суббота, 2 ноября 2013 г.

Америку ждёт цветная революция, а шейхи прислали Обаме «чёрную метку»

 ru.fbii.org


Шатдаун, отключивший этой осенью на несколько недель привычную жизнь в США, наглядно продемонстрировал, какой серьезный раскол наметился в стране. Мина замедленного действия под некогда целостной конструкцией "единая американская нация" собрана не только из экономических и политических элементов, но и несет в себе не менее взрывоопасный компонент - демографический.

То, что кризис в Америке уходит своими корнями гораздо глубже проблемы с ростом госдолга, открыто признают многие влиятельные политики, учёные и общественные деятели Соединённых Штатов. Точнее всех эту мысль выразил известный сенатор-республиканец от Флориды Марко Рубио (Marco Rubio), который, комментируя противостояние Белого дома и Конгресса, с горечью признал: "В конечном итоге мы найдём выход из кризиса, сложившегося в этом месяце. Но, к сожалению, реальный кризис, который переживает наша страна, останется. И этим реальным кризисом является крепнущее в нашем народе чувство, что мы теряем американскую мечту".

Мысль сенатора получила неожиданную поддержку на Капитолийском холме из уст... стенографистки Конгресса Дайанн Рейди (Dianne Reidy), которая во время голосования по законопроекту о бюджете вдруг подошла к микрофону и произнесла странную речь, закончив её фразой: "Мы не являемся «единой нацией под Богом». И никогда не были ею!" В Палате представителей не смогли объяснить, что толкнуло уважаемого работника и мать двоих детей на подобный шаг, а журналисты попытались. Анализируя ситуацию с шатдауном, газета Washington Post вынесла в заголовок свое видение происходящего: "Глубокий раскол по многим направлениям". И пояснила в тексте статьи: "Некоторые могут справедливо обвинять политиков в Вашингтоне, но на самом деле противостояние в столице страны является отражением непримиримости во взглядах и ценностях рядовых республиканцев и демократов по всей стране".

Для сторонников Великой старой партии (Grand Old Party) борьба с политикой Барака Обамы - вопрос принципиальный. Суть их претензий к нынешней администрации Белого дома сформулировал еще в 2004 году известный американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон (Samuel P. Huntington) в своей работе "Испанский вызов" (The Hispanic Challenge). В ней он раскритиковал политику мультикультурализма и поощрения иммиграции, проводимую «элитой интеллигенции, экономистов и политиков с космополитическими и транснациональными взглядами», посчитав, что она "подрывает основополагающую культуру" США. "У нас страна равных возможностей", - возмущаются республиканцы. - "И тот, кто не хочет упорно трудиться, не вправе рассчитывать на поддержку государства в виде медстраховки, пенсии и пособий. Иначе мы уподобимся Европе", - возмущаются противники демократов, - с ее "культурной терпимостью", дряхлеющей демократией и засильем иммигрантов!

В отношении последних у сторонников "партии слона" особые опасения. И, судя по итогам переписи населения 2010 года, которые сегодня активно анализируются и препарируются, не безосновательные. Самой тревожной для республиканцев является тенденция к неуклонному снижению доли белого населения - основы электората Grand Old Party. Статистика неумолима: основатели Соединенных Штатов, хранители национальной идеи, два века строившие и двигавшие США вперед, к середине 40-х этого века перестанут быть большинством в своей собственной стране. Уже в 2010 году среди новорожденных американцев белых и цветных стало поровну. “Это важный переломный момент, - считает Уильям Фрей (William Frey), старший демограф из Института Брукингса (Brookings Institution). - Мы становимся свидетелями того, как в нашей стране на смену культуре белого "бэби-бум" общества приходит мульткультурализм".

"Переломный" момент дополняется целым букетом негативных процессов, отслеженных переписью в недрах американского общества. Резкое старение населения (в большей степени - белого) и самый низкий со времён Великой Депрессии темп его роста. Наиболее низкие за весь период после Второй мировой войны показатели географической мобильности населения, что способствует росту безработицы и бедности в стране, а также приводит к упадку целых городов. Росту числа бедных в стране способствует и падение среднего реального дохода домовладений, которое было зафиксировано впервые за всю историю переписей населения Соединённых Штатов, проводящихся с 1790 года!

Однако если большую часть этого негатива можно списать на последствия двух рецессий, пережитых Соединенными Штатами в 2001 и 2008 годах, то причину главных "демографических" проблем Америки с далеко идущими последствиями специалисты видят в порочной иммиграционной политике, проводившейся в стране с середины 60-х годов прошлого века. Одобренная Конгрессом в 1965 году новая система натурализации, основанная на семейно-родственном принципе получения гражданства, привела к тому, что главными поставщиками рабочей силы в США стали страны Латинской Америки и Азии, а не традиционная Европа. Окончание "холодной войны" и глобализация тоже внесли свою лепту. Как результат - к 2010 году около 40 млн (или 13% населения) американцев родились за пределами США.

Благодаря смене иммиграционного вектора за последнее десятилетие латиноамериканцы стали второй этнической группой в США. И это еще одна проблема, которая совсем не радует коренное белое население. Согласно последним опросам, более половины (и эта цифра ежегодно растет) американцев полагают, что "цветные" мигранты отбирают у них рабочие места, ложатся тяжким бременем на системы образования, социального обеспечения, здравоохранения и создают угрозу безопасности Америки. Однако президент Обама словно не слышит своих сограждан. После победы на выборах в ноябре 2012 года он обратился в родном Чикаго к своим сторонникам: "Я считаю, что мы можем сохранить идею, являющуюся основой нашего общества: если ты готов работать, то не имеет значения, кто ты и откуда родом... являешься черным или белым, испаноязычным, азиатом или коренным американцем, молодым или старым, богатым или бедным... Ты можешь сделать это здесь, в Америке, если готов попробовать".

Демократа Обаму понять можно: на выборах 2012 года победу ему обеспечила подавляющая поддержка именно "цветной" Америки. За темнокожего кандидата в президенты проголосовало 93% афро-американцев, 73% граждан, имеющих азиатское происхождение и 71% - латиноамериканское. Кандидату же от Республиканской партии Митту Ромни отдали свои голоса 59% белых избирателей.

«Мы до сих пор являемся страной, которая разделена по расовому, возрастному и этническому принципу, - с грустью констатирует Уильям Фрей. - Этот раскол особенно отчетливо проявляется во время выборов, когда возрастное белое население идет в одном направлении, а цветная молодежь – в противоположном».

Растущие цветные меньшинства не стремятся ассимилироваться с белым (пока еще) большинством. Они не наследуют имперского сознания об исключительности американской нации, а привносят свою культуру, традиции и политические взгляды. Смогут (и захотят ли) две существующие партии США впитать в себя таких избирателей? Или последние вздумают создавать новую политическую силу, еще больше раскалывая Соединенные Штаты? Как следует из данных исследований, уже сегодня большинство цветных избирателей недовольно своим низким представительством в исполнительных органах. К примеру, латиноамериканцев среди высокопоставленных госчиновников только 4%, хотя их доля в населении страны уже в 4 раза выше.

Хорхе Понсе (Jorge E. Ponce), сопредседатель федеральной Комиссии по равноправию в области занятости населения (Equal Employment Opportunity Commission), убеждён, что увеличения этнического разнообразия в высших эшелонах власти "экономически необходимо, чтобы выжить на глобальном рынке".

Сегодня в некогда образцовом американском "плавильном котле наций" меняются пропорции и растет давление. Если у котла сорвет крышку, то к середине этого века Соединённые Штаты в их нынешнем виде просто исчезнут с карты мира.

***

Шеф службы национальной безопасности Саудовской Аравии принц Бандар бен Султан на встрече с некими европейскими дипломатами резко раскритиковал последние действия и международные инициативы Белого Дома. Глава саудовской разведки поклялся, что королевство готовит «серьезный сдвиг» своей внешней политики. Во-первых, потому что США до сих пор не рискнули вмешаться в сирийскую гражданскую войну, во-вторых, слабы и малоэффективны в разрешении палестинского конфликта, в-третьих, пытаются навести мосты к Ирану. Кроме того, шейхи расценили, как предательство, нежелание Обамы вступиться за ближайшего саудовского союзника – короля Бахрейна, когда в 2011 году тот был раздавлен антиправительственным восстанием.

«Отход от США становится стратегической линией Эр-Рияда, мы не хотим больше жить в ситуации зависимости от мнения Вашингтона», – признается в интервью агентству Reuters источник в ближайшем окружении принца. Подробности переговоров Бандара с влиятельными посредниками держаться в секрете, однако источник отметил, что запланированная коррекция саудовской внешней политики «будет иметь далеко идущие последствия». По его словам, в обозримом будущем Эр-Рияд, прежде всего, пересмотрит принципы сотрудничества в энергетической сфере и по вопросам закупок американского оружия. Также, шейхи больше не собираются координировать с США свои действия в Сирии, где они финансируют повстанцев, борющихся против Башара Асада.

Весьма символично, что новую стратегию энергетической сверхдержавы озвучил именно Бандар бен Султан. Ведь до сей поры, принц слыл, пожалуй, самым главным и активным лоббистом союза между Саудовской Аравией и США. В свое время, журналисты называли его «эксклюзивным посланником короля» и «мальчиком на побегушках у Белого дома». Более двадцати лет он занимал резиденцию посла в Вашингтоне и за это время «пережил» пять американских президентов, несчетное количество госсекретарей, национальных советников и конгрессменов.

Впрочем, сегодня накат на США идет со стороны различных фракций королевской семьи. Так, например, на днях еще один принц (предшественник Бандара на посту директора разведки и его преемник в качестве посла в США) – Турки аль-Фейсал назвал сирийскую политику Белого Дома «плачевной». «Шарада с продвижением идеи международного контроля над сирийским химическим арсеналом дала возможность Обаме отступить от военного удара и помочь Асаду выпутаться», - бушевал принц Турки, известный своей дружбой с вождями «Аль-Каиды». Однако настоящей проблемой для шейхов видится перспектива сделки между Вашингтоном и Тегераном. В Эр-Рияде полагают, что американцы очарованы новым президентом Исламской республики Хассаном Роухани настолько, что в случае нормализации двусторонних отношений помогут ему реализовать собственную ядерную программу.

Интересно, что в этом вопросе шейхи солидарны с Израилем, премьер-министр которого Биньямин Нетаньяху бьет тревогу, утверждая, что любая оттепель в отношениях с Ираном может строиться лишь на полном отказе последнего от ядерных амбиций. Интересно, также, что озабоченность Израиля не вызвала в США никакой серьезной реакции, а вот демарш основного арабского союзника Вашингтон воспринял довольно болезненно. Госсекретарь США Джон Керри поспешил встретиться с саудовским министром иностранных дел. «Я уверен, что США и Саудовская Аравия будут и впредь близкими друзьями и важнейшими союзниками», - подчеркнул Керри по итогам этой встречи. Впрочем, как известно в политике подобные заявления частенько делаются, когда союз трещит по швам, в то время как, успешное партнерство редко нуждается в нарядах из красивых слов.

Озабоченность Вашингтона становится понятной, если учесть что финансовые потоки двух стран, по сути, давно смешались в общем котле. Саудовская Аравия не просто крупнейший нефтяной экспортер в мире, а США такой же потребитель «черного золота». Гораздо важнее, что свои баснословные нефтяные доходы саудиты прямиком переводят в доллары и американские казначейские облигации. Как тут, кстати, не вспомнить, что сорок лет назад, когда президент США Ричард Никсон отменил золотой стандарт американской валюты, именно шейхи спасли доллар, сделав его основным средством для расплаты по нефтяным контрактам.

То есть, при желании они и сегодня смогут ввергнуть экономику «большого брата» в масштабный коллапс, скажем, просто запустив процесс перехода на евро в расчетах за нефть…

«Саудиты предприняли шаги, призванные оказать давление на Обаму, мы видим их игру – они пытаются послать сигнал, что мы должны принять участие в военной операции в Сирии», - говорит один из лидеров демократической партии в Конгрессе США Крис Ван Холлен, известный также близкими связями с кабинетом действующего президента.


Но как же далеко может зайти охлаждение отношений между США и Саудовской Аравией? Эти государства были союзниками с момента образования арабского королевства в 1932 году по идеальным политэкономическим мотивам – мощная военная защита в обмен на надежные поставки нефти. Стоит отметить, что до сих пор Белый дом старался закрывать глаза на многие антидемократические законы и традиции, принятые в Саудовской Аравии. Вашингтон, например, обходит молчанием крайне бедственное положение женщин и сексуальных меньшинств в арабском королевстве. Проглотил Вашингтон и тот известный факт, что большинство террористов, угнавших самолеты 11 сентября 2001 года, были гражданами Саудовской Аравии. Таким образом, очевидно, что именно сегодня двусторонние отношения опустились до самого низкого градуса за многие-многие годы.

Казалось бы, для людей доброй воли это отличный повод порадоваться. Ан, нет! Парадокс в том, что Барак Хуссейн Обама тоже вынашивает планы военного решения сирийского вопроса, о чем говорил неоднократно. Однако, совершенно ясно, что президент США не может демонстративно игнорировать мнение международной общественности и своих нерешительных европейских союзников. Вообще же, чтобы облечь нападение на Сирию в легитимные рамки, Обама для начала должен убедить в подобной необходимости американский Конгресс. А здесь большинство составляют республиканцы, которые, как мы видели на примере недавнего бюджетного кризиса, до последнего снаряда готовы... торговаться по президентским инициативам.

Увы, пожалуй, что теперь шансы силового варианта в решении сирийского вопроса только возросли. Логично предположить, что получив от арабских союзников настолько недвусмысленный месседж, более напоминающий ультиматум или даже «черную метку», Администрация Обамы будет действовать наглее и шустрее в продавливании силового варианта. Ведь, очевидно, что Вашингтону куда проще подставить Сирию под удары коалиции, нежели поставить на кон благополучие доллара…


Комментариев нет:

Отправить комментарий