четверг, 26 июля 2012 г.

Что и зачем готовили родственники Ислама Каримова в Ферганской долине?


 Михаил Пак

Нынче в сводках - Ферганская долина, а если точнее, узбекская ее часть: на протяжении полутора недель в самом сердце Средней Азии разгорается небольшой локальный пожар, грозящий, впрочем, как это обычно происходит в регионе, немалыми последствиями. Еще в самом начале июля информированные издания сделали достоянием общественности не слишком заметную на взгляд обывателя, новость о топливном дефиците, нежданно начавшемся в этой не самой спокойной части Узбекистана. Знающие люди уже принялись было комментировать эту вопиющую недоработку местных властей, но вдруг, вопреки логике, все затихло - и в подавляющем большинстве последующих сообщений журналисты занимались исключительно фиксацией ситуации - даже активная обычно американская радиостанция "Свобода" выпускала статьи без веского слова комментаторов.

Объяснить молчание в эфире в случае с Узбекистаном довольно просто - в век скоростного распространения информации эти доводы знает даже школьник: ну что поделаешь, страна традиционно закрытая, громких эфиров здесь не любят.

Тем интереснее выглядит информация, появившаяся в Сети накануне: из страны поспешно бежали довольно близкие родственники президента Узбекистана Ислама Каримова. В короткие сроки за пределами страны оказались члены влиятельного "ферганского клана" - сестра президентской супруги Тамара "тетя Тома" Собирова и самое главное, ее сын Акбарали Абдуллаев. К этому времени, сообщают "независимые" источники, в Ферганской области Узбекистана, как это водится, арестовано не менее 40 членов преступной группировки, которая реализовывала "топливные схемы" в регионе. Выглядела эта афера, по сообщениям тех же авторов, довольно примитивно - нефтяные предприятия района, - их контролировала семья "тети Томы", - внезапно, под надуманными предлогами, останавливали выдачу ГСМ - и купить необходимое горючее в итоге можно было только "с рук". На черном рынке стоимость солярки и прочих сопутствующих нефтяных продуктов сразу подскакивала в несколько раз.

Но интереснее всего вовсе не то, как зарабатывались деньги. А то, во имя кого это делалось. Информационная "утечка", организованная оппозиционными по отношению к бессменному узбекскому президенту Исламу Каримову изданиями, гласит - деньги собирались и шли "первой семье" государства - якобы, конечным их получателем была старшая дочь президента Гульнара Каримова. Но она, по версии оппозиции, открестилась от причастности к афере - поэтому главным виноватым был сделан племянник главы государства по линии жены - его, кстати, прочили в преемники действующего президента. Занимательная версия? Более чем - ведь оппозиционные источники раскрыли некоторые детали, как это любят говорить, "ташкентского двора". И даже - дали характеристику нравам первой семьи, а также обрисовали текущее положение дел.

Но при этом версия не выдерживает критики. Почему?

Прежде чем рассматривать альтернативы - хотелось бы проговорить очень важную деталь. Любители "теорий заговоров" в Средней Азии почти всегда рассматривают только африканскую составляющую сути среднеазиатских режимов. В ход идут доводы о трайбализме, криминальной составляющей, непотизме. Не отрицая общего низкого качества власти в регионе, следует помнить на наш взгляд, о трех вещах.

Первая - все региональные тяжеловесы - будь то Нурсултан Назарбаев или Ислам Каримов, выходцы из партийной номенклатуры СССР. Можно что угодно говорить о советской школе управления, но одно мы будем утверждать смело - подготовка управленческих кадров была поставлена в Советском Союзе на высочайший уровень. Каждый из "красных директоров" был по этому показателю на голову, а то и на две выше любого из современных министров и премьеров. А главное, президенты, в общем и целом, обучены советским правилам подбора руководящего персонала. Если держать этот тезис в голове постоянно, становится непонятно, почему симпатии комментаторов распределяются с точностью до наоборот: в потенциальные преемники молва, как будто специально выдвигает людей, максимально неподходящих для этой роли.

Второй важный момент - если предположить, что подготовка кадров на высший государственный пост ведется, почти всегда из уравнения выбрасывается такой важный компонент, как поддержка силовиков - спецслужб, правоохранительных органов и армии. Как показывает практика, именно поддержка силовых структур является важнейшим козырем во время смены власти.

И третий момент - любые персоналии, которых готовит нынешняя власть, рассматриваются только на одну перспективу - после смерти первого руководителя. Никаких "российских сценариев" в Средней Азии нет и быть не может: Казахстан и Узбекистан (именно в этом порядке) попросту не создают никаких законодательных условий для легитимной и открытой передачи власти. И должно случиться что-то совсем неординарное, чтобы действующий глава государства взялся передавать власть преемнику собственными руками.

Возможно, я проговариваю банальные вещи - но отчего-то именно банальности в последнее время не очевидны. А ведь даже приснопамятный Рахат Алиев в Казахстане, в бытность свою "потенциальным преемником", ставился на такие должности, с которых он мог постичь все тонкости государственного управления. Он был главой налогового комитета, заместителем главы Комитета национальной безопасности и даже заместителем министра иностранных дел. И если глава государства с такой линейкой подходил даже к родственнику - почему он должен вести себя иначе с другими чиновниками?

Похожие примеры, если порыться в новейшей истории Узбекистана, можно найти и там. Любой человек, так или иначе близкий к власти, скажет вам - на какие должности и по каким причинам ставятся высшие чиновники в Ташкенте - и предложит внимательнее посмотреть на биографии ключевых управленцев страны. Каждый из них имеет в своем активе все ступени номенклатурной лестницы - от управления областью до курирования силовой отрасли. Те же, кто биографией не вышел, не может рассматриваться в качестве даже потенциального преемника.

Теперь давайте рассмотрим с этих позиций ситуацию в Ферганской области Узбекистана. Племянник главы государства ворует по-крупному в отдельно взятой области - и ему, рассказывают, не указ даже местная власть. Он прикрывается именем главы государства и его дочери, делая их косвенными пособниками преступления. В то же время - молва приписывает ему, молодому человеку, блестящее политическое будущее - непонятно правда, на каком основании и за какие заслуги. Но что любопытно, по данным многочисленных источников, в том числе и открытых, крупный бизнесмен Акбарали Абдуллаев, а самое главное, его мать Тамара Собирова - и сами по себе, ведут себя почти вызывающе. Мало того, что они полностью контролируют Ферганскую область страны - в частности, экономика и местная исполнительная власть по факту находятся под этим крылом семьи. Боле того, ИА REGNUM располагает данными о том, что в последние годы "тетя Тома" чуть ли не в открытую противопоставляет себя своей сестре - первой леди Узбекистана и двум ее дочерям - Гульнаре и Лоле. Тут можно было бы снова выйти на риторику вокруг преемника - но. Во-первых, нас сдерживают означенные выше тезисы о логике борьбы за должность президента. Во-вторых, по данным информированных источников, если в данном конкретном случае и вести речь о борьбе за власть - то только о косвенной. Поясним.

Вспомните, от чьего имени делалась "бензиновая афера" - от имени действующего главы государства и его дочери. Этот факт не имел бы никакого значения, если бы речь шла о другом регионе Узбекистана. Вместе с тем, "ферганские" - это крайне мощная группировка, которая еще в советское время была оттеснена от административно-бюрократического управления. По факту - их влияние распространялось все эти годы только на две сферы: религиозную и криминальную. Но даже здесь - ферганских все время, что называется, "подпирали" - соответственно, из Бухары и Ташкента. А с начала 90-х, по данным источников, клан "ферганских" постепенно начали вытеснять даже из традиционных сфер влияния, что вызвало жесткую и мощную реакцию по всему региону. Источники утверждают, что подавляющее большинство конфликтов последних лет (от террористических до межэтнических) на территории Ферганской долины связано именно с этим фактором. И раскачивают ситуацию здесь перманентно - любой ход ферганских, рассказывают, подчинен логике постоянной борьбы за утерянные позиции.

Теперь давайте вспомним другую любопытную деталь, о которой сказано немного, но даже в этом объеме эта информация вызывает массу вопросов - расследование бензиновой аферы почему-то проводят следователи Центрального аппарата Службы Национальной безопасности. По нашим данным, на месте работает следственная группа, чьи полномочия и самое главное, квалификация, выходят далеко за рамки обычных финансовых махинаций. Спрашивается: для чего Ташкенту нужно было бросать столько сил на пусть и связанное с семьей, но обычное дело о мошенничестве? Значит, дело вовсе не в воровстве? А в том, что в Ферганской области Узбекистана происходили какие-то другие, очень нехорошие процессы, мало связанные с обычной, позиционной борьбой за власть. Если даже предположить, что речь и шла о претензиях на высший пост страны, то в формате Ферганы она могла иметь всего несколько векторов. И все они связаны с силовыми сценариями - от "арабской весны" до всплеска насилия вроде того, с чего начинался Андижан. А если эту тихую подготовку к перевороту - помножить на богатство и влияние "тети Томы" и явную информационную подготовку населения к противостоянию с властью (вспомним тезис о причастности первой семьи к бензиновому кризису), схема вырисовывается вполне стройная. И в самом деле - не от обвинений в воровстве родственники главы государства бежали из страны?

Между тем, у Ташкента уже сейчас есть две важные точки политической нестабильности - обе они связаны с 2014 годом: сначала США, с некоторых пор снова партнеры Узбекистана, начнут вывод своих войск с территории Афганистана, а в декабре 2014 - страна вступает в затяжную электоральную кампанию. В этом смысле - "зачистка" потенциальных "преемников", планировавших силовые сценарии - подоспела как нельзя кстати. Вероятнее всего, в Фергане последних дней имел место превентивный удар по позициям "ферганских" с тем, чтобы не тратить на них ресурсы впоследствии. Здесь нужно отметить, что многие эксперты - в том числе и киргизский политолог Кадыр Маликов, на страницах ИА REGNUM начало всех этих процессов прогнозируют уже в следующем, 2013 году - который станет очень жарким для всей Средней Азии.

И Ташкент в этом контексте - вовсе не исключение. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий