четверг, 2 января 2014 г.

Сетевая война против Белой Руси

 Николай Амбражевич


Деятельность в Беларуси прозападных НПО (Non-governmental organizations – NGOs), стремящихся планировать, инициировать и реализовывать собственный событийный ряд, информационные поводы и проекты, воспринимающиеся населением и чиновничеством, носят не только сетевой, но и революционный характер. Сегодня НПО, вездесущие и быстрые, врываются в мир неповоротливых государственных бюрократий, ведя с ними то, что американский теоретик Д. Аркилла и др. именуют «сетевой войной» и относят к конфликту, связанному с информацией (Arquilla J., Ronfeldt D. Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy. RAND, 2001).

Ведущиеся действия могут концентрироваться на мнении элиты, мнении масс или на том и другом вместе и включают в Беларуси:

- меры дипломатического характера,

- содействие диссидентским и/или оппозиционным движениям,

- массовые уличные пропагандистские и психологические кампании,

- кампании в средствах массовой информации,

- внедрение в компьютерные сети и базы данных,

- деятельность в области политики, культуры и экономики.

По оценкам белорусских властей, из 820 иностранных НПО, действовавших на территории страны на начало 2000-х гг. (США представляли 84 организации), более 50 «оказывали крайне негативное воздействие на развитие Республики Беларусь и подрывали ее безопасность». О том, кто дергает ниточки этой сети, еще в июле 2003 года официально заявил глава Агентства по международному развитию (USIAD), не­когда бывшего подразделением разведки США, Э.Натсиос: «Люди, получающие помощь по каналам NGOs, не знают, что за большинством гуманитарных проектов стоит американское правительство… это возмутительно».

Заявление стало следствием решения администрации президента США о «кардинальном улучшении имиджа Америки за рубежом». Одну из главных ролей в этом процессе американские чиновники отвели НПО, которым было официально предложено прекратить в любой форме критику Белого дома и стать «рукой Вашингтона». То есть официально объявить, что их деятельность является частью внешней политики США. (Само USIAD также не сидит сложа руки, занимаясь совместно с фондом Сороса финанси­рованием обучения специалистов по управлению т.н. неза­висимыми СМИ для стран Восточной Европы, в т.ч. Беларуси.)

В Беларуси приоритеты западных НПО – координация и управление ими же оплаченной деятельностью политизированных структур. Это даже не скрывается. Например, отвечая на вопрос корреспондента «Немецкой волны» (6.08.2006) о результатах западной политики по поддержке демократии в Беларуси, экс-глава западногерманской разведки и консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске Ганс-Георг Вик с немецкой прямотой заявил: «Если существующие в Беларуси демократические силы не будут финансироваться из-за рубежа, они станут маргинальными и исчезнут вообще».

О том, что в Беларуси США и западными НПО используется та же тактика, что и в Зимбабве против националистического режима Мугабе, можно узнать не только из белорусских государственных СМИ, но и, например, из аналитического материала группы German Foreign Policy.com «14 миллионов евро за переворот».

Структурно принцип организации действующих против РБ прозападных НПО – сетевой, функционально – роевой. Активные («боевые») единицы» можно назвать «мошками» – по функциональному признаку или «атомами» – по структурному. В роли их могут выступать как НПО, так и отдельные индивиды. Грамотно организованные пульсирующие роевые атаки этих единиц – главная угроза управленческой иерархии.

В Беларуси стимулирование (в т.ч. материальное) роста «третьего сектора» на первых этапах активно осуществлялось по линии IREX (International Research and Exchanges Board,), фондов МакАртура и «Евразия» (McArthur Foundation, Eurasia Foundation), программы «Альянс партнерства Каунтерпарт» (САР), финансировавшейся Агентством США по международному развитию и ставшей после закрытия белорусскими властями представительства IREX одним из сетевых «узлов», координирующим усилия по повышению социально-политической активности белорусских НПО. По сути дела, «Альянс» не столько расширял сферу гражданского общества в Беларуси, сколько задавал параметры его развития в соответствии с рекомендациями администрации США.

В этот процесс активно включились структуры с территории Литвы, вроде Международного республиканского института (IRI), Германии – вроде Фонда Фридриха Эберта, финансируемого федеральным правительством и Польши, где функционируют десятки финансируемых Западом НПО, ведущих активную деятельность в Беларуси, вроде фонда «Образование для демократии», «Институт в поддержку демократии в Восточной Европе», «Польско-американский фонд свободы» и др. Польскими НПО, активно сотрудничающими с структурами США и западными правозащитными организациями, была создана рабочая группа «Заграница». Основная цель – реализация программ по продвижению демократии и формированию «гражданского общества» в государствах Центральной и Восточной Европы. Приоритеты деятельности немцев и поляков – образовательные семинары, которые, если верить организаторам, «способствуют повышению общего уровня политической культуры участников».

Координацией и управлением деятельностью политизированных НПО в 2000-е гг. занималась крупная американская некоммерческая организация Национальный демократический институт (NDI, координировал программы по Беларуси Д. Хованский), патронировавшая САР (финансирование «Партнерства», которое должно было осуществлять в 2006 году «параллельное наблюдение за выборами» президента РБ шло через киевское отделение NDI под руководством гражданина США Дэвида Гамильтона, на эту деятельность США выделили в том же году 12 млн. долларов), известная своей специфической деятельностью по всему миру и тесным сотрудничеством с USIAD и National Endowoent for Democracy (NED). Этот вроде бы некоммерческий американский фонд-институт финансируется из правительственных источников (вроде того же USAID) и, в свою очередь, выступает спонсором политизированных формирований.

По данным белорусских госСМИ, после перевыборов А. Лукашенко на очередной срок конгресс США принял в декабре 2006 года законопроект, предусматривавший выделение в 2007 и 2008 годах из бюджета более 55 млн. долларов на поддержку «демократических процессов» в Беларуси. Из них 20 млн. ежегодно – на содействие «демократическому строительству», включающему поддержку «неправительственных и международных обменов», и 7,5 млн. – на теле- и радиовещание. В определенной степени гранты можно классифицировать как иностранную безвозмездную помощь, поступающую в Беларусь и регистрируемую департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ. Согласно электронной базе этого ведомства, начиная с 2004 года, белорусские юридические и физические лица получили из-за рубежа за 3,5 года в виде безвозмездной помощи около 350 млн. долларов.

За полгода до украинских событий 2004 г. президент американского фонда NED Карл Гершман, оценивая как среднюю возможность повторения в Беларуси сценария грузинской «революции роз», в интервью газете «Комсомольская правда» в качестве основных, необходимых для этого факторов выделил следующие:
наличие у белорусской оппозиции популярного лидера;
степень вовлеченности в события международного сообщества;
степень подконтрольности выборов зарубежным наблюдателям.

Стратегическая цель как западных, так и местных оппозиционных НПО состоит в радикальном изменении существующей системы власти и управления хозяйствованием посредством более эффективной подготовки и последующей успешной сдачи избирательного «теста» и отстранения А. Лукашенко от власти. В процессе президентских избирательных кампаний 2001, 2006 и 2010 гг. эта цель достигнута не была, т.к. отсутствовали первый и отчасти третий факторы. В то же время тактическая цель – плавная трансформация режима в прозападном ключе – на наш взгляд, успешно реализуется.

Это следствие того, что, невзирая на постоянные многолетние провалы прозападной оппозиции и ее кандидатов на выборах всех уровней, Беларусь ежедневно сталкивается с «мягкой силой» роёв вроде бы не связанных друг с другом фондов, общественных объединений, комитетов «в защиту чего-то», политических движений, «независимых» СМИ, сайтов… «Независимых», но действующих невероятно согласованно извне и изнутри республики. Одни части сети заняты финансами, другие – информацией и коммуникациями, третьи – безопасностью, четвертые – «правозащитной» деятельностью и т. д.

Американцы работают в РБ не столько с конкретными лицами и структурами, сколько с общественным мнением, формируя его с помощью этих лиц и структур и не зацикливаясь на персоналиях оппозиционеров и политических кампаниях вроде избирательных. Запад вкладывает не в переделку производственных фондов, а в переделку мозгов и мировоззрения общества и политэлиты. Это более рационально, экономично и эффективно, чем вкладывать в белорусскую экономику миллиарды долларов подобно России. И не останавливает интервенцию интересов США на территорию РБ даже после очередного провала их ставленников на выборах или нейтрализации минскими властями отдельных проводников «мягкой силы» Вашингтона, вроде запрещенного IREX или арестованных оппозиционеров, реальный электоральный рейтинг которых колеблется в пределах статистической погрешности.

Одно из главных следствий подобной тактики – постепенное исчезновение к началу 2010-х гг. различий в идейно-мировоззренческом плане между записными оппозиционерами-западниками и функционерами режима. У Запада постепенно исчезает необходимость содержать в Беларуси оппозицию при возможности сотрудничать напрямую с властями, т.е. чиновниками, чья прозападная позиция на деле мало чем отличается от того, что декларируют на словах финансируемые Западом оппозиционеры. Заявления о нецелесообразности финансирования белорусских оппозиционеров и «правозащитников» с Запада, прозвучавшие из уст президента Литвы и некоторых представителей Евросоюза в 2011-2012 гг., выдача счетов этих оппозиционеров белорусским спецслужбам их коллегами из Польши, Чехии и Прибалтики, а также заявления Д. Грибаускайте (23.05.2011) о недопустимости экономических санкций против Беларуси – лишь очередное свидетельство тому.

Сегодня главными недоброжелателями белорусского режима являются не малочисленные увешанные пестрыми лозунгами-флажками прозападные «оппозиционеры», лишь создающие нужный идеологический фон, а разделяющие их идеи примерные функционеры системы, номенклатура с двойной моралью, чья технология власти и существования определяется принципом «с их лозунгами – к нашим целям». Главные могильщики режима А. Лукашенко – не те, кто устраивает безрезультатно-бутафорские «акции протеста», а те, кто тихо делает карьеру внутри режима, презирая его, чтобы в час икс предать окончательно.

Благодаря воздействию «мягкой силы» Вашингтона и Брюсселя у этих чиновников сегодня два идейных ориентира – Запад, благодаря которому, как им кажется, они смогут работать, «как здесь», и получать, «как там», и «свои хлопцы» – ментально близкая им прозападная интеллигенция. Имеется и два ориентира моральных – карьера и неуклонный рост собственного благосостояния, на практике выглядящие скорее аморальными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий