Итог войны США в Ираке
2012, Александр Чайковский Под занавес 2011 г. США объявили об окончательном выводе войск из Ирака. Туманные заявления об "успехе", предостережения о грядущих проблемах, обещания "не оставлять иракский народ", спуск американского флага - но никаких деклараций победы и радостного ликования, описывает церемонию газета "Вашингтон пост" (1).
Что принесла США 9-летняя война (2003-2011) в Ираке - победу или поражение?
Ответ зависит прежде всего от того, что считать целью войны. Если верить пропагандистской версии внешней политики США про "построение демократического государства" в Ираке, то Америка войну явно проиграла. Однако, если судить по реальным интересам и целям, которые США преследовали в Ираке, то исход можно считать победой - хотя и не столь убедительной, как хотелось бы Вашингтону.
В чём в реальности состояли цели второй войны США в Ираке? Стратегическая цель заключалась в том, чтобы превратить крупное государство важнейшего для США региона в вассала-посредника, и обрести таким образом ключевой военно-политический плацдарм на Ближнем Востоке, на границе с несгибаемыми противниками Ираном и Сирией. Эта генеральная цель включает в себя составляющие: поставить во главу государства группу послушных руководителей; создать лояльные военные подразделения, которые служили бы опосредованной военной силой США в регионе; получить контроль над запасами нефти - третьими по величине подтверждёнными запасами в мире, и гарантию их разработки западными нефтяными компаниями; "вскрыть" местную экономику для капитализма, сделав её "свободным рынком" - свободным для грабежа западными корпорациями; создать новый рынок для американских вооружений.
Всё это вместе на официальном внешнеполитическом языке США, сделанном из эвфемизмов, называется "взрастить стратегического союзника в сердце Ближнего Востока" (2). И всё это было невозможно при Саддаме Хуссейне - изначально американский ставленник, он вдруг перестал подчиняться.
Но, прежде всего: насколько США "ушли" из Ирака?
"Действия Америки в Ираке ни в коем случае не закончены", заявил министр обороны США Леон Панетта на церемонии в Багдаде, и для решения американских задач в Ираке на 2012 год выделен бюджет в 6 миллиардов долларов (3). Кто реализует этот бюджет? Государственный департамент США. Обратите внимание на важный тактический момент: часть функций, которые считались прерогативой военных, теперь будет исполнять не Пентагон, а Госдеп. Дело в том, что в последние годы, по мере того как министерство обороны усиливало свои разведывательные возможности, а ЦРУ создавало собственные военные спецподразделения (4), Госдеп обретал серьёзные силовые мандаты.
Под командованием Госдепа в Ираке будут работать ни много ни мало 16.000 человек, по численности - американская сухопутная дивизия, отмечает "Вашингтон Пост" (5). Персонал посольства составляет примерно 1.750 сотрудников, их безопасность будут обеспечивать около 5.000 человек, 4.600 инструкторов будут обучать иракцев использованию вооружений, поставляемых США. Причём, 80% из них, несмотря на свои военные задачи и подготовку, числятся как гражданские лица, будучи сотрудниками частных компаний-подрядчиков. Ещё примерно 4.600 человек, в основном не американцы, будут заняты на обслуживающих работах. Подготовка полиции в Ираке уже с 1 октября 2011 г. проводится Госдепом. Внутри департамента этим занимается Управление по международной борьбе с наркотиками и охране правопорядка (Bureau of International Narcotics and Law Enforcement Affairs) под руководством Уильяма Браунфилда (William Brownfield).
С целью реализации своих новых военных функций, Госдеп обретает собственный воздушный флот - "Авиалинии посольства в Ираке" (Embassy Air Iraq): 46 самолётов (6), 29 вертолётов (7) и аэродром. Также в распоряжение посольства переходят 80 бронетранспортёров.
Передача части военных функций Госдепу призвана показать общественности, что "войска США ушли из Ирака" и освободить вооруженные силы для других задач. Но Пентагон, конечно же, сохранил присутствие. Важнейшей его задачей была и остаётся боевая подготовка местных военных для противоповстанческих действий, т.е. создание опосредованной военной силы, которая преследовала бы американских врагов в регионе - без человеческих и финансовых потерь для США. Под крышей посольства разместилось принадлежащее министерству обороны Управление военного сотрудничества в Ираке (Office of Security Cooperation-Iraq). Официально заявлено, что "боевой подготовкой иракских сил" будут заниматься 157 военнослужащих США (8). Почему так мало?
Центральное командование США, в зону ответственности которого входит Ирак, в последнее время часто ссылается на "сальвадорскую модель как предпочтительную модель противоповстанческой войны" (9). В чём состоит "сальвадорская модель"?
В 1980 г. США направили в Сальвадор, согласно официальной версии, 55 инструкторов (на самом деле больше) для подготовки местных армейских спецподразделений, направляемых на борьбу с противниками проамериканской военной хунты. Этому предшествовала подготовка кадров полиции, национальной гвардии и других силовых ведомств Сальвадора. В 1987 г. "Нью-Йорк Таймс" пришлось признать: "многие офицеры впоследствии стали лидерами правых эскадронов смерти, уничтоживших десятки тысяч человек в конце 1970-х - начале 1980-х годов" (10). Жертвами эскадронов смерти в Сальвадоре становились на усмотрение проамериканской хунты "нежелательные элементы" - руководители и члены демократических организаций, коммунисты, социал-демократы, христианские демократы, профсоюзные деятели и даже католические священники.
Что касается регулярной иракской армии, по оценке генерал-лейтенанта ВС США Каслена (Lt.Gen. Robert Caslen), ответственного за подготовку и вооружение ВС Ирака, она по-прежнему не вполне готова выполнять свои главные функции: охранять границы и воздушное пространство (11). Однако, наиболее важные для США задачи - противоповстанческие действия и возможное преследование террористов - осуществляет не столько регулярная армия, сколько силы специального назначения.
В этой сфере дела США в Ираке гораздо более благополучны. "У Соединённых Штатов есть собственные антитеррористические силы здесь на месте", - утверждает "Вашингтон пост" со слов военных (12). Иракские силы специального назначения численностью в 4.100 человек, подготовлены и вооружены США - за 237 миллионов долларов (правительству Ирака не пришлось потратить ни цента). Генерал Каслен оценивает их как "чрезвычайно эффективные" для проведения налётов и вполне способными вести агентурную разведку; США продолжают поставлять им разведывательные данные и обеспечивать поддержку с воздуха. На протяжении всего курса боевой подготовки, американские инструкторы-спецназовцы ходили на задания со своими иракскими подопечными в черной форме и исламских чёрно-белых клетчатых шарфах - "чтобы подозреваемые не думали, что операцией руководят США". Ещё один важнейший инструмент в военном арсенале США в Ираке - иррегулярные военизированные формирования под командованием местных полевых командиров. Крупнейшее из них - так называемое движение "Пробуждение" (Awakening Movement), оно же "Сыны Ирака". Такие названия - ещё один пример специального языка, созданного Вашингтоном для ведения информационно-психологической войны, в котором благозвучные, позитивные термины заменяют реальный, часто кровавый, смысл (13). Идея рекрутировать для своих задач местных боевиков-суннитов, которые убивали соперников из мести, была впервые реализована морской пехотой США в 2004 г. в провинции Анбар. Сегодня шейх Ахмед Абу Риша, "самый верный союзник США в Ираке" - т.е. самый отъявленный коллаборационист - командует подразделениями в 80.000 человек. В заголовках центральных газет они проходят как американские "товарищи по оружию" (14). Эти формирования никоим образом не подчиняются иракскому правительству, и премьер-министр Ирака регулярно требует распустить и разоружить их - очередной срок был назначен на 31 декабря, дату вывода войск США. Абу Риша ответил коротко и ёмко: разоружение маловероятно.
Там, где местные военизированные формирования отсутствовали, американские военные их создавали. Генерал Петреус, в то время командующий силами США в Ираке, в мае 2007 г. отдал приказ активизировать создание "местных сил обороны": нанимать "по контракту" вооружённых суннитов, выдавать им форму и немедленно направлять их на борьбу с врагами Америки, избегая "длительных полицейских и армейских программ боевой подготовки" (15). По словам генерала Петреуса, эти силы помогают национальному примирению в Ираке. Видимо, ликвидируя всех, кто не желает примиряться.
В действительности, США создавали эти иррегулярные формирования для следующих задач: 1) как противовес центральному правительству, в котором доминируют шииты - для поддержания динамичной нестабильности внутри Ирака, 2) как карательную силу, которую можно направить против своих врагов - всех тех, кто отказывается им подчиняться, 3) как диверсионные подразделения для дестабилизации Ирана и Сирии. Термин "эскадроны смерти" всё чаще используется для именования этих американских "братьев по оружию".
Достижение экономических целей в Ираке стоило США незначительных усилий. Нужно ли говорить, что американские и британские нефтяные компании очень быстро получили контракты на разработку нефтяных и газовых месторождений Ирака, включая гигантское месторождение Западная Курна-2, которое ушло ExxonMobil и Royal Dutch Shell. В дальнейшем следует ожидать американского давления на правительство Ирака по пересмотру условий соглашений - уменьшения выплат в бюджет Ирака ради увеличения прибылей корпораций. Российские и другие компании получили около 10% нефтяных контрактов. Но, советует "Нью-Йорк Таймс", читайте мелкий шрифт: даже в этих случаях в качестве субподрядчиков выступают старые американские знакомые - Halliburton, Baker Hughes, Weatherford International, Schlumberger (последний базируется в Париже, но буровое подразделение находится в Техасе) (16).
Наконец, ещё одна функция сателлита США - закупать американское оружие, и в ближайшее время Ирак заплатит за него 11 миллиардов долларов. США поставят истребители F-16, танки M1A1 Abrams, артиллерийские установки, бронетранспортеры, а также бронежилеты, прицепы для боеприпасов, внедорожники и др. (17). Боеспособная иракская армия нужна США не только для охраны границ государства, но и для создания дополнительного давления на Иран. Есть ещё одна важная причина для крупных военных заказов: учитывая сегодняшнюю экономическую реальность, Белый дом не может пренебречь рабочими местами на десяток миллиардов долларов, по словам эксперта по национальной безопасности из Института Брукингс Кеннета Поллака. Милитаризация - проверенное средство для выхода из кризиса.
Для того, чтобы исключить самостоятельное развитие Ирака, Вашингтон поддерживает постоянную возможность распада страны. "Самый верный союзник" шейх Абу Риша в последнее время выступает за автономию суннитских регионов на западе и севере Ирака (18). В декабре 2011 руководство провинций Анбар, Диала и Салахеддин также заявило, что намерено добиваться большей автономии - по примеру Курдистана, у которого имеется собственный парламент, президент, вооруженные силы и возможность подписывать нефтяные контракты напрямую без участия Багдада (19).
Идея раздела Ирака не нова. В 2006 г. Джозеф Байден, тогда глава Комитета по международным делам Сената США предложил разбить государство на три части - для шиитов, суннитов и курдов. Совместно с Лесли Гелбом (Leslie Gelb), почётным президентом Совета по внешней политике, Байден написал программную статью с издевательским названием "Единство посредством автономии в Ираке": они предлагали применить к Ираку схему раздела Боснии. Особенно полезным США видится независимый Курдистан: он дестабилизирует одновременно Иран, Сирию и Турцию, спровоцировав курдские меньшинства в этих странах последовать примеру.
А в комплексе все эти меры на официальном языке Вашингтона называются так: "Соединённые Штаты останутся вместе с иракским народом, чтобы построить более сильную и благополучную нацию", как заявил министр обороны США Леон Панетта на церемонии (20).
Конечно, далеко не всё получилось у США так, как они хотели. Премьер-министр Нури Малики демонстрирует больше независимости, чем от него требуется: пытается сохранить страну единой, выстраивает конструктивные отношения с Ираном, и - настоящая пощечина Вашингтону - голосует против санкций и использования силы в Сирии. Сильным ударом для США также стал категорический отказ правительства Ирака в неприкосновенности американских войск для местного судебного преследования - Вашингтон собирался оставить около 5 000 военных инструкторов, но не может это сделать без иммунитета. Как только найдётся более надежный кандидат на пост руководителя Ирака, Малики будет свергнут - усилиями тех самых боевиков, которых он опасается. Наконец, с высокой долей вероятности, арендованные боевики рано или поздно обернутся против своих боссов - как это сделали ранее Усама бен Ладен и движение Талибан, выросшее из моджахедов, спонсированных США в 1980-е гг.
Таким образом, по основным критериям, Соединённые Штаты добились своих реальных - в отличие от публично заявленных - целей в Ираке. Нестабильность, гражданская война и конфликты малой интенсивности представляют собой приемлемую для США оперативную среду. Негативные последствия войны США в Ираке для региона и всего мира будут сказываться на протяжении десятилетий. Получение плацдарма в регионе позволяет США активизировать военное давление и подрывные операции невоенными средствами против неугодных им государств, в частности Ирана и Сирии. В ближайшие месяцы и годы следует ожидать от США нарастающей агрессии, расширения территории войн и нестабильности, и сопутствующего американским военным действиям росту экстремизма и наркопроизводства.
* * *
(1) Liz Sly, Craig Whitlock Iraq war draws to a quiet close // Washington Post. December 15, 2011.
(2) Liz Sly Civilian killings created insurmountable hurdle to extended US troop presence in Iraq // Washington Post. December 11, 2011.
(3) Бюджет Пентагона в Ираке в 2011 г. составил примерно 50 миллиардов долларов.
(4) На эту тему см. важный материал Mark Mazzetti, Eric Schmitt Obama's Pentagon and CIA Picks Show Shift in How US Fights // The New York Times. April 28, 2011.
(5) Mary Beth Sheridan, Dan Zak State Department readies Iraq operation, its biggest since Marshall Plan // Washington Post. October 8, 2011.
(6) Idem.
(7) Michael R. Gordon Civilians to Take US Lead After Military Leaves Iraq // New York Times. August 18, 2010.
(8) Liz Sly, Craig Whitlock Iraq war draws to a quiet close // Washington Post. December 15, 2011.
(9) Greg Grant Grunts to Rebuild Like SOF, Move Away From Bases: Mattis // DoD Buzz - Online Defense and Acquisition Journal. February 19th, 2009. http://www.dodbuzz.com/2009/02/19/grunts-sof-fob-based-coin-must-end-mattis/.
(10) The New York Times. October 22, 1987. P.11. Quoted in William Blum Killing Hope: U.S. Military and C.I.A. Interventions Since World War II. US, Maine: Common Courage Press, Second Edition, Second printing, 2004. Р.353.
(11) Jim Michaels US official says Iraqi forces face training gap // USA Today. December 7, 2011.
(12) Thomas Erdbrink In Iraq, US Special Forces gearing up to leave // Washington Post. March 25, 2011.
(13) Александр Чайковский Терроризм и наркота: в Москву едет командующий США и НАТО в Европе // ИА REGNUM. 4 октября 2011. http://www.regnum.ru/news/1452401.html.
(14) Andrew Kramer US Leaving Iraqi Comrades-in-Arms in Limbo // New York Times. December 13, 2011.
(15) Ann Scott Tyson US Widens Push to Use Armed Iraqi Residents - Irregulars to Patrol Own Neighborhoods // Washington Post. July 28, 2007.
(16) Andrew Kramer US Companies Get Slice of Iraq's Oil Pie // New York Times. June 14, 2011.
(17) Michael S. Schmidt, Eric Schmitt Weapons Sales to Iraq Move Ahead Despite US Worries // New York Times. December 28, 2011.
(18) Andrew Kramer US Leaving Iraqi Comrades-in-Arms in Limbo // New York Times. December 13, 2011.
(19) См. Jack Healy Clash Over Regional Power Spurs Iraq's Sectarian Rift // New York Times. December 23, 2011; Dan Morse and Asaad Majeed Iraq premier Nouri al-Maliki challenges restive provinces // Washington Post. December 24, 2011.
(20) Liz Sly, Craig Whitlock Iraq war draws to a quiet close // Washington Post. December 15, 2011.
Александр Чайковский - эксперт Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН, Москва)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий