Невероятно: Ни одно из правительств ФРГ с 1949 года не сделало элементарного домашнего задания. От контролируемого Советами правительства ГДР этого трудно было ожидать. Но почему это не удалось правительствам ФРГ?
Неужели сегодняшние школьники, которым придётся платить ещё энное количество лет, должны делать то, что народные избранники тогда прошляпили?
Запрос Федеральному правительству:
"В каком размере, в тогдашних и нынешних значениях, осуществлялись германские выплаты после Второй мировой войны через конфискацию германского внутреннего и внешнего имущества, германские патенты, демонтаж, поставки материалов (изъятие из текущего производства) и отчуждения движимой и недвижимой собственности?"
На этот письменный запрос ответил парламентский госсекретарь при федеральном министре финансов, Кард Диллер, следующим образом (Берлин, 9 марта 2000 г., дело № VB2 - O 1266 B - 7/00):
Ответ Федерального правительства:
"Запрошенные данные по размеру германских репараций после Второй мировой войны не могут быть предоставлены в указанной форме, так как Федерация не располагает соответствующими численными данными по этому вопросу. Результатом проделанных поисков по вопросам финансовых последствий войны является приложенное собрание "Общих послевоенных выплат" (по состоянию на 31 декабря 1997 года), которое даёт обзор о репарациях Германии.
После Второй мировой войны – по крайней мере, для Федеративной Республики Германия – не было репарационных положений, схожих с Версальским договором, и, таким образом, не было документируемых долгосрочных выплат. Впрочем, страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке. Нормативных записей об этом не существует. Нормативные данные о репарациях, выплаченных бывшей ГДР, также не могли быть получены. Соответственно, невозможно привести определённых данных по отдельным видам репараций, выплаченных Германией, а тем более разделение по тогдашней и нынешней стоимости. Лишь в виде изложения отраслей, релевантных в этой связи, можно дать обзор о германских репарациях и других важных в этой связи выплатах после Второй мировой войны, который, тем не менее, не претендует на полноту.
Имеющиеся данные по репарациям не аутентичны и, в основном, основываются на оценках, так как в случае необходимости Федерация также может опираться лишь на литературу, имеющуюся в наличии в большинстве научных библиотек. Помимо этого, обзор выплат по итогам войны содержит прочие расходы на преодоление последствий войны, к которым, например, относится помощь, предложенная в рамках компенсации военного ущерба. Но и в этой области имеются цифры лишь из отдельных отраслей. Общая стоимость имущества, взятого странами-победителями прямым доступом, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени, и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно.
Министерство финансов
Приложение:
Общая стоимость последствий войны
(По состоянию на 31 декабря 1997 г.)
Не представляется возможность целиком определить финансовые последствия произошедших несправедливостей национал-социализма и Второй мировой войны. Последующая сводка, таким образом, не может быть полной. Она, с одной стороны, основывается на хозяйственно учтённых монетарных тратах, которые, согласно правовым предписаниям, в периодическом масштабе отражают лишь часть действительно причинённого ущерба в отдельном случае, с другой стороны, на неофициальных источниках и/или оценках.
Так, сводка отмечает – насколько это возможно – как самостоятельные изъятия стран-победителей из оккупационных зон, репарационные и восстановительные выплаты Федеративной Республики Германия на основании правовых норм и межгосударственных договорённостей, выплаты в сфере поддержки жертв войны, а также возмещение ущерба от национал-социалистических несправедливостей по внутригосударственному праву.
С учётом того, что имеющиеся в наличии цифры неполны, зачастую основываются на оценках и/или неофициальных источниках и тем самым не могут ни претендовать на абсолютную точность, ни считаться официальной точкой зрения, следует исходить из следующих произведённых выплат без учёта обширных территориальных потерь с их экономической мощью:
I. Германские выплаты по реституциям, репарациям и возмещению ущерба (без внутригосударственных выплат, см. II)
1) Западные оккупационные зоны
Уполномоченное Парижской репарационной конференцией 1946 года на учёт репараций в "Западной зоне" (т.е. ФРГ и западное иностранное имущество) Межсоюзническое Репарационное Агентство (ИАРА) назвало в своём итоговом отчёте от 1961 года стоимость зарегистрированного и распределённого ею имущества в размере около 520 млн. долл. по курсу 1938 года. Однако, это число занижено. Следует исходить из следующих выплат:
1.1) Вывоз монет и слитков из драгоценных металлов, а также иностранных дензнаков (объявление верховного главнокомандующего оккупационных сил от 20 сентября 1945 года, часть 5 № 15, бюллетень контрольного совета № 1, стр. 8-19): стоимость неизвестна.
1.2) Реституция имущественных объектов; услуги по восстановлению уничтоженных объектов и устранение повреждений (объявление от 20 сентября 1945 года, часть 6).
1.3) Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов (Парижское соглашение от 14 января 1946 г., ст. 1 категория "B"). В обосновании закона о репарационном ущербе от 12 февраля 1969 г. (печатное издание бундестага V/2432 от 23 декабря 1967 г., стр. 67 след.) репарационный и реституционный ущерб на территории Федерации оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. РМ (по курсу 1938 г.).
1.4) Дерево и прочий навязанный экспорт из текущего производства: 0,4 млрд. РМ (печатное издание Бундестага V/2432б стр. 77 след.).
1.5) Авторские права: 0,1 млрд. РМ (печатное издание бундестага V/2432, стр. 77 след.).
1.6) Конфискация коммерческих защитных прав (патенты, товарные знаки, торговые марки), а также производственных процессов и результатов научных исследований внутри и вне страны (Лондонское соглашение об обращении с германскими патентами от 27 июля 1946 г.): По оценкам Экстренного сообщества производства, понёсшего ущерб от репараций, от 1951 года стоимость патентов и промышленных моделей, конфискованных на всей территории Рейха составила 12-15 млрд. РМ, а стоимость товарных знаков - около 3 млрд. РМ; общая стоимость конфискованных внутри и вне страны германских защитных прав указывается в размере 17-20 млрд. РМ, из них 2/3 отошли в пользу западных стран-победителей, и 1/3 - в пользу Советского Союза ("Вечер демонтажа - шесть лет репарационной политики", Бременский комитет экономических исследований, Бремен 1951, стр. 125 след.).
1.7) Репарационный ущерб в германских Восточных провинциях, ущерб от переселений (насильственное выселение германского населения с территорий, отошедших к Польше и Чехии - прим. перев.) (без претензий по Закону о возмещении ущерба от войны (ЛАГ)) немецкая версия от 2 июня 1993 г., ср. печатное издание Бундестага V/2432, стр. 77 след., таб. № 1 c), d) и h): 1,312 млрд. РМ.
1.8) Использование германского зарубежного имущества, включая имущество в нейтральном зарубежье (ср. Закон о контрольном совете № 5 от 30 октября 1945 г., бюллетень КС № 2, стр. 27-31). Выплаты осуществлялись согласно директивам ИАРА от 21 ноября 1947 г. (ср. Бёмер, Дуден, Янссен, "Германское имущество за границей", Федеральное министерство юстиции, т. 1, стр. 20 след.; т. 3, стр. 26 след.). Зарегистрированы были земельные владения, предприятия, доли в иностранных предприятиях (акции и т.п.), коммерческие защитные права, а также счета. Стоимость (без коммерческих защитных прав, ср. выше № 1.6) в обосновании к Закону об ущербе от репараций (печатное издание бундестага V/2432, стр. 7 таб. 1 е) указывается в размере 13,042 млрд. РМ.
Сумма 1.1-1.8 (стоимость по курсу 1938 года, исчисляемая часть): 39,636 млрд. РМ.
1.9) В рамках возмещения ущерба от национал-социалистических несправедливостей (выплаты по Федеральному закону о возмещении ущерба, Федеральному закону о возврате, договорам с Израилем и различным глобальным договорам и т.п.) Федеративная Республика до 31 декабря 1997 года выплатила около 102,1 млрд. ДМ (немецких марок - прим. перев.). Около 80% от этой суммы отошли за границу.
Здесь не учтены миллиардные выплаты по возмещению ущерба через социальные выплаты и обеспечение жертв войны; по этому пункту численные значения статистически не могут быть получены.
Помимо этого были произведены выплаты по возмещению ущерба люксембургским, эльзасским и лотарингским насильственно призванным на военную службу в общем размере 0,3 млрд. ДМ.
1.10) Республикам Эстония (1995 г.) и Литва (1996 г.) было предоставлено по 2 млн. ДМ для поддержки гуманитарных инвестиций в пользу индивидуальных потребностей местных жертв национал-социалистов. Соответствующая договорённость с Республикой Латвия пока ещё не достигнута. Индивидуальное возмещение ущерба производится через фонды "Согласие и примирение" в Москве (республики Латвия и Литва) и Минске (республика Эстония).
1.11) Следует также учитывать выплаты Федеральной Республики по ст. 4 Лондонского договора о долгах, по которому были погашены довоенные долги Рейха; они в общей сложности составили 14 млрд. ДМ.
Сумма 1.9-1.11 (исчисляемая часть): 96,0 млрд. ДМ.
На основании ассигнований из бюджета от 1997 года ФРГ в 1998-2000 г. предоставит средства в размере в общей сложности 80 млн. ДМ на отчисления в пользу подлежащих организации фондов "Согласие и примирение" в странах Центральной и Западной Европы, которые пока ещё не выполнили глобальных договоров о возмещении ущерба.
Помимо этого, ФРГ предоставит основанному в 1997 г. Германо-Чешскому Фонду Будущего средства в размере 140 млн. ДМ. Средства послужат финансированию проектов, представляющих обоюдный интерес. Рассматриваемые проекты в особенности должны пойти в пользу жертв национал-социалистических мер преследования.
2) Советская оккупационная зона
Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений (ср. "Настольная Книга ГДР", ФМ внутринемецких отношений, т. 2, изд. 3, Кёльн 1985, ключевое слово "Репарация") в общей сложности 66,4 млрд. марок ГДР. При критическом анализе этих документов оцениваемые суммы репарационных выплат с конца войны до 1953 года расшифровываются следующим образом:
2.1) Потери имущественных и культурных ценностей через захват: 2,00 млрд. марок.
2.2) Потери через демонтаж: 5,00 млрд. марок.
2.3) Выплаты, совершённые захваченными банкнотами: 6,00 млрд. марок.
2.4) Выплаты, совершённые оккупационной валютой: 9,00 млрд. марок.
2.5) Поставки из текущего производства, учтённые через репарационные счета: 34,70 млрд. марок.
2.6) Накладные расходы по репарационным выплатам: 2,85 млрд. марок.
2.7) Стоповые ценовые дотации германским предприятиям и советским акционерным обществам (САО) (предприятия под руководством советских оккупационных властей - прим. перев.) для репарационных выплат: 3,30 млрд. марок.
2.8) Обеспечение САО оборотными средствами (до 1950 г.) и изъятие капитала в 1952/1953 гг.: 1,00 млрд. марок.
2.9) Обратная покупка САО: 2,55 млрд. марок.
_______________________________
Сумма 2.1-2.9: 66,40 млрд. марок.
При курсе доллара в 4,20 полное изъятие из советской зоны и ГДР до 1953 года составило 15,8 млрд. долл. В этой сумме не содержатся: Около 16 млрд. марок оккупационных расходов за время до конца 1953 г., выигрыш от использования перевезённых в Советский Союз немецких специалистов и военнопленных, выигрыш от добычи урана, от работы советских торговых обществ в ГДР и от анализа германских патентов (около 6 млрд. РМ, ср. 1.6).
II. Внутригосударственные выплаты.
Нижестоящие выплаты начислялись/начисляются за вызванный войной физический или материальный ущерб (в том числе имущественные потери в Восточных провинциях) и для возмещения непрямых последствий войны германским гражданам:
1) Выплаты в рамках возмещения национал-социалистических несправедливостей (ср. I, 1.9): 20,4 млрд. ДМ.
2) Компенсация ущерба, причинённого войной (включая ущерб от репараций и реституций): 143,5 млрд. ДМ.
3) Общий закон о последствиях войны (Выплаты лицам, пострадавшим от Рейха, включая выплаты по ст. 223а Социального кодекса VI и для устранения угроз согласно ст. 19 п. 2.1 Общего закона о последствиях войны): 3,8 млрд. ДМ.
4) Закон о возмещении ущерба военнопленным: 2,8 млрд. ДМ.
5) Закон о помощи заключённым: 2,7 млрд. ДМ.
6) Обеспечение жертв войны (Федеральный закон об обеспечении, включая все сторонние законы): 405,7 млрд. ДМ.
7) Обеспечение по Закону об урегулировании открытых имущественных вопросов и Закону о возмещении ущерба и возвращении (без дотаций изгнанным (из Восточных провинций - прим. перев.), ср. 9): 0,44 млрд. ДМ.
9) Закон о дотациях изгнанным: 2,1 млрд. ДМ.
10) Федеральный закон об изгнанных: 0,9 млрд. ДМ.
________________________
Сумма 1-10: 755,9 млрд. ДМ.
В вышеназванные выплаты включены также те, которые были выполнены на основании переноса отдельных постановлений на присоединившуюся территорию (имеется в виду ГДР - прим. перев.) после Воссоединения.
В каком размере выплаты производились в ГДР по действовавшему там праву с конца войны до Воссоединения, подсчитать невозможно; выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.
III. Частные инициативы, предпринятые в связи с принудительным трудом во время Второй мировой войны.
С учётом в своё время использовавшихся там принудительных рабочих следующие предприятия произвели выплаты Конференции по материальным претензиям к Германии, Немецкому Красному Кресту и другим организациям (печатное издание Бундестага 11/6286):
1) ИГ Фарбениндустри: 27,0 млн. ДМ.
2) Крупп: 10,0 млн. ДМ.
3) AEG: 4,0 млн. ДМ.
4) Симменс: 7,0 млн. ДМ.
5) Рейнметалл: 2,5 ДМ.
6) АО Фельдмюле Нобель (как правовая наследница фирмы Фридрих Флик Индустрифервальтунг): 5,0 млн. ДМ.
7) АО Даймлер-Бенц: 20,0 млн. ДМ.
________________________
Сумма 1-7: 75,5 млн. ДМ."
Тезисное предложение для проектного урока:
"Германские репарационные выплаты после второй мировой войны"
Уже в 1987 г. Ганс Хаусбергер, научный ассистент при Институте народного хозяйства при Кёльнском Университете, оценил в своём исследовании общий ущерб в более чем 1 500 млрд. ДМ (Берлинер Моргенпост от 1 ноября 1987 г.). Вышеуказанное изложение выглядит крайне неполным.
Найдите в местных газетных, городских и коммерческих архивах данные по демонтажу, конфискациям и выплатах, которые были совершены/затребованы оккупационной властью в Вашем городе.
Сравните найденные данные с вышеуказанным изложением и обсудите, могут ли эти репарации подходить под какой-либо пункт, и если да, то под какой.
Отправьте запросы с копиями найденных свидетельств Федеральному министерству финансов с вопросом, были ли включены найденные Вами репарации в изложение, в каком размере и под каким пунктом.
Ответ даст пищу для исключительно интересного урока гражданского просвещения!
Почтовый адрес: Федеральное министерство финансов, Вильгельмштрассе 97, 10117 Берлин.
Дальнейшая литература: архив ООН № 7001.
Неужели сегодняшние школьники, которым придётся платить ещё энное количество лет, должны делать то, что народные избранники тогда прошляпили?
Запрос Федеральному правительству:
"В каком размере, в тогдашних и нынешних значениях, осуществлялись германские выплаты после Второй мировой войны через конфискацию германского внутреннего и внешнего имущества, германские патенты, демонтаж, поставки материалов (изъятие из текущего производства) и отчуждения движимой и недвижимой собственности?"
На этот письменный запрос ответил парламентский госсекретарь при федеральном министре финансов, Кард Диллер, следующим образом (Берлин, 9 марта 2000 г., дело № VB2 - O 1266 B - 7/00):
Ответ Федерального правительства:
"Запрошенные данные по размеру германских репараций после Второй мировой войны не могут быть предоставлены в указанной форме, так как Федерация не располагает соответствующими численными данными по этому вопросу. Результатом проделанных поисков по вопросам финансовых последствий войны является приложенное собрание "Общих послевоенных выплат" (по состоянию на 31 декабря 1997 года), которое даёт обзор о репарациях Германии.
После Второй мировой войны – по крайней мере, для Федеративной Республики Германия – не было репарационных положений, схожих с Версальским договором, и, таким образом, не было документируемых долгосрочных выплат. Впрочем, страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке. Нормативных записей об этом не существует. Нормативные данные о репарациях, выплаченных бывшей ГДР, также не могли быть получены. Соответственно, невозможно привести определённых данных по отдельным видам репараций, выплаченных Германией, а тем более разделение по тогдашней и нынешней стоимости. Лишь в виде изложения отраслей, релевантных в этой связи, можно дать обзор о германских репарациях и других важных в этой связи выплатах после Второй мировой войны, который, тем не менее, не претендует на полноту.
Имеющиеся данные по репарациям не аутентичны и, в основном, основываются на оценках, так как в случае необходимости Федерация также может опираться лишь на литературу, имеющуюся в наличии в большинстве научных библиотек. Помимо этого, обзор выплат по итогам войны содержит прочие расходы на преодоление последствий войны, к которым, например, относится помощь, предложенная в рамках компенсации военного ущерба. Но и в этой области имеются цифры лишь из отдельных отраслей. Общая стоимость имущества, взятого странами-победителями прямым доступом, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени, и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно.
Министерство финансов
Приложение:
Общая стоимость последствий войны
(По состоянию на 31 декабря 1997 г.)
Не представляется возможность целиком определить финансовые последствия произошедших несправедливостей национал-социализма и Второй мировой войны. Последующая сводка, таким образом, не может быть полной. Она, с одной стороны, основывается на хозяйственно учтённых монетарных тратах, которые, согласно правовым предписаниям, в периодическом масштабе отражают лишь часть действительно причинённого ущерба в отдельном случае, с другой стороны, на неофициальных источниках и/или оценках.
Так, сводка отмечает – насколько это возможно – как самостоятельные изъятия стран-победителей из оккупационных зон, репарационные и восстановительные выплаты Федеративной Республики Германия на основании правовых норм и межгосударственных договорённостей, выплаты в сфере поддержки жертв войны, а также возмещение ущерба от национал-социалистических несправедливостей по внутригосударственному праву.
С учётом того, что имеющиеся в наличии цифры неполны, зачастую основываются на оценках и/или неофициальных источниках и тем самым не могут ни претендовать на абсолютную точность, ни считаться официальной точкой зрения, следует исходить из следующих произведённых выплат без учёта обширных территориальных потерь с их экономической мощью:
I. Германские выплаты по реституциям, репарациям и возмещению ущерба (без внутригосударственных выплат, см. II)
1) Западные оккупационные зоны
Уполномоченное Парижской репарационной конференцией 1946 года на учёт репараций в "Западной зоне" (т.е. ФРГ и западное иностранное имущество) Межсоюзническое Репарационное Агентство (ИАРА) назвало в своём итоговом отчёте от 1961 года стоимость зарегистрированного и распределённого ею имущества в размере около 520 млн. долл. по курсу 1938 года. Однако, это число занижено. Следует исходить из следующих выплат:
1.1) Вывоз монет и слитков из драгоценных металлов, а также иностранных дензнаков (объявление верховного главнокомандующего оккупационных сил от 20 сентября 1945 года, часть 5 № 15, бюллетень контрольного совета № 1, стр. 8-19): стоимость неизвестна.
1.2) Реституция имущественных объектов; услуги по восстановлению уничтоженных объектов и устранение повреждений (объявление от 20 сентября 1945 года, часть 6).
1.3) Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов (Парижское соглашение от 14 января 1946 г., ст. 1 категория "B"). В обосновании закона о репарационном ущербе от 12 февраля 1969 г. (печатное издание бундестага V/2432 от 23 декабря 1967 г., стр. 67 след.) репарационный и реституционный ущерб на территории Федерации оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. РМ (по курсу 1938 г.).
1.4) Дерево и прочий навязанный экспорт из текущего производства: 0,4 млрд. РМ (печатное издание Бундестага V/2432б стр. 77 след.).
1.5) Авторские права: 0,1 млрд. РМ (печатное издание бундестага V/2432, стр. 77 след.).
1.6) Конфискация коммерческих защитных прав (патенты, товарные знаки, торговые марки), а также производственных процессов и результатов научных исследований внутри и вне страны (Лондонское соглашение об обращении с германскими патентами от 27 июля 1946 г.): По оценкам Экстренного сообщества производства, понёсшего ущерб от репараций, от 1951 года стоимость патентов и промышленных моделей, конфискованных на всей территории Рейха составила 12-15 млрд. РМ, а стоимость товарных знаков - около 3 млрд. РМ; общая стоимость конфискованных внутри и вне страны германских защитных прав указывается в размере 17-20 млрд. РМ, из них 2/3 отошли в пользу западных стран-победителей, и 1/3 - в пользу Советского Союза ("Вечер демонтажа - шесть лет репарационной политики", Бременский комитет экономических исследований, Бремен 1951, стр. 125 след.).
1.7) Репарационный ущерб в германских Восточных провинциях, ущерб от переселений (насильственное выселение германского населения с территорий, отошедших к Польше и Чехии - прим. перев.) (без претензий по Закону о возмещении ущерба от войны (ЛАГ)) немецкая версия от 2 июня 1993 г., ср. печатное издание Бундестага V/2432, стр. 77 след., таб. № 1 c), d) и h): 1,312 млрд. РМ.
1.8) Использование германского зарубежного имущества, включая имущество в нейтральном зарубежье (ср. Закон о контрольном совете № 5 от 30 октября 1945 г., бюллетень КС № 2, стр. 27-31). Выплаты осуществлялись согласно директивам ИАРА от 21 ноября 1947 г. (ср. Бёмер, Дуден, Янссен, "Германское имущество за границей", Федеральное министерство юстиции, т. 1, стр. 20 след.; т. 3, стр. 26 след.). Зарегистрированы были земельные владения, предприятия, доли в иностранных предприятиях (акции и т.п.), коммерческие защитные права, а также счета. Стоимость (без коммерческих защитных прав, ср. выше № 1.6) в обосновании к Закону об ущербе от репараций (печатное издание бундестага V/2432, стр. 7 таб. 1 е) указывается в размере 13,042 млрд. РМ.
Сумма 1.1-1.8 (стоимость по курсу 1938 года, исчисляемая часть): 39,636 млрд. РМ.
1.9) В рамках возмещения ущерба от национал-социалистических несправедливостей (выплаты по Федеральному закону о возмещении ущерба, Федеральному закону о возврате, договорам с Израилем и различным глобальным договорам и т.п.) Федеративная Республика до 31 декабря 1997 года выплатила около 102,1 млрд. ДМ (немецких марок - прим. перев.). Около 80% от этой суммы отошли за границу.
Здесь не учтены миллиардные выплаты по возмещению ущерба через социальные выплаты и обеспечение жертв войны; по этому пункту численные значения статистически не могут быть получены.
Помимо этого были произведены выплаты по возмещению ущерба люксембургским, эльзасским и лотарингским насильственно призванным на военную службу в общем размере 0,3 млрд. ДМ.
1.10) Республикам Эстония (1995 г.) и Литва (1996 г.) было предоставлено по 2 млн. ДМ для поддержки гуманитарных инвестиций в пользу индивидуальных потребностей местных жертв национал-социалистов. Соответствующая договорённость с Республикой Латвия пока ещё не достигнута. Индивидуальное возмещение ущерба производится через фонды "Согласие и примирение" в Москве (республики Латвия и Литва) и Минске (республика Эстония).
1.11) Следует также учитывать выплаты Федеральной Республики по ст. 4 Лондонского договора о долгах, по которому были погашены довоенные долги Рейха; они в общей сложности составили 14 млрд. ДМ.
Сумма 1.9-1.11 (исчисляемая часть): 96,0 млрд. ДМ.
На основании ассигнований из бюджета от 1997 года ФРГ в 1998-2000 г. предоставит средства в размере в общей сложности 80 млн. ДМ на отчисления в пользу подлежащих организации фондов "Согласие и примирение" в странах Центральной и Западной Европы, которые пока ещё не выполнили глобальных договоров о возмещении ущерба.
Помимо этого, ФРГ предоставит основанному в 1997 г. Германо-Чешскому Фонду Будущего средства в размере 140 млн. ДМ. Средства послужат финансированию проектов, представляющих обоюдный интерес. Рассматриваемые проекты в особенности должны пойти в пользу жертв национал-социалистических мер преследования.
2) Советская оккупационная зона
Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений (ср. "Настольная Книга ГДР", ФМ внутринемецких отношений, т. 2, изд. 3, Кёльн 1985, ключевое слово "Репарация") в общей сложности 66,4 млрд. марок ГДР. При критическом анализе этих документов оцениваемые суммы репарационных выплат с конца войны до 1953 года расшифровываются следующим образом:
2.1) Потери имущественных и культурных ценностей через захват: 2,00 млрд. марок.
2.2) Потери через демонтаж: 5,00 млрд. марок.
2.3) Выплаты, совершённые захваченными банкнотами: 6,00 млрд. марок.
2.4) Выплаты, совершённые оккупационной валютой: 9,00 млрд. марок.
2.5) Поставки из текущего производства, учтённые через репарационные счета: 34,70 млрд. марок.
2.6) Накладные расходы по репарационным выплатам: 2,85 млрд. марок.
2.7) Стоповые ценовые дотации германским предприятиям и советским акционерным обществам (САО) (предприятия под руководством советских оккупационных властей - прим. перев.) для репарационных выплат: 3,30 млрд. марок.
2.8) Обеспечение САО оборотными средствами (до 1950 г.) и изъятие капитала в 1952/1953 гг.: 1,00 млрд. марок.
2.9) Обратная покупка САО: 2,55 млрд. марок.
_______________________________
Сумма 2.1-2.9: 66,40 млрд. марок.
При курсе доллара в 4,20 полное изъятие из советской зоны и ГДР до 1953 года составило 15,8 млрд. долл. В этой сумме не содержатся: Около 16 млрд. марок оккупационных расходов за время до конца 1953 г., выигрыш от использования перевезённых в Советский Союз немецких специалистов и военнопленных, выигрыш от добычи урана, от работы советских торговых обществ в ГДР и от анализа германских патентов (около 6 млрд. РМ, ср. 1.6).
II. Внутригосударственные выплаты.
Нижестоящие выплаты начислялись/начисляются за вызванный войной физический или материальный ущерб (в том числе имущественные потери в Восточных провинциях) и для возмещения непрямых последствий войны германским гражданам:
1) Выплаты в рамках возмещения национал-социалистических несправедливостей (ср. I, 1.9): 20,4 млрд. ДМ.
2) Компенсация ущерба, причинённого войной (включая ущерб от репараций и реституций): 143,5 млрд. ДМ.
3) Общий закон о последствиях войны (Выплаты лицам, пострадавшим от Рейха, включая выплаты по ст. 223а Социального кодекса VI и для устранения угроз согласно ст. 19 п. 2.1 Общего закона о последствиях войны): 3,8 млрд. ДМ.
4) Закон о возмещении ущерба военнопленным: 2,8 млрд. ДМ.
5) Закон о помощи заключённым: 2,7 млрд. ДМ.
6) Обеспечение жертв войны (Федеральный закон об обеспечении, включая все сторонние законы): 405,7 млрд. ДМ.
7) Обеспечение по Закону об урегулировании открытых имущественных вопросов и Закону о возмещении ущерба и возвращении (без дотаций изгнанным (из Восточных провинций - прим. перев.), ср. 9): 0,44 млрд. ДМ.
9) Закон о дотациях изгнанным: 2,1 млрд. ДМ.
10) Федеральный закон об изгнанных: 0,9 млрд. ДМ.
________________________
Сумма 1-10: 755,9 млрд. ДМ.
В вышеназванные выплаты включены также те, которые были выполнены на основании переноса отдельных постановлений на присоединившуюся территорию (имеется в виду ГДР - прим. перев.) после Воссоединения.
В каком размере выплаты производились в ГДР по действовавшему там праву с конца войны до Воссоединения, подсчитать невозможно; выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.
III. Частные инициативы, предпринятые в связи с принудительным трудом во время Второй мировой войны.
С учётом в своё время использовавшихся там принудительных рабочих следующие предприятия произвели выплаты Конференции по материальным претензиям к Германии, Немецкому Красному Кресту и другим организациям (печатное издание Бундестага 11/6286):
1) ИГ Фарбениндустри: 27,0 млн. ДМ.
2) Крупп: 10,0 млн. ДМ.
3) AEG: 4,0 млн. ДМ.
4) Симменс: 7,0 млн. ДМ.
5) Рейнметалл: 2,5 ДМ.
6) АО Фельдмюле Нобель (как правовая наследница фирмы Фридрих Флик Индустрифервальтунг): 5,0 млн. ДМ.
7) АО Даймлер-Бенц: 20,0 млн. ДМ.
________________________
Сумма 1-7: 75,5 млн. ДМ."
Тезисное предложение для проектного урока:
"Германские репарационные выплаты после второй мировой войны"
Уже в 1987 г. Ганс Хаусбергер, научный ассистент при Институте народного хозяйства при Кёльнском Университете, оценил в своём исследовании общий ущерб в более чем 1 500 млрд. ДМ (Берлинер Моргенпост от 1 ноября 1987 г.). Вышеуказанное изложение выглядит крайне неполным.
Найдите в местных газетных, городских и коммерческих архивах данные по демонтажу, конфискациям и выплатах, которые были совершены/затребованы оккупационной властью в Вашем городе.
Сравните найденные данные с вышеуказанным изложением и обсудите, могут ли эти репарации подходить под какой-либо пункт, и если да, то под какой.
Отправьте запросы с копиями найденных свидетельств Федеральному министерству финансов с вопросом, были ли включены найденные Вами репарации в изложение, в каком размере и под каким пунктом.
Ответ даст пищу для исключительно интересного урока гражданского просвещения!
Почтовый адрес: Федеральное министерство финансов, Вильгельмштрассе 97, 10117 Берлин.
Дальнейшая литература: архив ООН № 7001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий