,0 |
1882–86 | 24,5 | 21,3 |
1901–02 | 26,6 | 23,5 |
Сходные изменения происходили и в сфере рождаемости. Вплоть до последней четверти 19 в. число детей в еврейской семье, как правило, зависело от физиологических возможностей супругов. В 1860-х гг. еврейская женщина к концу детородного периода в среднем имела до семи–восьми деторождений (нередко 10–15). В конце 19 в. из-за более позднего вступления в брак, а также в результате перехода к регулированию рождаемости, ее уровень у евреев стал резко снижаться, и в начале 20 в. был уже одним из самых низких в России.
Уровень смертности еврейского населения России традиционно относительно низкий, во второй половине 19 в. – начале 20 в., благодаря улучшению медицинского обслуживания в результате концентрации евреев в городах, снижался значительно более быстрыми темпами, чем уровень рождаемости. В результате естественный прирост евреев России в конце 19 в. – начале 20 в. несколько увеличился (см. табл. 2).
Таблица 2. Показатели естественного движения евреев европейской части России и ее населения в целом во второй половине 19 в. – начале 20 в. (в %)
Годы | Рождаемость | Смертность | Естеств. прирост |
Евреи | Всё нас. | Евреи | Всё нас. | Евреи | Всё нас. |
1867 | 45 | –* | 33 | – | 12 | – |
1881–82 | 39 | – | 22 | – | 17 | – |
1896–97 | 36 | 50 | 18 | 32 | 18 | 18 |
1900–04 | 34 | 49 | 17 | 31 | 17 | 18 |
1907–09 | 31 | 46 | 12 | 30 | 19 | 16 |
| <small>* Нет данных</small> |
Таблица 3. Эмиграция евреев из России в 1881–1914 гг.
Страна иммиграции | Численность (в тыс. чел.) | Доля от всех евреев-эмигрантов из России (в %) |
США | 1557 | 78,6 |
Великобритания | *120 | 6,1 |
Аргентина | *75 | 3,8 |
Канада | *65 | 3,3 |
Эрец-Исраэль | 43 | 2,2 |
Франция | 40 | 2,0 |
Южная Африка | 36 | 1,8 |
Германия | 21 | 1Д |
Египет | 12 | 0,6 |
Бельгия | 8 | 0,4 |
Другие | 3 | 0,1 |
Всего | 1980 | 100,0 |
| <small>* Без реэмигрировавших в другие страны</small> |
Таблица 4. Динамика эмиграции евреев из России в США в 1881–1914 гг.
Годы | Численность (тыс. чел.) | Доля (в %) |
Всего за период | В среднем за год | Среди всех эмигрантов из России | От всей еврейской эмиграции в США |
1881–1889 | 139,5 | 15,5 | 71,5 | 683 |
1890–1898 | 279,1 | 31,0 | 64,0 | 76,1 |
1899–1902 | 136,8 | 39,2 | 39,7 | 63,9 |
1903–1907 | 482,0 | 96,4 | 51,2 | 78,3 |
1908–1910 | 186,2 | 62,1 | 40,1 | 79,2 |
1911–1914 | 333,5 | 83,4 | 38,2 | 79,2 |
1881–1914 | 1557,1 | 45,8 | 47,9 | 75,7 |
Значительное влияние на динамику численности евреев России с второй четверти 19 в., а особенно с 1880-х гг. оказывала эмиграция (отдельные еврейские семьи эмигрировали из России, преимущественно в Германию, еще с конца 18 в.). Первая волна эмиграции в 1827–56 гг. была нелегальной и охватила несколько десятков тысяч человек, переходивших в Бессарабии границу с Молдовой и Валахией, а в Царстве Польском — границу с Пруссией. В 1840–50-х гг. отдельные евреи уезжали из Литвы и Белоруссии в Северную Америку, но лишь в конце 1850-х гг. началась значительная эмиграция в США евреев из Сувалкской губернии Царства Польского и соседних районов Ковенской губернии. В целом до начала 1860-х гг. эмиграция евреев из России не носила массового характера, прежде всего из-за их нежелания покидать общины.
В 1860-х гг. реформы Александра II, а также осложнение экономической ситуации в Царстве Польском в результате разгрома восстания 1863–64 гг. и последовавшей за ним конфискации шляхетских поместий способствовали повышению мобильности евреев; часть из них направилась в Германию и Северную Америку. В 1867–69 гг. вследствие голода и эпидемий эмиграция евреев из северо-западных губерний Царства Польского в Северную Америку существенно возросла. Это было связано и с установлением надежного пароходного сообщения между Европой и Северной Америкой. В 1860-х гг. началась и эмиграция евреев из Подолии; она заметно усилилась после погрома в Одессе в 1871 г. В 1871–80 гг. из России эмигрировали пятнадцать–двадцать тысяч евреев. Массовый характер еврейская эмиграция из России приобрела после волны погромов 1881–82 гг. и введения в 1882 г. Временных правил (см. выше). Она была обусловлена как экономическими (упадок еврейского ремесла, факторства и мелкой торговли в результате бурного развития крупного промышленного производства и транспорта, прежде всего железнодорожного, усиление влияния крупных торговых фирм, введение государственной монополии на виноторговлю), так и социально-политическими факторами (погромы, ограничение права жительства, изгнание евреев из Москвы в 1891 г., введение процентной нормы в средних и высших учебных заведениях, позднее — желание избежать мобилизации в армию в период русско-японской войны 1904–1905 гг. и Первой мировой войны.
Таблица 5. Соотношение естественного прироста и эмиграции еврейского населения России в 1881–1914 гг. (в %)
Годы | Среднегодовой уровень естественного прироста | Среднегодовой уровень эмиграции | Ежегодный рост численности еврейского населения |
1881–1890 | 17 | 5 | 12 |
1891–1900 | 18 | 8 | 10 |
1901–1910 | 18 | 19 | -1 |
1911–1914 | 16 | 21 | -5 |
Таблица 6. Динамика численности еврейского населения России в границах соответствующих лет в конце 18 в. – начале 20 в.
Годы | Официальные данные (тыс. чел.) | Оценка |
Численность евреев России (тыс. чел.) | % от всего населения России | % от общей численности евреев в мире |
1772 | 36,0 | 60 | 0,2 | 3,0 |
1800 | 346,3 | *570 | 1,5 | 22,8 |
1825 | 1608,2 | **1500 | 2,3 | 46,9 |
1850 | 1848,7 | 2350 | 3,4 | 50,0 |
1880 | 4086,7 | 4087 | 4,8 | 53,4 |
1897 | 5189,4 | 5189 | 4,0 | 49,0 |
1914 | – | ***5250 | 3,1 | 39,9 |
<small>* без Царства Польского, территория которого отошла к России в 1815 г.</small> |
<small>** данные на 1834 г.</small> |
<small>*** оценки численности евреев в России на 1825 г. и 1914 г., встречающиеся в работах Я. Лещинского и других специалистов, представляются завышенными</small> |
Таблица 7. Изменения в расселении евреев Российской империи в 19 в.
Регион | Численность (тыс. чел.) |
(ко всему евр. населению России, в %) |
1800 | 1834 | 1850 | 1881 | 1897 |
В черте оседлости<small>1</small> | 811 | 1773 | 2309 | 3932 | 4874 |
(98,9) | (98,5) | (98,3) | (96,2) | (93,9) |
| Северо-Запад | 301 | 583 | 750 | 1244 | 1410 |
(36,7) | (32,4) | (31,9) | (30,4) | (27,2) |
Юго-Запад | 225 | 570 | 762 | 1056 | 1192 |
(27,5) | (31,7) | (32,5) | (25,8) | (23,0) |
Новороссия | 24 | 106 | 145 | 450 | 730 |
(2,9) | (5,9) | (6,2) | (11,0) | (14,1) |
Северо-Восток | 11 | 37 | 52 | 172 | 226 |
(1,3) | (2,1) | (2,2) | (4,2) | (4,4) |
Царство Польское | [250]<small>2</small> | 477 | 600 | 1010 | 1316 |
[(30,5)] | (26,5) | (25,5) | (24,7) | (25,4) |
Вне черты оседлости | 9 | 27 | 41 | 155 | 315 |
(1,1) | (1,5) | (3,8) | (6,1) | (2,1) |
Всего | [820]<small>2</small> | 1800 | 2350 | 4087 | 5189 |
(100) | (100) | (100) | (100) | (100) |
<small>1 в границах конца 19 в. 2 территория Царства Польского отшла к России в 1815 г.</small> |
Таблица 8. Крупнейшие еврейские общины Российской империи (тыс. чел.) в конце 18 в. – начале 20 в. (по официальным данным*)
| 1796–1803 | 1847 | 1881 | 1897 | 1910–14 |
Варшава | 11,61 | 37,24 | 127,9 | 219,1 | 337,0 |
Одесса | 0,2 | 7,4 | 73,4 | 138,9 | 219,4 |
Лодзь | данные уточняются |
Вильна | 6,9 | 23,1 | 52,1 | 63,8 | 77,5 |
Екатеринослав | 0,3 | 1,7 | 6,7 | 41,0 | 69,0 |
Белосток | 4,0 | 6,7 | 18,4 | 41,9 | 61,5 |
Гомель | – | 2,4 | 10,7 | 20,4 | 58,0 |
Двинск | 1,52 | 2,9 | 20,8 | 32,4 | 56,0 |
Бердичев | 2,0 | 23,2 | 64,4 | 41,6 | 55,9 |
Кишинев | 0,13 | 10,5 | 46,3 | 50,2 | 52,0 |
Минск | 5,5 | 13,0 | 28,0 | 47,6 | 45,1 |
Витебск | 2,4 | 9,4 | 23,6 | 34,4 | 43,6 |
Житомир | 1,3 | 9,2 | 27,0 | 30,7 | 38,4 |
Ковна | – | 2,0 | 28,3 | 25,4 | 37,1 |
Брест | 2,8 | 8,1 | 24,8 | 30,3 | 36,5 |
Петербург | – | 0,54 | 16,8 | 16,9 | 35,0 |
Гродно | 3,8 | 8,1 | 26,7 | 22,7 | 34,5 |
Рига | 0,1 | 0,5 | 20,1 | 22,2 | 33,7 |
Кременчуг | 0,5 | 3,7 | 23,9 | 29,8 | 32,7 |
<small>* В конце 18 в. – 19 в. официальные данные как правило занижали численность еврейского населения. В начале 20 в. наблюдалась обратная картина.</small> |
<small>1 — 1811 г.; 2 — 1787 г.; 3 — 1772 г.; 4 — 1856 г.</small> |
Основная масса евреев, уезжавших в 1881–1914 гг. из России, направлялась в США. Евреи составляли около половины всех российских эмигрантов в США; более трех четвертей всей еврейской иммиграции в США в эти годы пришлось на выходцев из Российской империи. В 1901–14 гг. эмиграция евреев России превышала естественный прирост. В годы Первой мировой войны выезд евреев из России приостановился: в 1915–17 гг. в США переселились 23,4 тыс. российских евреев.
Среди эмигрантов-евреев доля мужчин достигала 56%, в то время как по данным переписи 1897 г. они составляли менее 49% еврейского населения России. Детей до 14 лет было среди эмигрантов-евреев 24,4% (по переписи 1897 г. — 38,4%), людей в возрасте 14–44 лет и свыше 45 лет — соответственно, 69,8% и 5,8% (по переписи 1897 г. — 46,6% и 15,0%). Таким образом, уезжали прежде всего мужчины работоспособного возраста, но во многих случаях за рубеж переселялись целые семьи, о чем свидетельствует значительная доля женщин и детей.
В конце 19 в. – начале 20 в. в небольших размерах шла и нелегальная иммиграция евреев в Россию, преимущественно из Ирана и Турции; в годы Первой мировой войны она заметно усилилась.
До 1917 г. ассимиляция не оказывала существенного влияния на динамику численности евреев России. Тем не менее, абсолютное число принимавших христианство было весьма значительно. На протяжении 19 в. 69,4 тыс. евреев перешли в православие, около двенадцати тысяч (преимущественно в Царстве Польском) — в католичество и около трех тысяч — в лютеранство. После принятия в 1905 г. закона о свободе вероисповедания количество крещений в православие заметно снизилось, но возросло число случаев принятия евреями лютеранства. До 1860-х гг. основная часть крещений носила насильственный или вынужденный характер: так, в 1827–56 гг. в православие было обращено около двадцати пяти тысяч кантонистов (см. выше). Позднее крещение принимали для того, чтобы добиться высокого положения в обществе, избежать выселения, вступить в брак с христианином, избежать уголовного преследования и т. п. Лишь незначительная часть евреев, перешедших в 19 в. – начале 20 в. в христианство, сделала это, исходя из сознательных ассимиляционных установок.
Таблица 9. Распределение еврейского населения губерний черты оседлости по типам поселений (данные переписи 1897 г.)
Регионы черты оседлости | Численность еврейского населения |
Сельская местность | Местечки и посады | Города | Все поселения |
тыс. человек (в % ко всему еврейскому населению) |
Северо-Запад | 266,5 (18,74) | 533,1 (37,47) | 622,8 (43,79) | 1422,4 (100,0) |
Царство Польское | 176,2 (13,34) | 331,5 (25,10) | 813,4 (61,57) | 1321,1 (100,0) |
Юго-Запад | 338,9 (19,15) | 712,0 (40,26) | 717,7 (40,57) | 1768,6 (100,0) |
Юго-Восток | 105,0 (27,37) | 42,1 (10,87) | 239,1 (61,76) | 387,2 (100,0) |
Всего | 887,6 (18,11) | 1618,8 (33,05) | 2393,0 (48,84) | 4899,3 (100,0) |
Таблица 10. Распределение еврейского городского населения России по типам городов черты оседлости в 1897 г.
Города с общим населением | % ко всему еврейскому населению черты оседлости |
до 10 тыс. | 10,23 |
от 10 до 50 тыс. | 17,64 |
от 50 до 100 тыс. | 7,84 |
свыше 100 тыс. | 13,13 |
Всего в городах | 48,84 |
Вплоть до второй половины 19 в. статистика населения носила в Российской империи фискальный характер, и евреи оказывали упорное сопротивление любой попытке властей «считать головы», опасаясь, что это приведет к увеличению налогов, призыва в армию и т. п. Поэтому официальные данные о численности евреев в России вплоть до 1880-х гг. сильно занижены; тем не менее, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в 19 в. еврейское население росло значительно быстрее населения Российской империи в целом. Рост численности евреев в России резко замедлился в начале 20 в., прежде всего из-за массовой эмиграции.
В конце 18 в. подавляющее большинство евреев было сосредоточено в западных губерниях Российской империи, образованных на территориях, отошедших к России в результате разделов Польши. Начавшаяся в 1780-х гг. миграция евреев из Белоруссии во внутренние губернии России была в 1791 г. законодательно запрещена. Вне бывших польских территорий (литовско-белорусские губернии — Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская; юго-западные губернии — Подольская, Волынская, Киевская) евреям было с 1791 г. разрешено селиться в Новороссии (Екатеринославская, Херсонская, Таврическая губерния, а с 1812 г. и Бессарабская область), а с 1794 г. — в северо-восточных губерниях Украины (Черниговской и Полтавской). В 1815 г. регион свободного проживания евреев заметно расширился в результате присоединения территорий, на которых было образовано Царство Польское. В конце 18 в. – первой половине 19 в. основной поток миграций евреев был направлен из литовско-белорусских губерний в Новороссию, Черниговскую и Полтавскую губернии, в Подолию и на Волынь. Во второй половине 19 в. – начале 20 в. в пределах черты оседлости евреи мигрировали из литовско-белорусских губерний в Новороссию.
Таблица 11. Доля еврейского населения в различных типах поселений черты оседлости (в % от всего населения) в 1897 г.
Регионы | Сельская местность | Местечки и посады | Города |
Северо-Запад | 3,3 | 58,2 | 52,6 |
Царство Польское | 2,7 | 45,3 | 37,7 |
Юго-Запад | 3,2 | 40,2 | 35,9 |
Юго-Восток | 1,5 | 6,6 | 23,6 |
Всего в черте оседлости | 2,8 | 39,8 | 37,6 |
Таблица 12. Численность еврейского населения городов черты оседлости по официальным данным в начале 20 в.
Регионы и губернии | 1897 | 1910 | % прироста 1897–1910 |
Северо-Запад | 625 499 | 779 594 | 24,64 |
| в том числе губернии: |
Витебская | 113 882 | 138 632 | 121,73 |
Минская | 113 278 | 147 515 | 110,40 |
Могилевская | 77 402 | 131 982 | 170,51 |
Виленская | 94 936 | 109 736 | 115,59 |
Ковенская | 62 265 | 80 611 | 129,46 |
Гродненская | 143 395 | 171 118 | 119,33 |
Царство Польское | 795 482 | 1 126 906 | 141,66 |
| в том числе губернии: |
Сувалкская | 29 480 | 44 729 | 151,73 |
Седлецкая | 61 097 | 90 933 | 148,83 |
Люблинская | 69 640 | 95 591 | 137,26 |
Ломжинская | 33 159 | 46 951 | 141,59 |
Плоцкая | 30 862 | 44 664 | 144,72 |
Варшавская | 286 793 | 411 921 | 143,63 |
Петроковская | 163 678 | 203 675 | 124,44 |
Калишская | 43 664 | 70 106 | 160,56 |
Радомская | 48 682 | 75 503 | 155,09 |
Кельцская | 28 427 | 42 833 | 150,68 |
Юго-Запад | 877 813 | 1 250 139 | 142,42 |
| в том числе губернии: |
Волынская | 145 429 | 207 244 | 142,51 |
Киевская | 225 670 | 343 202 | 152,08 |
Подольская | 143 025 | 208 541 | 145,81 |
Бессарабская | 114 623 | 152 951 | 133,44 |
Херсонская | 249 066 | 338 201 | 135,79 |
Юго-Восток | 260 750 | 388 779 | 149,10 |
| в том числе губернии: |
Черниговская | 60 506 | 89 436 | 147,81 |
Полтавская | 82 019 | 107 307 | 130,83 |
Екатеринославская | 73 759 | 138 322 | 187,55 |
Таврическая | 44 466 | 53 714 | 120,80 |
Всего в черте оседлости | 2 559 544 | 3 545 418 | 138,52 |
Вплоть до реформ Александра II евреям разрешалось постоянно жить вне черты оседлости лишь в Курляндии, Лифляндии и на Кавказе, то есть в тех регионах, где еврейские общины существовали еще до их присоединения к России. Однако переселение туда евреев из губерний черты оседлости было запрещено. На остальной территории Российской империи жили только отдельные евреи и еврейские семьи, многие из них нелегально. Лишь в Сибири существовало к середине 19 в. постоянное еврейское население. Только после того, как в 1860–70-х гг. некоторые категории евреев получили право постоянного жительства вне черты оседлости, их приток во внутренние районы России принял значительные масштабы. Миграция евреев за пределы черты оседлости резко усилилась в конце 19 в. – начале 20 в. В 1914–15 гг. российские власти депортировали, преимущественно во внутренние губернии, 250 тыс. евреев из Царства Польского, Ковенской, Курляндской и Гродненской губерний. Кроме того, в годы Первой мировой войны во внутренние районы России бежали, спасаясь от наступления немецких войск, около 350 тыс. евреев из губерний черты оседлости.
В начале 19 в. немногим менее половины российских евреев было расселено в деревнях и поместьях. В конце 18 в. – первой половине 19 в. российские власти стремились сконцентрировать евреев в городах и местечках черты оседлости (см. выше). В тот же период евреи покидали города, утратившие былое экономическое значение (Шклов, Полоцк,
Острог,
Дубно,
Слуцк,
Балту, Заславль и другие). Как правило, в первой половине 19 в. евреи мигрировали в губернские и уездные города, а также в новые торговые центры юго-западных губерний и Новороссии. Во второй половине 19 в. эта миграция продолжалась в еще более значительных масштабах. В это время крупные еврейские общины возникли и за пределами черты оседлости (прежде всего в Петербурге, Риге, Москве), а также в Новороссии и Царстве Польском. Концентрация евреев в крупных городских центрах происходила во второй половине 19 в. прежде всего за счет миграции из местечек. Доля еврейского населения сельской местности оставалась в этот период достаточно стабильной (в первой половине 19 в. она сократилась более чем в два раза). Наиболее значительным было сельское еврейское население юго-восточного региона, хотя еврейские сельскохозяйственные колонии создавались властями в основном на юго-западе черты оседлости, прежде всего в Новороссии.
По данным переписи 1897 г., евреи составляли 37,7% всего городского населения в Царстве Польском, 23,6% в юго-восточных губерниях черты оседлости, 35,9% — в северо-западных и 52,6% — в юго-западных губерниях.
В начале 20 в. процесс концентрации евреев в крупных и крупнейших городах протекал еще более интенсивно. Особенно это было характерно для промышленных центров Царства Польского и Новороссии.
В период вхождения в состав Российской империи территории, на которых проживало еврейское население (1772–1884), вместе с
ашкеназами ее подданными стали также представители сравнительно немногочисленных этнолингвистических групп (общин) восточных евреев.
Ашкеназы (так называемые восточноевропейские евреи) составляли подавляющее большинство еврейского населения Белоруссии, Украины, Литвы, Курляндии, Бессарабии и Царства Польского. Разговорным языком ашкеназов был идиш; его северо-восточный (или так называемый литовский) диалект был распространен в Белоруссии, Литве, Латвии, центральный — в Польше, а юго-восточный (или волыно-подольский) — на Украине и в Бессарабии. Российские ашкеназы делились также по религиозному признаку (это деление почти совпадало с диалектным): евреи Литвы, Курляндии и большинство евреев Белоруссии были
митнагдим, а Украины, Царства Польского, Бессарабии, часть евреев Белоруссии и Латгалии — хасидами. В Польше (
Замосць), в Литве, Латгалии проживали немногочисленные
сефарды, в основном растворившиеся в 18–19 вв. в ашкеназском большинстве; на юге Бессарабии также жили группы сефардов (потомки мигрантов 16–18 вв. из Турции), окончательно слившиеся с местными ашкеназами в 19 в. – начале 20 в. Сефардами нередко ошибочно называют также представителей еврейских общин Крыма, Кавказа и Средней Азии (см. ниже); данное наименование основано лишь на том, что в этих общинах приняты сефардский молитвенный ритуал (см.
Литургия) и сефардское произношение иврита.
Таблица 13. Динамика численности этнолингвистических групп еврейского населения России (тыс. человек)
Группа евреев | 1800 | 1850 | 1880 | 1897 | 1914 |
Ашкеназы | 565,0 | 2315,0 | 4039,0 | 5127,0 | 5166,5 |
Горские | – | 17,0 | 20,0 | 25,0 | 31,0 |
Грузинские | – | 9,0 | 12,0 | 15,0 | 20,0 |
Бухарские * | – | – | 3,0 | 5,0 | 10,0 |
Восточноевропейские караимы | 4,0 | 7,5 | 10,0 | 12,4 | 13,5 |
Крымчаки | 0,9 | 1,6 | 3,0 | 4,5 | 7,0 |
Курдские | – | 0,9 | 0,2 | 0,2 | 1,0 |
Мешхедские | – | – | – | 1,0 | 2,0 |
<small>* без Бухарского ханства</small> |
Караимы составляли в конце 18 в. большинство еврейского населения Крыма и проживали в Литве, в основном в городе Троки (см.
Тракай). Однако с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи и с распространением на них законодательных льгот, отделивших караимов от остального еврейского населения, российские караимы (в отличие от караимов Востока) в большинстве своем уже в 19 в. перестали считать себя частью еврейского народа (см. также
Караимский язык). В Крыму проживали также тюркоязычные (см.
Крымчакский язык) евреи-раббаниты —
крымчаки. На Кавказе в сельских районах и городах Грузии издревле жили
грузинские евреи, родным языком которых был грузинский, в Дагестане и Азербайджане —
горские евреи, говорившие на
еврейско-татском языке (в середине 19 в. их общины возникли в Чечне, Кабарде и на Кубани).
В 1864–76 гг., когда Россия овладела Чимкентом,
Самаркандом,
Ташкентом, и на завоеванной территории Средней Азии было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, а Бухарское и Хивинское ханства признали протекторат России, ее подданными стали среднеазиатские, или
бухарские евреи, разговорным и литературным языком которых являлся
еврейско-таджикский язык. В конце 19 в. – начале 20 в. в
Бухаре (входившей в формально самостоятельное государство) и в Туркмении стали селиться
персидские евреи из
Мешхеда и
Афганистана, насильственно обращенные в
ислам и вернувшиеся в Средней Азии в иудаизм. В Бухаре они со временем слились с бухарскими евреями, а в Туркмении образовали особую общину мешхедских евреев, называющих себя «
ирони». В Средней Азии, в основном в Бухаре, из потомков обращенных в ислам (в 18–19 вв.) бухарских евреев возникла община
чала, тайно соблюдавшая законы и обряды иудаизма.
С конца 19 в. в Закавказье стали переселяться говорившие на
арамейском языке курдские евреи из Ирана и Турции, так называемые
лахлухи. К еврейскому населению в России (до 1917 г.) иногда относят также часть русских иудействующих из общины
геров, многие из которых не только исповедовали иудаизм, но и восприняли в конце 19 в. – начале 20 в. еврейское национальное самосознание.
Как указано выше, число представителей всех этих маргинальных групп было незначительно; по переписи 1897 г. ашкеназы составляли около 98,7%еврейского населения Российской империи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий