суббота, 2 июня 2012 г.

Крах греческой экономики запустит эффект домино


, Александр Романов
Развал Евросоюза все ближе: Европейский Центробанк допустил возможность выхода Греции из зоны евро

Кризису в Греции уже два года. Поначалу он казался не очень тяжелым и вполне преодолимым при тугом затягивании бюджетного ремня и дополнительных мерах экономии. На всех политиков и экономистов, кто в ту пору, или даже год назад, заводил речь о выходе Греции из еврозоны, немедленно шикали и говорили, что это невозможно, поскольку механизм не прописан. Еврозона представлялась союзом, куда можно войти, но нельзя выйти. Возводя ее, создатели не позаботились о пожарном выходе – настолько сильна была уверенность в ее светлом будущем.

Будущее оказалось не таким уж светлым. И союза, где один за всех, а все за одного, не получилось. Да и могло ли быть иначе, если сам греческий народ не желает откликаться на предписываемые странами-кредиторами меры экономии на долгие годы вперед? Получилось вполне по поговорке «Сытый голодного не разумеет», только наоборот. Не желают греки экономить, а это значит, что переехать реку кризиса в составе еврозоны им, скорее всего, не суждено.

С этим в остальной Европе уже почти смирились. Главы центробанков еврозоны открыто заявили, что допускают выход Греции из валютного блока. Не в последнюю очередь на это пессимистичное заявление повлиял продолжающийся политический кризис в Греции.
Лидеры трех основных политических партий страны в ходе переговоров, прошедших при посредничестве президента страны Каролоса Популяса, вновь не смогли прийти к договоренностям о формировании коалиционного правительства, сообщает Интерфакс.

В понедельник президент Греции предпримет последнюю попытку сформировать кабинет, пригласив на переговоры также лидера небольшой партии "Демократические левые". Если попытки преодолеть разногласия между политиками провалятся, страну ждут новые парламентские выборы, что дополнительно усугубит неопределенность вокруг страны.

Прежнее правительство Греции взяло на себя обязательства сократить пенсионные расходы, поднять налоги, сократить тысячи работников государственного сектора – и ушло в отставку. Но Германия и другие страны ЕС дали ясно понять, что ожидают от Афин продолжения выполнения взятых на себя обязательств.

Греческая история вызывает усталость в среде европейских финансистов. Руководитель немецкого центрального банка Йенс Вайдман в субботу заявил, что решение остается за греческими политиками, но если страна не будет выполнять условия финансовой помощи, то никаких дополнительных денег она не получит. "Если Афины не сдержат слово, это будет демократический выбор. Но последствием его станет то, что основания для новой помощи исчезнут", - сказал он прежде на прошлой неделе. А без этого Греции придется объявить дефолт. По оценкам аналитиков, он может наступить уже через 8 недель.

Глава ирландского Центробанка Патрик Хонохан отметил, что выход Греции из еврозоны будет для валютного союза болезненным, но не смертельным. Несмотря на то, что он "не предусмотрен в законодательстве, в договорах, но вещи, не предусмотренные в договорах, иногда случаются". "Формально этим процессом можно управлять. Это будет ударом по доверию ко всей еврозоне, и тем самым добавит сложности до тех пор, пока ситуация вновь не уляжется. Это необязательно смертельно, но перспектива непривлекательная", - полагает Хонохан.

Заместитель главы центрального банка Швеции Пер Янссон заявил агентству Bloomberg, что денежные власти стран Европы уже обсуждают возможные последствия выхода Греции из еврозоны. "Я бы поостерегся спекулировать о том, что этот процесс пройдет безболезненно и без осложнений", - отметил он.

Еврокомиссар по экономическим и денежным делам Олли Рен отметил, что Европа стала "определенно более устойчивой" к возможному выходу Греции из еврозоны, чем два года назад, когда она была "колоссально неподготовленной". "Я все еще верю, что Греция может остаться в еврозоне и соблюсти свои обязательства", - сказал Рен, добавив, что выход из еврозоны будет для Греции более болезненным, чем для остальных европейских стран.

Прошедшие во Франции президентские выборы привели к тому, что Греция потеряла своего самого решительного защитника – Николя Саркози. Именно он убеждал Ангелу Меркель и остальных руководителей европейских стран продолжать оказывать поддержку Греции, за что их «дуэт» с руководительницей Германии заслужил прозвище «Меркози», хотя на первом месте в нем должен был бы стоять именно Саркози. Победивший его Франсуа Оланд намерен отказаться от многих мер экономии внутри страны, введенных предшественником, и уж точно не станет переживать за тонущую в кризисе и политической нестабильности Грецию. Экономисты предвидят наращивание бюджетных расходов при его правлении.

Впрочем, возможно, что выход Греции из Еврозоны пойдет на пользу не только последней, но и ей самой. Вернувшись к собственной драхме, она сможет печатать их сколько угодно, получит списание большей части долгов, как это обычно и бывает в таких случаях, а население перестанет надеяться на помощь из Европы и станет рассчитывать лишь на собственные силы.

Но процесс будет нелегким. Евро тряхнет потерей доверия, от чего его курс упадет еще больше, событие неизбежно скажется и на российских рынках, но, традиционно, с большей амплитудой, а Америке придется допечатать дополнительное количество долларов ради сохранения стабильности мировой финансовой системы.

Случившееся будет означать, что произошла катастрофа самого грандиозного эксперимента в истории Европы — создания денежно-кредитного союза. И вовсе не факт, что за Грецией не последуют другие слабые звенья этого союза, например, Португалия или Ирландия, тоже испытывающие схожие проблемы, хотя и не в таких масштабах.

Одновременно международное рейтинговое агентство Fitch Ratings предупредило в пятницу, что намерено поместить рейтинги всех стран еврозоны в список на пересмотр в сторону понижения, если Греция покинет регион вследствие политического кризиса или из-за невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами. «Неудача в деле формирования коалиционного правительства повышает вероятность новых выборов в июне. Если новый кабинет министров не сможет или не захочет выполнять условия соглашений с ЕС и МВФ, страна может покинуть еврозону», — считают аналитики Fitch.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что Евросоюз чрезмерно оптимистичен относительно ухода Греции – никто толком не знает, как выход Греции из еврозоны на него повлияет. «Все боятся эффекта домино, и если создать прецедент, то дальше ситуация станет походить на качели и проблемные страны будет лихорадить еще больше«», — цитирует его Forbes. «Никто не знает, как это делать. Нет процедуры. Как долги деноминировать, как возвращаться к собственной валюте — это никак не прописано, никто на подобное не рассчитывал». Тем не менее, считает Лукьянов, «потом теоретически в случае возвращения к драхме греки смогут более гибко оперировать своей валютой и выйти из кризиса будет проще».

Ситуация в Греции показывает, говорит Лукьянов, что подход к проблеме, который навязывают ведущие страны ЕС последние два года, — жесткие меры экономии и внешнее финансирование — никуда не приводит. Или сам механизм не работает, либо население невозможно убедить его поддерживать

 Тем временем, россияне принялись скупать подешевевшие евро: объем покупки в марте 2012-го был максимальным с января 2009 г. — 1,8 млрд долларов, отмечают "Ведомости". Аналитик ВТБ 24 объяснил это туристическим спросом на майские праздники и тем, что с сентября прошлого года по март евро подешевел к рублю почти на 13%, и многие переложились из рублей в евро. В итоге на евро пришлось две трети всей купленной россиянами за месяц валюты, в абсолютном объеме операции с ним увеличились на 22%. Евро оставался дешевым в апреле, и спрос на него опять вырос. А на носу сезон летних отпусков, что должно еще больше поднять спрос. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий