Илья Рождественский, РБК
Дальнобойщики не откажутся от всероссийской акции протеста и 30 ноября планируют приехать в Москву. Действия властей они называют попыткой внести раскол в ряды протестующих. Акцию готовят активисты из 17 регионов.

​ДВИЖЕНИЕ НА СТОЛИЦУ

В ближайшие два дня водители проведут переговоры, чтобы согласовать свои планы в связи с предстоящим маршем на Москву, который намечен на 30 ноября, рассказал РБК один из лидеров дальнобойщиков в Санкт-Петербурге, Сергей Гуляев. По его словам, будет четко определено, сколько человек примут участие в акции, какие машины из каких регионов двинутся на столицу и где будут точки сбора.
По словам Гуляева, 30 ноября в Москву двинутся все дальнобойщики, которые во вторник, 24 ноября, собрались на Смоленской площади. В общей сложности это около 200 машин.
Эту информацию подтвердил РБК координатор движения «Тигр» в Санкт-Петербурге Александр Расторгуев. «Власть не хочет с нами разговаривать. Во вторник никто из представителей питерской администрации к нам так и не вышел. Понятно, что эти чиновники ничего не решают, но они могли бы с нами просто поговорить», — подчеркнул он.
По мнению Гуляева, сейчас власти делают все, чтобы расколоть дальнобойщиков, однако люди по-прежнему настроены решительно.
В среду вице-премьер Аркадий Дворкович в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что правительство решило снизить штрафы за отсутствие приборов учета на большегрузах: 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. руб. за последующие. Теперь он надеется, что инициативу поддержат депутаты Госдумы.
Это предложение не вызвало энтузиазма у дальнобойщиков, говорит Гуляев. «Мы выступаем не за снижение штрафов — мы за отмену этого «закона Ротенберга». Все прекрасно понимают, что деньги не дойдут ни до каких дорог, а уйдут в офшоры», — отметил он.

17​​ РЕГИОНОВ

Гуляев сказал, что с его группой о марше на Москву ведут переговоры водители из Курска и Дагестана.
Утром в среду депутат от «Единой России», зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ризван Курбанов заявил, что дагестанские дальнобойщики прекратили акцию протеста, после того как им рассказали о предложении правительства снизить штрафы для водителей. «Все 12 дней протестной акции велась работа по поиску компромисса, который и был достигнут», — приводит слова Курбанова пресс-служба партии.
Однако опрошенные РБК дальнобойщики не подтверждают эту информацию. Водитель грузовика Сухрай Алимирзаев, который возит грузы между Манасом и Хасавюртом, рассказал РБК, что дальнобойщики не намерены расходиться и в выходные поедут в столицу. Он подчеркнул, что словам депутата Курбанова не стоит доверять, поскольку тот сам голосовал за закон, установивший новые сборы с фур.
В Дагестане водители собираются под Хасавюртом, Кизляром, Каякентом и Манасом, об этом еще во вторник РБК сообщили местные активисты. В общей сложности там собралось свыше 1 тыс. большегрузов. Дальнобойщик Рашидхан Муртазагаджиев, работающий в ООО «Юг-Транс», ранее говорил РБК, что водители не разойдутся, пока не добьются полной отмены «Платона».
В пятницу, 27 ноября, начнет формироваться колонна дальнобойщиков в Нижнем Новгороде, рассказал РБК будущий участник акции Алексей Шибаршин. Два дня водители потратят на построение грузовиков, с утра 29 ноября отправятся в Москву, а к ночи планируют занять МКАД. «Это мирная акция, но нас должны услышать», — говорит он.
27 ноября колонна дальнобойщиков выдвинется в Москву и из Волгограда. Как сообщил РБК координатор протестующих Алексей Ульянов, в настоящее время в городе собирается несколько десятков фур: «Похоже, это единственный способ привлечь внимание власти. Пока мы устраиваем акции в регионах, нас не замечают».
По подсчетам РБК, в акции протеста планируют принять участие водители по меньшей мере из 17 регионов: помимо вышеупомянутых областей к ней присоединяются Курск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Тюмень, Екатеринбург, Ярославль, Рязань, Оренбург, Смоленск, Самара, Элиста, Астрахань и Иваново.

КПРФ ПЕРЕХВАТЫВАЕТ ПОВЕСТКУ

Многие водители поедут в Москву после митингов, которые пройдут в регионах в воскресенье, 29 ноября. В некоторых городах, например в Иваново, Казани и Ростове-на-Дону, митинги пройдут совместно с КПРФ.
5 декабря КПРФ хочет провести уже всероссийскую акцию против взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой свыше 12 т. Об этом 23 ноября заявил депутат Госдумы Валерий Рашкин. Пока митинг согласован только в Смоленске.
Коммунисты таким образом перехватывают повестку и пытаются использовать протест в собственных целях, сетует Расторгуев. Он рассказал, что власти не только подключили коммунистов к борьбе с протестом, но и блокируют наиболее активных пользователей на форумах водителей, чтобы те не могли распространять информацию о точках сбора и координировать действия активистов.
«Дальнобойщики никогда не занимались политикой. Они думают, что отменят «Платон» и заживут счастливо. Но сейчас мы отменим «Платон», а вместо него придумают какой-нибудь «Плутон» или вообще налог на воздух. И что, мы каждый месяц будем проводить акции? Люди думают, что «Платон» упал с неба. Но давайте поищем, кто это сделал и кто в этом заинтересован», — отметил Расторгуев в разговоре с РБК.
В ряде регионов, в том числе в Челябинской области, дальнобойщики пытаются дистанцироваться от коммунистов, объяснил РБК лидер южноуральских протестующих водителей Кирилл Карташков. Вместе с другими водителями он надеется согласовать в Челябинске митинг, намеченный на 11 декабря. В перспективу марша на Москву он не верит и считает, что сотрудники ГИБДД все равно остановят машины.
В МВД не ответили на запрос РБК, будут ли усилены меры безопасности в связи с предстоящей акцией дальнобойщиков.
Стихийные протесты водителей фур и грузовиков начались 11 ноября, за четыре дня до запуска новой системы «Платон», через которую перевозчики теперь должны оплачивать сборы за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой более 12 т. По подсчетам РБК, бунт поддержали в более чем 70 населенных пунктах в 24 регионах. Протестующие требуют моратория на введение дополнительной платы с большегрузов минимум на три года и тестирования системы «Платон» в течение хотя бы одного года. Они настаивают, что взимание дополнительной платы с фур приведет к банкротству мелких перевозчиков и подорожанию товаров.