Об очевидном выборе между политиками и государственным деятелем
4 апреля 2012, Сергей Лукьяненко
Сейчас, когда «белоленточная оппозиция» находится в понятном состоянии прострации, самое время поговорить об избранном президенте – Владимире Путине. И, в отличие от оппозиции, которая в дискуссиях, увы, никак не соответствовала собственным стандартам «демократии» и «либеральности», поговорить можно и нужно спокойно.
Путин победил. Победил честно. Победил в первом туре. Победил с заметным перевесом. За него отдали голоса люди самых разных взглядов, политических позиций и экономического статуса. От жителей провинции, которых оппозиция сейчас брезгливо называет «быдлом» и требует лишить права голоса, и до представителей московского среднего и выше-среднего класса (почти пятьдесят процентов в политизированной и всеми силами разогреваемой Москве – это тоже, как ни странно, большая победа).
А вот теперь стоит понять – почему победил Путин. Причем понять это стоит всем, и голосовавшим «за», и голосовавшим «против».
Давайте скажем честно – большинство голосующих за Путина не были удовлетворены его деятельностью на высших постах государства на сто процентов. (Собственно говоря, в истории нет и не было таких лидеров, но проговорить это вслух все-таки надо). Так что же стало основой победы? Пропаганда? Оппозиция свою пропаганду вела даже более напористо и грубо. Неприязнь к «оранжистам»? Давайте признаем, что собственных чиновников у нас не любят еще больше, чем «оранжевых» политиканов. Стремление к стабильности, «лишь бы не было войны»? Ну так никто из кандидатов, даже коммунисты, в этот раз не грозился немедленно начать перетряску государства.
Секрет прост. Из всех участвовавших в выборах кандидатов Владимир Путин является единственным (подчеркиваю, единственным) государственным деятелем. Все остальные политики – нет. И погодите, пожалуйста, с возмущенными возгласами – выслушайте то, что я хочу вам сказать. Возможно, вам это не понравится, но знание всегда полезно.
Вот кандидат Геннадий Зюганов. Он коммунист. В нашей стране по-прежнему живёт большое количество людей, которые верят в прекрасную (говорю без иронии) коммунистическую утопию. И они готовы вручить бразды правления Геннадию Зюганову. Это их право.
Вот только есть еще огромное (уж как минимум не меньшее) количество людей, которые понимают непроизнесенное – реставрация СССР потребует: 1. национализации всего и вся, что приведет к бегству капиталов, падению производительности труда (увы, эффективность «народного хозяйства» была проверена временем и признана годной только в условиях военной экономики) 2. гражданских войн (к сожалению, установление пролетарского интернационализма и бесклассового общества неизбежно проходит через этап подавление националистических движений и обострение классовых противоречий) 3. закрытия границ (без этого невозможно будет ни национализировать экономику, ни предотвратить бегство денег и умов, ни ликвидировать возникающие подпольные движения).
Кто-то готов пойти и на это. Но большинство, даже из сочувствующих коммунизму, не хотят возвращаться в мир, где нет туалетной бумаги, путёвку в Сочи разыгрывают в лотерею на весь отдел НИИ, а на улицах бодро постреливают и ходят патрули.
Вот кандидат Владимир Жириновский. Назовем его русским патриотом. В нашей стране – большинство населения относит себя к русским и вполне патриотичны. И им нравятся слова Жириновского. Это их право.
Вот только в нашей многонациональной стране, где огромные территории являются национальными образованиями в составе России, попытка построить русское национальное государство вызовет поистине гигантские потрясения. Не только на Кавказе, но и в Татарстане, Якутии, Башкирии… не говоря уже о том, что немедленно активизируются такие «народности», как сибиряки и калининградцы. Кто-то готов пойти и на это. Но большинство вспоминает бабушку-татарку или маму-украинку, смотрят на друга-еврея или подругу-осетинку и понимают, что может произойти.
Вот Михаил Прохоров. Он успешный бизнесмен, миллиардер, красавец и рост у него два метра. Ему не нужны деньги, он даже готов, став президентом, вывести их из оффшоров обратно в Россию. Он кумир молодежи, которая мечтает кататься на лыжах в Куршавеле, летать на личном самолете и быть в списках «Форбс». Не будем оспаривать пути, которыми Прохоров стал миллиардером – время было такое…
Вот только в Норильске, где, казалось бы, все должны радеть за своего кандидата, процент проголосовавших за него – прискорбно низок. Оказывается, интересы и взгляды крупного бизнесмена расходятся со взглядами и интересами его подчиненных.
Да, Михаил Прохоров – прекрасный кандидат для весьма активной части общества. Молодые и здоровые выживут.
Но почему-то у остальных складывается серьезное подозрение, что все немолодые, нездоровые, непредприимчивые (а такие, увы, составляют в нашей стране большинство) будут отнесены в категорию социального балласта. И даже если вы молоды и здоровы – когда-нибудь вы заболеете, состаритесь (а еще раньше, возможно, у вас появятся дети) и вы не сможете работать с той энергией и отдачей, за которую ратует ваш кандидат.
Вот Сергей Миронов. Хороший человек, опытный политик, социально ориентирован и ратует за справедливость.
Вот только одна беда – даже несмотря на критику Путина, программа Миронова – по сути точно такая же, как у него. Результат закономерен…
(Очень жалко, кстати, что не участвовал в выборах еще один традиционный кандидат – Явлинский. На общем фоне русского либерализма он имеет самое человеческое лицо, и те 1-2 процента голосов, которые он мог бы получить, наглядно показали бы отношение общества к либеральному движению.)
А вот теперь, если кто-то еще не понял, вывод. У нас есть кандидат-коммунист, выражающий мнение значительной части населения. У нас есть кандидат-бизнесмен, выражающий мнение противоположной (и менее многочисленной) части населения. У нас есть кандидат с патриотическими лозунгами и экспрессивным поведением, импонирующий небольшому (и уменьшающемся, кстати) слою населения. У нас есть кандидат, выступающий с умеренных позиций… и воспринимаемый всеми просто как дублёр Путина. Каждый из них – Миронова не учитываем именно в силу его восприятия народом, имеет неплохую группу поддержки своего электората и резкое неприятия другим населением.
И есть Путин. Который выступает с позиций то крупного бизнеса, то простого народа. Который идет в храм на Рождество – и поздравляет с праздниками мусульман и иудеев. Который выступает за сближение России с западным миром – и отстаивает её интересы. Который сожалеет о распаде СССР – и говорит, что восстановить его невозможно. Который мечется между армией, ВПК, сельским хозяйством, коммунальщиками, банкирами, ездит в Чечню, Татарстан, Калининград, на Дальний Восток и в Сибирь.
Его ругают за то, что он русский националист и за то, что он давит русский национализм. За то, что продался США и за то, что не выполняет волю Госдепа. За то, что не жалеет денег на оборону и за то, что развалил армию. И вы еще сомневаетесь, что победить мог только он?
Политика – искусство компромиссов. Политик вынужден сочетать несочетаемое – если он не работает в крошечной уютной стране, где и социальный состав, и взгляды населения однородны. Путину действительно приходится лавировать между интересами наших прохоровых и их рабочих. Между интересами кавказских республик с их тлеющим сепаратизмом и интересами русского народа, жаждущего то придавить этот сепаратизм, то отделить неуютные республики. Между многочисленными иностранными лидерами, каждый из которых искренне желает лучшего своей стране, хорошо бы, если за счет другой страны, к примеру – России, и гражданами нашей страны, которые хотят чтобы нас уважали, боялись, хорошо обслуживали на курортах и беззаветно любили (причем всё одновременно).
Вы думаете, это непоследовательность? Да только так и может жить наша страна, пока у нее не появится общая идея. Неважно, какая – коммунизм, полнейшая свобода, национальное русское государство или что-то неведомое. Как только народ поймет, чего же он на самом деле хочет и появится лидер, готовый за это бороться – Путин проиграет выборы. А скорее, даже не станет в них участвовать. Вы думаете, что фраза про «раба на галерах» это крайне смешно, особенно если «раба» превратить в «краба», и уж вы-то понимаете – страной управлять нетрудно? Конечно, нетрудно – если давить свою, любимую линию и не искать баланса противоречий, многие из которых вообще неразрешимы и могут уйти лишь с течением времени. Вот только страна при этом лопнет – и вас же забрызгает… и хорошо, если это будет только грязь, а не кровь.
Это не Путин «пилит» бюджеты и даёт взятки. Это делаем мы. Это не Путин снимает «Дом-2» и смотрит его. Это тоже делаем мы. Это не Путин развалил производство и потерял территории и народы. Это тоже сделали мы. Мы – как единый народ, а не как собравшиеся на Болотной площади или Поклонной горе, мы – как дамы в норковых шубах и девчонки в китайских пуховиках, это мы никак не поймём кто мы и куда идем. Чего мы хотим. Какой видим свою страну (простите, но «за все хорошее и против всего плохого – это бла-бла-бла, не имеющее отношения к реальности). Это мы никак не придем к компромиссу и консенсусу (зато всегда готовы посмеяться над этими забавными словами). Это не Путин давит свободу слова – это делаем мы, и достаточно беглого взгляда на русскую блогосферу, чтобы в этом убедиться.
Путин делает самое главное, и именно за это ему, осознанно или нет, отдали свои голоса две трети избирателей. Он дает нам время. Время понять кто мы, чего хотим и куда идем. Время выбрать курс и определить приоритеты.
И это, на данный момент самое главное – и единственно возможное, что может и должен сделать государственный лидер России. Может так случиться, что вызов времени в третьем президентском сроке Владимира Путина заставит его уйти от искусства компромиссов в сторону действий резких и приемлемых не для всех. Это может стать спасением России – или её бедой. А может быть, этого и не случится вовсе.
Но даже время – это то, чего, увы, не дали бы стране и её гражданам другие кандидаты. Давайте же воспользуемся этим бесценным даром.
Давайте поймем, кто мы и где мы.
И постараемся при этом не передраться.
Путин победил. Победил честно. Победил в первом туре. Победил с заметным перевесом. За него отдали голоса люди самых разных взглядов, политических позиций и экономического статуса. От жителей провинции, которых оппозиция сейчас брезгливо называет «быдлом» и требует лишить права голоса, и до представителей московского среднего и выше-среднего класса (почти пятьдесят процентов в политизированной и всеми силами разогреваемой Москве – это тоже, как ни странно, большая победа).
А вот теперь стоит понять – почему победил Путин. Причем понять это стоит всем, и голосовавшим «за», и голосовавшим «против».
Давайте скажем честно – большинство голосующих за Путина не были удовлетворены его деятельностью на высших постах государства на сто процентов. (Собственно говоря, в истории нет и не было таких лидеров, но проговорить это вслух все-таки надо). Так что же стало основой победы? Пропаганда? Оппозиция свою пропаганду вела даже более напористо и грубо. Неприязнь к «оранжистам»? Давайте признаем, что собственных чиновников у нас не любят еще больше, чем «оранжевых» политиканов. Стремление к стабильности, «лишь бы не было войны»? Ну так никто из кандидатов, даже коммунисты, в этот раз не грозился немедленно начать перетряску государства.
Секрет прост. Из всех участвовавших в выборах кандидатов Владимир Путин является единственным (подчеркиваю, единственным) государственным деятелем. Все остальные политики – нет. И погодите, пожалуйста, с возмущенными возгласами – выслушайте то, что я хочу вам сказать. Возможно, вам это не понравится, но знание всегда полезно.
Вот кандидат Геннадий Зюганов. Он коммунист. В нашей стране по-прежнему живёт большое количество людей, которые верят в прекрасную (говорю без иронии) коммунистическую утопию. И они готовы вручить бразды правления Геннадию Зюганову. Это их право.
Вот только есть еще огромное (уж как минимум не меньшее) количество людей, которые понимают непроизнесенное – реставрация СССР потребует: 1. национализации всего и вся, что приведет к бегству капиталов, падению производительности труда (увы, эффективность «народного хозяйства» была проверена временем и признана годной только в условиях военной экономики) 2. гражданских войн (к сожалению, установление пролетарского интернационализма и бесклассового общества неизбежно проходит через этап подавление националистических движений и обострение классовых противоречий) 3. закрытия границ (без этого невозможно будет ни национализировать экономику, ни предотвратить бегство денег и умов, ни ликвидировать возникающие подпольные движения).
Кто-то готов пойти и на это. Но большинство, даже из сочувствующих коммунизму, не хотят возвращаться в мир, где нет туалетной бумаги, путёвку в Сочи разыгрывают в лотерею на весь отдел НИИ, а на улицах бодро постреливают и ходят патрули.
Вот кандидат Владимир Жириновский. Назовем его русским патриотом. В нашей стране – большинство населения относит себя к русским и вполне патриотичны. И им нравятся слова Жириновского. Это их право.
Вот только в нашей многонациональной стране, где огромные территории являются национальными образованиями в составе России, попытка построить русское национальное государство вызовет поистине гигантские потрясения. Не только на Кавказе, но и в Татарстане, Якутии, Башкирии… не говоря уже о том, что немедленно активизируются такие «народности», как сибиряки и калининградцы. Кто-то готов пойти и на это. Но большинство вспоминает бабушку-татарку или маму-украинку, смотрят на друга-еврея или подругу-осетинку и понимают, что может произойти.
Вот Михаил Прохоров. Он успешный бизнесмен, миллиардер, красавец и рост у него два метра. Ему не нужны деньги, он даже готов, став президентом, вывести их из оффшоров обратно в Россию. Он кумир молодежи, которая мечтает кататься на лыжах в Куршавеле, летать на личном самолете и быть в списках «Форбс». Не будем оспаривать пути, которыми Прохоров стал миллиардером – время было такое…
Вот только в Норильске, где, казалось бы, все должны радеть за своего кандидата, процент проголосовавших за него – прискорбно низок. Оказывается, интересы и взгляды крупного бизнесмена расходятся со взглядами и интересами его подчиненных.
Да, Михаил Прохоров – прекрасный кандидат для весьма активной части общества. Молодые и здоровые выживут.
Но почему-то у остальных складывается серьезное подозрение, что все немолодые, нездоровые, непредприимчивые (а такие, увы, составляют в нашей стране большинство) будут отнесены в категорию социального балласта. И даже если вы молоды и здоровы – когда-нибудь вы заболеете, состаритесь (а еще раньше, возможно, у вас появятся дети) и вы не сможете работать с той энергией и отдачей, за которую ратует ваш кандидат.
Вот Сергей Миронов. Хороший человек, опытный политик, социально ориентирован и ратует за справедливость.
Вот только одна беда – даже несмотря на критику Путина, программа Миронова – по сути точно такая же, как у него. Результат закономерен…
(Очень жалко, кстати, что не участвовал в выборах еще один традиционный кандидат – Явлинский. На общем фоне русского либерализма он имеет самое человеческое лицо, и те 1-2 процента голосов, которые он мог бы получить, наглядно показали бы отношение общества к либеральному движению.)
А вот теперь, если кто-то еще не понял, вывод. У нас есть кандидат-коммунист, выражающий мнение значительной части населения. У нас есть кандидат-бизнесмен, выражающий мнение противоположной (и менее многочисленной) части населения. У нас есть кандидат с патриотическими лозунгами и экспрессивным поведением, импонирующий небольшому (и уменьшающемся, кстати) слою населения. У нас есть кандидат, выступающий с умеренных позиций… и воспринимаемый всеми просто как дублёр Путина. Каждый из них – Миронова не учитываем именно в силу его восприятия народом, имеет неплохую группу поддержки своего электората и резкое неприятия другим населением.
И есть Путин. Который выступает с позиций то крупного бизнеса, то простого народа. Который идет в храм на Рождество – и поздравляет с праздниками мусульман и иудеев. Который выступает за сближение России с западным миром – и отстаивает её интересы. Который сожалеет о распаде СССР – и говорит, что восстановить его невозможно. Который мечется между армией, ВПК, сельским хозяйством, коммунальщиками, банкирами, ездит в Чечню, Татарстан, Калининград, на Дальний Восток и в Сибирь.
Его ругают за то, что он русский националист и за то, что он давит русский национализм. За то, что продался США и за то, что не выполняет волю Госдепа. За то, что не жалеет денег на оборону и за то, что развалил армию. И вы еще сомневаетесь, что победить мог только он?
Политика – искусство компромиссов. Политик вынужден сочетать несочетаемое – если он не работает в крошечной уютной стране, где и социальный состав, и взгляды населения однородны. Путину действительно приходится лавировать между интересами наших прохоровых и их рабочих. Между интересами кавказских республик с их тлеющим сепаратизмом и интересами русского народа, жаждущего то придавить этот сепаратизм, то отделить неуютные республики. Между многочисленными иностранными лидерами, каждый из которых искренне желает лучшего своей стране, хорошо бы, если за счет другой страны, к примеру – России, и гражданами нашей страны, которые хотят чтобы нас уважали, боялись, хорошо обслуживали на курортах и беззаветно любили (причем всё одновременно).
Вы думаете, это непоследовательность? Да только так и может жить наша страна, пока у нее не появится общая идея. Неважно, какая – коммунизм, полнейшая свобода, национальное русское государство или что-то неведомое. Как только народ поймет, чего же он на самом деле хочет и появится лидер, готовый за это бороться – Путин проиграет выборы. А скорее, даже не станет в них участвовать. Вы думаете, что фраза про «раба на галерах» это крайне смешно, особенно если «раба» превратить в «краба», и уж вы-то понимаете – страной управлять нетрудно? Конечно, нетрудно – если давить свою, любимую линию и не искать баланса противоречий, многие из которых вообще неразрешимы и могут уйти лишь с течением времени. Вот только страна при этом лопнет – и вас же забрызгает… и хорошо, если это будет только грязь, а не кровь.
Это не Путин «пилит» бюджеты и даёт взятки. Это делаем мы. Это не Путин снимает «Дом-2» и смотрит его. Это тоже делаем мы. Это не Путин развалил производство и потерял территории и народы. Это тоже сделали мы. Мы – как единый народ, а не как собравшиеся на Болотной площади или Поклонной горе, мы – как дамы в норковых шубах и девчонки в китайских пуховиках, это мы никак не поймём кто мы и куда идем. Чего мы хотим. Какой видим свою страну (простите, но «за все хорошее и против всего плохого – это бла-бла-бла, не имеющее отношения к реальности). Это мы никак не придем к компромиссу и консенсусу (зато всегда готовы посмеяться над этими забавными словами). Это не Путин давит свободу слова – это делаем мы, и достаточно беглого взгляда на русскую блогосферу, чтобы в этом убедиться.
Путин делает самое главное, и именно за это ему, осознанно или нет, отдали свои голоса две трети избирателей. Он дает нам время. Время понять кто мы, чего хотим и куда идем. Время выбрать курс и определить приоритеты.
И это, на данный момент самое главное – и единственно возможное, что может и должен сделать государственный лидер России. Может так случиться, что вызов времени в третьем президентском сроке Владимира Путина заставит его уйти от искусства компромиссов в сторону действий резких и приемлемых не для всех. Это может стать спасением России – или её бедой. А может быть, этого и не случится вовсе.
Но даже время – это то, чего, увы, не дали бы стране и её гражданам другие кандидаты. Давайте же воспользуемся этим бесценным даром.
Давайте поймем, кто мы и где мы.
И постараемся при этом не передраться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий