вторник, 18 июня 2013 г.

Накануне Женевы-2: почему побеждает Асад и что ему за это грозит.

 Александр Кузнецов


За последний месяц ситуация в Сирии значительно изменилась. Многие наблюдатели заговорили даже о «коренном переломе» в гражданской войне. Не будем спешить с выводами, но следует констатировать, что правительству Башара Асада действительно удалось укрепить свои позиции.

19 мая после ожесточенных двухнедельных боев пал главный оплот боевиков на западе Сирии — город Кусейр. Его защищали пять тысяч джихадистов, большая часть которых была уничтожена правительственными войсками. На стороне сирийской армии в штурме города участвовали боевики ливанской «Хезболлы» (80 ливанцев погибли). После взятия Кусейра у правительственных войск появилась свобода действий на севере страны, где позиции Асада пока ещё не так сильны.

Победа сирийской армии вызвала ожесточенную реакцию на Западе. США и Евросоюз сняли эмбарго на поставки оружия антиасадовским боевикам. Более того, в Вашингтоне всерьёз стала обсуждаться идея введения в Сирии бесполётной зоны. По-видимому, всё это делается для того, чтобы не дать повстанцам потерпеть поражение и максимально затянуть кровопролитную гражданскую войну.

Почему побеждает Асад?

Нельзя недооценивать стратегическое значение победы Асада. Овладев Кусейром, правительственные войска полностью очистили и сделали безопасной дорогу, ведущую из Дамаска на побережье, установили контроль за сирийско-ливанской границей, лишив боевиков одного из каналов поставок оружия. Ну и, наконец, после Кусейра боевики утратили влияние в чрезвычайно важной провинции Хомс, которая является житницей страны. Как отмечал в середине мая один из полевых командиров Сирийской свободной армии (ССА): «Теряя Кусейр, мы теряем Хомс, теряя Хомс, мы лишаемся сердца страны».

Сейчас на очереди север Сирии, где до сих пор сирийская армия сталкивалась с ожесточенным сопротивлением боевиков. Половина Алеппо, второй столицы страны, находится в руках повстанцев. Они полностью контролируют стратегический город Ракка на Евфрате. В их руках находится и турецко-сирийская граница. Неслучайно с 9 июня правительственные войска успешно развивают операцию «Северная буря» в районе Алеппо. Эту решающую схватку президент Асад называет «матерью всех битв».

После многих месяцев неразберихи командование сирийской армии принимает, наконец, взвешенные военно-политические решения. Многие говорят даже о полководческом таланте асадовских генералов. Вместо того чтобы метаться по стране и распылять свои силы (чем занимались сирийские военные на прошлом этапе), армия захватывает ключевые пункты, перерезает важнейшие коммуникации и пути снабжения оппозиции, а затем безошибочно определяет направление главного удара.

После победы под Кусейром все ожидали, что правительственные силы приступят к долговременной зачистке от мятежников окрестностей Хомса, третьего по величине города страны. Однако они ограничились тем, что взяли Хомс в кольцо и двинулись на север в сторону Турции, откуда им грозит наибольшая опасность.

В операции «Северная буря» участвуют 70 тысяч человек. Среди них не только кадровые военные, но и создающиеся в Сирии с начала этого года отряды самообороны и вооруженные формирования народных комитетов. Своими успехами правительственные войска во многом обязаны воинскому таланту заместителя верховного главнокомандующего ВС САР, министра обороны с июля 2012 года, корпусного генерала Фахеда Джасема аль-Фрейджа,  суннита по вероисповеданию, родившегося в Хаме в бедуинской семье.

Военные поражения повстанцев объясняются еще и тем, что суннитское население деревень и небольших городов, которое до недавнего времени было их основной базой, все больше разочаровывается в джихадистах. Боевики насилуют женщин, не задумываясь, уничтожают всех своих противников и крайне жестоко обращаются с мирными гражданами. Для пополнения своих рядов они все чаще прибегают к мобилизации жителей контролируемых территорий. Тех же, кто отказывается вливаться в их ряды, просто казнят.

Даже такой непримиримый противник Асада, как израильский журналист Виктор Коцев, в своей статье в газете The Asia Times заявил: «Если правительству удастся вбить клин между повстанцами и поддерживающим их населением, оно теоретически может выиграть войну». Примерно то же самое автору данной статьи говорил независимый сирийский наблюдатель в конце марта этого года. Он уверял, что если в начале конфликта повстанцев поддерживало 50% жителей контролируемых ими территорий, то сейчас степень поддержки не превышает 10%. В этом смысле любопытно, что эксперты германской разведки БНД перестали говорить о неминуемом падении Асада. «Правительственная армия пока не в состоянии победить боевиков, — утверждают они теперь, — но ее позиции существенно укрепились».

Визит «сирийского Чубайса»

О том, что ставки Асада повысились, свидетельствует и недавняя поездка в Дамаск директора Программы ООН по глобализации и экономическому развитию в Бейруте Абдаллы Дардари.  Выходец из известной семьи коммерсантов из Дамаска, Дардари считается архитектором сирийских неолиберальных реформ, которые проводились в первое десятилетие президентства Башара Асада. Его отец, герой войны против Израиля 1973 года и высокопоставленный сирийский дипломат, в течение долгого времени был представителем Сирии в ЛАГ. Сам Дардари начинал карьеру международным чиновником (еще в 90-е он служил в ООН и занимался программой UNDP).

В 2000 году Дардари был назначен советником Башара Асада по экономическим вопросам, а в 2003 году — вице-премьером сирийского правительства. Именно он несет ответственность за либерализацию внешней торговли, снятие субсидий и закрытие многих «неперспективных» предприятий, которое вызвало массовое разорение жителей сирийской глубинки (кстати, пауперизация этих слоев создала социальную базу для боевиков). Многие эксперты, с которыми беседовал автор статьи в Дамаске, называют Дардари «сирийским Чубайсом». Особенно острой критике подверг его деятельность нынешний вице-премьер сирийского правительства Кадри Джамиль.  Осенью 2010 года, незадолго до начала протестных выступлений, Дардари ушел в отставку, уехал из Сирии и в течение двух лет не появлялся в стране.

И вот в конце мая Дардари прибыл в Дамаск и провел встречи с Башаром Асадом и членами сирийского руководства. Он предложил президенту план послевоенного восстановления экономики Сирии. По мнению Дардари, гражданская война закончится в 2015 году, и сирийскому правительству следовало бы согласиться с участием компаний из США и стран Залива в возрождении национальной экономики. (Хотят присовить страну не мытьем, так катаньем). В обмен он пообещал ходатайствовать перед Западом за «восстановление конструктивных отношений с Дамаском и прекращение помощи боевикам». Кроме того, Дардари призвал сирийские власти начать диалог с умеренными исламистами и включить их в правительство. По слухам, он предложил Асаду 21 млрд долларов в качестве займа на восстановление экономики страны. Однако президент якобы заявил, что восстанавливать сирийскую экономику будут не те, кто её разрушал. (В преодолении разрухи Сирия предпочитает сотрудничать с Китаем, Ираном и Россией, а не со странами Запада и монархиями Персидского залива).

Вмешается ли Вашингтон?

Возможно, что именно отказ Дамаска представителю мировых финансовых кругов, привёл к резкому обострению ситуации. В США усилилась антисирийская кампания. 13 июня Госдепартамент выступил с заявлением, которое, по словам политологов, похоронило надежды, связанные с очередной международной конференцией в Женеве. «Американское разведывательное сообщество, — говорилось в нём, — представило убедительные доказательства того, что режим Асада использует химическое оружие против сирийского народа. В связи с этим президент США отдал приказ увеличить помощь гражданской оппозиции в Сирии и теснее взаимодействовать с высшим военным советом оппозиции. Америка располагает большим количеством политических, правовых, дипломатических и военных средств, чтобы защитить сирийский народ от произвола властей». (Любопытно, какие именно средства кроме военных имел в виду Б.Обама?)

Согласно информации, приведённой влиятельным американским журналом Foreign Policy, в Вашингтоне все чаще рассуждают о введении бесполётной зоны в Сирии. Журнал опубликовал даже карту сирийских стратегических объектов, которые могли бы стать целью для ударов авиации США. И хотя Пентагон сопротивляется попыткам вовлечь американские ВВС в сирийский конфликт, военный сценарий становится все более реальным. Накануне Женевской конференции, которую готовят дипломатические ведомства России и США, такое поведение американцев вызывает недоумение. Многие задаются вопросом: почему Вашингтон идёт на обострение конфликта, невзирая даже на угрозу потерять лицо?

Отчасти это объясняется позицией многолетних стратегических партнеров и союзников США в регионе — Израиля и консервативных монархий Персидского залива. Ведь сама Сирия вряд ли имеет для американцев серьёзное геополитическое значение. Контролируя Турцию и Израиль, они и так держат на мушке всё Восточное Средиземноморье. Однако режим Асада представляет огромную угрозу для Израиля, Катара и Саудовской Аравии. Тель-Авив негласно оказывает поддержку мятежникам, рассчитывая разорвать ось сопротивления Дамаск–ХАМАС–«Хезболла». А Доха и Эр-Рияд делают все возможное для победы воинствующих исламистов (салафитов или «Братьев-мусульман»). Они вложили в гражданскую войну в Сирии столько средств, что отступать им некуда. К тому же, если в Дамаске у власти удержится светское правительство, война может ударить бумерангом по Саудовской Аравии, вызвав в этой стране массовые волнения. Неслучайно израильское, саудовское и катарское лобби все более настойчиво призывает Вашингтон взяться за оружие.

Впрочем, существует и другая причина для ужесточения американской политики. Это — скандальные разоблачения специалиста по высоким технологиям Эдварда Сноудена, долгое время работавшего на ЦРУ. Сноуден объявил всему миру, что американская разведка пыталась установить тотальный контроль над киберпространством США, чтобы получать всеобъемлющую информацию об американских гражданах. Он рассказал также о хакерских атаках ЦРУ против Китая, главного геополитического и экономического соперника Америки. (Все эти разоблачения прозвучали накануне встречи Обамы с председателем КНР Си Цзиньпином в Калифорнии, а невозвращенец Сноуден получил политическое убежище в Гонконге, на китайской территории).

Таким образом, нынешний хозяин Белого дома столкнулся со скандалом похлеще «Уотергейта», не говоря уже об интимных шалостях Билла Клинтона в Овальном кабинете. Напомним, что Клинтон обстрелял крылатыми ракетами территорию Афганистана, чтобы отвлечь внимание американской общественности от своей интриги с Моникой Левински. Пойдет ли Обама на военную интервенцию в Сирии, чтобы в мире перестали говорить о подавлении свобод в США и тотальном кибершпионаже? Как бы то ни было, сирийский конфликт уже сейчас расползается на земли соседних Ливана, Ирака, Турции и Иордании. А после американского вмешательства может превратиться в тотальную войну на всем Ближнем Востоке.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий