ДЕЛЯГИН.РУ
ИА FederalCity попросило рассказать известного экономиста о своих впечатлениях от произнесенного сегодня президентом Владимиром Путиным Послания Федеральному Собранию, о том, что понравилось и не понравилось ему в услышанном.
– Понравилось. Во-первых, конечно, военно-техническая презентация, после которой все остальные части как-то сильно отошли на второй план. Конечно, в значительном количестве случаев была показана компьютерная модель, а не реальная оперативная съемка, которая была бы менее красивой, но более убедительной. Тем не менее, те технические характеристики, которые там озвучивались – а я немножко слежу за исследованиями и разработками в военной сфере – в мою голову не помещались. Безусловно, это революция не только в военной технике, но и в военном деле в целом.
Это заявление существенно отодвинуло войну. После него появился серьезный шанс, что первый серьезный конфликт – это будет конфликт между США и Китаем, а не нападение на нас. Все шло к развертыванию наступательных вооружений в Европе против нас, осуществлялось очень откровенно, очень цинично. Нас совершенно не стеснялись, не скрывались. Это такой способ охладить и не дать развязать настоящую войну и заставить их продолжать вести традиционную холодную войну, которая ведется против нас достаточно долгое время.
Что еще понравилось. Сейчас происходит столкновение двух повесток дня. Если смотреть телевизор, то видно, что бюрократия на эти выборы с повесткой сугубо внешнеполитической – холодная война с Западом. А российское общество уже давно вернулось не только из Сирии, но и с Украины. И в повестке дня абсолютного большинства российского общества на первом месте – прекращение либерального разграбления страны и переход к нормальному человеческому развитию страны. Причем это требование объединяет всех, даже либералы его поддерживают. Столкновение двух повесток болезненно для выборов, и был большой риск, что Путин выступит с повесткой дня бюрократии. Но обошлось, и он говорил о развитии. Это большой плюс.
И он полностью сломал негативный фон, созданный вице-премьером Шуваловым, который сделал большую гадость – как раз накануне Послания выдвинул очередную “замечательную” либеральную инициативу о том, что налоговая служба будет оказывать услуги на платной основе. “Не хотите давиться, хотите чувствовать себя человеком – платите еще сверху”.
Плюс к этому – хорошо, что Путин говорил о необходимости модернизации инфраструктуры. Причем именно комплексной, на основе технологий завтрашнего дня, а не сегодняшнего, что принципиально. Что называется, дошло.
Очень порадовало, что впервые официальное лицо признало, что демографические последствия либеральных реформ в России сопоставимы с последствиями нападения Гитлера во время Великой Отечественной войны. Ранее никто такого не признавал, хотя статистика вполне очевидна. Понятно, что необходимо восстанавливать человеческий капитал, потому что либеральная машина по разграблению России разграбила материальные ценности и теперь перешла к разграблению социального капитала – уничтожению образования и здравоохранения. И Путин инстинктивно, рефлекторно реагирует на то, что если плохо с человеческим капиталом, необходимо его восстанавливать.
Что не понравилось. То, что президент целиком остается внутри либеральной парадигмы. Он верит официальной статистике Росстата, которая уже давно не означает ничего. В последний раз Росстат поймали на прямом вранье, когда они опубликовали данные о реальных доходах в январе, но выяснилось, что при сопоставлении доходов они не учли отступные 5 тысяч рублей пенсионерам, которые Медведев выплатил в январе прошлого года. А если бы учли, то было бы падение на семь процентов, что катастрофично. Президент не понимает коренного изменения социально-экономической политики, не понимает, что для того, чтобы кредит был дешевым, нужно ограничить финансовую спекуляцию. А иначе все эти кредиты уйдут, как осенью 1992 года, на валютный рынок, другие спекулятивные рынки.
Путин объявил войну последствиям неправильной социально-экономической политики, но он не понимает, что нужно менять саму социально-экономическую политику. В этом отношении меня порадовало, что он перефразировал знаменитое высказывание Сталина 31 года о том, что отставание недопустимо, от этого всегда будут бить, всегда будут уничтожать.
Далее. Президент исходит из того, что на решение проблемы нужны деньги. Но, судя по всему, не понимает, что если деньги будут распределять те самые люди, которые уничтожают социальную сферу, эффекта не будет. У нас уже в 14 году в полтора раза увеличились расходы федерального бюджета на национальную экономику – это реальная была попытка модернизации, но этого никто не заметил, потому что деньги использовали те самые люди, которые уничтожали российскую экономику. В той же самой парадигме. Можно сколько угодно увеличивать расходы на здравоохранение, но если задачей врача будет оставаться вытягивание денег из пациента, а не исцеление пациента, то это будет совершенно бессмысленно.
Президент обозначил правильные параметры - 4 процента от ВВП на здравоохранение. Ну и что? В США это 16 процентов, и все равно массовое здравоохранение хуже, чем на нищей Кубе. Это реальная проблема.
Так, проблему ясель увеличением финансирования можно решить легко, но проблему образования увеличением финансирования не решить. Сейчас людей уродуют только в школе, а теперь будут уродовать еще и в яслях.
Наша начальная школа все еще лучшая в мире потому, что до нее еще не дотянулась лапы кузьминовых и всех этих либеральных реформаторов. Они уничтожили высшую школу, уничтожают сейчас среднюю школу, потом дотянуться до начальной школы – ее тоже не будет.
Президент оперирует показателями, но не сущностями. И это большая проблема.
В целом послание в первый день весны свою задачу выполнило. Оно показало стране, что у нее есть президент. Причем на следующий день после того, как кандидаты в президенты экспериментально доказали, что они действительно клоуны: одни матерится в прямом эфире, другая его водой поливает, третий, такое ощущение, первый раз в жизни узнал, что такое дебаты, посмотрел, ужаснулся – убежал. В соцсетях шутят уже: “Грудинин сломался - несите следующего”, хотя из всех участников дебатов он выглядел наиболее прилично – надо отдать ему должное. По крайней мере, он показал нормальную человеческую реакцию.
Послание же показало: президент есть, думает о будущем, разумен, рационален, разбирается в деталях, говорит со знанием дела. С политической точки зрения Послание идеально, решает все политические задачи. Но пугает с точки зрения социально-экономической политики. Грубо говоря, оно несет смысл: “Мы будем делать то же самое, только лучше и чуть-чуть по-другому” и “Мы исправим ошибки”. Но когда государство разрушает экономику, блокирует развитие, когда государство доводит людей до отчаяния, такого рода заявления скорее пугают. И я боюсь, что президент искренне не подозревает, что страну можно развивать, а не только блокировать ее развитие либеральной экономикой. Развитие сейчас идет в порядке исключения. О чем Путин сказал, то будет развиваться, о чем он не сказал, там все будет, как обычно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий