Юрий Баранчик
Экономика и финансы
Интересная статистика
Сначала приведу несколько сравнительных цифр. Возьмем для начала ситуацию со средней заработной платой в странах ТС и Украине. Так, согласно данным Белстата, в 2012 году Беларусь занимала 4-е место в СНГ по величине зарплаты в долларовом эквиваленте после России, Казахстана и Азербайджана: Россия – 859 долларов, Казахстан - 678, Азербайджан - 504, Беларусь - 447, Украине - 379 долларов. Т.е. почти в два раза меньше, чем в России и почти в полтора раза меньше, чем в Казахстане.
Посмотрим теперь данные по инфляции. В 2012 году Белоруссия, как и в 2011 году, заняла первое место среди стран бывшего СССР по уровню роста потребительских цен. Об этом свидетельствует анализ данных национальных органов статистики стран бывшего Советского Союза. Инфляция в Беларуси в 2012 году составила 21,8% (в 2011-м - 108,7%), в России - 6,6% (6,1%), в Казахстане - 6% (7,4%), на Украине цены снизились на 0,2% (+4,6%). Т.е. в 3,5 раза больше, чем в России и Казахстане.
Посмотрим теперь на уровень золотовалютных резервов. На 1 июня 2013 г. ЗВР Беларуси составили практически ровно 8 млрд. долларов. Хотя еще на 1 января 2012 года ЗВР республики составляли 9,5 млрд. долларов. Т.е. несмотря на огромную поддержку со стороны России (о чем с примерами пойдет речь ниже), за почти полтора года ЗВР республики уменьшились на 1,5 млрд. долларов (!) или почти на 16%. Если к этому добавить средства Фонда национального развития (согласно бюджету на 2013 год они составят приблизительно 0,5 млрд. долларов), то в итоге мы получаем по республике 8,5 млрд. долларов на 9,5 млн. населения.
В России на 1 июня 2013 г. ЗВР составили 518,4 млрд. долларов плюс Резервный фонд (на 1 мая 2013 года составил 88,3 млрд. долларов) плюс Фонд национального благосостояния (на 1 января 2013 года составил 91 млрд. долларов). Итого – 697 млрд. долларов на 145 млн. населения России.
В Казахстане на 1 июня 2013 г. ЗВР составляли 28,4 млрд. долларов плюс активы Национального фонда страны на 1 июня 2013 года составили 63,3 млрд. долларов, итого 91,6 млрд. долларов на почти 17 млн. человек населения страны.
На Украине по состоянию на август 2013 года ЗВР составили 21,6 млрд. долларов (при 45 млн. населения), при том, что за последние два года ЗВР Украины сократились на 40%.
Итого мы получаем следующую довольно интересную и информативную картину. В России на одного человека приходится 4 806 долларов ЗВР и фондов, в Казахстане – 5 388 долларов, на Украине – всего 480 долларов, в Беларуси – 895 долларов.
Уровень ЗВР в России и Казахстане соответствует 8-ми месячному объему импорта, на Украине и в Беларуси – 2-х месячному. Это к вопросу об эффективности проводимой экономической политики и о том, что властям республики предстоит еще много сделать для создания условий для действительно стабильного развития экономики.
Система без дотаций нежизнеспособна
В принципе, вывод относительно жизнеспособности белорусской экономической модели уже сделали ученые республики из Национальной академии наук. Согласно их оценкам, без существующего механизма скрытого субсидирования белорусской экономики со стороны России, в республике наступил бы экономический коллапс. Сумма субсидий ежегодно составляет приблизительно 16% белорусского ВВП. Чтобы было понятно, если применить эту цифру к России, это означало бы, что кто-то (например, Китай, чтобы иметь надежные тылы в плане военной угрозы со стороны ЕС) субсидирует Россию приблизительно на 400 млрд. долларов (приблизительно 16% ВВП России) в год. Естественно, такая ситуация ни для России, ни для любой другой страны, включая Беларусь, является в корне неприемлемой, т.к. говорит о неправильности проводимой экономической политики.
Так, согласно подсчетам экспертов Института экономики Беларуси, в 2012 году Беларусь ввезла из России 21,3 млн. тонн нефти и заплатила в российский бюджет 3,8 млрд. долларов в виде экспортных пошлин на нефтепродукты. Если бы нефть из России поставлялась в Беларусь с экспортной пошлиной, то при ее уровне на конец 2012 года (396,5 долларов за тонну) выплаты в российский бюджет составили бы 8,4 млрд. долларов. Таким образом, для белорусской стороны выгода от существующего механизма поставок нефти в Беларусь в прошлом году составила около 4,6 млрд. долларов.
Субсидии по газу составили около 5,3 млрд. долларов (при оценке субсидий при поставках газа они сравнили его фактическую цену для Беларуси с ценой поставок на Украину). Так, Беларусь в 2012 году покупала российский газ по 168 долларов за тысячу кубометров. Для Украины цена российского газа в прошлом году составляла около 430 долларов за тысячу кубометров. При импортированном объеме, равном 20,3 млрд. кубометров, выигрыш сложился в размере около 5,3 млрд. долларов.
Итого, только по энергоносителям российские субсидии в 2012 году составили около 10 млрд. долларов или около 16% от белорусского ВВП.
Почему и за счет чего держались белорусские промышленные флагманы
Анализ итогов начала 2013 года показывает и другую весьма важную составляющую «успехов» белорусской экономики и отвечает на вопрос – за счет чего держались белорусские промышленные флагманы – МТЗ, МАЗ, БМЗ и т.д. По сути, успех белорусской промышленности был вызван отсутствием конкуренции на российском рынке, на который поставляется от 50 до 90% белорусской промышленной продукции по отраслям, в то время как белорусский импорт на Запад на 50% сформирован поставками российской нефти и нефтепродуктов.
Как только на российском рынке появились зачатки конкуренции с мировыми ТНК, белорусские производители сразу оказались неконкурентоспособными, в результате чего многие белорусские предприятия в настоящее время перешли на 4-х дневный график работы, а склады (с целью обеспечения показателей по росту ВВП) забиты продукцией приблизительно на 2,5 (!) млрд. долларов, что составляет 56% среднемесячного производства.
Самая тяжелая ситуация сложилась в промышленности. Например, складские запасы БелАЗов составляют более 400 машин, что эквивалентно трем с лишним среднемесячным объемам производства. На складах МАЗа находится более 2000 грузовиков, что составляет более двух месяцев их среднемесячного производства. На МТЗ на складах более 8 тыс. тракторов - 130% месячного объема выпуска. Одноковшовых погрузчиков на складах в 4,4 раза больше, чем производится за месяц, автобусов - в 4,5 раза.
Не лучше обстоит дело в текстильной и кожевенно-обувной промышленности, а также на заводах по производству алкогольных напитков. На одном из совещаний руководитель Брестского облисполкома Константин Сумар вынужден был недавно констатировать: Брестский электромеханический завод собрал на складах 1137% объемов месячного производства, чулочный комбинат - 380%, "Брестельмаш" - 320%, "Цветотрон" - 251%.
Белорусский экспорт за первое полугодие упал более чем на 20%. По итогам первого квартала белорусская промышленность отправила на склады 26% ВВП, хотя в целом, показатель валового внутреннего продукта по итогам первого квартала вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3,5%.
Т.е. промышленность, за некоторыми исключениями в виде НПЗ и некоторых флагманов, за последние двадцать лет не реформировалась из-за отсутствия средств, а теперь в случае продолжения складывающейся ситуации республика может потерять и российский рынок, что, естественно, приведет и к резкому развитию негативных процессов в социально-экономической сфере, которые тут же перекинутся и на общественно-политическую компоненту.
Что в этой связи предпринимают белорусские власти, идут ли они по пути реформирования экономики? Нет, как и в случае с общественно-политической сферой ставка делается исключительно на запретительные меры, в частности, происходит ограничение импорта. Это вызывает совершенно справедливые возражения со стороны партнеров по Таможенному союзу.
Мы уже выше отмечали проблемы с падением уровня белорусских ЗВР за последние полтора года, несмотря на мощную поддержку белорусской экономики со стороны России. Однако этим проблемы с ЗВР не исчерпываются. По данным Белстата, товарооборот республики со странами Евросоюза в январе-марте 2013 года снизился на 26%. Это означает также еще один фактор давления на белорусский рубль.
Закономерные вопросы
Казалось бы, такой системе надо только радоваться – Россия в течение уже более десяти лет при всех внешних публичных белорусско-российских скандалах исправно финансирует белорусскую сторону. Однако в этой связи возникает сразу два закономерных вопроса.
Во-первых, какой Евразийский союз мы строим в плане того, как будет формироваться «общий котел» этого межгосударственного образования и система распределения голосов при принятии решений. Справедливой представляется система, когда при принятии решений каждая страна пропорционально получает столько голосов, сколько процентов «прибыли» она дает в общий котел. Десять процентов – значит, десять процентов голосов имеет, тридцать – значит, тридцать и т.д. А если ни одного процента не дает и ее еще надо дотировать, чтобы она дышала? Логически следует, что в этом случае за страну голосует тот, кто ее содержит. Или нет?
Во-вторых, хорошо, допустим, Беларусь неплохо устроилась. Но посмотрев на такой привлекательный для многих «опыт», вполне резонно допустить, что и другие страны Евразийского союза захотят так же устроиться за счет тех или иных субсидий со стороны России, а голосовать, возможно, и не в унисон с позицией Москвы, при этом получая от Кремля в скрытой части солидную часть ВВП. Хватит ли на всех России? Интересен ли будет самой России такой союз, где формировать «общий котел», например, на 90% будет одна страна, а голосовать все будут по принципу «одна страна – один голос»?
Что имеем в итоге
Во-первых, разные экономические модели Беларуси и других стран ТС. В Беларуси действует еще командно-административная система (последний пример – указание торговым сетям и магазинам о том, что доля белорусской кондитерки на прилавках должна составлять не менее 85%, т.к. отечественные кондитерские фабрики проигрывают конкуренцию украинским), в то время как в России и Казахстане в основном сформированы (конечно, со своими нюансами) рыночные экономики.
Во-вторых, оказывается, что белорусскую модель как в целом, так и в деталях (за исключением системы организации и дотирования сельского хозяйства) нельзя брать за образец для будущего Евразийского союза априори, т.к. она планово убыточная и поддерживает ее на плаву только скрытая помощь России в части формирования цен на энергоносители в объеме равном 16% ВВП.
Соответственно, в-третьих, основу будущей модели Евразийского экономического союза больше подходит смесь российской и казахской моделей как наиболее конкурентоспособных, а белорусская модель нуждается в серьезном реформировании в соответствии с целями и задачами Евразийского союза.
Интересная статистика
Сначала приведу несколько сравнительных цифр. Возьмем для начала ситуацию со средней заработной платой в странах ТС и Украине. Так, согласно данным Белстата, в 2012 году Беларусь занимала 4-е место в СНГ по величине зарплаты в долларовом эквиваленте после России, Казахстана и Азербайджана: Россия – 859 долларов, Казахстан - 678, Азербайджан - 504, Беларусь - 447, Украине - 379 долларов. Т.е. почти в два раза меньше, чем в России и почти в полтора раза меньше, чем в Казахстане.
Посмотрим теперь данные по инфляции. В 2012 году Белоруссия, как и в 2011 году, заняла первое место среди стран бывшего СССР по уровню роста потребительских цен. Об этом свидетельствует анализ данных национальных органов статистики стран бывшего Советского Союза. Инфляция в Беларуси в 2012 году составила 21,8% (в 2011-м - 108,7%), в России - 6,6% (6,1%), в Казахстане - 6% (7,4%), на Украине цены снизились на 0,2% (+4,6%). Т.е. в 3,5 раза больше, чем в России и Казахстане.
Посмотрим теперь на уровень золотовалютных резервов. На 1 июня 2013 г. ЗВР Беларуси составили практически ровно 8 млрд. долларов. Хотя еще на 1 января 2012 года ЗВР республики составляли 9,5 млрд. долларов. Т.е. несмотря на огромную поддержку со стороны России (о чем с примерами пойдет речь ниже), за почти полтора года ЗВР республики уменьшились на 1,5 млрд. долларов (!) или почти на 16%. Если к этому добавить средства Фонда национального развития (согласно бюджету на 2013 год они составят приблизительно 0,5 млрд. долларов), то в итоге мы получаем по республике 8,5 млрд. долларов на 9,5 млн. населения.
В России на 1 июня 2013 г. ЗВР составили 518,4 млрд. долларов плюс Резервный фонд (на 1 мая 2013 года составил 88,3 млрд. долларов) плюс Фонд национального благосостояния (на 1 января 2013 года составил 91 млрд. долларов). Итого – 697 млрд. долларов на 145 млн. населения России.
В Казахстане на 1 июня 2013 г. ЗВР составляли 28,4 млрд. долларов плюс активы Национального фонда страны на 1 июня 2013 года составили 63,3 млрд. долларов, итого 91,6 млрд. долларов на почти 17 млн. человек населения страны.
На Украине по состоянию на август 2013 года ЗВР составили 21,6 млрд. долларов (при 45 млн. населения), при том, что за последние два года ЗВР Украины сократились на 40%.
Итого мы получаем следующую довольно интересную и информативную картину. В России на одного человека приходится 4 806 долларов ЗВР и фондов, в Казахстане – 5 388 долларов, на Украине – всего 480 долларов, в Беларуси – 895 долларов.
Уровень ЗВР в России и Казахстане соответствует 8-ми месячному объему импорта, на Украине и в Беларуси – 2-х месячному. Это к вопросу об эффективности проводимой экономической политики и о том, что властям республики предстоит еще много сделать для создания условий для действительно стабильного развития экономики.
Система без дотаций нежизнеспособна
В принципе, вывод относительно жизнеспособности белорусской экономической модели уже сделали ученые республики из Национальной академии наук. Согласно их оценкам, без существующего механизма скрытого субсидирования белорусской экономики со стороны России, в республике наступил бы экономический коллапс. Сумма субсидий ежегодно составляет приблизительно 16% белорусского ВВП. Чтобы было понятно, если применить эту цифру к России, это означало бы, что кто-то (например, Китай, чтобы иметь надежные тылы в плане военной угрозы со стороны ЕС) субсидирует Россию приблизительно на 400 млрд. долларов (приблизительно 16% ВВП России) в год. Естественно, такая ситуация ни для России, ни для любой другой страны, включая Беларусь, является в корне неприемлемой, т.к. говорит о неправильности проводимой экономической политики.
Так, согласно подсчетам экспертов Института экономики Беларуси, в 2012 году Беларусь ввезла из России 21,3 млн. тонн нефти и заплатила в российский бюджет 3,8 млрд. долларов в виде экспортных пошлин на нефтепродукты. Если бы нефть из России поставлялась в Беларусь с экспортной пошлиной, то при ее уровне на конец 2012 года (396,5 долларов за тонну) выплаты в российский бюджет составили бы 8,4 млрд. долларов. Таким образом, для белорусской стороны выгода от существующего механизма поставок нефти в Беларусь в прошлом году составила около 4,6 млрд. долларов.
Субсидии по газу составили около 5,3 млрд. долларов (при оценке субсидий при поставках газа они сравнили его фактическую цену для Беларуси с ценой поставок на Украину). Так, Беларусь в 2012 году покупала российский газ по 168 долларов за тысячу кубометров. Для Украины цена российского газа в прошлом году составляла около 430 долларов за тысячу кубометров. При импортированном объеме, равном 20,3 млрд. кубометров, выигрыш сложился в размере около 5,3 млрд. долларов.
Итого, только по энергоносителям российские субсидии в 2012 году составили около 10 млрд. долларов или около 16% от белорусского ВВП.
Почему и за счет чего держались белорусские промышленные флагманы
Анализ итогов начала 2013 года показывает и другую весьма важную составляющую «успехов» белорусской экономики и отвечает на вопрос – за счет чего держались белорусские промышленные флагманы – МТЗ, МАЗ, БМЗ и т.д. По сути, успех белорусской промышленности был вызван отсутствием конкуренции на российском рынке, на который поставляется от 50 до 90% белорусской промышленной продукции по отраслям, в то время как белорусский импорт на Запад на 50% сформирован поставками российской нефти и нефтепродуктов.
Как только на российском рынке появились зачатки конкуренции с мировыми ТНК, белорусские производители сразу оказались неконкурентоспособными, в результате чего многие белорусские предприятия в настоящее время перешли на 4-х дневный график работы, а склады (с целью обеспечения показателей по росту ВВП) забиты продукцией приблизительно на 2,5 (!) млрд. долларов, что составляет 56% среднемесячного производства.
Самая тяжелая ситуация сложилась в промышленности. Например, складские запасы БелАЗов составляют более 400 машин, что эквивалентно трем с лишним среднемесячным объемам производства. На складах МАЗа находится более 2000 грузовиков, что составляет более двух месяцев их среднемесячного производства. На МТЗ на складах более 8 тыс. тракторов - 130% месячного объема выпуска. Одноковшовых погрузчиков на складах в 4,4 раза больше, чем производится за месяц, автобусов - в 4,5 раза.
Не лучше обстоит дело в текстильной и кожевенно-обувной промышленности, а также на заводах по производству алкогольных напитков. На одном из совещаний руководитель Брестского облисполкома Константин Сумар вынужден был недавно констатировать: Брестский электромеханический завод собрал на складах 1137% объемов месячного производства, чулочный комбинат - 380%, "Брестельмаш" - 320%, "Цветотрон" - 251%.
Белорусский экспорт за первое полугодие упал более чем на 20%. По итогам первого квартала белорусская промышленность отправила на склады 26% ВВП, хотя в целом, показатель валового внутреннего продукта по итогам первого квартала вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3,5%.
Т.е. промышленность, за некоторыми исключениями в виде НПЗ и некоторых флагманов, за последние двадцать лет не реформировалась из-за отсутствия средств, а теперь в случае продолжения складывающейся ситуации республика может потерять и российский рынок, что, естественно, приведет и к резкому развитию негативных процессов в социально-экономической сфере, которые тут же перекинутся и на общественно-политическую компоненту.
Что в этой связи предпринимают белорусские власти, идут ли они по пути реформирования экономики? Нет, как и в случае с общественно-политической сферой ставка делается исключительно на запретительные меры, в частности, происходит ограничение импорта. Это вызывает совершенно справедливые возражения со стороны партнеров по Таможенному союзу.
Мы уже выше отмечали проблемы с падением уровня белорусских ЗВР за последние полтора года, несмотря на мощную поддержку белорусской экономики со стороны России. Однако этим проблемы с ЗВР не исчерпываются. По данным Белстата, товарооборот республики со странами Евросоюза в январе-марте 2013 года снизился на 26%. Это означает также еще один фактор давления на белорусский рубль.
Закономерные вопросы
Казалось бы, такой системе надо только радоваться – Россия в течение уже более десяти лет при всех внешних публичных белорусско-российских скандалах исправно финансирует белорусскую сторону. Однако в этой связи возникает сразу два закономерных вопроса.
Во-первых, какой Евразийский союз мы строим в плане того, как будет формироваться «общий котел» этого межгосударственного образования и система распределения голосов при принятии решений. Справедливой представляется система, когда при принятии решений каждая страна пропорционально получает столько голосов, сколько процентов «прибыли» она дает в общий котел. Десять процентов – значит, десять процентов голосов имеет, тридцать – значит, тридцать и т.д. А если ни одного процента не дает и ее еще надо дотировать, чтобы она дышала? Логически следует, что в этом случае за страну голосует тот, кто ее содержит. Или нет?
Во-вторых, хорошо, допустим, Беларусь неплохо устроилась. Но посмотрев на такой привлекательный для многих «опыт», вполне резонно допустить, что и другие страны Евразийского союза захотят так же устроиться за счет тех или иных субсидий со стороны России, а голосовать, возможно, и не в унисон с позицией Москвы, при этом получая от Кремля в скрытой части солидную часть ВВП. Хватит ли на всех России? Интересен ли будет самой России такой союз, где формировать «общий котел», например, на 90% будет одна страна, а голосовать все будут по принципу «одна страна – один голос»?
Что имеем в итоге
Во-первых, разные экономические модели Беларуси и других стран ТС. В Беларуси действует еще командно-административная система (последний пример – указание торговым сетям и магазинам о том, что доля белорусской кондитерки на прилавках должна составлять не менее 85%, т.к. отечественные кондитерские фабрики проигрывают конкуренцию украинским), в то время как в России и Казахстане в основном сформированы (конечно, со своими нюансами) рыночные экономики.
Во-вторых, оказывается, что белорусскую модель как в целом, так и в деталях (за исключением системы организации и дотирования сельского хозяйства) нельзя брать за образец для будущего Евразийского союза априори, т.к. она планово убыточная и поддерживает ее на плаву только скрытая помощь России в части формирования цен на энергоносители в объеме равном 16% ВВП.
Соответственно, в-третьих, основу будущей модели Евразийского экономического союза больше подходит смесь российской и казахской моделей как наиболее конкурентоспособных, а белорусская модель нуждается в серьезном реформировании в соответствии с целями и задачами Евразийского союза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий