вторник, 31 июля 2012 г.

ЖМОТОЦИКЛ


В чем именно "экономной" должна быть экономика?

ЖМОТОЦИКЛК кризису западный мир пришел через игры шизофреников с условными единицами учета (которые мы называем в просторечии «деньги»). По своей сути и природе условная единица учета (ценная бумага) – это запись в амбарной книге кладовщика. Кладовщик-шизофреник может что угодно написать в своей амбарной книге (бумага все стерпит!) и даже, вступив с коллегами по должности и диагнозу в контакт, начать обмен несуществующих складских предметов учета на другие несуществующие складские предметы учета. Но, как вы понимаете, в реальной жизни что на складе лежало, то там и лежит, а чего туда не завозили, того оттуда невозможно и выписать.
Какую проблему может решить условная единица учета – она же условная!!! Только ту проблему, которая ею же и порождена. Например, «висит груша, нельзя скушать». Почему нельзя? Нет бумажки, удовлетворяющей владельца груши. С появлением нужной бумажки проблема решается, груша съедается. Но ведь она, груша-то, БЫЛА и до появления нужной бумажки, она могла быть съедена и без всякой бумажки – если бы хозяин её не оказался бы  шизофренически повернут на бумажном формализме.
Никакая учетная бумажка не может сделать грушу там, где груши нет, для этого нужны иные средства и иные силы. Поэтому финансовые выкрутасы прообраза мирового правительства – были бы смешны, когда не были бы так страшны своим очевидным безумием.
Из этого не следует, что финансовая сфера не важна и ничего не решает. Учет и контроль – важнейшая функция как производства, так и складирования. Но именно как учет и контроль произведенного и сберегаемого, а не как патологические мечтания произвести продукт посредством записи его артикула в амбарную книгу. Кроме тех, КТО «стимулирует деньгами» (используя свою близость к власти и выгодное социальное положение) должны быть и те, КОГО стимулируют деньгами, производители реального продукта. На современном же Западе стимуляторы попытались стимулировать деньгами самих себя, ссужая друг другу накладные обмена одного ноля на другой ноль.
ТОЛЬКО ЭКОНОМИКА НАКОПЛЕНИЯ ИМЕЕТ ТОТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ РЕЗЕРВОВ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ДАТЬ В ИТОГЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК.
Именно поэтому потребительское изобилие и блистательное беззаботное пиршество возникает обычно не в здоровой, а в тяжело больной экономике, не как награда за труды, а как симптом тяжкой болезни. Беззаботные пожиратели, которым все само в руки падает без труда и напряжения – проедают прошлое, объедая будущее. Родину проедают, одним словом. А у нас потребительство стало высшей мерой оценки экономических систем – по количеству съеденного обжорами, в кал переведенного национального продукта мы всерьёз пытаемся определить качество экономической политики, всерьёз выставляем оценки стратегии правительства. И попробуй заикнись, что обжорство не всегда однозначно хорошо – попадешь в еретики и будешь сожжен на кострах либерального террора!
Экономика близорукая, пожирающая ради сиюминутного удовольствия потенциал будущих побед и свершений – обречена на циклическое падение и сворачивание. Но именно такой – зацикленной на краткосрочном потреблении в ущерб долгосрочному планированию – и является современная западная экономика, через Горбачева привитая и странам СНГ!
Развитие – это потенциал прироста за вычетом факторов поглощения.Иллюстрировать эту истину можно хоть банковским капиталом, хоть мешком посевного зерна. Капитал в банке будет расти, если не забирать всех процентов, и проценты будут нарастать на проценты. Капитал останется тем же, если все проценты забирать. Капитал будет таять, если вместе с процентами забирать ещё и часть его самого (основного капитала).
Мешок зерна демонстрирует ту же схему, но уже на деревенском агро-уровне. Чтобы получить урожай больше, нужно больше оставить семенного зерна, значит, нужно кушать меньше, чем позволяет в принципе краткосрочная потребительская ситуация.
Чтобы система РАЗВИВАЛАСЬ, развитие должно опереться на АСКЕТИЗМ, добровольный отказ от части возможного на практике, доступного и невозбраняемого потребления. По формуле P = R – Z, образуемый всесторонней деятельностью человека (R) потенциал прироста (Р) должен оставаться положительной величиной после вычета поглощаемого по итогам деятельности (Z). Любой скотник, даже неграмотный, знает, что приплод нужно оставлять на развод, что нельзя пожирать все, доступное к пожиранию, как бы ни хотелось.
Классический капитализм был построен вовсе не тем, что буржуа-пуритане зарабатывали много денег, ибо богатые были всегда в истории, а тем, что они МАЛО ТРАТИЛИ в силу кальвинистского аскетизма. Они, урезая свое потребление, постоянно давали в долг росту, производству, кредитовали будущее.
Современный западный мир – это полная противоположность старому классическому капитализму. Это мир, в котором будущее никто не кредитует. Наоборот – кредитные отношения в потребительской среде рождают ситуацию, когда настоящее постоянно одалживается у будущего, потребляет больше, чем создает. Говоря банковским языком, потребительское общество не удовлетворяется снятием процентов с капитала, и постоянно расхищает сам базовый капитал. Потом ещё удивляется – а что это проценты стали меньше, чем в прошлом году? Мил человек, ты же сам уменьшил сумму начисления процентов, чего же ты хочешь?
Отказ от финансовой дисциплины, накопительства, и рождение массового мота, коллективного транжиры и безумного гедониста – первый фактор неизбежного крушения Запада. Второй фактор тесно связан с первым, хотя и более «гуманитарен» (или, если угодно, более широк): отказ человека от внутренней дисциплины, стачивание и коррозия того стержня, на котором держалась личность и мотивация поступков европейца.
Человек стал мотом, потерял финансовую дисциплину, и вместе с тем стал блудливым шатуном, потерял внутреннюю самодисциплину. Это – главная и очевидная причина бесконечного, много лет тянущегося кризиса западного мира и попытавшейся вписаться в него России. Без внутренней самодисциплины, без мощной воли, способной сломать и подавить посторонние для главной цели приблудные желания – в любом месте человек становится источником разрухи.
Чутким писательским инстинктом ощутил это М.А.Булгаков, когда устами профессора Преображенского объяснял причины разрухи: «Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».
Если рабочие, вместо слаженного, по единому плану, труда, начнут шарахаться из стороны в сторону – на фабрике начнется разруха. Если школьники, вместо зубрежки, начнут пьянствовать – в школе начнется разруха и закончится учебный процесс.
Но что такое внутренняя самодисциплина? Это система приоритетов, согласованная с волей личности. Вот это желание – самое главное, его делать в первую очередь, это желание – второстепенное, с ним можно подождать, а это вообще лучше выбросить из головы, поскольку оно конфликтует с главным…
Мы начали со внутренней самодисциплины личности, пришли в итоге к определению догматической религиозности. Человек, который не умеет сортировать желания, становится их заложником, его кружит и носит от одного каприза к другому, а вокруг него нарастают в это время хаос и разруха. Мы говорили сперва о финансовой дисциплине АСКЕТОВ, но само слово «аскетизм» - религиозно, и вне догматики невозможно. Поэтому и отдельно взятая финансово-потребительская дисциплина личности (умение отказывать себе в чем-то желаемом, но мешающем главному) невозможна без общей внутренней самодисциплины человека. Кто не научился управлять с пользой для будущего своими желаниями, не сможет управлять с пользой для будущего и своими финансами.
***
Психология успеха – это умение отказывать себе в сиюминутном удовольствии ради долгого преследования какой-то сверхидеи, idée fixe.Такая способность начисто отсутствует у современного потребителя, приближающегося по параметрам самоублажения к зомби.
Автор: Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий