Нафиз Моссадек Ахмед
Бывшая переводчица ФБР о том, как Пентагон, ЦРУ и Госдеп поддерживали тесные связи с боевиками
В ее книге воспоминаний «Засекреченная женщина: история Сибел Эдмондс», опубликованной в прошлом году, высокопоставленные правительственные чиновники обвиняются в халатности, коррупции и сотрудничестве с Аль-Каидой в незаконной контрабанде оружия и обороте наркотиков в Центральной Азии.
В интервью в начале марта Эдмондс заявила, что Айман аль-Завахири, сегодняшний лидер Аль-Каиды и заместитель Усамы бен Ладена на тот момент, провел бесчисленное множество регулярных встреч в посольстве США в Баку, Азербайджан, с американскими военными и сотрудниками разведки в период с 1997 по 2001 год в рамках операции, известной как «Гладио Б». Аль-Завахири, заявила она, а также различные члены семьи бен Ладена и другие моджахеды перевозились на самолетах НАТО в различные части Центральной Азии и Балкан, чтобы участвовать в поддерживаемых Пентагоном операциях по дестабилизации.
Согласно двум журналистам «Санди Таймс», говорившим на условиях анонимности, эти и связанные с ними разоблачения были подтверждены высокопоставленными чиновниками Пентагона и МИ6 в рамках серии расследований из четырех частей, которая должна была быть опубликована в 2008 году. Журналисты «Санди Таймс» рассказали о том, как от этой истории без объяснений отказались под давлением неназванных «заинтересованных групп», которые, как дают понять, были связаны с Госдепартаментом США.
Убить гонца
Названная «Американским союзом гражданских свобод» «человеком, которому затыкают рот больше всех в истории Соединенных Штатов», Эдмондс изучала уголовное правосудие, психологию и публичную политику в университетах им. Джорджа Вашингтона и Джорджа Мэйсона. Через две недели после терактов 11 сентября ее свободное владение турецким, фарси и азербайджанским языками помогли ей получить контракт с ФБР в вашингтонском отделении Бюро. Ей было поручено переводить совершенно секретную разведывательную информацию, полученную в рамках операций против подозреваемых в терроризме внутри и за пределами США.
В процессе своей работы Эдмондс узнала о свидетельствах того, что американские военные и разведывательные службы сотрудничают с исламистскими боевиками, связанными с Аль-Каидой – с теми самыми силами, которые обвинялись в атаках 11/09, – и что должностные лица в ФБР скрывали эти свидетельства. Когда Эдмондс пожаловалась своему начальству, ее семье стал угрожать один из фигурантов ее жалобы, а ее уволили. Управление генерального инспектора Министерства юстиции США по прошествии времени провело расследование в отношении ее обвинений против коллег по ФБР в шпионаже, при этом управление не предоставило каких-либо подробностей об обвинениях, так как они остаются засекреченными.
Хотя окончательных выводов по заявлениям о шпионаже сделано не было, Министерство юстиции пришло к заключению, что многие обвинения, сделанные Эдмондс, «были обоснованы, что ФБР не отнеслось к ним достаточно серьезно, и что ее обвинения являлись фактически самым значительным фактором в решении ФБР отказаться от ее услуг». Когда она попыталась предать гласности свою историю в 2002 и снова в 2004 году, правительство США заставило Эдмондс замолчать, сославшись на правовой прецедент, известный как «привилегия государственной тайны» — почти безграничное полномочие признать недействительным судебное разбирательство на основании одного лишь заявления правительства, что свидетельства или показания могут разгласить информацию, которая может подорвать «национальную безопасность».
По этому принципу правительство стремилось задним числом засекретить первичную информацию в отношении дела Эдмондс, уже являвшуюся открытой, включая, согласно «Нью-Йорк Таймс», «то, с каких языков Эдмондс переводила, какими типами дел она занималась и с какими сотрудниками работала, заявили официальные лица. Даже такая обычная и широко распространенная информация как то, где она работала, является теперь секретной».
Хотя это явно не первое использование «привилегии государственной тайны», с момента дела Эдмондс этот прецедент неоднократно применялся в период после теракта 11 сентября как администрацией Буша, так и администрацией Обамы, чтобы защитить правительство США от проверки судом «передачи» подозреваемых, пыток, прослушивания телефонных разговоров без ордера, а также заявленные президентом полномочия на ведение войны. Другие эксперты по разведке согласны, что Эдмондс натолкнулась на преступный сговор в центре американской судебной системы.
В своей книге она рассказывает, что специальный агент ФБР Джилберт Грэхем, который также работал в вашингтонском отделении Бюро по контрразведывательным операциям, рассказал ей за чашкой кофе о том, как он «проводил специальную проверку сведений в отношении федеральных судей» в «начале девяностых для Бюро… Если мы получаем дерьмо – скелеты у них в шкафах – то Министерство юстиции хранило это в своей кладовой, чтобы использовать это против них в будущем или чтобы заставить их сделать то, что они хотят в определенных случаях – в случаях вроде твоего».
В обнародованной в 2007 году отцензурированной версии засекреченного защищенного раскрытия информации Грэхемом для Министерства юстиции касательно этих утверждений говорится о «злоупотреблении полномочиями» со стороны ФБР посредством проведения незаконного прослушивания телефонных разговоров для получения информации на должностных лиц США.
Взращивание террора
Пять лет назад Эдмондс рассказала «Санди Таймс», что один неназванный высокопоставленный чиновник Госдепартамента США получает деньги от турецких агентов в Вашингтоне, передавая им ядерные и военные секреты. «Он помогал иностранным агентам против интересов США, передавая им совершенно секретную информацию, не только из Госдепартамента, но и из Пентагона, в обмен на деньги, положение и политические цели», — сказала Эдмондс газете. Она сообщила, что случайно узнала эту информацию, когда слушала утаиваемые телефонные разговоры, записанные во время слежки ФБР, помеченные ее коллегой Мелек Кэн Дикинсон как «не относящиеся к делу».
В разоблачительной статье в «Санди Таймс» Эдмондс описала параллельную организацию в Израиле, сотрудничающую с турками по нелегальной продаже оружия и поставкам технологий. Между Израилем и Турцией действовал ряд подставных компаний, зарегистрированных в США, с активными «агентами внутри важных военных и ядерных учреждений», при поддержке американских чиновников, с тем, чтобы продавать секреты тем, кто предложит наивысшую цену.
Одним из покупателей была пакистанская Межведомственная служба разведки (ISI) – которая часто использовала своих турецких союзников, согласно «Таймс», «как посредников… так как было меньше вероятности, что они вызовут подозрение». Пакистанской операцией, как сообщила газета, «руководил генерал Махмуд Ахмад, тогдашний глава ISI» с 1999 по 2001 г., когда служба помогала тренировать, снабжать и координировать афганских талибов и их арабских союзников, собранных вместе в коалицию под названием Аль-Каида. Ахмад, как отметила «Таймс», «был обвинен [ФБР] в одобрении банковского перевода в 100000 долларов Мохаммеду Атта, одному из угонщиков 11/09, незадолго до терактов». Согласно индийским сотрудникам разведки, они оказали содействие ФБР в «отслеживании и установлении» финансового следа между генералом и главным угонщиком.
То, что было обнаружено, как они утверждают, являлось настоящей причиной неожиданного ухода в отставку генерала в октябре 2001 года. Пакистанская ежедневная газета «The News» сообщила 10 сентября 2001 г., что глава пакистанской разведки провел несколько «загадочных встреч в Пентагоне и в Совете национальной безопасности» в ту неделю, включая встречу с директором ЦРУ Джорджем Тенетом.
В интервью с этим автором в марте Эдмондс подняла вопрос о том, не сыграли ли связи американских официальных лиц со шпионской сетью, которую курировал Ахмад, а также замалчивание ФБР связанных с этим разведданных, свою роль в содействии атакам. «После 11/09 ряд иностранных агентов были задержаны ФБР для допроса в связи с подозрением, что они знали или каким-то образом помогли атакам», — сообщила «Санди Таймс». Газета рассказала, что, по словам Эдмондс, один высокопоставленный чиновник Госдепартамента получил звонок от иностранного агента, находившегося под наблюдением ФБР, попросившего помочь «им убраться из США, так как мы не можем им позволить все выболтать».
Чиновник пообещал, что он «позаботится об этом». Эдмондс сказала этому автору, что коррупция на высоком уровне негативно влияла на возможности разведывательного сообщества США заниматься идущими расследованиями людей, планирующих атаки 11/09. «Это были как раз те самые боевики, которые выращивались некоторыми из ключевых союзников Америки», — сказала она. Коррупция помогала гарантировать молчание Конгресса, когда эта стратегия выращивания вышла боком в виде 11/09. «И республиканцы, и демократы в палате представителей и в сенате фигурировали в контрразведывательных расследованиях ФБР в связи с получением взяток от иностранных агентов», — сказала она.
Аль-Каида: враг или средство?
В своем интервью Эдмондс настойчиво утверждала, что после своей первоначальнопубликовать свои самые ошеломляющие обвинения. Среди них Эдмондс описала то, как ЦРУ и Пентагон управляли рядом тайных операций по поддержке сетей исламистских боевиков, связанных с Усамой бен Ладеном, вплоть до 11/09 — в Центральной Азии, на Балканах и на Кавказе. Хотя широко известно, что ЦРУ спонсировало сети бен Ладена в Афганистане во время холодной войны, однако американские официальные лица отрицают, что подобные связи существовали. Другие утверждают, что эти связи были реальными, но были прекращены после того, как в 1989 году рухнул Советский Союз.
Но согласно Эдмондс, это изложение событий является лживым. «Не только бен Ладен, но несколько ведущих «бен Ладенов» перевозились американской разведкой в регион и из него в конце 1990-х и до 2001 года», — сказала она этому автору, «включая Аймана аль-Завахири» — правую руку Усамы бен Ладена, ставшего ведущим руководителем аль-Каиды. «В конце 1990-х и до самых событий 11/09 аль-Завахири и другие агенты моджахедов регулярно встречались с высокопоставленными американскими официальными лицами в посольстве США в Баку, чтобы планировать балканские операции Пентагона вместе с моджахедами», — сказала Эдмондс. «У нас была поддержка этих операций со стороны Пакистана и Саудовской Аравии, но США обеспечивали контроль и руководили ими.
Эти операции велись из тайного отделения Пентагона, имевшего собственный аппарат». Эдмонс пояснила: «Расследование контрразведки ФБР, которое отслеживало эти мишени и их связи с американскими чиновниками, было известно как «Гладио Б» и было начато в 1997 году. Так сложилось, что майор Дуглас Дикерсон» — муж ее коллеги по ФБР, Мелек, которую она обвинила в шпионаже, — «как раз руководил операциями «Гладио» Пентагона в Казахстане и Туркменистане в то время». В своих показаниях под присягой Эдмондс ранее подтвердила, что майор Дуг Дикерсон работал на Разведывательное управление Пентагона (РУМО) при отделе по закупке вооружений для Турции и Центральной Азии, а также в Управлении специальных планов (УСП), которое осуществляло контроль за общей политикой в отношении Центральной Азии.
Гладио Б
Эдмондс сказала, что операции Пентагона с исламистами являлись «продолжением» первоначальной программы «Гладио», выявленной в 1970-е в Италии, которая являлась частью тайной операции НАТО по всему ЕС, начавшейся еще в 1940-е. Как документирует швейцарский историк д-р Даниель Гансер в своей основополагающей книге «Тайные армии НАТО», официальное расследование итальянского парламента подтвердило, что британская служба МИ6 и ЦРУ создали сеть тайных полувоенных армий для действий «в тылу противника» («stay-behind»), в состав которых входили фашисты и коллаборационисты нацистов.
Тайные армии совершали террористические атаки по всей Западной Европе, вина за которые официально возлагалась на коммунистов. Итальянская военная разведка называла это «стратегией напряженности». «Нужно было атаковать гражданское население, людей, женщин, детей, невинных людей, неизвестных людей, не связанных ни с какими политическими играми», — объяснил агент «Гладио» Винченцо Винчигерра во время суда над ним в 1984 году. «Причина была довольно простой. Они должны были заставить этих людей… обратиться к государству за большей безопасностью».
В то время как реальность «Гладио» в Европе подтверждена историческими документами, Эдмондс утверждает, что эта же стратегия применялась Пентагоном в 1990-е на новом театре боевых действий, а именно в Азии. «Вместо использования неонацистов они использовали моджахедов, работавших под командованием различных бен Ладенов, а также аль-Завахири», — сказала она.
Последняя публично известная встреча «Гладио» произошла в Объединенном тайном комитете НАТО (ОТК) в Брюсселе в 1990 году. Хотя Италия являлась основным направлением для более старых операций в Европе, Эдмондс сказала, что Турция и Азербайджан служили главными перевалочными базами для совершенно нового, иного типа операций в Азии с использованием ветеранов анти-советской кампании в Афганистане, так называемых «афганских арабов», которых тренировала Аль-Каида.
Эти новые операции под руководством Пентагона имели кодовое название «Гладио Б», данное им контрразведкой ФБР: «В 1997 году НАТО попросило [египетского президента] Хосни Мубарака освободить из тюрьмы исламистских боевиков, связанных с Айманом аль-Завахири [роль которого в убийстве Анвара Садата привела к восхождению к власти Мубарака]. Их отправили самолетом по приказу США в Турцию для [обучения и использования в] операциях Пентагона», — рассказала она.
Утверждения Эдмондс получают некоторое независимое подтверждение в документах публичного характера. «Уолл Стрит Джорнал» говорит о туманном соглашении между Мубараком и «операционным крылом египетского «Исламского джихада», которое тогда возглавлял Айман аль-Завахири… Многие из бойцов этой группы согласились на прекращение огня с правительством бывшего президента Хосни Мубарака в 1997 году».
Йосеф Бодански, бывший директор рабочей группы Конгресса по вопросам терроризма и нетрадиционным методам ведения войны, привел слова источников в американской разведке в статье для Defense and Foreign Affairs: Strategic Policy, подтвердив «дискуссии между лидером египетских террористов д-ром Айманом аль-Завахири и арабом-американцем, известным как агент ЦРУ и правительства США». Он упомянул «предложение», сделанное для аль-Завахири в ноябре 1997 года от имени американской разведки, дававшее его исламистам свободу действий в Египте до тех пор, пока они будут оказывать поддержку силам США на Балканах.
В 1998 году брат Аль-Завахири, Мухаммед, руководил элитным подразделением «Косовской армии освобождения» против сербов во время конфликта в Косово – у него, по сообщениям, были прямые контакты с руководством НАТО. «Именно поэтому», — продолжила рассказывать Эдмондс в интервью, — «хотя ФБР регулярно следило за коммуникациями дипломатических ответвлений всех стран, только четыре страны были исключены из этого протокола – Британия, Турция, Азербайджан и Бельгия – в которой находится штаб-квартира НАТО.
Ни одна другая страна – даже такие союзники как Израиль и Саудовская Аравия – не были исключены. Это потому, что эти четыре страны являлись неотъемлемой частью так называемых операций «Гладио Б» Пентагона». Эдмондс не стала строить предположения о целях операций Пентагона «Гладио Б», но заострила внимание на следующих возможностях: проецирование силы США на бывшую советскую сферу влияния, чтобы получить доступ к ранее неразрабатывавшимся стратегическим энергетическим и минеральным ресурсам для американских и европейских компаний; отбрасывание назад российского и китайского влияния; и расширение сферы действия прибыльной криминальной деятельности, особенно незаконной торговли оружием и наркотиками.
Эксперт по вопросам финансирования терроризма Лоретта Наполеони оценивает общую стоимость этой криминальной экономики примерно в 1,5 триллиона долларов ежегодно, большая часть которых «течет в западные экономики, где они вторично перерабатываются в США и в Европе» как «важный элемент потока денежных средств в этих экономиках». И тогда не является совпадением тот факт, что торговля опиумом, как сказала этому автору Эдмондс, быстро выросла под опекой НАТО в Афганистане: «Я точно знаю, что самолеты НАТО регулярно перевозили героин в Бельгию, откуда они затем направлялись в Европу и в Британию. Они также перевозили героин в центры дистрибуции в Чикаго и Нью-Джерси. В рамках контрразведывательных операций ФБР и Управления по борьбе с наркотиками (УБН) были получены свидетельства об этом наркотрафике во время их наблюдения за широким кругом мишеней, включая высокопоставленных чиновников в Пентагоне, ЦРУ и Госдепартаменте. В рамках этого наблюдения была выявлена роль Дикерсонов – при поддержке высокопоставленных американских чиновников – в содействии обороту наркотиков. Из этих данных было очевидно, что весь поток наркотиков, денег и террора в Центральной Азии направлялся этими чиновниками».
Доказательства этого потока, согласно Эдмондс, остаются засекреченными в виде документов о проведении наблюдения отделом контрразведки ФБР, которые она должна была переводить. Хотя эти предполагаемые свидетельства так и не добрались до суда из-за использования правительством США «привилегии государственной тайны», она смогла дать подробные показания касательно своих утверждений, включая называние фамилий, в 2009 году.
Цензура
В недавних интервью два журналиста «Санди Таймс» подтвердили этому автору, что расследование газетой на основании разоблачений Сибел Эдмондс должно было предать гласности большую часть этих подробностей.
«Мы говорили с несколькими сегодняшними и действующими чиновниками Пентагона, подтвердившими существование американских операций по организации сетей моджахедов в Центральной Азии с 1990-х по 2001 год», — сказал один источник газеты «Санди Таймс». «Эти сети моджахедов были сплетены с целым рядом преступной деятельности, включая наркотики и оружие. Чиновники Пентагона подтвердили обвинения Эдмондс против конкретных американских чиновников, и я также побеседовал с одним сотрудником МИ6, который подтвердил, что США управляли этими операциями, поддерживая моджахедов в тот период». Но согласно Эдмондс, которая ссылается на группу журналистов газеты, занимающихся расследованием, последние две статьи серии были отвергнуты под давлением Государственного Департамента США.
Она вспомнила, как журналисты, проводившие расследование «Санди Таймс», сказали ей в то время, что редактор газеты решил отказаться от этой истории после звонков от официальных лиц из посольства США в Лондоне. Журналист из отдела расследований «Санди Таймс» сказал этому автору, что он беседовал с бывшим руководящим специальным агентом Дэнисом Саккером, который перешел работать в отделение ФБР в Колорадо. Саккер, по сообщениям, подтвердил достоверность утверждений Эдмондс о шпионаже, сказав ему, что история Эдмондс «должна была быть в заголовках новостей», потому что это был «скандал покрупнее, чем Уотергейт».
Этот же журналист подтвердил, что после интервью с Саккером у него дома с газетой связался Госдепартамент США. «Американское посольство в Лондоне позвонило редактору и попыталось удержать его (от публикации). Нам было сказано, что нам не разрешается приближаться к Саккеру или к любым другим действующим агентам ФБР напрямую, а только обращаться через пресс-офис ФБР, и что если мы попытаемся поговорить с Саккером или с кем-то еще, работающим в ФБР, напрямую, то это будет незаконным. Конечно, это неправда, но это то, что было нам сказано. Я думаю, что это было завуалированной угрозой».
Комментарии Саккера журналисту так никогда и не попали в печать. Ведущий репортер данной серии статей в «Санди Таймс» сказал этому автору, что расследование на основе информации Эдмондс должно было состоять из четырех частей, но от материала отказались без объяснения причин. «Материал был снят на полпути, неожиданно, без какого-либо предупреждения», — сказал журналист.
«Я не принимал участия в решении редактора отказаться от этой истории, но в офисе среди нескольких журналистов, входивших в отдел расследований «Insight», было мнение, что это решение было принято под давлением со стороны Госдепартамента США, так как материал мог вызвать дипломатический скандал». Хотя журналист не знал, откуда взялась такая убежденность, — и ему не сказали о контакте посольства США с редактором газеты, о чем был осведомлен другой журналист, — он признал, что самоцензура под влиянием некоторых «заинтересованных групп» является возможным объяснением. «То, как отказались от материала, было необычным, но убеждение среди моих коллег, что это произошло под политическим давлением, является правдоподобным».
Он уклончиво описал «редакционный механизм, связанный с газетой, но не являющийся формально ее частью, который однако может контролировать материалы, когда необходимо, связанные с определенными интересами». На вопрос о том, что это за интересы, журналист ответил: «Не могу сказать. Не могу говорить об этом». Эдмондс рассказала, как из-за усилий правительства США заставить ее замолчать у нее не оставалось иного выбора, кроме как записать свою историю. Получившаяся в результате книга «Засекреченная женщина» должна была быть передана на рассмотрение комиссии ФБР. По закону, Бюро должно принять решение о том, что может быть раскрыто (в книге) или отцензурировано, в течение 30 дней. Вместо этого примерно год спустя адвокат Эдмондс получил письмо от ФБР, извещавшее их, что Бюро все еще изучает книгу и запрещает ей ее публиковать: «Вопросы, о которых пишет г-жа Эдмондс, затрагивают множество интересов, некоторые из которых могут касаться засекреченной информации…
Одобрение рукописей Федеральным бюро расследований будет включать внесение всех изменений, требуемых ФБР. До тех пор у г-жи Эдмондс нет разрешения публиковать ее рукописи, что включает предоставление их редакторам, литературным агентам, издателям, рецензентам или кому-либо еще. На данный момент г-жа Эдмондс обязана не раскрывать и не публиковать рукопись каким-либо образом».
Это блокирование было еще одним примером, как сказала Эдмондс, «злоупотребления национальной безопасностью, чтобы скрыть свидетельства преступных деяний». Она сказала, что это вынудило ее опубликовать книгу самостоятельно в марте 2012 года, так как ни один издатель не рискнул взяться за это.ой разоблачительной статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий