Максим Рева высказывает иную, достаточно крайнюю точку зрения, но и её следует знать и учитывать, рассматривая перспективы Латвии и наших соотечественников в ней. Боюсь, что эта проблема будет только разрастаться с углублением кризиса. Остаётся только сожалеть, что такая прекрасная страна, как Латвия, купившись на фантики либеральной демократии промотала большую часть своего достояния, а население теперь вынуждено выпускать пар в межнациональных разборках.
Максим Рева: Итог референдума: в Латвии этнический конфликт, не имеющий правового разрешения
Член президиума международного правозащитного движения "Мир Без Нацизма". Иллюстрация: veneportaal.ee
Референдум по приданию русскому языку статуса государственного, прошедший 18 февраля в Латвии, окончательно показал, что проблема русского и русскоязычного населения Латвии является этнической и не имеет правового решения.
Надо отдать должное и поблагодарить за гражданский подвиг двух инициаторов этого референдумаВладимира Линдермана и Евгения Осипова. Надо быть смелыми людьми, что бы начать предприятия заведомо зная, что оно проигрышно и что на тебя будут давить не только чужие, но и свои. Не лишним будет напомнить то, как в начале осени прошлого года идея референдума была подвергнута остракизму со стороны многих русскоязычных политиков и общественных деятелей. Некоторые из них, кажется, до сих пор не уяснили уроки прошедших в ноябре выборов в сейм Латвии и формирования правительства и не услышали того, что публично говорили латышские политики.
За всеми красноречивыми рассуждениями латышских политиков о сохранение латышского языка и уникального на земле места, где можно говорить на латышском, слышалась только одна фраза "Латвия для латышей, остальные знайте своё место". На протяжении всего подготовительного периода к референдуму со стороны латышских политиков, правоведов и общественных деятелей не было ни одной попытки отойти от проблемы латышского языка и перейти к проблеме прав национальных меньшинств, соблюдения которых является неотъемлемой обязанностью членов европейского сообщества.
Члены правительственной партии "Все Латвии" (VL!/TB-LNNK), депутаты парламента, зная заранее обреченность инициативы Линдермана и Осипова, тем не менее всячески старались предотвратить проведения референдума. Подача в конституционный суд заявления с требованием отмены референдума однозначно говорит, латышский националистический истеблишмент не допустит что бы в Латвии ещё кто-то, кроме латышей, стал бы принимать решения, влияющие на судьбу республики.
По существу латышские политики разделили общество даже не на русских и латышей, а на латышей и врагов всего латышского. Тех, кто поддержал референдум, записали во враги народа и латышского государства. Депутат сейма Латвии Янис Домбрава (VL!/TB-LNNK) заявил, что "референдум поддерживают преступники". Прошу заметить: говорится не о русском языке как государственном, а о самом факте референдума, право на который даёт конституция Латвийской Республики.
Спикер сейма Солвита Аболтиня предложила использовать для агитации против русского языка бюджетные средства. Премьер-министрВалдис Домбровскис публично призвал голосовать против признания русского языка вторым государственным. Инициаторы референдума и те, кто их поддержал, а это 200 тысяч русского и русскоязычного населения Латвии, после заявлений первых лиц государства оказались в оппозиции к власти, а референдум стал не волеизъявлением народа, а действом, направленным против государства. Вопрос о русском языке превратился из разряда правового, касающегося защиты прав национального меньшинства, в вопрос национально-государственный, затрагивающий основы национального государства.
18 февраля случилось то, что было ясно с самого начало, против русского как государственного языка выступило 74,8% граждан Латвии. Четверть граждан Латвии, а это русское и русскоязычное население проголосовали за своё право говорить на своей родине на своём языке. При этом 319 тысяч русского и русскоязычного населения Латвии, что составляет 14% от всего населения, не смогли принять участие в референдуме, так как у них было отобрано гражданство в 1991 году.
После окончания референдума послышались голоса о том, что шум скоро стихнет и надо начать диалог. О начале диалога заговорили как с латышской, так и русской стороны. Вот только не ясно о чём же вести диалог, какие после всех действий и высказываний латышских политиков можно найти точки соприкосновения? За 20 лет позиция националистической элиты Латвии не изменилась - "Латвия для латышей", а вот позиции политических лидеров русской общины Латвии, мягко говоря, не совсем понятны.
Мэр Риги и лидер пока крупнейшей русскоязычной партии Латвии, Нил Ушаков голосует за придание русскому языку статуса государственного, но не забывает подчеркнуть, что он против второго (русского) государственного языка. Как это понять? Снова, как и осенью, когда Ушаков готов был признать оккупацию, он пытается оставить для себя маленькую лазеечку и надежду на проход в латышскую элиту. Не выйдет!
Мэр Риги, как бы в ответ на националистическую риторику латышских политиков, предлагает, за счёт городского бюджеты, сделать бесплатные курсы латышского языка, но разве проблема в знании латышского языка? Уж коли на то пошло, то стоило бы организовать курсы по основам прав человека, прав национальных меньшинств и мультикультурности для латышей и прежде всего латышских политиков, глядишь что-нибудь да получилось бы. Нил Ушаков так и не выучил уроки прошлой осени, как тогда латышская национальная элита не заметила его высказываний по оккупации, так и сейчас, не обращая внимания на его заявления, из Ушакова делают страшилку для латышей, не заслуженно называя его одним из организаторов референдума.
Чтобы получился диалог из двух неравнозначных по силе участников, сильный должен уступить, этого мы не наблюдаем со стороны латышей, однако слабые постоянно уступают, какой же тогда это диалог, это принуждение. Лидерам русской общины пора перейти к активным действиям. Пора заявить, о том, что в Латвии этнический конфликт, громко сказать, о том, что этот конфликт не возможно, решить внутри Латвии. У НАТО и ЕС, куда входит Латвия есть большой опыт решение этнических конфликтов. Так, например в 2001 году, под давлением НАТО, Республика Македония была вынуждена подписать Охридское соглашение, предоставлявшее юридическую и культурную автономию, официальный статус национального языка, национальную полицию в районах компактного проживания албанского меньшинства. Однако до Охридских соглашений пролилась кровь, что бы этого не произошло в Латвии русскоязычным политикам и общественным деятелям надо иметь консолидированную позицию говорящую об этническом конфликте и требовать вмешательства политических институтов ЕС и НАТО.
Максим Рева - член президиума международного правозащитного движения "Мир Без Нацизма"
Комментариев нет:
Отправить комментарий